Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Аристотель, его место и роль в философии

Читайте также:
  1. I. Место Государственной думы в системе органов власти царской России (1905 1912 гг.).
  2. I. Предпосылки формирования философии НВ.
  3. I. Специфика русской философии
  4. I. Теория государства и права как наука. Ее место в системе юридических наук.
  5. I. Теория государства и права как наука. Ее место в системе юридических наук.
  6. II. 4. РЕАБИЛИТАЦИЯ ФИЛОСОФИИ
  7. II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА ВПО
  8. II. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
  9. II. МЕСТО ПРАКТИКИ
  10. III. Основные направления в философии НВ.

 

Аристотель - величайший философ, является создателем самой обширной научной системы из существовавших в античности. Она опирается на эмпирический материал как из области естествознания, так и из области общественных наук, который систематически собирали и накапливали его ученики. Научная деятельность Аристотеля - это не только вершина античного философского мышления, это и большой вклад практически во все тогда известные научные области: были созданы новые научные направления, он вместе с учениками систематизировал науки, определял предмет и методы отдельных наук. Аристотелем написаны более 150 научных трудов и трактатов. Их можно разделить на несколько тематических групп. К первой группе относятся работы, которые излагают наиболее существенные вопросы онтологического характера. Аристотель определял эту проблематику как первую философию (проте философиа). Позже эти работы были объединены в один трактат, который был назван "Метафизика". Следующую группу его работ представляют труды, посвященные вопросам философии природы и естественных наук - "Физика", "О небе", "О возникновении и гибели", "Метеорология", "О возникновении животных" и др. Весьма обширную группу представляют работы, посвященные проблематике обществознания. Сюда относятся этические, политические, эстетические и другие трактаты - "Политика", "Никомахова этика", "Эвдемова этика", "Риторика", "Поэтика" и др.. Выдающийся раздел его творчества представляют труды, посвященные логике и методологии, которые объединены под общим названием "Органон" (сюда относятся работы "Категории", "Об объяснении", "Первые аналитики", "Вторые аналитики", "Топики", "О софистических доказательствах") [3; 6]. Аристотель был первым, кто глубоко и систематически исследовал все доступные ему работы предшествующих мыслителей. Систематически, хотя через призму собственных воззрений, он рассматривает философские учения от древнейших мыслителей до своих современников. В этом смысле о нем можно говорить и как об историке философии. Философию Аристотель разделил на три вида: теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название «первичная философия»); практическую – о деятельности человека, устройстве государства; поэтическую. Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика [2; c. 54]. В сфере философских интересов Аристотеля были проблемы бытия, материи, проблемы души и человека, проблемы политики и государственного устройства. Больше внимание он уделял наиболее существенным вопросам философии, ядром которой он считал онтологию – науку о сущем [6]. Подводя итог развития философии своего времени, Аристотель впервые систематизировал философские категории, 10 из которых провозгласил основными и необходимыми для любой философской мысли. Этими категориями он признавал: Субстанцию, Количество, Качество, Положение, Отношение, Пространство, Время, Свойства, Пассивность и Активность. При вычленении категорий Аристотель исходил из особенностей структуры греческого языка, в котором обязательно должно быть Подлежащее (Субстанция), о котором можно сказать в измерениях количества, качества, отношения, его нахождении во времени и пространстве, наличных свойствах и его пассивную или активную форму. Не обязательно, чтобы в каждом предложении присутствовали все указанные параметры описания предмета или явления, но вне этих категорий ничего по-гречески сказать невозможно. Правда, в сочинениях Аристотеля встречаются и другие философские категории, (форма и содержание, сущность и другие), но они не считались категориями основными и необходимыми [5; c. 41 - 42]. Категории Аристотеля - великое завоевание в истории развития философской мысли. На протяжении двух тысячелетий они служили развитию, четкому выражению и анализу философской мысли. На основе своих категорий Аристотель создает науку - логику, без которой нельзя себе представить ни науку, ни философию, ни европейскую культуру вообще. Логика в свою очередь позволила Аристотелю обобщить предшествующие ему достижения и заложить основы ряду конкретных наук. Значительны личные заслуги Аристотеля в создании физики, математики, астрономии, медицины, педагогики (Аристотель был воспитателем Александра Македонского), политологии. Он был родоначальником юриспруденции, собрав и проанализировав правовые законы Греции, сравнил их с законами окружающих Грецию государств [3; 6]. Аристотель, опираясь на результаты платоновской политической философии, выделил специальное научное изучение определённой области общественных отношений в самостоятельную науку о политике. Вклад Аристотеля в историю политической мысли очень велик. Он создал новую методологию эмпирического и логического исследований, обобщил огромный материал. Его подход отличается реализмом и умеренностью. Он довел до совершенства систему понятий, которой человечество продолжает пользоваться до сих пор. Аристотель фактически являлся создателем науки этики (не только дал название науке, но и создал первую ее систематизацию) [2]. Гений Аристотеля проявил себя во всех сферах жизни античности. Аристотель был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли.

 

35. Специфика философии XVII (Ф. Бэкон, Т. Гоббс)

Философия XVII века в Западном мире рассматривается в основном как начало философии Нового времени, и отступление отсредневекового подхода, в особенности от схоластического.

Период ранней философии начала XVII века часто называют Эпохой рационализма (Age of Rationalism) и рассматривают как наследницу философии эпохи Возрождения предшественницу философии эпохи Просвещения. Некоторыми учёными, однако, этот период рассматривается как ранняя часть эпохи Просвещения.

Фрэнсис Бэкон. 1561-1626 г Бэкона можно назвать послед­ним мыслителем эпохи Возрождения и первооткрывателем философии Нового времени.

Основной задачей философии Бэкон считал конструирование нового метода познания, а целью науки - принесение пользы человечеству. Практическая направленность знаний бы­ла выражена Бэконом в известном афоризме: «Знание - сила». Фундаментом всякого познания, по оценке Бэкона, являет­ся опыт, который должен быть соответственно организован и подчинен определенной цели. Как форма умозаключения, индукция обеспечивает возможность перехо­да от единичных фактов к общим положениям.

Бэкон считал, что человеческое созна­ние не способно познать изучаемый предмет полно и точно. Серьезным препятствием на пути полного и точ­ного познания встают предрассудки.

Томас Гоббс. 1588 г. 1679 г. Работа «Левиафан». Именем «Левиафана», мифического библейского чудовища, Гоббс назвал государство, намекая тем самым на его могущество - своего рода Бога на Земле. Гносеология: методы и знаки. Большое значение, как и все мыслите­ли XVII в., Гоббс уделяет такому разде­лу философии, как теория познания -гносеология. По мнению Гоббса, главной целью познания является выясне­ние причин того или иного процесса. Познание начинается с чувственности, в чем и следует видеть первый принцип теории познания.

Человек, по Гоббсу, располагает двумя видами знаний: знанием о физических телах и знанием об именах вещей. В процессе познания, подчеркивал Гоббс, используются два противоположных метода: индукция и дедукция. Этико-философские взгляды Гоббса также опираются на те­зис о «естественном состоянии людей». По его мнению, чело­век обладает неизменной, чувственной природой, поэтому в основе нравственности лежит естественный закон - стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей.

 




Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 74 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав