Читайте также:
|
|
-основоположник эмпиризма(направление в гнесеологии,признающее чувственный опыт источником знания и считающее,что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта,либо сведено к нему)
-выделил 4 вида заблуждений человека(призраки рода,пещеры,рынка,театра)
-разработал экспериментально-индуктивный метод (изучая природу и ставя эксперименты,уметь анализировать и обобщать опыты,чтобы постепенно проникнуть в сущность изучаемых явлений-эксперимент-анализ-обобщение)
Главным трудом Бэкона является сочинение “Новый Органон”.Название этого труда отсылает к логическому сочинению Аристотеля”Органон”,в котором тот изложил свое понимание науки. Вводя в название своего труда слово новый,Бэкон указывает на то,что он предлагает новое понмание науки.
По мнению Бэкона, основной задачей науки является покорение природы. Без этого невозможно усовершенствование человеческой жизни. И основным средством, при помощи которого наука может решить эту задачу, является, по мнению Бэкона, истинное знание; именно Бэкону принадлежит знаменитый афоризм «Знание — сила». А это означает, что наука и философия не должны стремиться уложить природу в умозрительные схемы, выгодные для человека, — наука должна отказаться от созерцательного отношения к природе и следовать за ней соответственно ее законам. Только в этом случае ее может ожидать успех.
Бэкон известен прежде всего тем, что разработал теорию индукции. Основной недостаток предшествующей философской и научной мысли Бэкон видел в том, что ей была свойственна чрезмерная умозрительность: она пользовалась преимущественно дедуктивным методом, предполагающим движение от общих, интеллектуально достоверных умозрительных положений (аксиом) к частным выводам. По его мнению, умозаключения и доказательства — это слабое средство, неспособное обеспечить продвижение науки вперед. А потому он предпринял попытку усовершенствовать методы обобщения, образования понятий, в результате чего появилась новая теория индукции. Под индукцией понимают переход от частных фактов к общим утверждениям. Например, только изучив все кусты сирени в саду, можно сделать истинное утверждение о том, что все кусты сирени в этом саду белые, и это утверждение будет основанным на индукции. А если истинное знание можно получить только таким образом, в основу науки должен лечь опыт.
Поставив вопрос подобным образом, Бэкон столкнулся с серьезной ппоблемой. Полностью истинное знание можно получить лишь в том случае, если известны все факты, значимые с точки зрения поставленного вопроса. Другими словами, для этого необходима полная индукция. Однако в науке полная индукция используется редко. И действительно, ответ на вопрос о цвете кустов сирени в саду получить достаточно просто; гораздо больше ситуаций, когда в распоряжении ученого нет всех фактов, а следовательно, он не может делать полностью достоверные утверждения. В этом случае люди обычно используют неполную индукцию, то есть делают выводы на основании аналогии. Например, суждение «все лебеди белы» основано не на реальном исследовании фактов, а лишь на том, что все лебеди, которых наблюдал человек, делающий такое утверждение, были белыми; при этом качество «быть белым» переносится на всех лебедей по аналогии. Неполная индукция имеет тот недостаток, что выносимые на ее основании суждения имеют лишь вероятностный характер и не могут претендовать на полную достоверность. Достаточно обнаружить черного лебедя, чтобы это суждение оказалось опровергнутым.
Основная идея его теории индукции состоит в том, чтобы учитывать не только факты, которые подтверждают утверждение, но и факты, которые опровергают его. Отсюда и два основных средства, которые предлагает использовать Бэкон: перечисление и исключение. При этом истинная индукция должна опираться не столько на перечисление, сколько на исключение. Например, для того чтобы обнаружить «форму», или «природу», определенного явления, необходимо собрать как можно больше случаев, в которых это явление либо присутствует, либо отсутствует. «Природой» этого явления будет признак, который всегда присутствует, когда присутствует это явление, и всегда отсутствует, когда это явление тоже отсутствует. Именно таким образом Бэкон пришел к выводу, что «природой» тепла является движение мелких частиц.
В рамках своей философской концепции Бэкон описал основные источники заблуждений, которым подвержен человек. Бэкон назвал их *идолами*. Чтобы преодолеть эти препятствия, ученый и философ должны постоянно помнить о необходимости критичного отношения к тем знаниям, которые уже имеются. Он выделял четыре их разновидности:
1) идолы пещеры — это индивидуальные особенности людей, их склонности. Любой человек склонен понимать события внешнего мира так, как он привык это делать или склонен делать в силу особенностей своей психической организации;
2) идолы театра представляют собой веру в авторитеты, которая нередко препятствует освобождению от предрассудков и поиску истинного знания. Так, обожествление Аристотеля препятствует развитию науки, поскольку предлагаемый им метод изучения действительности не позволяет прийти к подлинно достоверным выводам (об зтом мы уже говорили выше);
3) идолы площади связаны с общением между людьми и несовершенством языка, который используется в рамках общения. По мнению Бэкона, язык отражает опыт и знания народа, который его создал и использует, а потому, усваивая язык, мы усваиваем и предрассудки, которые присущи народу;
4) идолы рода — это особенности, присущие человеку вообще, как биологическому виду. По мнению Бэкона, это самый опасный и с-точник заблуждений: от них избавиться труднее всего. Примером действия идолов рода он, например, считал склонность человека истолковывать природные явления по аналогии с самим собой. Из это склонности возникает стремление объяснить мир через его цель, игнорируя подлинную сущность вещей и явлений.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 41 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |