Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Философский взгляд В.С. Соловьева.

Читайте также:
  1. Q]3:1: Взгляды какого крупного историка, открывшего в дальнейшем археологический памятник эпохи бронзы «Бегазы» были объявлены лженаучными в послевоенный период?
  2. Q]3:1: Какие взгляды были у казахской либерально-демократической интеллигенции на Указ царя от 25 июня 1916 года?
  3. Альтернативный взгляд на Интернет-адикцию
  4. Анализ взглядов на классификацию экспертиз. Различные основания классификации судебных экспертиз.
  5. Антропосоциогенез. Религиозный, естественнонаучный и философский подходы к рассмотрению проблемы.
  6. Аристотель. Основные философские взгляды
  7. Богословские взгляды св. Василия Великого
  8. Богословские взгляды св. Григория
  9. Богословские взгляды св. Григория Нисского
  10. В.Д. - это официальная система взглядов на ее национальные интересы, принципы, средства и способы их реализации и защиты от внутренних и внешних угроз.

Выдающийся русский философ Владимир Соловьев (1853 — 1900).

Эволюция философских взглядов Соловьева включает три основных периода. Первый период — начало 80-х гг. — посвящен исследованиям в области теософии, основными работами являются “Чтения о Богочеловечестве” (1877 — 1881), “Религиозные основы жизни”(1882 — 1884). Во втором периоде (примерно до 1890 г.) Соловьев исследует проблему теократии, создания справедливого государства, которое осуществит христианские идеи в общественной жизни (“История и будущность теократии” (1885 — 1887), “Россия и Вселенская церковь” (1889). Третий период — исследование проблем теургии, связанных с мистическим искусством, которое, руководствуясь божественной истиной, творит новую жизнь. Основные работы периода — “Смысл любви” (1892 — 1894), “Оправдание добра” (1895). Необходимо отметить, что на протяжении всего творчества Соловьева одно из центральных мест для него всегда занимала проблема Софии.

СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853—1900) — философ, поэт, публицист. Сын выдающегося историка С. М. Соловьева. Высшее образование получил в Московском университете. В 1874 г. защитил в Петербурге магистерскую диссертацию «Кризис западной философии». Сочинения Соловьева: «Критика отвлеченных начал» (1880), «Чтения о богочеловечестве» (1877—1881), «История и будущность теократии» (1885—1887), «Россия и вселенская церковь» (1889), «Оправдание добра» (1897—1899), «Три разговора» (1900) и др. Основу философии Соловьева составили разработанные им понятия Всеединства, Добра и его воплощений, богочеловечества, Софии. Онтологические, этические, социологические и историко-философские взгляды Соловьева нашли наиболее систематическое выражение в труде «Оправдание добра. Нравственная философия». Должное содержание или смысл человеческой жизни Соловьев видит в осуществлении человеком, обществом и человечеством в целом идеи Добра. Добро трактуется онтологически как высшая сущность, получающая воплощение в различных формах — от индивидуального бытия человека до истории человечества. Воплощение Добра в человеческой природе проявляется прежде всего в первичных данных нравственности: чувствах стыда, жалости (сострадания) и благоговения. Испытывая стыд по отношению к низшему в себе, человек стыдится своей животной природы, порабощенности грубым материальным миром. Стыд есть свидетельство человеческого достоинства: «Я стыжусь, следовательно существую, не физически только, но и нравственно». Чувство жалости — корень этического отношения к другим людям и всем живым существам. Благоговение или преклонение перед высшим составляет нравственную основу религии. Благодаря наличию первичных данных нравственности люди способны видеть различие между добром и злом, вырабатывать и воспринимать моральные нормы, формулировать учение о нравственности. Согласно Соловьеву человек в своем разуме и совести (а не во всех своих поступках и жизнепроявлениях) есть безусловная форма для Добра как безусловного содержания. Его право и долг — оценивать с точки зрения соответствия идее Добра не только собственное поведение, но и те общественные образования, в которые он включен. Эти образования есть исторические образы Добра, и человек должен участвовать в их жизни и соответствовать их требованиям лишь в той мере, в какой эта жизнь и эти требования являются воплощениями Добра. Соловьев не принимал противопоставления личности и общества. Человек для него — существо лично-общественное. Соловьев различает три основных формы организации человеческого общества: 1) родовая форма; 2) национально-государственный строй; 3) всемирное общение жизни. Последняя из этих форм есть осуществление идеи всеединства — идеал будущего, когда в «действительном нравственном порядке» будут преобразованы и воссоединены все элементы бытия, содержащие даже в своем несовершенном состоянии «искру Божества». Соловьев много размышлял о возможных путях достижения богочеловечества и о роли России в этом процессе. В конце 70-х гг. он выдвигал идею России как «третьей силы», свободной от недостатков и ограниченностей двух других — «восточной» (чрезмерно подчиняющей личное начало общему) и «западной» (утверждающей чрезмерную независимость частного от общего). Третья сила должна «примирить единство высшего начала с свободной множественностью частных форм и элементов». Впоследствии Соловьев отказался от противопоставления России «западной силе». В «Русской идее» (лекция, прочитанная в Париже в 1888 г.) он резко критикует русскую церковно-государственную и национальную политику, утверждает необходимость подчинения национального начала задачам служения России «во благо всего христианского мира». В таком подчинении виделся Соловьеву смысл русской идеи. Выступления Соловьева конца 80-х гг. дали повод говорить о нем как о стороннике главенства католической церкви над православной. Однако позже Соловьев рассматривал все христианские церкви как исторические образы Добра, стремясь быть объективным в характеристике их достоинств и ограниченностей. В теоретико-познавательных работах Соловьева раскрывается гносеологический аспект его концепции всеединства. Истина понимается как «сущее всеединое». Познать вполне один предмет так, как он поистине есть, — значит познать все, ибо «в своем истинном определении всякий предмет связан со всем в единстве, или есть единство себя и всего».

 




Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 31 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав