Читайте также:
|
|
Теперь, благодаря недавно найденной фотографии, сделанной за два или три года до смерти Шопена, мы знаем, как он в действительности выглядел: рано состарившийся человек с выражением лица, свидетельствующим о болезненности и изнуренности; с черными локонами, прикрывающими его лоб.
К сожалению, полтора столетия назад не было сделано пусть хоть несовершенной фотографии, которая запечатлела бы фортепианную игру Шопена. Но у нас есть множество описаний и музыкальных рецензий на шопеновские концертные выступления. Те, кто слышал его, довольно подробно характеризуют поэтичность и тонкость шопеновских интерпретаций, рассказывают о необычайной беглости его пальцев. Шопен никогда не был виртуозом, его рояль никогда не громыхал. Однако, согласно свидетельствам современников, Шопен был способен производить звучания, наполнявшие весь зал. В личности Шопена было также нечто гипнотическое, что завораживало публику и подавляло непроизвольный кашель и шепот.
В London and Westminster Review за апрель 1839 года было опубликовано одно письмо из Парижа, в котором описывается фортепианная игра Шопена в тот период, когда ему было около тридцати.
Само собой разумеется, Шопен, если он не чувствует себя полностью захваченным вдохновением, никогда не импровизирует. Но если вам улыбнется фортуна, и вы застанете его в какой-нибудь из таких счастливых дней, если вы понаблюдаете за мимикой его вдохновенного лица и необычайной беглостью его пальцев, которые кажутся не имеющими суставов, если вы расслышите, как страдают струн, вибрирующие в ваших ушах еще долго после того, как пианист убрал руки с клавиатуры, то почувствуете, будто вы пробуждаетесь от какой-то грезы. И вы спрашиваете себя, неужели этот бледный и хрупкий человек, которого вы видите перед собой, мог быть тем самым, который полностью владел вами?
Безусловно, в последние годы жизни характер игры Шопена не претерпел каких бы то ни было изменился. Отто Гольдшмидт, муж Дженни Линд, который слышал, как Шопен играл на своем последнем концерте в Париже 16 февраля 1848 года, поведал о своих впечатлениях:
Шопен был крайне слаб, но в его игре, благодаря необыкновенному разнообразию туше, которым он владел, ничуть не ощущалось той слабости, о которые кое-кто говорил, характеризуя его фортепианную игру. Он, как никто другой, мог создавать огромные нарастания звучания от предельного piano, проходя при этом через все градации звука.
La Revue et gazette musicale в заметке от 20 февраля 1848 года дает некоторое представление о обстоятельствах того сольного концерта, которому суждено было стать последним выступлением Шопена:
Концерт Ариэля пианистов событие столь редкое, что проводить его с широко распахнутыми для всех желающих дверьми не возможно. Для данного случая был составлен специальный список, но даже те, чьи имена были внесены в него, не были вполне уверены, что им удастся приобрести драгоценные билеты. Нужно было обладать определенным влиянием, чтобы быть принятыми в святилище и сделать свое пожертвование. Это пожертвование составляло луидор и никак не меньше. Но кто же не найдет в своем кошелке лишней золотой монеты, когда речь идет о том, чтобы услышать игру Шопена?
Из всего этого естественно следовало, что лучшие цветы женской аристократии в самых элегантных нарядах наполнили зал Плейель. Так же присутствовала художественная элита и любители музыки, счастливые уловить этот музыкальный сильф на крыле.
Еще один концерт Шопена объявлен на 10 марта того же года, но разразились революционные события, и концерт был отменен. Больше в Париже Шопена не слышали. Он прожил, медленно угасая и увядая, еще полтора года и умер.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 34 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |