Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Экзистенциальный подход в консультировании

Читайте также:
  1. II. МЕТОДЫ, ПОДХОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ
  2. II. МЕТОДЫ, ПОДХОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ
  3. II. Формационный подход к типологии государства.
  4. III. Цивилизационный подход к типологии государства.
  5. IV. Концептуальные подходы образовательных стандартов по предмету
  6. U26. Я буду зачитывать Вам высказывания, а Вы для каждого высказывания назовите магазины, которым оно подходит. Вы можете назвать любое количество магазинов?
  7. а (дополнительная). Термодинамические подходы к сущности жизни. Второе начало термодинамики, энтропия и диссипативные структуры.
  8. А) Общие принципы и подходы к изучению истории отечественного государства и права.
  9. А)Формац. и цив. Подходы в истор. Познании. Тойнби.
  10. Авторы цивилизационного подхода -А.Тойнби и О. Шпенглер

Экзистенциальная терапия основана на том, что психика динамична, и на сознательном и бессознательном уровнях у человека есть мысли, эмоции, сомнения, неуверенность, и то, как это будет взаимодействовать, прямо отражается на поведении индивида.

В экзистенциальной психологии выделяют 4 типа конфликтов:

1. между осознанием неизбежности смерти и желанием про­должать жить;

2. между осознанием собственной свободы и необходимостью нести ответственность за свою жизнь;

3. между осознанием собственного глобального одиночества и желанием быть частью большего целого;

4. между потребностью в смысле жизни и осознанием безразличия Вселенной, не предлагающей конкретных смыслов. [36].

 

Каждый из этих экзистенциальных конфликтов вызывает тревогу. В зависимости от индивида это тревога может быть нормальной, а может перерасти в невротическую. Например если человек узнает о том, что смертельно болен, и переосмысливает ценности и приоритеты, проживает свою жизнь более насыщенно и осмысленно, это нормальная тревога. С другой стороны тот же человек, со смертельной болезнью, рискующий жизнью неоправданно является примером невротической тревоги.

Первый экзистенциальный конфликт – конфликт между осознанием неизбежности смерти и желанием жить.

Если индивид осознает свою конечность, это может положительно отразиться на его развитии и жизни в целом. Однако осознание смерти вызывает сильную тревогу, поэтому человеку удобнее применить психологические защиты и отгородиться от этой тревожности.

Страх смерти присутствует у человека с раннего детства, и вместе с тем как индивид взрослеет, меняется его отношение к этому страху, а так же и психологические защиты. Дети до 5 лет, отрицают смерть. Они считают, что смерть это лишь временное явление, как сон, они уверенны в том, что дети не умирают, либо верят в волшебного спасителя. Дети от 5-9 лет так же отрицают смерть. Но они придают ей физический облик, с которым можно взаимодействовать. Ее можно победить или обмануть. Дети 9-10 лет смеются над смертью, таким образом, пытаясь показать, что не боятся ее. Подростки ведут себя беспечно, либо пытаются победить смерть в виртуальной реальности, либо проявляя делинквентное поведение. В возрасте ранней зрелости страх смерти оттесняется основными жизненными задачами, такими как овладение профессией, выстраивание взаимоотношений. И в среднем возрасте страх смерти охватывает с новой силой.

И. Ялом [31] выделил два главных механизма защиты от тревоги, в период зрелости, связанной со смертью:

1. Вера в собственное бессмертие и неприкосновенность.

Они выражаются таким образом:

- маниакальный героизм. Примером может служить смертельно больной человек, который ищет такую опасность, от которой можно было бы спастись, чтобы пересилить ту опасность, которая идет изнутри;

- самовлюбленность, нарциссизм. Тяжелое нарциссическое расстройство характера всегда сопровождается межличностными проблемами. От окружающих такие люди ожидают безусловной любви и полного принятия. Взамен дают только безразличие, равнодушие и демонстрируют свое превосходство. Такие люди, словно хотят остановить время и остаться навсегда в младенчестве под магической родительской защитой.

- агрессия и контроль. Некоторым свидетельством глубоких бессознательных страхов смерти может служить выбор профессий, связанных со смертью (военного, врача, священника, гробовщика). При ощущении обладания властью и расширении сферы контроля ослабевают лишь сознательные страхи, тогда как более глубокие продолжают действовать.

2. Вера в спасителя, который придет на помощь в последний момент. Такими спасителями могут быть люди (родитель, супруг, врач, народный целитель, знахарь). Данный защитный механизм предполагает, что человек побеждает страх смерти, таким образом, что создает в своем воображении «богоподобную фигуру», чтобы затем можно было чувствовать безопасность. Для людей с гипертрофированной верой в спасителя характерны: самоумаление/обесценивание себя, страх лишиться любви, пассивность, зависимость, самопожертвование, неприятие своей взрослости, депрессия после краха системы представлений. Если преобладает самопожертвование, индивид может быть охарактеризован как «мазохистический». [36]

Второй экзистенциальный конфликт - это конфликт между осознанием свободы и необходимостью быть ответственным за свою жизнь.

Ниже приведены психологические защиты:

· Компульсивность, которая властвует над человеком, устраняет его личный выбор и лишает его собственной свободы.

· Перенос ответственности на других людей, или внешние обстоятельства.

Загрузка...

· Отрица­ние ответственности посредством изображения себя невинной жертвой.

· Уклонение от автономного поведения.

· Патологические проявление воли и принятие решений.

Третий экзистенциальный конфликт - это конфликт между осознанием собственного глобального одиночества и желанием устанавливать контакты, искать защиту и существовать в качестве части большего целого.

Экзистенциальные консультанты выделяют три типа изоляции: межличностную, внутриличностную и экзистенциальную.

- Межличностная изоляция, обычно переживаемая как одиночество, - это изоляция от других индивидуумов. Она может быть вызвана многими факторами: географической изоляцией, недостатком соответствующих социальных навыков, конфликтными чувствами по отношению к близости, собственным выбо­ром или необходимостью.

- Внутриличностная изоляция - человек отделяет друг от друга части самого себя или не признает какую-либо из своих частей. Человек душит собственные чувства или стремления, принимает «нужно» и «следует» за собственные желания, не доверяет собственным суждениям.

- Экзистенциальная изоляция - «отделенность между индивидом и миром». В основе экзистенциальной изоляции лежит конфронтация со смертью и свободой. Экзистенциальная изоляция, вызывающая у человека сильную тревогу, способна маскироваться и часто удерживается в терпимых рамках, например, через межличностное присоединение.

К психологическим защитам от тревоги, связанной с изоляцией, относятся:

· Манипуляции другими людьми для защиты себя и использование окружающих для самоутверждения.

· Слияние с другим человеком, с группой или делом, с природой или со вселенной. Слияние как ответ на экзистенциальную изоляцию предоставляет схему, с помощью которой можно понять многие клинические синдромы (зависимость, мазохизм, садизм, сексуальные расстройства и пр.) Например, мазохистическая личность готова принести себя в жертву, терпеть боль, более того, получать удовольствие от нее, потому что боль разрушает одиночество.

· Компульсивная сексуаль­ность. Сексуально компульсивные люди обращаются со своими партнерами скорее как с объектами, чем как с людьми. Им не требуется время для того, чтобы близко сойтись с кем-либо.

Четвертый экзистенциальный конфликт - это конфликт между потребностью людей в смысле жизни и отсутствием «готовых» рецептов осмысленного бытия. Осознание того, что мир существует не для того, чтобы определять (систематизировать, упорядочивать) жизнь отдельного человека, а то и вовсе, безразличен к человеку, вызывает сильную тревогу и активизирует механизмы защиты.

По мнению экзистенциальных консультантов, человеку важно ощущать смысл жизни, будь он космический либо земной. Космический смысл подразумевает некий замысел, существующий вне и выше личности и обязательно предполагающий, какое либо магическое или духовное упорядочение вселенной. Земной смысл или «смысл моей жизни» включает в себя цель: человек, обладающий ощущением смысла, воспринимает жизнь как обладающую какой то целью или функцией, которую нужно выполнить, некой ведущей задачей или задачами для приложения себя. (Понятия «смысл» и «цель» в экзистенциальном консультировании используются как синонимы.)

Предполагается, что человек, обладающий ощущением космического смысла, испытывает и соответствующее ощущение земного смысла, то есть его личный смысл состоит в воплощении космического смысла или гармонизации с ним. Например, если глубоко верующий христианин уверен, что человеческая жизнь является частью божественно предопределенного плана, то, соответственно, смысл его жизни - понять и исполнить Божью волю. Если же на космический смысл акцентируется идея о том, что человеческая жизнь должна быть посвящена цели подражания Богу как совершенству, то цель жизни - стремление к совершенству.

Разумеется, людей чрезвычайно утешает вера в существование некого высшего целостного плана, в котором каждый индивид играет свою особую роль. Однако вследствие ослабления влияния религиозных верований современные люди все чаще сталкиваются с необходимостью найти светский личный смысл жизни. Экзистенциальные консультанты считают, что такими смыслами могут стать самотрансцендирование (альтруизм, преданность делу, творчество), гедонистическое решение и самоактуализация.

Самотрансцендирование связано с глубинной жаждой человека превзойти самого себя и устремиться к чему то или кому то вовне или «выше» самого себя, тогда как гедонизм и самоактуализация выражают заботу о собственном «я». И хотя каждый из этих смыслов наполняет человека ощущением полноты жизни, В. Франкл полагал, что чрезмерная озабоченность самовыражением и самоактуализацией приходит в противоречие с подлинным жизненным смыслом. Эту же мысль поддерживал и А. Маслоу, считавший, что полностью актуализированная личность не слишком занята самовыражением. По его мнению, такой человек обладает прочным ощущением своего «я» и скорее заботится о других, чем использует их в качестве средства самовыражения или для заполнения личной пустоты.

Ранее было сказано, что утрата смысла вызывает сильную тревогу и активизирует механизмы защиты. В. Франкл различал две стадии синдрома бессмысленности - экзистенциальный вакуум (экзистенциальная фрустрация) и экзистенциальный (ноогенный) невроз. Экзистенциальный вакуум проявляется в ряде взаимосвязанных феноменов: переживании пустоты, преобладающем чувстве скуки, неудовлетворенности жизнью, негативным эмоциональным фоном, отсутствии четких представлений о направлении собственной жизни и непринятии целей и смыслов других людей.

Экзистенциальный невроз характеризуется возникновением неспецифической клинической симптоматики и проявиться в формах депрессии, навязчивости, девиантного поведения, гипертрофированной сексуальности или безрассудства, во всех этих случаях сочетаясь с блокированной волей к смыслу. В числе других неспецифических следствий экзистенциальной фрустрации можно назвать такие проявления дезадаптации как неврозы, суициды, алкогольная и наркотическая зависимость.

Психологические защиты от тревоги, связанной с бессмысленностью, имеют общую черту - погружение в деятельность, отвлекающую от осмысления жизни:

· Компульсивная деятельность характеризуется маниакальным упорством в ка­кой-либо деятельности. Например, в получении удовольствия, зарабатывании денег, обретении власти, признания, статуса;

· Крусадёрство (идеологический авантюризм) характеризуется сильной склонностью выискивать для себя эффектные и важные предприятия, чтобы затем погрузиться в них с головой. Например, «профессиональные демонстранты», хватающиеся за любой повод «выйти на улицы», почти независимо от содержания выступления.

· Нигилизм характеризуется убеждением в отсутствии смысла и активностью, направленной на обесценивание либо дискредитирование деятельности, имеющую смысл для других, например, к любви или служению.

 

Экзистенциальная тревожность, это сложное понятие, но существует метод экзистенциальной психотерапии – современный метод, уделяющий приоритетное внимание тому, как человек переживает столкновение с так называемыми "данностями" или "парадоксами" своего существования: неизбежностью смерти, свободой и ответственностью, экзистенциальной изоляцией и бессмысленностью. Они являются своеобразными рамками или пределами, в которых строится вся жизнь человека.

Рассмотрим обстоятельство в "Случае Элен Вест" (Людвиг Бинсвангер). В этом случае он имел в своем распоряжении необычное изобилие спонтанных и сразу же понимаемых вербальных проявлений, таких, как самоописания, записи сновидений, дневник, стихотворения, письма, автобиографические заметки, рисунки. Прежде всего, наша задача состоит в том, чтобы убедиться, что действительно имеют в виду наши пациенты под своими вербальными выражениями. И тогда мы сможем понять, каким образом строится связь экзистенциальной структуры через целостную структуру и наоборот, под целостной структурой мы имеем ввиду виденье мира отдельно взятого человека (индивида), и с помощью экзистенциальной структуры, зная, что имеется ввиду под экзистенциальной тревожностью, мы можем увидеть мир этого индивида и так как он видит его сам и со стороны реальности. Таким образом, наконец разобраться – в чем причина этой тревожности и при каких обстоятельствах или условиях это сложилось и в дальнейшем проявляется при определенных событиях.

«Одно из самых впечатляющих достижений экзистенциального анализа показывает, что даже в области субъективности нет ничего случайного, что существует определенным образом организованная структура, в которой каждое слово, каждая мысль, рисунок, действие или жест получает свой особый отпечаток – инсайт, которым мы непрерывно пользуемся в экзистенциально-аналитических интерпретациях теста Роршаха или Тесте словесных ассоциаций»[ ].

Связи истории жизни тоже играют важную роль, но, как мы скоро поймем, совсем не такую, как в психоанализе. Для психоанализа они – цель исследования, в экзистенциальном анализе они просто предоставляют материал исследования.

Для первого понимания или примера, возьмем случай молодой девушки , которая в возрасте пяти лет пережила неожиданный приступ тревоги и слабости, случившийся когда при катании на коньках ее каблук, примерзнув к металлическому основанию, оторвался от ботинка. С тех пор девушка, которой сейчас 21 год, страдала приступами непреодолимой тревоги, когда от ее туфель отрывался каблук, или когда кто-нибудь наступал ей на пятки, или только говорил о каблуках. В таких ситуациях, если она не могла уйти, то чувствовала головокружение, тошноту. (Viz. "Analyse einer hysterischen Phobie", Jahrbuch Bleuler und Freud, III.) [ ] .

Психоанализ ясно и убедительно доказал, что за страхом потери каблука были спрятаны фантазии рождения – фантазия ее собственного рождения и последующего отделения от матери, а также фантазия рождения ее ребенка. В разнообразных нарушениях непрерывности, которые психоанализ определил как пугающие для девушки, самым страшным и основным был разрыв матери и ребенка. Каждый из нас переживал "травму рождения", но только у некоторых при потере каблука развивается истерическая фобия. В данном случае мы можем выйти за пределы данной фантазии и понимание миро-мира со стороны этой девушки, и исследовать этот миро-проект, который делает возможным существование этих фантазий и фобий.

Ответом к нашему отдельно взятому случаю, служит категория непрерывности, непрерывной связи и удержания. Она вызывает ужасное ограничение, упрощение и истощение содержания мира - это и вызывает сильнейший страх нарушения непрерывности, разрыва, отделения, страх быть отделенной, оторванной. Вот почему отделение от матери, переживаемое всеми как самое важное отделение в человеческой жизни, стало таким важным, что любая ситуация отделения рассматривается как символ страха отделения от матери, а затем она активирует фантазии и мечты. Если случится что-то новое и непрерывность разорвется, то результатом может быть только катастрофа, паника, приступ страха. Тогда мир рушится, не остается ничего, что могло бы его поддержать. Внутренняя зрелость человека, и его виденье себя в будущем времени замещается преобладанием прошлого, того, что уже было.

Для того, чтобы позволить принять элемент как неожиданность – это качество времени, которое нарушает непрерывность, разрубает ее на части, выбивает раннее существование из его колеи и выставляет его перед ужасностью, перед голым страхом, нужно, чтобы весь мир остановился, ничто не должно происходить, ничто не должно изменяться. Все должно остаться как есть. Это и есть приступ страха (тревоги).

Ни потеря каблука, ни внутриутробные фантазии, ни фантазии рождения не объясняют возникновения фобии. Скорее, они обрели такое значение, потому что привязанность к матери означала для существования ребенка, что для маленьких детей естественно, связь с миром. Случай на катке приобрел свою травматическую значимость из-за того, что мир неожиданно изменился, открылся со стороны неожиданности, со стороны чего-то совершенно нового, отличающегося. Для всего этого не было места в детском мире; оно не могло войти в ее миро-проект; оно всегда оставалось снаружи; им нельзя было управлять. Форма того миро-проекта сначала должна была создать условия для возможности случая на катке, чтобы он был пережит как травматический.[]

Мы можем сказать, что этот, случай не единственный. Мы знаем, что страх может быть связан с разными видами нарушения непрерывности; например, он может появиться как ужас при виде отрывающейся пуговицы, висящей на нитке, или разрыве нити слюны. Какими бы ни были события истории жизни, с которыми связан этот страх, мы всегда имеем дело с одним и тем же опустошением бытия в мире, его сужением до одной категории непрерывности. На самом деле оно вовсе не объективное целое, но целое в смысле единства миро-проекта.

На основании этого, мы можем сделать вывод, что, мы никогда не должны отделять "страх" от "мира", и мы должны помнить, что страх всегда возникает тогда, когда мир становится шатким или угрожает исчезновением. Чем более пустой, простой и ограниченный тот миро-проект, с которым связано наше существование, тем скорее появится страх и тем сильнее он будет. Мы должны строго разграничить исторически - и ситуационно-обусловленную точку прорыва страха и экзистенциальный источник страха. Фрейд провел похожее различение, когда он дифференцировал фобию как симптом и собственное либидо пациента как действительный объект его страха. Но, мы не считаем, что человек боится собственного либидо, мы утверждаем, что, источник страха – само существование.

 

Выводы по первому разделу:

1. Экзистенциальная психология представляет собой оригинальное направление в теоретической и прикладной психологии, обладающее четкой спецификой, своей теорией и методологией и отличающееся философской глубиной и ориентированностью на анализ ключевых проблем и ситуаций человеческой жизни.

2. Основными представителями направления экзистенциальной психологии являются Д.А. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Р. Мэй, В.Франкл, Э.Фромм.

3. Экзистенциальная психология не противопоставляет себя другим подходам в психологии, а стремится конструктивно взаимодействовать с ними. Хотя приверженцев у нее не слишком много в силу ее глубины и сложности, положение ее как научной школы представляется весьма устойчивым.

4. Экзистенциальная психология – это актуальное направление современной психологии, имеющая различные подходы способные дополнить существующие направления прикладной психологии, которых интересуют вопросы человеческого существования.

1. В период ранней зрелости личность утверждается во взрослой жизни, строит отношения, осваивает выбранную профессию, определяет свое отношение к общественной жизни и своей роли в ней, что непременно ведет к всякого рода тревожным состояниям, страхам и фобиям.

2. За всеми перечисленными страхами и тревожными состояниями стоит, в большинстве, неосознанная экзистенциальная тревожность. В период ранней зрелости, без помощи специалиста, индивиду тяжело осознать это, а значит, и справиться с тревожными состояниями. Проблема заключается в том, что часто люди просто не знают, что у них есть возможность выбора: бояться или перестать бояться.

3. Тревожные состояния основаны на страхах: страхе быть отвергнутым, страхе не соответствовать определенному уровню, страхе унижения, страхе смерти и других. Чем больше внимания они уделяют своему страху, тем больше пугаются. Чаще всего люди просто не знают, что имеют возможность выбора и могут повернуть тревожность вспять. Люди испытывают стресс, продолжая прокручивать негативные образы и вырабатывать негативные чувства. Однако страх можно одолеть, если начать осознавать свои чувства ими.

 

 


Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 25 | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2019 год. (0.029 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав