Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Древнего Востока

Читайте также:
  1. II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА.
  2. IV. Архитектура Древнего Новгорода X - XIV веков.
  3. V3: Политические и правовые учения Древнего Востока.
  4. А) Историю древнего мира следует изучать, т.к. она помогает понять настоящее.
  5. Архитектура древнего мира
  6. Введение. Наука и техника древнего мира.
  7. Вопрос 1. Общая характеристика истории стран Древнего Востока. Специфика древневосточного общества и государства
  8. Вопрос 3. Города-государства Древнего Шумера в первой половине III тыс. до н.э.
  9. Вопрос 5. Философия Древнего Китая.
  10. Воспитание и обучение в странах Древнего Востока

Первые государства сложились на землях с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы в IV — III тысячелетиях до н.э. Это Шумер, Вавилон, Ассирия, Древнекитайское царство, Древний Египет – так называемые государства Древнего Востока. Теплый климат в сочетании с плодородными, легко обрабатываемыми почвами, возможность ее орошения позволяли получать значительные урожаи несколько раз в год даже при низком агрокультурном и техническом уровне земледелия. Именно прибавочный продукт являлся главным условием рождения новой экономической цивилизации. Формирование нового общества началось здесь до начала «железной революции», на основе палеолитической техники и орудий труда.

Древнейшим центром цивилизации стала территория речных долин Тигра и Евфрата — Двуречье, позже названное греками Месопотамией. Первые поселения появились здесь в VI тысячелетии до н.э, а в IV тысячелетии до н.э. на этих плодородных почвах стали возникать первые очаги земледелия. В середине IV тысячелетия до н.э. в Месопотамии расселились племена шумеров, основавших первые государства на этой территории.

В районе Двуречья с древнейших времен земледельцы выращивали множество зерновых, бобовых, бахчевых и прочих культур. Крестьяне сеяли ячмень, просо, горох, гречиху, фасоль, баклажаны, тыкву, огурцы, лук, чеснок, кунжут и т.д. Разбивались виноградники и сады, где росли яблони, инжир и другие плодовые деревья. Большую роль играли финиковые пальмы, из плодов которых делали муку, вино, сахар, уксус, из волокон пальмы изготавливали ткани. На севере выплавляли железо, свинец, олово. Достаточно рано стала развиваться торговля. Месопотамия лежала на пересечении торговых путей между Востоком и Западом.

В истории Двуречья существовали различные древние государства: Шумерское, Аккадское, Вавилония и др.

До 4500 г. до н. э. Нижняя Месопотамия, регион между Тигром и Евфратом непосредственно к северу от Персидского залива, была менее населенной, чем другие обитаемые регионы Ближнего и Среднего Востока. Ее болотистые земли, подверженные ежегодным речным наводнениям, не подходили для примитивного мотыжного земледелия эпохи неолита. Более того, земля была практически безлесной; залежи строительного камня и минеральных ресурсов также отсутствовали. Однако в течение следующего тысячелетия этот «малоперспективный регион» стал местом возникновения первой известной в истории великой цивилизации, цивилизации Шумера, с высокой концентрацией населения, многолюдными городами, монументальной архитектурой, а также с богатыми религиозными, художественными и литературными традициями, которые оказывали влияние на другие древние цивилизации на протяжении тысячелетий.

Природное плодородие черноземов возобновлялось каждый год благодаря илу, остававшемуся после весенних разливов Тигра и Евфрата. Однако полное использование потенциала этих почв требовало продуманной системы дренажа и ирригации, для которых, в свою очередь, были необходимы многочисленная и дисциплинированная рабочая сила, квалифицированное управление и надзор. Управление и надзор обеспечивал класс жрецов и воинов, которые управляли зависимым населением, состоящим из крестьян и ремесленников. Сбор дани, налогов и использование рабского труда давали правителям богатства, которые шли на строительство храмов и других общественных зданий, создание произведений искусства.

В Шумерском государстве произошло дальнейшее разделение труда и развитие системы экономической организации. Здесь высокого уровня достигло ремесленное производство: металлургия, кузнечное, гончарное и ювелирное дело и т.д. Профессиональные ремесленники полностью специализировались на производстве тканей, глиняной посуды, металлических изделий и других видов продукции. Появились, помимо прочих специалистов, профессиональные архитекторы, инженеры, врачи. Были упорядочены системы мер и весов, возникла математика и примитивные формы науки.

Развивались внутренний обмен и внешняя торговля. Это можно объяснить тем, что по государствам Месопотамии во всех направлениях проходили удобные дороги, транспортными путями служили реки и каналы, со стороны Аравийской пустыни подходили караванные пути, с моря приплывали корабли. С севера в страны Двуречья ввозили медь, драгоценные металлы и камни, древесину, строительные материалы, с юга кочевники везли скот, шерсть, кожу, из Индии — золото, слоновую кость, пряности и др. Из Шумера вывозили продукты земледелия и ремесленные изделия, в частности ковры, узорчатые ткани, холодное оружие, глиняную утварь. Он торговал с другими, менее развитыми народами, чем способствовал распространению своей цивилизации. Редкость камня, как для изготовления орудий, так и для строительства, возможно, усилила использование меди и бронзы (медь была известна еще до появления шумерской цивилизации, но недостаточный спрос на нее со стороны неолитических земледельцев препятствовал ее широкому использованию). Привозная медь, оказалась как более экономичной, так и более эффективной. Она ввозилась по морю через Персидский залив из Омана и по рекам с гор Анатолии и Кавказа. С этого времени металлургия стала занимать важное место.

Самым большим вкладом Шумера в развитие последующих цивилизаций явилось открытие письменности, которая также возникла из потребностей экономики. Самые первые города, такие как Эриду, Ур, Урук и Лагаш, представляли собой храмовые города. И экономическая, и религиозная организация сосредотачивались вокруг храма местного божества-покровителя, представленного жреческой иерархией. Члены иерархии руководили работами по осушению и сельскохозяйственным производством в целом, а также наблюдали за сбором податей и налогов. Необходимость вести учет источников податей привела к появлению простого пиктографического письма на глиняных табличках, вероятно, в районе 3000г. до н. э. Примерно к 2800г. до н. э. на основе пиктографического письма развилась клинописная система письменности, ставшая отличительной чертой месопотамской цивилизации.

Основным условием земледелия в Месопотамии являлась ирригация. Работы по созданию и очистке каналов также требовали коллективных усилий и государственного контроля. Одной из материальных основ государственной власти было регулирование водоснабжения. В рамках государственного хозяйства велся тщательный учет рабочей силы и средств производства, движения материальных ценностей качество работника (а наряду с рабами использовался и наемный труд, при котором объем выполненной работы исчислялся в человеко-днях) привело к тому, что выделялись работники полной и половинной силы, а в отдельных регионах дифференциация доходила до 1/6 части рабочей силы.

Долгое время в государствах Двуречья сохраняла большое значение сельская община. Общины состояли, как правило, из многочисленных семейных коллективов, в которых имелись даже рабы, используемые на домашних работах. Основными производителями были мелкие земледельцы.

В начале III тыс. до н.э. было образовано Аккадское царство, которое возглавлял Саргон Древний. Он объединил все города-государства Северной Месопотамии (в том числе и Шумерское государство) в крупнейшую державу на Ближнем Востоке. Это позволило создать единую ирригационную систему в долинах Тигра и Евфрата, что привело к росту продуктивности сельского хозяйства. Саргон и его преемники заметно понизили экономическую роль храмовых хозяйств, подчинив их государству. Царская собственность пополнялась также и за счет наступления на общинные земли. Разорение общины приводило к снижению эффективности сельского хозяйства, массовому обнищанию крестьян, которые все чаще попадали в, долговое рабство, становившееся наследственным, т.е. распространявшимся и на детей. В стране заметно увеличилось число рабов.

Труд рабов использовался в государственном хозяйстве на тяжелых работах. Рабы существовали и в частных хозяйствах, где их положение было намного лучше – они могли откупиться и выйти на волю. В конце тысячелетия до III тыс. до н.э. Шумеро-Аккадское царство распалось.

Но уже в Х1Х веке до н.э. на месте древних государств этого региона образовалось Старовавилонское царство, или Вавилония. Пик развития этого государства пришелся на XVIII век до н.э., когда его возглавлял царь Хаммурапи (1792 — 1750 годы до н.э.). Он подчинил Вавилонии большую часть Месопотамии, присоединил множество соседних земель. В отличие от прежних государств хозяйство было децентрализованным. Для управления обширными владениями требовалась эффективная административная система, с помощью которой можно было бы успешно руководить страной не по личному произволу или племенному праву, а на основе единых законов. Свод законов Хаммурапи содержал 285 законов управления различными сферами экономики и общественными отношениями. Он создал первую формальную систему администрирования, выработал оригинальный лидерский стиль, поддерживая в подданных образ заботливого опекуна и защитника народа. Кодекс Хаммурапи регулировал сделки между людьми и контроль над соблюдением их условий, определял минимум заработной платы, устанавливал ответственность исполнителей работы за некачественное ее выполнение (если рухнул дом и погибли жители, то строителя следовало казнить), ограничивал произвол ростовщиков (плата за ссуду не должна была превышать 20% за взятое в долг серебро и 33% за зерновую ссуду), упорядочивались арендные отношения (за аренду пашни взималась плата в 1/3 урожая, за садовые земли - 2/3), четко определялись взаимоотношения рабов и рабовладельцев.

В этот период достигли расцвета поливное земледелие, особое внимание уделялось расширению и улучшению оросительных систем, развитию ремесленного производства, которое включало большое количество специальностей. Ремесленниками считались не только столяры, плотники, судостроители, камнерезы, но и цирюльники, врачи, трактирщики, ветеринары и пр.

Большое значение имела внутренняя и внешняя торговля. Экспортными товарами были финики, кунжутное масло, шерсть, ремесленные изделия, а импортировались лес, металлы, драгоценные камни, ювелирные изделия, кроме того, ввозились рабы.

Развитие внутренней и внешней торговли привело к появлению денег. Сначала в качестве денег употребляли меха пушных зверей, скот, шкуры и т.д. Позже при обмене стали использовать деньги из металла: из него изготавливали кусочки одинакового веса, причем внешний вид этих монет был самым разнообразным. Иногда монетам придавали вид целого быка или его головы (в память о прежних «деньгах»). Потом все чаще на товары стали обменивать небольшие слитки из меди, серебра, золота. Деньги собирали, чтобы осуществлять крупные покупки — приобретать дома, землю, скот, рабов и др.

Большие запасы денег накапливались в храмах, куда их приносили не только в качестве даров, но и на хранение. Кроме того, храмы имели большие денежные поступления от своих многочисленных земельных угодий и ремесленных мастерских. Почти во всех храмах жрецы пускали деньги в рост.

Вавилония в эпоху царя Хаммурапи достигла пика своего могущества, после его смерти оно было подорвано бесконечными набегами внешних врагов. В 732г. до н. э. на Вавилонию напала Ассирия, которая подчинила ее и стала новым экономическим лидером.

В Ассирии также главной отраслью хозяйства было земледелие, наряду с которым стала играть большую роль и транзитная торговля, поскольку страна располагалась на перекрестке важнейших торговых путей. Законы способствовали сохранению общинных земель и патриархальных традиций (закабаление разоряющихся общинников происходило в форме «усыновления» и «оживления»). Господство ассирийцев продолжалось не долго, уже в конце VII века до н.э. это государство распалось и Вавилония обрела независимость. На ее месте возникло Нововавилонское царство.

Расцвет Нововавилонского царства (626 — 530 гг. до н. э.) пришелся на период правления царя Навуходоносара (605 – 562 гг. до н.э.). Снова большое внимание стало уделяться строительству ирригационных систем, храмов, висячих садов, было начато строительство Вавилонской башни (ее высота составляла 91м), произошли существенные изменения в экономике. Были расширены права рабов, многие стали получать имущественные права, землю, появилась возможность организовывать собственное хозяйство. Рабов обучали различным профессиям, они имели право заключать сделки со свободными.

В качестве денег использовалось серебро, принимавшееся по весу. Возникли «деловые дома», которые начали выполнять (наряду с другими операциями) и функции первых банков: прием и выдачу вкладов (13% годовых), учет векселей, оплату чеков, безналичные расчеты между вкладчика-ми.

В Древней Индии в основе представлений об обществе (с начала 1 тысячелетия до н. э.) лежали концепции сословной иерархии и кастовой определенности профессиональных занятий. Проблемы экономики облекались в религиозную форму и были подчинены решению социальных и политических задач. И земледелие, и скотоводство, и торговля оценивались с точки зрения пополнения государственной казны. Налоги рассматривались как содержание, даваемое царю в вознаграждение за то, что он охраняет страну от внешней опасности и внутренних смут. Регулярный сельскохозяйственный налог составлял 1/6 часть урожая. Делопроизводство отражает высокую степень разработки бухгалтерской документации со сложными вычислениями доходов, расходов, актами списания, подведением годового баланса и переносом остатка на будущий год. Сложной задачей являлась борьба с казнокрадством (в составленном уже в новую эру, но на базе более ранних источников, трактате перечислено 40 способов хищения казенного имущества).

В Китае, как и в других странах древнего мира, применялись налоги и трудовые повинности общинного крестьянства в пользу государства. Считалось, что подати не должны превышать 1/10 части урожая. Источниками процветания государства считалось земледелие и война. В 351 г. до н. э. в царстве Цинь была введена система круговой поруки в крестьянской общине,- государственная монополия на добычу и производство соли и железа. Позднее, уже в новую эру, был выдвинут ряд интересных идей об управлении.

В Парфянском царстве использовались по большей части формы учреждений и администрации, наработанные в Вавилоне и Ассирии. Но в эпоху Ахеменидов (540 — 330 гг. до н. э.) персидское государство создало: стройную податную систему, основанную на кадастре земли, высшее финансовое управление, государственную почту, систему государственных дорог. Большую роль в экономическом развитии сыграла податная и монетная система Дария 1. Дарий отнял у подчиненных князей и общин право чеканить деньги и ввел государственную монополию на чеканку золотых денег. Для каждой из 20 сатрапий была установлена определенная годовая сумма налога, которая платилась с «земли» и основывалась на ее кадастре. Это дополнялось системой натуральных поставок.

Наиболее типичным обществом азиатского типа являлся Древний Египет. Древнейшие поселения скотоводов и земледельцев в долине Нила возникли в VI — IV тысячелетиях до н.э. В IV тыс. до н.э. развивалось поливное земледелие в виде бассейновой системы орошения. В конце IV тыс. до н.э. была изобретена деревянная соха. Охотничий промысел постепенно был вытеснен скотоводством. В Египте высокого уровня достигло ремесло, египтяне научились отливать из меди топоры, ножи, кинжалы, сосуды, наконечники для стрел, глиняную посуду, обувь, значительного прогресса достигло ткацкое ремесло, египтяне стали изготавливать папирус. Повышение продуктивности земледелия и скотоводства создавало условия для социального расслоения. Из среды общинников выделилась племенная знать. Выполняя роль организатора работ и распорядителя земель, она со временем захватила власть.

Выделение общинной верхушки, усиливавшаяся дифференциация сельского населения способствовали появлению первых государств. Первые государственные образования в Египте назывались по-гречески номами. На рубеже IV — III тысячелетий до н.э. из ранее враждовавших Верхне - и Нижнеегипетского царств было создано единое государство — Древний Египет. В разные периоды население нового государства составляло от 7 млн. до 9 млн. человек

Египет занимал выгодное географическое положение. Средиземное море соединяло его с Передней Азией, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией. Нил являлся важной судоходной артерией. В Египте было много полезных ископаемых, что также способствовало экономическому развитию.

Характерной чертой Египта, как и других «восточных обществ», была высокая степень централизации экономики: централизованно распределялась основная масса произведенного продукта; общинники, работавшие на ирригационных и строительных объектах, получали инструмент и провиант из государственных хранилищ. Это было возможно только на основе строгого учета материальных и трудовых ресурсов. Важной предпосылкой такого учета была перепись населения, которая велась по сословным группам: воины, жрецы, царские земледельцы и мастера. Составлялся земельный кадастр, в котором отражались результаты осмотра и обмера государственной (царско-храмовой) земли, включая оценки норм валового сбора зерна в зависимости от типа земли, величины засеянной площади, средних норм урожайности, и числа ответственных за сбор урожая. Кроме того, существовало разветвленное ведомство по сбору налогов. В государственную (царскую) казну направлялось 22,5% урожая, за контроль над государственной землей местные храмы получали 7,5% собранного урожая. Государственные чиновники – писцы, осуществляли организацию труда мастеров и вспомогательных рабочих. Они распределяли рабочих, устанавливали нормы труда, контролировали их выполнение, выдавали зерновой паек и другие продукты питания.

Все чиновники находились в зависимости от фараона, получая от него жалованье деньгами или натурой. Часть чиновников и военачальников владела земельными участками, дворцами, слугами, но лишь до тех пор, пока состояла на службе. Фараон мог лишить их этих благ, если они становились ему неугодными. Социальное положение, богатство зависели не от природных качеств, профессионализма, предприимчивости, деловитости человека, а от близости к вершине пирамиды — чем ближе к ней, тем большими благами, возможностями, в том числе экономическими, он обладал.

Другой характерной чертой была жесткая иерархия. На вершине пирамиды находился фараон. Его абсолютная власть освящалась религией.

Кроме фараонов господствующее экономическое положение занимала общинная знать (номархи). В царских, храмовых и частных хозяйствах наряду с рабами должны были трудиться и зависимые крестьяне-общинники.

Отличительной чертой египетского хозяйства являлась также государственная собственность на землю и ирригационные сооружения, которые составляли его хозяйственную основу. Одной из причин возникновения Древнеегипетского государства как раз и была необходимость объединения сил земледельцев-общинников для строительства оросительных систем.

Государство уделяло большое внимание строительству огромных каналов, плотин, бассейнов для сезонного накопления воды. Еще в глубокой древности в Египте сложилась ирригационная система, делившая поля на «верхние» и «нижние». «Нижними» назывались поля, затопляемые во время разлива Нила, на них строили земляные запруды (дамбы) для сохранения воды. На верхние поля, куда во время разлива вода не доходила, ее приходилось поднимать при помощи колодезных «журавлей» и водяных колес. Ремонт дамб, очистка каналов, регулирование последовательности многократного полива полей, полевые работы, связанные с режимом орошения, — все это могло существовать лишь при жестком соблюдении графика, при постоянном контроле и управлении из единого центра, осуществляемых государством.

С государственным характером экономики связано и существование государственных общественных работ, к которым привлекались как рабы, так и свободные крестьяне-общинники. Государственные повинности распространялись на все население. Государство, объединив людей, сохранило прежнюю общинную обязанность — вести общее хозяйство, превратив ее в государственную трудовую повинность. Посредством общественных работ восточные правители подчинили себе свободных общинников. Каждый крестьянин должен был определенную часть года отработать на государственных работах — на полях фараона и храмов, строительстве оросительных систем, дорог, пирамид и храмов. Трудовые повинности в пользу фараона имели огромное значение для экономики Древнего Египта.

В период Среднего царства (2050 - около 1750 года до н.э.) существовала особая категория зависимого населения – обедневшие горожане и общинники, так называемые царские хему. Они должны были выполнять различные повинности в пользу фараона, получая за это только продовольствие и одежду. Они не только выполняли сельскохозяйственные работы, но и использовались в качестве слуг, музыкантов, брадобреев и пр. Существовало даже «ведомство поставщика людей» для учета людских ресурсов и распределения среди них государственных работ с тюрьмой для уклонявшихся от повинностей. Сохранились записи об организации людей в «пятерки» и «десятки» во главе с «руководителем работ». Выполнение работ хему контролировалось особыми чиновниками — «счетчиками людей».

Традиционно труд рабов играл второстепенную роль. В условиях избыточности трудовых ресурсов применение труда рабов в сельскохозяйственном производстве было бессмысленным. Рабы исполняли в основном обязанности слуг. Лишь в последний период истории Древнего Египта - в XVI - XVII вв. до н.э. - рабов начали использовать в качестве ткачей, гончаров и т.д. В то же время, в отличие от рабов античных государств, которые находились в собственности отдельных рабовладельцев и использовались только в частных интересах, эта огромная трудовая армия также применялась централизованно для государственных общественных работ.

Во всех «азиатских» общинах не было необходимости в дополнительной рабочей силе, напротив, там существовал избыток трудовых ресурсов. Поэтому почти все древневосточные государства вели строительство грандиозных культовых и светских сооружений — пирамид в Египте, башен-зиккуратов и висячих садов в Месопотамии и т.д.

Достаточно развитым было царское хозяйство, поставлявшее все необходимое для «дома фараона». Фараоны контролировали храмовые хозяйства, захватывали общинные пустоши. Расширение государственного хозяйства сопровождалось раздачей земель чиновникам и крупным военачальникам. Появились хозяйства вельмож. Их земли обрабатывали «рабочие отряды», которым выделялся тягловый скот, семена для посева.

В Древнем Египте основной отраслью было сельское хозяйство. Землю обрабатывали мотыгой и примитивным плугом. Сеяли ячмень, пшеницу, лен. Сельское хозяйство носило специализированный характер. Верхний Египет стал центром земледелия, а Нижний — скотоводства, садоводства и виноградарства. Государственным характером хозяйства определялось и положение земледельца. Он жил в собственном доме с семьей и вел хозяйство, но даже зерно для посева, рабочий скот для обработки земли он получал на время от государства. Выращенный урожай фактически находился в распоряжении государства: земледельцу оставляли ровно столько, сколько было необходимо для жизни его семьи. Большая часть шла на государственные склады.

Ремесло, как и все сферы хозяйственной жизни, носило централизованный характер. Нужно отметить, что в ремесле в течение долгого времени металл не вытеснял камень. Египтянам была известна бронза, но она была материалом для украшений и оружия, а не для изготовления орудий труда. В конце истории Древнего Египта появилось железо, считавшееся драгоценным металлом. Кроме ремесленника, работавшего дома или в собственной мастерской, существовали крупные государственные предприятия с подетальным разделением труда. Помимо стекольных, текстильных, гончарных мастерских имелись дворы «молольщиц муки», хлебопекарни, «общественные кухни», выпускавшие готовую пищу, которой, например, кормили строителей пирамид.

Успехи хозяйственного развития способствовали развитию торговли. Одним из условий развития торговли была специализация производства внутри страны: юг Египта поставлял скот, а север — зерно. Кроме того, стали эксплуатироваться завоеванные территории Ливии, Нубии, Синая. Из завоеванных стран Ближнего Востока, с Кипра, из Малой Азии вывозились готовые изделия и сырье: египетские купцы покупали там медь, золото, эмаль, слоновую кость, кожи, шерсть, древесину, олово и свинец. Разбогатевшее купечество занималось ростовщичеством. Немало богатств поступало в виде военных трофеев или дани, взимаемой с побежденных народов.

Важнейшей чертой египетского и восточного общества в целом было стремление к стабильности и неизменности во всем: экономике, социально-культурной и политической жизни. Поддержанию стабильности восточного общества служили деспотизм правителей, религия, обычаи и законы. Стремление к неизменности наложило отпечаток на развитие в Древнем Египте. Экономика почти не развивалась, постоянно воспроизводя прежние формы и отношения.

В эпоху Позднего царства (X – VI века до н.э.) Египет постепенно терял свою независимость. В 525г. до н.э. его завоевали персы, персидский период длился около двух веков. В 332г. до н.э. Египет был завоеван Александром Македонским. Период в 300 лет, когда Египет находился в составе государства Птолемеев, носит название эллинистический период. В 33 году н.э. Египет превратился в римскую провинцию.

Таким образом, для восточной модели хозяйственного развития (азиатского способа производства) характерны следующие черты:

1. Главной производительной силой общества были не рабы, а люди, считавшиеся свободными. Наличие системы патриархального рабства.

2. Государственная или государственно-общинная, а не частная собственность на землю.

3. Между государством и общинниками-земледельцами сложились отношения подданства, т.е. отсутствовали права при безусловном несении повинностей в пользу государства.

4. Соединение собственности и власти, построение общества на основе централизации и жесткой иерархии. Государство на Востоке приобрело форму «восточной деспотии», т.е. полного бесправия подданных перед лицом государства.

5. Устойчивость общины, что было связано с необходимостью создания и поддержания в должном состоянии ирригационной системы.

6. Центром экономической жизни является храмовое или царское хозяйство.

7. Нетоварный характер производства; производство было направлено на создание средств существования рабовладельцев и их рабов.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 26 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав