Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Теория происхождения государства Гоббса 3 страница

Читайте также:
  1. A) все источники доходов государства;
  2. A. теория познания
  3. b) соблюдение частными военными и охранными компаниями и их сотрудниками национальных законов стран происхождения, транзита и осуществления деятельности;
  4. B) созылмалыгастритте 1 страница
  5. B) созылмалыгастритте 1 страница
  6. B) созылмалыгастритте 2 страница
  7. B) созылмалыгастритте 2 страница
  8. B) созылмалыгастритте 3 страница
  9. B) созылмалыгастритте 3 страница
  10. B) созылмалыгастритте 4 страница

Философско-правовые воззрения изложены Г. Гегелем в его сочинениях: «Конституция Германии», «О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве», «Философия права» и «Энциклопедия философских наук».

Г. Гегель рассматривал динамику исторического развития права как процесс увеличения степени свободы. Право, как осуществленная свобода, проходит три основные ступени, названные философом «абстрактным правом», «моралью» и «нравственностью». На уровне абстрактного права свобода человека проявляется как его право владеть собственностью. На ступени морали субъект права должен уже не только обладать собственностью, но и иметь развитое правосознание, уметь оценивать свои и чужие поступки с точки зрения справедливости и законности, иметь представление о мотивационных проблемах правонарушений и преступлений. И, наконец, на уровне нравственности личность должна выказывать способность к жизнестроительству и правотворчеству, активно участвовать в деятельности гражданского общества и государства.

Г. Гегель ставит государство выше всех остальных социальных форм, считая, что только оно дает человеку возможность вести полноценную жизнь цивилизованного субъекта.

34. Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) после обучения в Гейдельберге (теологический факультет) и в Берлине (философский факультет) стал ярым сторонником и одним из лучших учеников Гегеля. Некоторое время он был преподавателем философских дисциплин, но после того, как выступлений с критикой религии (выход в 1830 г. книги "Мысли о смерти и бессмертии"), был вынужден покинуть преподавательскую деятельность. В 1837 - 1860 рр. Фейербах ведет уединенную жизнь в деревне Брукберг. В последние годы жизни он проявлял интерес к рабочему движению.
В философии Фейербах встал как новатор, весьма существенно отойдя от основного русла мыслей своих предшественников. Подробно изучив философию Гегеля, он увидел в ней "логизовану теологию". Задумавшись над причинами господства религии в общественном мнении, Фейербах пришел к выводу, что религия воплощает извечные человеческие мечты и идеалы, рисует совершенный мир и выполняет функции компенсации человеческой немощи, несовершенства, страдания. Отсюда следует вывод философа: "Религия предстает как тождественно с сущностью человека взгляд на сущность мира и человека. Но человек возвышается над своим взглядом, а взгляд над ней, одухотворяет и определяет ее, господствует над ней. Сущность и сознание религии исчерпывается тем, что охватывает сущность человека, его сознание и самосознание. В религии нет собственного, особого смысла ".
Если религия является сущностью человека, если он является свидетельством человеческой необходимости, то, по Фейербаху, следует вернуть человеку всю полноту его жизни, поднять, возвысить человека. А для того прежде всего следует признать нужны и необходимы все проявления человека, или, как говорит Фейербах, все ее сущностные силы или свойства: "Каковы определяющие черты истинно человеческого в человеке? Ум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства ". Поэтому следует повернуться лицом к природе, в том числе и прежде всего в природе человека: "В чем заключается мой" метод "? В том, чтобы через посредство человека свести все сверхъестественное к природе и через посредство природы все сверхчеловеческое свести к человеку ". Все через человека, и поэтому настоящей философией может быть лишь антропология. Фейербах требует от философии возвращения к реальному человеку, к реалиям человека, в ее действительных проявлений. Мыслит, по Фейербаху, не душа, не мозг, а человек: "Во дворцах мыслят иначе, чем в хижинах...". Если же мы возвращаемся к реальному человеку, тогда истинной диалектикой становится "не монолог отдельного мыслителя с самим собой, это диалог между Я и Ты".
На место любви к Богу Фейербах призывает поставить любовь к человеку, на место веры в Бога - веру человека в себя самого. По мнению Фейербаха, философия любви способна вытеснить религию как искаженную форму человеческого самосознания. Единственным Богом для человека возникает только и только человек. А человеческое общение с природой и себе подобными становится основным человеческим достоянием. Итак, можно констатировать, что Фейербах был не первым философом, который заметил истощение идейного потенциала классической философии. Он понял, что после того, как вся европейская философия, а с особой плодовитостью - немецкая классическая философия - высоко подняла духовную реальность и построила где-то в вышине хрустальные дворцы чистой мысли, после того, как это строительство было в важнейших чертах детализированное и завершено, оставалось только одно - вернуть все это на землю, к человеку. Фейербах заметил и то, что хрустальные дворцы - не лучшее жилье для реального человека, и попытался предложить ему нечто иное. Надо сказать, что акцентирование принципиально диалогической природы человека, роли человеческого чувства, в частности любви, нашло заинтересован отклик у многих мыслителей XIX и XX вв.

35. Артур Шопенгауэр (1788-1860) начал свою философскую деятельность в качестве приват-доцента Берлинского университета в 1820 году, причем его интересы до этого претерпели ряд метаморфоз.

Изучение естествознания, и в частности медицины, в Геттингенском университете вскоре сменилось глубоким увлечением философией Канта. В 1813-1814 годах в литературном салоне своей матери, в то время известной писательницы, он довольно тесно сблизился с И. В. Гёте, оказавшим на него большое, хотя и весьма противоречивое влияние. В том же 1813 году Шопенгауэр выступил с первым своим философским трактатом "О четверояком корне закона достаточного основания", в котором довольно резко разошелся со всей предшествующей философской традицией. В трактате, как в зародыше, предвосхищается почти вся его философия, изложенная вскоре в основном труде Шопенгауэра "Мир как воля и представление" (1818-й, издан в 1819 году).

Уже его ранние произведения отличает стиль изложения, сочетающий в себе духовидческие, пророческие интонации немецкого мистика Я. Бёме, и желчность, сарказм, мрачное остроумие, язвительность французского мыслителя Вольтера.

Лекции И. Г. Фихте, прослушанные А. Шопенгауэром в 1811 году, а также неудачное соперничество с лекционными курсами Гегеля навсегда оттолкнули философа от поприща "академического" философа, выработали в нем стойкую неприязнь к современности и ее проблемам. Отныне уединенная жизнь мыслителя становится жизненным стилем Шопенгауэра. Единственное крупное событие - бегство в 1831 году из Берлина во Франкфурт-на-Майне из-за эпидемии холеры, прошедшей по Германии и, в частности, ставшей причиной смерти Гегеля. Во Франкфурте Шопенгауэр дополняет и подробно интерпретирует основные идеи, изложенные в его труде "Мир как воля и представление", пишет сочинение, посвященное "воле в природе", а также сборники афоризмов, по-новому раскрывающих отдельные грани его учения. Много внимания он уделяет изучению буддийской философии, что сказалось на его этических представлениях.

Свое учение Шопенгауэр охарактеризовал как раскрытие тайны, которую до него не могли раскрыть другие мыслители. Разгадку тайны мира и того, что лежит в его основе, философ вынес в заглавие своего важнейшего труда "Мир как воля и представление" - все остальное, как и сам труд, он считал лишь комментарием, дополнением и уточнением этой основной идеи.

Отталкиваясь от кантовской идеи о примате практического разума, важнейшим компонентом которого была свободная, "автономная" воля, Шопенгауэр отстаивает примат воли по отношению к разуму, что означало по сути движение в антикантовском направлении. На этом пути он развил немало интересных и здравых идей относительно специфики волютивных (связанных с волей) и эмотивных (связанных с эмоциями) сторон человеческого духа, их роли в жизни людей. Критикуя рационалистическую философию за противоречащее реальной жизни превращение воли в простой придаток разума, Шопенгауэр доказывал, что воля, то есть мотивы, желания человека, побуждения к действию и сами процессы его совершения специфичны, относительно самостоятельны и в значительной степени определяют направленность и результаты разумного познания.

"Разум", как его понимала прежняя философия, Шопенгауэр объявлял фикцией. На место разума должна быть поставлена воля. Но чтобы воля могла "помериться силами" со "всемогущим" разумом, каким его сделали философы, Шопенгауэр, во-первых, представил волю независимой от контроля со стороны разума, превратил ее в "абсолютно свободное хотение", которое не имеет ни причин, ни оснований. Во-вторых, воля была им как бы опрокинута на мир, Вселенную: Шопенгауэр объявил, что человеческая воля родственна "неисповедимым силам" Вселенной, неким ее "волевым порывам". Итак, воля была превращена в первоначало и абсолют - мир стал "волей и представлением". "Мифология разума" уступила место "мифологии воли". Односторонностям рационализма были противопоставлены крайности волюнтаризма. Все многообразие окружающей действительности, все формы жизни выступили у Шопенгауэра как проявления субстанциальной воли, интуитивно, по аналогии с "познающим субъектом", переносимой из внутреннего мира на мир внешний. В человеке адекватным проявлением воли становятся его чувства, и прежде всего половое влечение, представляющее собой "настоящий фокус воли". В контексте вечно становящейся воли как воли к жизни интеллект, по Шопенгауэру, может выступать в следующих формах: как "интуиция", знающая волю; в форме слуги, "орудия" воли; в форме безвольного эстетического созерцания и, наконец, в форме сознательного противопоставления воле, борьбы с ней путем аскезы и квиетизма. Последнему аспекту, связанному с противодействием воле, посвящена этика Шопенгауэра, обосновывающая его теоретический и личностный пессимизм и мизантропию. Страдания невозможно устранить из жизни людей, поэтому освобождение от них он усматривает в аскезе, в отказе от тела как проявления воли и, наконец, в погружении индивидуальной воли в мировую, то есть превращении ее в небытие.

В шопенгауэровской философии индивид является центром самоинтерпретации, само познание носит своего рода антропологический характер, оно антропоморфно, движется от субъекта к объекту, всегда по аналогии с субъектом. Отсюда все категории противостоящего субъекту мира - пространство, время, причинность - интерпретируются философом, по сути, физиологически. Мир как представление - продукт активности мозга субъекта, не просто познающего, но прежде всего хотящего, водящего.

Оценивая трансцендентальный идеализм Канта, Шопенгауэр писал: "Кант вполне самостоятельно пришел к той истине, которую неутомимо повторял Платон, выражая ее чаще всего следующим образом: "Этот чувствам являющийся мир не имеет истинного бытия, а есть лишь вечное становление; он одновременно и существует и не существует, и познание его есть не столько познание, сколько призрачная мечта" [1]. Вовсе не случайно, что именно эта философия в середине XIX века нашла столь широкий резонанс именно в среде творческой интеллигенции. Последователями Шопенгауэра становятся и композитор Р. Вагнер, и базельский историк Я. Буркхардт, и особенно молодой профессор классической филологии, много времени потративший на изучение философии Платона и философии досократической Греции, - Ф. Ницше.

Окружающий мир - это мираж, фантом, порождение функционирующего рассудка - миф, который творится каждым индивидом под видом объективной реальности, спроецированной им вовне себя.

36. Возникновение феноменологии как философского течения связано с творчеством Эдмунда Гуссерля (1859 — 1938). После защиты диссертации по математике, он начал свою научную деятельность в качестве ассистента выдающегося математика конца XIX в. К. Т. В. Вейерштрасса. Однако постепенно происходит изменение его научных интересов в пользуфилософии.

Философские взгляды Э. Гуссерля формировались под влиянием крупнейших философов XIX в. Особую роль в формировании его взглядов сыграли идеи Бернарда Больцано (1781 — 1848) и Франца Брентано (1838 — 1917). Первый критиковал психологизм и полагал, что истины могут существовать независимо от того, выражены они или нет. Этот взгляд, будучи воспринятым Гуссерлем, содействовал его стремлению очистить познавательный процесс от наслоений психологизма.

От Брентано Гуссерль воспринял идею интенциональности. По Брентано, интенциональность «есть то, что позволяет типизировать психологические феномены». Интен-циональность в феноменологии понимается как направленность сознания на предмет, свойство переживать.

Свои идеи Э. Гуссерль изложил в следующих работах: «Логические исследования» (1901), «Философия как строгая наука» (1911), «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913), «Трансцендентальная логика и формальная логика» (1921), «Картезианские размышления» (1931). В 1954 г. была опубликована рукописная работа «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология», написанная за два года до смерти, и другие работы.

Значительная часть работ мыслителя переведена на русский язык.

Особенность философии Э. Гуссерля состояла в выработке нового метода. Суть этого метода отразилась в лозунге «Назад к вещам!» Разобраться в том, что такое вещи, по Гуссерлю, можно лишь через описание «феноменов», т. е. явлений, «которые предстают сознанию после осуществления «эпохе», т. е. после заключения в скобки наших философских воззрений и убеждений, связанных с нашей естественной установкой, которая навязывает нам веру в существование мира вещей».

Феноменологический метод, по мнению Э. Гуссерля, помогает постичь сущность вещей, а не факты. Так, «феноменолога не интересует та или иная моральная норма, его интересует, почему она — норма. Изучить обряды и гимны той или иной религии, несомненно, важно, но важнее понять, что такое религиозность вообще, что делает разные обряды и несхожие песнопения религиозными». Феноменологический анализ вникает в состояние, скажем, стыда, святости, справедливости с точки зрения их сущности.

«Предмет феноменологии — царство чистых истин, априорных смыслов — как актуальных, так и возможных, как реализовавшихся языке, так и мыслимых. Феноменология определяется Гуссерлем как «первая философия», как наука о чистых принципах сознания и знания, как универсальное учение о методе, выявляющее априорные условия мыслимости предметов и чистые структуры сознания независимо от сфер их приложения. Познание рассматривается как поток сознания, внутренне организованный и целостный, однако относительно независимый от конкретных психических актов, от субъекта познания и его деятельности.

Феноменологическая установка реализуется с помощью метода редукции (также эпохе). На этом пути достигается понимание субъекта познания не как эмпирического, а как трансцендентального субъекта», т. е. перешагивающего, выходящего за пределы конечного эмпирического мира, способного иметь доопытное знание. Способность к непосредственному усмотрению объективно-идеальной основы языковых выражений называется Гуссерлем идеацией. Допущение возможности исследования этой способности в рамках феноменологии превращает ее в науку о способе постижения мира через анализ «чистого сознания». Так как сознание, субъективность нельзя взять в скобки, оно и выступает основанием всякой реальности. Мир, по мнению Гуссерля, конструируется сознанием.

Судя по высказываниям Э. Гуссерля, феноменологический метод призван был превратить философию в строгую науку, т. е. теорию научного познания, способную дать правильное представление о «жизненном мире» и его конструировании.

Новая философия с ее особым, обещающим достижение более глубоких знаний методом, согласно Э. Гуссерлю, необходима потому, что старая философия не давала того уровня глубины знания, опираясь на которое человечество могло бы развиваться благополучно. Именно в недостатках прежней философии, по Гуссерлю, надо искать причины кризиса европейских наук и кризиса европейской цивилизации. Такие мысли мы находим в ранее упоминавшихся работах Э. Гуссерля: «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (1934 — 1937), «Картезианские размышления» (1931), «Кризис европейского человечества и философия» (1935).

По мнению Гуссерля, кризис науки и философии обусловлен тем, что удовлетворявшие всех ученых, ранее существовавшие критерии научности перестали действовать. Прежние нормативные устои миропонимания, мироустройства стали зыбкими.

«Поскольку вера в абсолютный разум, придающий смысл миру, рухнула, постольку рухнула и вера в смысл истории, в смысл человечества, его свободу, понимаемую как возможность человека обрести разумный смысл всего индивидуального и общественного бытия».

Мир как бы борется против стремящейся его упорядочить с помощью нормативных установок философии и науки. Но для обеспечения жизни людей он нуждается в организации с помощью норм. Эта нужда постоянна, она изнуряет познающий разум. Философия и наука в некоторые моменты истории «устают» и начинают отставать в своих реакциях на запросы мира. Философия и наука как бы попадают в состояние растерянности. В них начинается разнобой.

В этот период, что характерно и для Европы в XX в., «вместо единой живой философии, отмечает Гуссерль, мы имеем выходящий из берегов, но почти бессвязный поток философской литературы: вместо серьезной полемики противоборствующих теорий, которые в споре обнаруживают свое внутреннее единство, свое согласие в основных убеждениях и непоколебимую веру в истинную философию, мы имеем лишь видимость научных выступлений и видимость критики, одну лишь видимость серьезного философского общения друг с другом и друг для друга. Это менее всего свидетельствует об исполненных сознания ответственности совместных научных занятиях в духе серьезного сотрудничества и нацеленности на объективно значимые результаты. Объективно значимые — т. е. именно очищенные во всесторонней критики и устоявшие перед всякой критикой результаты. Да и как были бы возможны подлинно научные занятия и действительное сотрудничество там, где так много философов и почти столько же различных философий».

Для преодоления этого Гуссерль считает необходимым «привести латентный (скрытый — С. Н.) разум к самопознанию своих возможностей и тем самым прояснить возможность метафизики как истинную возможность — таков единственный путь действительного осуществления метафизики или универсальной философии».

Приведение разума к познанию своих возможностей и раскрытие возможностей мудрости осуществляется для Гуссерля с помощью философии.

По его мнению, философия «в изначальном смысле обозначает не что иное как универсальную науку, науку о мировом целом, о всеохватывающем единстве всего сущего». Далее он продолжает: «Философия, наука — это название особого класса культурных образований. Историческое движение, принявшее стилевую форму европейской сверхнауки, ориентировано на лежащий в бесконечности нормативный образ, не на такой однако, который можно было бы вывести путем чистого внешнего морфологического наблюдения структурных перемен. Постоянная направленность на норму внутренне присуща интернациональной жизни отдельной личности, а отсюда и нациям с их особенными общностями и, наконец, всему организму соединенных Европейских наций».

Согласно Гуссерлю, стремление к идеальному нормированию жизни и деятельности, возникнув в Древней Греции, открыло для человечества путь в бесконечность. Это стремление к идеальному формированию и организации жизни основано на определенной установке. Известны мифо-религиозная, практическая и теоретическая установки. Западная наука базируется, согласно Гуссерлю, на теоретической установке. Теоретическая установка западного философа предполагает включение в интеллектуальную деятельность, направленную на поиск норм, облегчающих познание и практику. Гуссерль полагал, что благодаря философии, идеи которой передаются в ходе образования, формируется идеально ориентированная социальность. Мыслитель пишет: «В этой идеально ориентированной социальности сама философия продолжает выполнять ведущую функцию и решать свою собственную бесконечную задачу — функцию свободной и универсальной теоретической рефлексии, охватывающей все идеалы и всеобщий идеал, т. е. универсум всех норм».

Проверка представлений о содержании норм с точки зрения их правильности основывается на критериях рациональности. Эти критерии различаются у разных групп, классов, наций. Причем «именно отсутствие, — как полагает Гуссерль, — у всех сторон истинной рациональности и есть источник ставшего невыносимым непонимания людьми своего общественного существования и собственных бесконечных задач». Достижение такой истинной рациональности — задача философии, по Гуссерлю.

Гуссерль считал, что объяснение кризиса науки кажущимся крушением рациональности неоправданно. Он подчеркивал: «Причина затруднений рациональной культуры заключается… не в сущности самого рационализма, но лишь в его овнешнении, в его извращении «натурализмом» и «объективизмом »». Приводит к правильному пониманию рациональности феноменологическая философия, которая строится на анализе и прояснении феноменов сознания и черпает из них подлинное знание, которое призвано сложиться в философию как строгую науку, объединяющую все человечество.

Субъективно-идеалистические допущения в философии Гуссерля в понимании явлений сознания превращают ее в далекий от современной науки миф. Однако многие идеи и догадки, содержащиеся в работах Гуссерля о природе и значении нормативности, о связи интеллектуального развития человечества и его культуры с развитием математики и другие, представляются полезными для дальнейшего развития философии.

В дальнейшем идеи феноменологической философии развивали Макс Шелер, М. Хайдеггер, М. Мерло-Понти в России и Г. Г. Шпет и др.

37. Немецкая классическая философия о культуре и восприятие ее позиций Ф. Ницше.

Мы присоединяемся к положению о том, что классической философией культуры является концепция культуры, выработанная представителями классической немецкой философии. Немецкая классическая философия рассматривала культуру как исторический процесс развития духа, стремясь при этом преодолеть противоречие, обозначенное Руссо как основное и соединяющее “Природу” и “Культуру”. Оно является необходимым, но преходящим моментом на пути к их синтезу.

В целом немецкая классическая философия понимала культуру как прогресс сознания: морального (Кант), эстетического или философского (Гегель). Эта философия отождествляла культуру с формами духовного и политического саморазвития человека и общества, исходя из признания множества типов и форм культуры, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человечества. Немецкая классическая философия сместила акценты с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории. И чем дальше продвигалась мысль немецких философов, тем яснее становилось, что речь должна идти не о первозданной природе, а о мире человеческого духа, мире интеллектуальной культуры, организованном в соответствии с законами Истины, Добра и Красоты. Немецкие классики, начиная с Канта и заканчивая Гегелем, выводили мир культуры из деятельности человеческого духа, и мыслящий субъект, таким образом, оказывался основой мироздания. Они отчетливо осознали, что человек живет не в мире природы (вернее не только в мире природы), а в мире культуры. И только глядя на него, как на продукт культуры, можно надеяться на дальнейшее познание и самопознание человека. Итак, культура в классической философии культуры предстает как прогресс человеческого сознания и мышления.

Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724-1804) считал, что прежде чем познавать, надо исследовать то, как мы познаем. Основные проблемы культуры, которые и являются предметом философии, находятся в ответах на три фундаментальных вопроса: “Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?” На первый вопрос отвечает метафизика (философия), на второй - мораль, на третий - религия.

На все три кантовских варианта ответов у Ф. Ницше есть свои возражения и опровержения. Ницше показал, что метафизическое осмысление культуры не актуально, более того метафизика вообще изжила себя и не несет в себе никакого позитивного заряда, она вредна, ибо заслоняет от человека истинное положение вещей. Традиционная мораль базируется на «заблуждениях человеческого разума» и на христианских заповедях, которые суть resentiment т. е. злая зависть ничтожной толпы по отношению к сильным личностям. И метафизика и христианская мораль антижизненны, а значит античеловечны для Ницше – это упадок культуры (dekadens), и, кроме того, очень однобокое спекулятивное понимание феномена культуры. От этих же идей отталкивались в своих неклассических концепциях культуры представители постмодернизма Ж. Делез, Ж. Деррида, Р. Рорти и др. В частности Ж. Делез пишет в своей книге «Ницше»: «Вырождение философии начинается с Сократа. Если метафизика берет начало с различения двух миров, с противополагания сущности и видимости, истинного и ложного, умопостигаемого и чувственного, то следует прямо сказать, что именно Сократ изобрел метафизику: он превратил жизнь в то, что надлежит оценивать, соизмерять, ограничивать, он сделал мысль мерой и границей, которую устанавливают во имя высших ценностей: Божественного, Истинного, Прекрасного, Благого… В образе Сократа на сцену выходит философ, который добровольно и утонченно порабощает себя, причем на века. Кто поверит в то, что Кант реставрировал критику, или возвратился к идее философа-законодателя? Кант разоблачает ложные претензии разума, но не подвергает сомнению сам идеал познания; он разоблачает ложную мораль, но не ставит под сомнения ни моралистические претензии, ни природу и происхождение ценностей. Он упрекает человека в смешении области мысли с областью интересов, но сами эти области остаются не тронутыми, а интересы разума – священными (истинное познание, истинная мораль, истинная религия)».

В теории познания Кант по существу совершает, “коперниканский переворот”. До него мыслители традиционно считали, что человек пассивно отражает внешний мир, а Кант процесс познания рассматривает как активный, творческий процесс конструирования познаваемых вещей в мышлении субъекта. Наши представления о вещах (феноменах) всегда отличаются от знания “вещи в себе” (ноумена), в силу относительности самого знания. Феномен - ”вещь для нас”, есть всегда лишь сторона ноумена, “вещи самой по себе”.

В работе “Критика практического разума” философ преодолевает концепцию европейских просветителей о естественно-природном человеке и пытается раскрыть специфику человеческой сущности. В соответствие со своей критической философией Кант различает два мира: “мир природы” то есть явлений, “феноменов” и “мир свободы” - “вещей в себе”, “ноуменов”. Человек принадлежит обоим мирам: в мире природы или по-другому в сфере явлений он, под влиянием чувственных воздействий и склонностей, проявляет себя как природно-чувственное существо, а в мире свободы или в сфере умопостигаемых процессов и отношений, человек рассуждает и совершает поступки в соответствии с высшими принципами разума. Последняя сфера, по Канту, и есть специфически человеческая сфера моральности, культуры, социальности.

Ницше не исключает интеллектуальную сферу из структуры культуры, но он видит, что культура в понимании Канта однобока и спекулятивна, а высшие принципы разума во многом фиктивны. Преобладающее значение для понимания культуры по Ницше имеет жизненность и иррациональность: «Разделение мира на «истинный» и «кажущийся», хотя бы по способу Канта, свидетельствует о состоянии упадка и служит симптомом разложения жизни».

Для Канта же именно в сфере свободы свободная воля практического разума побуждает действовать индивида в соответствии с категорическим императивом, по требованиям долга и соответственно целям, выдвигаемым свободным разумом. Здесь Кант отклоняет религиозную мораль, мораль не должна обуславливаться религией. Скорее наоборот, религия должна обуславливаться потребностями морали. Человек религиозен потому, что этого требует нравственный закон внутри него. Здесь можно отметить своеобразный гуманизм во взглядах немецкого философа. Человек у него зависит от морального закона, но не от Бога, в Бога он может только верить, ибо ни утверждать, ни отрицать существование Абсолюта человек не в силах. Не в силах человек постичь и того, откуда берутся эти правила и формы, позволяющие всем людям одинаково воспринимать мир, в число которых входит и категорический императив. Просто они априорны, предваряют личный опыт каждого человека. А происхождение их является тайной, которая вряд ли когда-нибудь будет раскрыта. Для Ницше происхождение этих моральных явлений вовсе не является тайной. В «Генеалогии морали» он выясняет причины возникновения морали, и видит эти причины в самой жизни человека, в практической необходимости оправдания тех или иных действий.

Дальнейшее развитие немецкой классической философии позволяет думать, что Кант вплотную подошел к той реальности, осмысление которой дает возможность ответить на многие заданные им вопросы. Априорные формы - это те умения, способности, ценности, которые освоены человечеством и закреплены в сфере культуры. И именно в культуре наши знания, навыки и ценности находятся уже в объективированном состоянии и являются нам как предшествующие опыту отдельного человека, то есть априорно.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 26 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав