Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Вопрос 3. Русский космизм

Читайте также:
  1. IV. Переведите на русский язык предложения, обращая внимание на формы инфинитива.
  2. V. В следующих предложениях подчеркните Participle 1 и Participle 2 Переведите предложения на русский язык.
  3. V. В следующих предложениях подчеркните Participle 1 и Participle 2. Переведите предложения на русский язык.
  4. VI. Переведите предложения на русский язык, подчеркните Complex Subject.
  5. VI. Прочитайте и устно переведите на русский язык весь текст.
  6. VI. Прочитайте и устно переведите на русский язык весь текст. Перепишите и письменно переведите абзацы 1, 2.
  7. VI. Прочитайте и устно переведите на русский язык весь текст. Перепишите и письменно переведите абзацы 2, 3.
  8. VI. Прочитайте и устно переведите на русский язык весь текст. Письменно переведите абзацы 1,3.
  9. XIV. Укажите номера предложений, в которых инфинитив переводится на русский язык именем существительным или неопределенной формой глагола.
  10. А. С. Пушкин и русский оперный театр

(продолжительность – 20 минут)

 

Русский космизм – одно из самых самобытных направлений отечественной философской мысли, аналогов которому нет на Западе. В начале 21-го века его идеи стали, пожалуй, ещё актуальнее, чем сто лет назад, поэтому стоит подробнее остановиться на этом оригинальном течении.

Русский космизм можно понимать широко, как целый поток русской культуры, включающий не только философов и учёных, но и поэтов, музыкантов, художников. В более узком смысле слова космизм есть синтез философских и научных учений, объединённых общим представлением о взаимосвязи и взаимодействии, взаимодополнительности и взаимонеобходимости Человека и Природы, Человечества и Вселенной. Человек воспринимается в космизме не как случайный продукт эволюции, но как необходимая часть природы, призванная преобразовать весь Космос на началах разума, гармонизировать отношения между человеком и человеком, человеком и обществом, человеком и Миром.

По мнению С.Г. Сёменовой, основная идея русского космизма – идея «активной эволюции», т.е. необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум, и нравственное чувство берёт, так сказать, штурвал эволюции в свои руки. Речь, по сути, идёт о расширении прав сознательно-духовных сил, об управлении духа материей и её силами, об одухотворении мира и человека. Космическая экспансия – лишь одна из частей этой грандиозной программы[16].

Русским космистам принадлежит множество научных открытий и достижений, грандиозные планы переустройства мира и пророческие предсказания будущего землян, однако началом и целью их изысканий были проблемы нравственные. Преобразование Вселенной, обуздание природы, освоение Космоса составляют лишь средство для увеличения в мире количества Добра, преодоления и уничтожения страданий, морального совершенствования людей. Именно здесь, в сфере нравственности, кроется глубинное зерно русского космизма, объединяющее это философское течение со всей русской культурой, с традицией поиска Добра, Правды и Справедливости.

Космизм не является философской школой, которая исходила бы из учения одного мыслителя. Это широкий интеллектуальный поток, в котором сосуществуют различные философские мировоззрения. Между ними есть много общего, есть сквозные идеи, пронизывающие их и объединяющие в одно целое. Однако каждое из них самобытно, не сводимо и не выводимо из другого. Часто они решают одни и те же проблемы, но решают по-разному. Мораль их едина, ибо основывается на гуманизме, на триединстве веры, любви и надежды, обращённых к человеку и его будущему. И всё же нравственные убеждения русских космистов глубоко различны, усматривают смысл человеческой жизни в решении совершенно разных задач, однако задачи эти поистине космического масштаба: воскрешение предков, уничтожение страдания в мире, созидание ноосферы.

На наш взгляд, наиболее оригинальные учения и идеи в рамках русской космической философии были созданы и обоснованы Н.Ф. Фёдоровым, К.Э. Циолковским, В.И. Вернадским. Рассмотрим последовательно основные идеи этих мыслителей.

Николай Фёдорович Фёдоров (1829 – 1903) родился незаконнорождённым сыном князя П.И. Гагарина, но воспитывался в семье дяди К.И. Гагарина. Закончил Тамбовскую гимназию, затем преподавал историю и географию в Липецком, затем Богородском (ныне г. Ногинск) уездных училищах. С 1869 г. и до конца жизни Фёдоров работает на скромной должности библиотекаря: сначала в Чертковской библиотеке, затем в Румянцевском музее (ныне – Библиотека им. В.И. Ленина в Москве).

С молодости Фёдоров вёл аскетический образ жизни: занимал крошечную комнатку, спал 4-5 часов в сутки на непокрытом горбатом сундуке, пища его состояла из чая с чёрствыми булочками, сыра или солёной рыбы. Своё скромное жалованье он раздавал бедным.

При жизни Фёдоров практически не публиковал свои работы, но, несмотря на это, его, скромного библиотекаря, знала вся московская интеллигенция, о нём ходили легенды[17]. Он переписывался и был лично знаком с Ф.М. Достоевским, Л.Н. Толстым, В.С. Соловьёвым, оказал значительное влияние на их философское и художественное творчество.

Основным злом человеческой жизни Фёдоров считает смерть, все же остальные беды и страдания человечества производны от смерти. Преодоление зла смерти есть главная задача, «общее дело» всех людей. Возможность решения этой задачи связана с тем, что «смертность не изначальна; она не представляет безусловной необходимости».

Существующее состояние мира, которое Фёдоров характеризует как «глубоко небратское», не может быть преодолено одномоментно, для этого потребуются длительные усилия всего человечества по преобразованию реальности: как внешней, природной, так и внутренней, духовной. Эта работа по преобразованию мира и есть «общее дело» землян.

Овладение стихийными силами природы есть первый этап перестройки мира на разумных началах. Регуляция природы есть принципиально новый этап эволюции. Если эволюция – прогресс невольный, страдательный, пассивный, то регуляция – сознательно-волевое преобразовательное действие, осуществляемое «существами разумными и нравственными, трудящимися в совокупности для общего дела». Регуляция включает в себя разумное управление природой, в частности, управление климатом и погодой, движением Земли, овладение энергией Солнца и поиск новых источников энергии, переустройство организма человека, выход в космос и управление космическими процессами.

Пиком регуляции, в котором фокусируются все её усилия, является победа над смертью, установление бессмертного порядка бытия, воскрешение всех ранее живших на земле людей. Воскрешение предков – центральная задача «общего дела». Оно выступает и как естественнонаучная проблема, и как высший моральный долг «сынов» (так Федоров именует всех потомков) по отношению к «отцам» (т.е. к предкам). Воскрешение понимается Фёдоровым как апокатастазис, т.е. как всеобщее спасение: у него нет разделения на избранных к вечному блаженству и проклятых на бесконечные муки.

Воскрешение для Фёдорова – высший нравственный долг достигшего бессмертия человечества. Нужно, чтобы «все рождённые поняли и почувствовали, что рождение есть принятие, взятие жизни от отцов, т.е. лишение отцов жизни, откуда и возникает долг воскрешения отцов, который сынам даёт бессмертие»[18].

Из идеи всеобщего воскрешения необходимо вытекает задача освоения космоса, поскольку очевидно, что земной шар не сможет вместить и прокормить десятки миллиардов всех когда-то живших, а теперь воскресших людей. По мнению Фёдорова, «отказавшись от обладания небесным пространством, мы должны будем отказаться и от разрешения экономического вопроса… и, вообще, от нравственного существования человечества»[19].

Научная деятельность Константина Эдуардовича Циолковского (1857 – 1935) отличалась необыкновенной широтой. Он внёс неоценимый вклад в космонавтику: обрисовал контуры космической ракеты и вывел уравнение её движения, предложил целый комплекс изобретений в области ракетно-космической техники, дал прогноз освоения межпланетного пространства. Менее известны его работы в области воздухоплавания, авиации, аэродинамики, биологии, астрономии, механики. Сорок с лишним лет он учительствовал в школе, воспитав за это время более 2 тысяч учеников.

Циолковский известен не только как учёный, но и как создатель оригинальной философской концепции, главное место в которой занимали мечты, порой совершенно утопические и далёкие от реальности, мечты о будущем.

Константин Эдуардович называл себя «чистейшим материалистом», считая, что в мире существует только материя в различных своих проявлениях. Основным свойством материи является чувствительность, под которой понимается «человеческое или животное чувство радости, боли, страдания, спокойствия». Чувствительность придаёт смысл жизни и космосу: «Если бы космос или его части не радовались, то что было бы в нём толку. Тогда он всё равно как бы не существовал. Кому он тогда нужен, если он только сложная машина»[20]. Чувствительность присуща всей материи, в том числе материи мертвой, неорганизованной, иначе Вселенная не будет единым целым.

В отличие от Фёдорова, Циолковский не допускает индивидуального бессмертия человека, для него бессмертен только атом, этот безликий «гражданин Вселенной», но не личность, не душа конкретного индивида.

Существующую земную жизнь Циолковский оценивает негативно – как весьма несовершенную. «Настоящее… очень печально: существа едва вышли из пелёнок, едва выделились из звериного бытия и составили группу человечества. Почти все звериные задатки ещё крепки и приносят свои ужасные плоды в форме самоистребления и всякого рода бедствий. Только разум людей воссиял односторонне, дал познание природы, но не дал сил одолевать звериные инстинкты»[21]. Однако будущее человечества видится Циолковским в оптимистических тонах. Двигаясь по пути нравственного, физического и технического прогресса, человечество сольётся в единое целое и будет управляться единым разумом. Здоровье людей улучшится, продолжительность жизни станет почти бесконечной: «умирать будут только по собственному желанию». Благодаря техническому прогрессу облик Земли изменится до неузнаваемости: дикая природа уступит место окультуренной, пустыни сделаются плодородными, океаны постепенно превратятся в ледники, атмосфера исчезнет, оставшись лишь в оранжереях и жилищах человека. Прекратятся не только муки человека, но и муки животных, которых не станет, исчезнут все вредные бактерии. Размножение человека будет чудовищным, он заполонит всю Землю, поэтому «начинается усиленный искусственный отбор, который выражается только в том, чтобы давать возможность быстро размножаться самым совершенным особям»[22].

Человечество осваивает и заселяет сначала Солнечную систему, затем – всю остальную Вселенную, уничтожая при этом несовершенные формы жизни и заменяя их высшими разумными существами. Само человечество не останется неизменным, а через миллиарды миллиардов лет превратится в лучистую энергию.

Подобный проект переделки мира трудно не назвать чудовищным, однако он закономерно вытекает из этики Циолковского. Для него первичной и самоценной реальностью выступает не человек, не его свобода, а наделённый чувствительностью атом, стремящийся стать разумным, уничтожить страдание, неразрывно связанное с низшими формами жизни, насильно насадить во всей Вселенной высшую разумную жизнь. Конечная цель жизни атома состоит в вечном блаженстве, понимаемом в духе буддизма как нирвана, как отсутствие страданий.

По мнению Н.К. Гаврюшина, из философии Циолковского невозможно устранить эту «теорию разумного эгоизма», требующую уничтожения «несовершенных» форм животной и растительной жизни – ни много, ни мало, как всех млекопитающих и тропической природы. «Страдающего убей» -- такова самая краткая формула космического пути к «вечному блаженству» вездесущего неуничтожимо чувствующего атома, безродного и беспамятного «гражданина вселенной»[23]. Удивительно, что сам Циолковский не понимал жестокости своей позиции и искренно считал, что его этика «имеет общее со взглядами галилейского учителя».

Если Фёдоров и Циолковский были мыслителями-одиночками, вели аскетически-уединённый образ жизни, не занимали никаких должностей в научной иерархии, пришли к своим выдающимся выводам через самообразование, то Владимир Иванович Вернадский (1863 - 1945) предстаёт личностью совершенно иного плана.

В.И. Вернадский родился в семье профессора политической экономии и статистики И.В. Вернадского, получил блестящее образование в Харьковской гимназии и на естественном отделении физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Вернадский много путешествовал по России, изучая её природные особенности, стажировался в Мюнхене, Лондоне, Париже. В 26 лет становится приват-доцентом Московского университета, в 35 лет он уже профессор, в 43 года – академик. Вернадский активно занимался организаторской и научной деятельностью: в 1905 году избирается членом ЦК партии кадетов, в 1906 г. делегируется в Государственный Совет от Академии наук, в 1914 г. назначается директором Геологического и Минералогического музея Академии наук в Петербурге, в августе-ноябре 1917 г. участвует в работе Временного правительства как товарищ министра просвещения, в 1918 г. организует Украинскую Академию наук и становится её первым президентом, в сентябре того же года становится ректором Таврического университета в Симферополе.

Вернадский не принял Советскую власть, но и не эмигрировал, хотя имел для этого все возможности. В тяжелейших условиях сталинской эпохи, несмотря на низкопробную критику своих работ, сопровождавшуюся навешиванием ярлыков «идеалиста», «мистика», «виталиста», на запрет публикации основополагающих трудов, он продолжал научные изыскания, открыто выражая свою оппозиционность правящему режиму. Удивительно, но в 1943 г. этот «идеалист» и «мистик» был удостоен за свои научные заслуги Сталинской премии!

В мае 1921 г. в Петрограде Вернадский читает небольшой курс из восьми лекций под общим названием «Начало и вечность жизни». Их задача – доказать вечность жизни. Согласно Вернадскому, идея начала – предвзятая идея, опирающаяся на господствующую вот уже 5 тысяч лет иудео-христианскую традицию. В действительности данные наблюдений доказывают безначальность жизни на Земле. Никакими опытами нельзя получить живое из косной материи. Также и геологическая история показывает, что жизнь существовала всегда. «Признавая биогенез, согласно научному наблюдению, за единственную форму зарождения живого, неизбежно приходится допустить, что начала жизни в том Космосе, какой мы наблюдаем, не было, поскольку не было начала этого Космоса. Жизнь вечна постольку, поскольку вечен Космос, и передавалась всегда биогенезом»[24].

Живое вещество, под которым понимается совокупность всех живых организмов, образует вместе с окружающей средой обитания цельную систему, называемую биосферой. Последняя на определённом этапе своей эволюции порождает человека как инструмент самопознания и, прежде всего, самопреобразования. Возникает ноосфера, сфера разума, стихийная эволюция сменяется сознательно управляемой. Человечество превращается в ведущую геологическую силу, благодаря разуму его воздействие на биосферу огромно. Могущество человека предполагает и колоссальную ответственность разумных существ за будущее Земли, за будущее всего Космоса, ведь если мы не совладаем с демоническими силами, созданными собственным разумом, то в своём «падении» мы увлечём за собой и всю космическую эволюцию, магистраль которой проходит через жизнь и сознание.

В статье «Автотрофность человечества» (1925) Вернадский задаётся вопросом о судьбе человечества по мере освоения им поверхностной оболочки планеты. В конце концов, считает Вернадский, человечество должно достичь автотрофности, т.е. способности синтезировать пищу подобно зелёным растениям – непосредственно из солнечной энергии.

Мировоззрение Вернадского наполнено оптимизмом: человеческий разум также не случаен и необходим, как и жизнь, ему принадлежит будущее, огромные перспективы развития.

 

ВЫВОДЫ по 3 вопросу:

 

1. Русский космизм внёс значительный вклад в мировую философскую и научную культуру. Космисты в общем и целом верно предугадали будущность цивилизации, связанную с активным вмешательством человечества в природные процессы.

2. Русский космизм – оптимистическая, жизнеутверждающая философия. Ему не свойственны апокалиптические настроения, характерные для русской религиозной философии конца 19-го – начала 20-го века (в частности, для В.С. Соловьёва, Н.А. Бердяева). Нельзя сказать, что космисты не чувствовали тревоги перед будущим, не испытывали страха перед техникой, не видели опасных последствий переделки природы. Конечно, и чувствовали, и испытывали, и видели, однако же верили, что в конечном счёте восторжествует Добро, Разум, Справедливость.




Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 31 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав