Читайте также:
|
|
Содержание
Введение. 3
Глава 1 Предмет, объект, цели, задачи социальной философии. 5
1.1 Предмет и объект социальной философии. 5
1.2 Цели, задачи и функции социальной философии. 8
2. Современные проблемы социальной философии. 12
2.1 Проблематика диалектического и исторического материализма. 12
2.2 Проблема философского статуса социальной философии. 15
Заключение. 22
Список литературы.. 25
Введение
Социальная философия изучает общество и социальную жизнь как в структурно-функциональном плане, но и в историческом развитии. Главным предметом рассмотрения в курсе социальной философии сам развивающийся человек, взятый как представитель социальной группы или общности, т.е. в системе его социальных связей.
Предмет и объект социальной философии
Социальная философия - важнейшая область философского знания, нацеленного на осмысление состояний и процессов жизнедеятельности людей в обществе. Будучи составной и неотъемлемой частью философии, она, естественно, несет в себе все общие черты, присущие этому знанию, но одновременно имеет и ряд особенностей, отличающих ее объект и предмет исследования.
Социальная философия как философская дисциплина также изучает целое и всеобщее. Однако данная интенция в социальной философии осуществляется исключительно лишь в рамках изучения общества людей. При этом важно иметь в виду, что социальная философия не абстрагируется ни от изучения всеобщих закономерностей бытия, своеобразно проявляющихся в общественной жизни людей, ни от изучения ее специфических законов развития, отсутствующих, например, в других сферах бытия. Это значит, что социальная философия отличается от других разделов философии и различных областей обществознания тем, что она исследует всеобщие отношения социального бытия, рассматривая исторически однородную уникальность общественной жизни в качестве одной из подсистем мира, занимающей в нем специфическое место[1].
Социальная философия анализирует не только отношения и связи общества с иными сферами окружающей и охватывающей людей реальности, осмысливая общие проблемы бытия природы и человека, но изучает и специфические закономерности проявления общественной жизнедеятельности людей, которые характерны именно для нее как особой формы бытия мира в целом. Это означает, что социальная философия представляет интегральный взгляд на мир бытия людей в целом, недоступный ни одной, кроме нее, форме знания об обществе.
Таким образом, объектом познания социальной философии является не весь мир, универсум в его целостности и беспредельности изменений природы, бытия и мышления вообще, но только общество, как способ и результат взаимодействия людей друг с другом и с окружающим миром. Объект социально-философского познания - это постоянно изменяющаяся действительность общественной жизни в единстве и разнообразии всех отношений людей, сложно переплетенных случайных и закономерных причинных факторов и следствий. Соответственно и предметом социальной философии является не знание всеобщего и целого о бытии мира, возможностях и способах его осмысления, а знание всеобщего о целостности общественного (коллективного, совместного) бытия, об условиях и факторах его развития.
Социальная философия - это наиболее общая философская наука об обществе. Ее соотношение с научной философией, которая в равной мере относится к природе и обществу, есть соотношение всеобщего (общефилософской теории), а не целого и части. Особенное, как известно, неполно входит в общее, в то время как часть полностью включается в целое[2].
Как более конкретная философская категория, исторический материализм в значительной мере опирается на общефилософскую теорию и потому в нем можно выделить два ряда категорий, выступающих своеобразными эквивалентами друг друга. Один ряд составляют понятия общественного бытия и общественного сознания, образованные на основе всеобщих философских категорий, другой - общесоциологические понятия способа производства и надстройки. Общесоциологический язык, в отличие от общефилософского, позволяет дать расчлененное описание реального процесса жизни людей, выделить в нем основные моменты и стороны: производство, обмен, распределение, потребление, производительные силы, производственные отношения и т.д.
Научная социальная философия - это наиболее общая теория общества, предметом которой являются общие стороны общественной жизни: отношение общественного сознания к общественному бытию, общие законы развития родовой и индивидуальной человеческой сущности, смысл и перспективы существования человечества.
Предмет научной социально философии определяет ее структуру. В философской литературе существует несколько вариантов структуры исторического материализма, которые имеют свои основания и вызывают определенный интерес. Однако представляется, что наиболее адекватной его содержанию является двухуровневая структура. Первый уровень структуры образует изложение концепции «человека в обществе», т.е. концепции человека применительно к социальным явлениям - производительным силам и производственным отношениям, труду, собственности, общественному сознанию, классам и т.д. Иначе говоря, это изложение иерархической системы сфер общественной жизни: материальной, социально, духовной, политической и т.д.
С позиций материализма первичность общественного бытия, или способа производства, означает, что в нем заключены главные источники, причины развития общества. Это в свою очередь с неизбежностью приводит к признанию раздвоения материальной жизни на две неравнозначные стороны: труд, или целесообразную деятельность, и отношения, складывающиеся между людьми в процессе труда.
Второй уровень структуры определяется идеей единого, закономерного исторического процесса. Все сферы общественной жизни необходимо представить в виде развивающегося целостного процесса, основой которого выступает общественно-экономическая формация. Стержнем исторического процесса как закономерной смены формаций служит процесс развития человеческой сущности, поскольку первая предпосылка всякой человеческой истории - живые человеческие индивиды, их деятельность, их материальные условия жизни. Различие и единство этих двух уровней, или концепций, определяется тем, что они решают различные философские вопросы: материализм (исторический) - основной, диалектика (историческая) - второй вопрос философии.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 41 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |