Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Кратко: Психология творчества исследует процесс, психологический «механизм» протекания акта творчества и личность творца.

Читайте также:
  1. A) Психология
  2. I. Личность как социальный тип и деятельностный субъект.
  3. II. ЛИЧНОСТЬ ИВАНА ГРОЗНОГО
  4. III. Медицинская психология; лечение психических расстройств; организация психиатрической помощи.
  5. III. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
  6. IV. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.
  7. А.Р. ЛУРИЯ И ПСИХОЛОГИЯ XXI ВЕКА
  8. Автор теории, согласно которой индивид формируется как личность через исполнение ролей других людей
  9. Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека [Электронный ресурс].
  10. Адъективация как процесс, представленный в формах действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Творчество как процесс. Творчество как процесс происходит на разных психических уровнях: бессознательном, подсознания, сознания, сверхсознания. Каждый из уровней имеет свою специфику образования и механизмов протекания.

Бессознательное творчество. Понятие «бессознательное» включает в себя совокупность психических образований, процессов и механизмов, в функционировании и влиянии которых субъект не отдаёт себе отчёта. Этот термин используется для характеристики индивидуального и группового поведения, действительные цели и последствия которого не осознаются, и по своей функции может быть приравнен к инстинктам. Психическое бессознательное базируется на глубинной информации, накопленной в процессе эволюции человечества, генетической памяти, в которой хранится предшествующий культурный опыт. В структуру бессознательного входят нейрофизиологические задатки, особенности темперамента и задатки к специальным способностям, являющиеся наиболее «жёсткими» образованиями, менее всего поддающиеся изменениям. Творчество на уровне бессознательного называют первичным. Оно характеризуется быстрым протеканием психических процессов, доступностью информации не только личностного, но и коллективного бессознательного и отсутствием критической обработки информации.

Подсознательное творчество складывается на основании индивидуального опыта и прижизненно сложившихся в мозгу психических конструктов, интегрирующих в себе неосознанный опыт раннего детства, сформированные навыки и потребности, продиктованные природными задатками, социальными нормами и характером взаимодействия со средой, прошедшими сознательную обработку. Подсознание, располагающееся на границе бессознательных и сознательных психических функций, является многоликим. В нём интегрируются адаптивные функции и творческие. Подсознание создаёт стереотипы мышления, поведения, взаимоотношений, устойчивые характеристики личности, которые стандартно проявляются при определенных ситуациях. Вместе с тем он очень «верит сознанию», считая, что если человек осознаёт себя «нетворческим», то подсознание верит этому и блокирует творчество. Сознание и подсознание работают синхронно в состоянии бодрствования. Другие качества показывает подсознание в сновидениях. Все дневные впечатления уравниваются по силе и значимости, к ним подключаются впечатления из памяти, все это творчески перерабатывается по принципу «что будет, если…». Как доказывают исследования, во сне происходит доучивание, поиск выхода из критических ситуаций, открытие закономерностей, рождение замыслов. Путь к творческому подсознанию идёт через сознание. Как отмечал К. Роджерс: «Перед подсознанием надо ставить чёткие и ясные вопросы, на которые оно обязательно даст ответ». Сознательная форма творчества имеет особые инструменты – логические операции: анализ, синтез, абстракции, обобщения, умозаключения. Только через сознание можно увидеть в конкретном всеобщее, рассмотреть это конкретное с разных категориальных позиций. Эта форма творчества называется вторичной. В ней преобладает логическое и критическое осмысление информации, использование воли для реализации творческих идей.

Сверхсознательное творчество. В его основе лежит деятельность сверхсознания. П.В. Симонов считает, что сверхсознательные идеи лежат в основе первоначальных неосознаваемых этапов любого творчества, рождения гениальных догадок и внезапных озарений. Сверхсознание совмещает все уровни работы мозга до уровня интуиции; то есть одномоментного познания целого и сущного. Сверхсознание интегрирует в себе работу бессознательного, подсознания, что позволяет сознанию подключаться к ноосфере как форме существования разума и получать оттуда необходимую информацию.

№19 «Философия творчества. Взгляд на творчество и творческую личность в античной философии и в Средние века»

Философия творчества изучает вопрос о сущности творчества, который по-разному рассматривался в разные исторические эпохи.

Так, в античной философии творчество связывалось со сферой конечного, преходящего, изменчивого бытия, а не бытия бесконечного, вечного, созерцание которого ставится выше всякой деятельности, в том числе и творчества. Согласно древним представлениям о «гении» – «духе» (гр. букв. – «наделяющий»; лат. – genius) как приданном человеку в качестве выражающего его личность и судьбу божестве, божественном двойнике, хранителе, а также от слова«ingenio», означающего врождённые (то есть полученные при рождении от духа) способности, дарования, изобретательность, острота ума и др. В понимании художественного творчества, начиная особенно с Платона, развивается учение об Эросе как своеобразной устремлённости («одержимости») человека к достижению высшего «умного» созерцания мира. По учению Диотимы в «Пире» Платона духи – «даймоны» – нечто среднее между богом и смертным человеком, имеют силу «быть истолкователями и передатчиками человеческих дел богам, а божеских – людям; просьб и жертвоприношений одним, наказов и вознаграждений за жертвы – другим», благодаря чему целое бытие связывается воедино. Платон подчёркивал связь «даймона» с творческой функцией – всего относящегося к «жертвоприношениям, таинствам, заклинаниям, прорицаниям, волхованию».

Воззрения на творчество в Средние века связаны с пониманием бога как личности, свободно творящей мир. Творчество рассматривается как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. Августин подчёркивает значение воли в творчестве, человеческое творчество у него выступает как творчество истории.

 

№20 «Философский взгляд на творчество в эпоху Возрождения»

Эпоха Возрождения проникнута пафосом безграничных творческих возможностей человека. Творчество в эту эпоху осознаётся, прежде всего, как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает культ гения, интерес к процессу творчества и личности художника, характерные особенно для философии Нового времени (XVI–XVIII вв.).

№21 «Творчество в философии Нового времени»

Для философии Нового времени (XVI-XVIII вв.) характерны культ гения, интерес к процессу творчества и личности художника. В XVIII в. Совершается процесс интериоризации понятия гениальности как руководящей человеком божественной, идущей извне силы в представления о ней как внутренней, имманентной душе творческой способности. Посредником между гуманистическим наследием и немецкой философией рубежа XVIII-XIXвв., сыгравшей решающую роль в переосмыслении понятия гениальности, послужил Шефтсбери, писавший: «Поэт уже второй творец подлинный Прометей, ходящий под Юпитером. Подобно этому верховному художнику или же всемирной пластической природе, он созидает форму целого, соразмерную и пропорциональную в самом себе…».

В культуре 18 в., особенно в 70х гг. в Германии, возникает представление об индивидуальном и оригинальном (первозданном) Гении, который создаёт правило, а затем следует ему, то есть самовластно творит особый художественный мир. Деятельность Гения глубоко сплетается с деятельностью природы, гений-художник пластически ваяет бытие наподобие бога или природы.

И. Кант определил определял гениальность как «талант, который даёт правило искусству» или как «прирождённые задатки души», посредством которых природа даёт правило искусству. Т.о. между внешними и внутренними истоками гениальности устанавливается равновесие.

Согласно Шеллингу и йенским романтикам творческий процесс – это высшая форма человеческой деятельности: здесь человек соприкасается с абсолютом.

В понятие гениальности у Канта входит «оригинальность» творчества и его бессознательность и его нерефлексивность. Гении, в его понимании, творят как бы в состоянии наития, бессознательно, подобно тому как творит природа, но с той лишь разницей, что этот бессознательный процесс протекает всё же в субъективности человека, а значит опосредован его свободой.

 

№ 22 «Творчество в идеалистической философии и философии жизни. Творческая эволюция по А.Бергсону. значение взглядов Бергсона в гендерном подходе к творчеству»

В идеалистической философии конца 19-20вв. творчество рассматривалось по преимуществу в его противоположности механистически-технической деятельности.

В философии жизни наиболее развёрнутая концепция творчества дана А.Бергсоном, который рассматривает творчество как непрерывное рождение нового, составляющего сущность жизни. Творчество по Бергсону есть нечто объективно совершающееся (в природе – в виде процессов рождения, роста, созревания; в сознании – в виде возникновения новых образов и переживаний) в противоположность субъективной деятельности конструирования, лишь комбинирующей старое.

 

№23 «Творчество в философии экзистенциализма, прагматизма, неопозитивизма, марксизма»

В философии экзистенциализма носителем творческого начала считается личность, понятая как экзистенция, то есть как некоторое иррациональное начало свободы, экстатический прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального, вообще посюстороннего мира.

В таких философских направлениях, как прагматизм, инструментализм, неопозитивизм творчество рассматривается, прежде всего, как изобразительство, цель которого сводится к решению задачи, поставленной определённой ситуацией.

В философии неореализма, отчасти феноменологии (Александр, Уайтхед, Гуссерль, Гартман) основой творчества считают интеллектуальное созерцание, а не деятельность (этот взгляд ближе всего к платонизму).

Марксизм рассматривает творчество как деятельность человека, преобразующую природный и социальный мир. Диалектический материализм отвергает точку зрения, согласно которой природа тоже творит. Считается, что в природе происходит процесс развития, а не творчества, которое всегда предполагает бытие и действие творца – субъекта творческой деятельности.

 

№24 «Обоснуйте важность гендерного подхода в психологии творчества»

В контексте гендерного подхода к художественному творчеству принципиальным являются представления о сочетании в истории прогрессивного и консервативного начал, о том, что творчество выражается не только в изменении, обновлении, но и в определённой устойчивости, культурной преемственности, сохранении всего ценного. Творчество предполагает единство репродуктивных и продуктивных начал, выражение предметно-деятельностной природы в форме внутреннего противоречия воспроизведения и изменения, преемственности и новообразования, устойчивости и обновления. Данные постулаты имеют значение в связи с тем, что женщине стереотипно приписывались косервативные, а мужчине новаторские тенденции в жизнедеятельности. Кроме того, среди художников выделяли преимущественно колористов или мастеров рисунка. В этом противопоставлении имеется определённая доля условности. Е.В. Тараканова постулирует, что рассмотрение характера функционирования антитезы «линия-цвет» в искусстве 19 века показывает, что в этот период молодое поколение художников утверждало своё право на свободное проявление чувств и стремилось освободиться от нормативных установок классицизма. Й. Геррес в различии инструментов постижения и изображения деятельности видел отражение особенностей женского и мужского мировосприятия и полагал, что у женщины непосредственное чувство перевешивает фантазию, в ней преобладает восприимчивость; что женское искусство детерминировано восприятием внешнего мира, поэтому эдуктивное искусство он назвал женским, считал его источником природы и расценивал как отрицательное. В мужчине доминирует идея, собственные его начинания преобладает над воздействиями окружающего мира, поэтому мужское искусство продуктивно, положительно.

 

№25 «Понятие о задатках»

Задатки – это некоторые генетически детерминированные анатомно-физиологические особенности нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой формирования и развития способностей. Задатки неспецифичны по отношению к конкретным формам деятельности, они многозначительны. Вместе с тем нельзя сказать, что они совсем нейтральны по отношению к будущим способностям. Так, особенности зрительного анализатора скажутся на способностях, требующих участия данного анализатора, а особенности речевых центров мозга непосредственно вступят в деятельность, связанную с речевыми способностями. Иначе говоря, индивидуальные задатки в какой-то мере избирательны, неодинаковы по отношению к разным видам деятельности.

 

№26 «Характеристика одаренности»

Одарённый человек –это отклонение от усреднённой нормы. Юнг отмечает, что «большие дарования –это самые прекрасные и часто опасные плоды на древе человечества. Они висят на тончайших ветвях, которые легко обламываются». Но в то же время Кларк считает, что одарённый человек может полностью реализоваться через интеграцию различных психических функций: восприятия, мышления, эмоций и др.

До настоящего времени чёткого определения одарённости не существует. Термин этот многозначен, что указывает на многоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей. Современная наука определяет одарённость как системное, развивающееся на протяжении жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких результатов. В современных научных подходах одарённость определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, причём её следует рассматривать как достижения и как возможность достижений, то есть принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и потенциальные способности, которые только могут проявиться.

Говоря об одарённых детях, В.И. Панов отмечает, что это, прежде всего, дети с повышенным уровнем развития интеллектуальных, творческих, академических и социально-личностных способностей, а также дети со скрытыми (потенциальными) возможностями. Сложность психического образования одарённости обусловлена неразрывным переплетением познавательных, эмоциональных, волевых, мотивационных, психофизиологических сфер психики.

Для оценки одарённости используют ряд критериев (В.И. Панов):

– широта её проявления (общая или специальная одарённость);

– тип предпочитаемой деятельности (интеллектуальная, творческая, психомоторная, художественная и т.д.);

– интенсивность проявления (одарённые, высоко одарённые, особо одарённые);

– вид проявления (явная и скрытая);

– темп психического развития;

– возрастные особенности проявления;

– личностные, гендерные и иные особенности.

А.И. Грабовский, в свою очередь, в основу классификации видов одарённости включает пять критериев:

– вид деятельности и обеспечивающие её сферы психики;

– степень сформированности одарённости;

– форма проявления одарённости;

– широта проявлений одарённости в различных видах деятельности;

– особенности возрастного развития.

 

№27 «Понятия об общих и специальных способностях»

Все способности делятся на общие и специальные. К общим относятся так называемые мнемические способности, необходимые для многих видов деятельности. Выделяют два основных их вида: а) проявляющиеся в лучшем запечатлении (в большей степени – невербальные); б) проявляющиеся в лучшем смысловом кодировании информации (вербальные).

В то же время специальные способности соответствуют требованиям только конкретной деятельности (например, художественные способности в музыкальном творчестве могут проявляться в певческих способностях).

Творческие (креативные) способности также делят на общие и специальные. При этом специальные связаны с определённой деятельностью (музыкальной, изобразительной, литературной, педагогической, управленческой и т.п.). В этих способностях велик удельный вес задатков. Общие творческие способности свидетельствуют о готовности личности к успешной деятельности независимо от её содержания.

 

№28 «Философские взгляды на гениальность и талантливость в различные эпохи: древнегреческая философия, новоевропейская философия. Гениальность в немецкой классической философии и неогуманизме рубежа 18-19 веков. Понятие о гениальности в философии Канта, Гегеля, Шопенгауэра, Ницше, Карлейля»

Согласно древним представлениям о «гении» – «духе» как приданном человеку в качестве выражающего его личность и судьбу божестве, божественном двойнике, хранителе, а также от слова «ingenio», означающего врождённые (то есть полученные при рождении от духа) способности, дарования, изобретательность, острота ума и др. В понимании художественного творчества, начиная особенно с Платона, развивается учение об Эросе как своеобразной устремлённости («одержимости») человека к достижению высшего «умного» созерцания мира. По учению Диотимы в «Пире» Платона духи – «даймоны» – нечто среднее между богом и смертным человеком, имеют силу «быть истолкователями и передатчиками человеческих дел богам, а божеских – людям; просьб и жертвоприношений одним, наказов и вознаграждений за жертвы – другим», благодаря чему целое бытие связывается воедино. Платон подчёркивал связь «даймона» с творческой функцией – всего относящегося к «жертвоприношениям, таинствам, заклинаниям, прорицаниям, волхованию».

Воззрения на творчество в Средние века связаны с пониманием бога как личности, свободно творящей мир. Творчество рассматривается как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. Августин подчёркивает значение воли в творчестве, человеческое творчество у него выступает как творчество истории. Эпоха Возрождения проникнута пафосом безграничных творческих возможностей человека. Творчество в эту эпоху осознаётся, прежде всего, как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает культ гения, интерес к процессу творчества и личности художника, характерные особенно для философии Нового времени (XVI–XVIII вв.).

В XVIII в. совершается процесс интериоризации понятия гениальности как руководящей человеком божественной, идущей извне силы в представления о ней как внутренней, имманентной душе творческой способности. Посредником между гуманистическим наследием и немецкой философией рубежа XVIII–XIX вв., сыгравшей решающую роль в переосмыслении понятия гениальности, послужил Шефтсбери, писавший: «Поэт уже второй творец подлинный Прометей, ходящий под Юпитером. Подобно этому верховному художнику, или же всемирной пластической природе, он созидает форму целого, соразмерную и пропорциональную в самой себе…». В культуре XVIII в., особенно в так называемую гениальную эпоху «Бури и натиска» 1970-х годов в Германии, в связи с усилением антириторических тенденций в творчестве и эстетической теории возникает представление об индивидуальном и оригинальном (первозданном) Гении, который создаёт правило, а затем следует ему, то есть самовластно творит особый художественный мир. Подобное представление, утрачивая полемическую крайность, переходит в немецкую классическую философию и немецкий неогуманизм рубежа XVIII–XIX вв. Гений уравновешивается с природой, а «интериоризованный» гений никогда не порывает связи с традиционным представлением о гении как мифологеме. Деятельность гения глубоко сплетается с деятельностью природы, гений-художник пластически ваяет бытие наподобие бога или природы. В XVIII веке И. Кант определял гениальность как «талант (природный дар), который даёт правило искусству» или как «прирождённые задатки души», посредством которых природа дает правило искусству. Таким образом, между внешним и внутренним истоками гениальности устанавливается равновесие. Соответственно у Шеллинга в философии искусства «вечное понятие человека в Боге как непосредственной причине продуцирования (творчества) есть то, что называют гением, это как бы Genius, обитающее в человеке божественное».

Согласно Шеллингу и йенским романтикам творческий процесс, прежде всего творчество художника и философа, – это высшая форма человеческой деятельности: здесь человек соприкасается с абсолютом. И. Кант специально анализирует творческую деятельность в учении о продуктивной способности воображения, которая в его понимании есть единство сознательных и бессознательных деятельностей. Иначе говоря, в понятие гениальности у Канта входит «оригинальность» творчества и его бессознательность, нерефлексивность. Гении, в его понимании, творят как бы в состоянии наития, бессознательно, подобно тому, как творит природа, но с той лишь разницей, что этот бессознательный процесс протекает всё же в субъективности человека, а значит, опосредован его свободой. Понятие «гениальность» относится у Канта лишь к «изящному искусству», которое единственно не подчиняется заведомому правилу.

В XIX в. создаётся нейтральное по отношению к традиционному представление о гениальности как высшей творческой способности. Жан-Поль Сартр отличал гениальность от талантливости. Также Гегель в «Эстетике» понимает гениальность как самосознательное творчество, не соединяя это понятие с традиционной мифлологемой божественного природного начала и снимая любые «ограничения» на деятельность гения, который может проявить себя в любой области, а не только в искусстве.

В этот период представление о гении отчасти соединяется с культом «героя» как сверхчеловеческой личности (Карлейль, Ницше), противопоставляемого нетворческому, враждебному художнику искусству, подчинённому «толпе». Поскольку новое понятие гениальности от прежнего отличается, прежде всего, имманентностью гениальной личности, изучение ее психофизиологических основ приводило в иррационалистических течениях науки и философии к представлениям об отклоняющейся от нормы, патологической природе гениальности (что соответствует традиционным представлениям об одержимости божеством, о близости вдохновения и безумия). Естественнее, однако, считать гениальность феноменом, не выходящим за рамки нормального: гениальная личность наделена редким и каждый раз индивидуально структурированным комплексом свойств и способностей, предрасполагающих личность к творчеству (в самых разных областях деятельности), но позволяющих сделать решительный выбор в пользу одного основного вида деятельности.

В идеалистической философии конца XIX–ХХ вв. творчество рассматривалось по преимуществу в его противоположности механистически-технической деятельности.

 

№29 «Талантливость, гениальность и гендер»

Талант (гр. talanton – вес, мера) (в переносном смысле уровень способностей) – совокупность способностей, прежде всего специальных, которые позволяют получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.

По многим представлениям гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществить принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества. Хотя не верно говорить, что гениальность – высшая степень одарённости. Самое верное отличие гениальности и талантливости состоит в том, что талантливая деятельность – это послушание, приспособление к современности, реализация творческих запросов современной культуры, создание чего-либо временного. Гениальность – это дерзновение, проникновение в иные миры, творение вечного, движение впереди своего времени. Очевидно, что гениальность предопределена не только выдающейся силой (выходящей за пределы обычного), способностями, но может проявляться необычной динамикой их сочетания. При этом разные свойства, влечения, способности должны находиться в этой личности в подлинно редкостном состоянии, в котором явная их дисгармония между равновесным состоянием и нарушенным равновесием на каком-либо уровне личности компенсируется на самом высшем творческом её уровне, где личность выступает как создающая шедевры творчества.

Гендер. Каждый человек рождается с определённым биологическим полом, врождёнными инстинктами, темпераментом. Однако врождённые проявления развиваются и модифицируются в ходе взаимодействий со средой и окружающими людьми, в результате складываются определённые социально-половые роли. Человек, максимально идентифицирующийся с социально-половой ролью, мотивирован тем, чтобы поддерживать свой собственный образ в качестве мужского или женского, что достигается подавлением любого поведения, которое могло бы рассматриваться как нежелательное и неприемлемое в культуре для соответствующего пола. Таким образом, каждая социально-культурная гендерная роль является не только подтверждением «соответствующих» ей признаков, но и одновременным отказом от характерных качеств, ассоциирующихся с противоположной социально-половой ролью. И как обычный человек имеет определенные врожденные проявления, так и одарённый характеризуется множеством признаков, позволяющих сказать, что данный индивидуум имеет врождённые задатки и способности, благодаря которым он сможет себя реализовать в том или ином творчестве, в том числе художественном (при условии наличия специальных способностей), а также в случае определённого воспитания и воздействий окружения.

 

30 «Психологический взгляд на гениальность и талантливость»

Гения отличает:

1) новаторский характер его творчества, его оригинальность;

2) их мысли и дела становятся исходными моментами деятельности целых поколений творцов;

3) способность работать в ранее не исследовавшихся сферах;

4) умение предвидеть будущее.

Талант – это специфическая, а гений – универсальная всеобщая способность (Гегель).

Талант отличается способностью быстро и легко достигать определённого мастерства. Гений делает то, что должен, талант, что возможно (Оуэн Мередит).

Гениев обычно тянет к неведомому.

И если о таланте можно судить при таком уровне развития способностей, когда деятельность человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью, но при этом отражает общественные запросы, то о гениальности можно говорить лишь тогда, когда достижения личности в творчестве составляют эпоху в жизни общества и развития культуры. Другими словами, отличие гениальности от талантливости состоит не в высшей степени одарённости, а в открытии ранее не изведанных путей в творчестве и в осуществлении принципиальных сдвигов в той или иной сфере творческой деятельности.

Вместе с тем невозможно установить абсолютной границы между гением и талантом, эта граница субъективна. Е.П. Ильин приводит цитату Ш. Рише, характеризующую гениев: «Гении отличаются от окружающей их среды. В них зарождаются идеи, которых не было, да и не могло быть в людях, живущих рядом с ними. Они инициаторы, они оригиналы… Они видят больше, лучше и, главное, иначе, чем обыкновенные люди. Без оригинальности, без некоторой странности представления вы всю жизнь останетесь бесцветным и бесполезным учёным и ни на шаг не уйдёте от своих предшественников. Гений – это индивидуальность, произведения которой не всегда воспринимаются людьми как вершина творчества. «Очень часто прекрасное, тонкое и изящное произведение таланта нравится нам гораздо больше, чем бесформенное и неудобоваримое произведение гения, которое нас удивляет, смущает, шокирует»

 

№31 «Характеристика психологических особенностей творческой личности»

Независимо от возраста и направленности интересов они отличаются развитым чувством индивидуальности, нонконформностью оценок и суждений, восприимчивостью к новому (высокой толерантностью к неопределённым ситуациям, гибкостью мышления, отсутствием почтения к условностям и авторитетам, эмоциональностью, развитым эстетическим, стремлением к самосовершенствованию, преобладанием внутренней, слабой социализацией, детскостью.

Многих из них отличает сочетание ряда противоречивых личностных качеств: большая физическая энергия, но частое пребывание в состоянии покоя и отдыха; суровость и наивность; игривость и дисциплинированность, скромность и гордость, бунтарство и консерваторство.

Творческие возможности связаны с такими агрессивными чертами, как напористость, упрямство. К.Г. Юнг, Д. Мак Киннон отмечают главную черту творческой личности – смелость: смелость разума и духа; смелость сомневаться в общепринятом; смелость разрушать ради того, чтобы создать нечто лучшее; смелость думать так, как не думает никто.

В.Ф. Луговая считает, что доминирование эмоций страха является естественным препятствием для формирования креативности. Страх делает человека ригидным, определяет привязанность к традиционным формам, ограничивает стремление к самостоятельным поискам и способам решения. При снятии чувства страха креативные показатели резко повышаются. Проявление юмора связано с творческим мышлением: операции, необходимые для понимания и создания юмора, наблюдаются и в процессе творческого мышления. Так, З. Фрейд постулировал, что остроумие – это особая деятельность мозга.

Вместе с тем отмечалис наличие таких качеств, как высокая тревожность и плохая адаптационная способность творческих людей к социальной среде, невротизм, но при этом обосновывали позитивную роль тревожности в развитии творческого потенциала. В свою очередь препятствуют развитию креативности избегание риска; стремление к успеху во что бы то ни стало; жёсткие стереотипы в мышлении и поведении; конформность; неодобрительные оценки окружающими воображения, фантазии, стремления к исследованиям творческих личностей; преклонение их перед авторитетами.

 

№32 «Определение пола»

Пол — описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

Биологический пол – это совокупность морфологических и физиологических особенностей

 

№3 «Определение гендера»

Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.

В психологии и сексологии понятие «гендер» употребляется в более широком смысле, подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительно отличающие мужчинот женщин (раньше их называли половыми свойствами или различиями

В понятие гендера входят социокультурные поведенческие характеристики, обеспечивающие индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины или женщины, в результате чего биологические факторы половой дифференциации дополняются социокультурными.

 

№34 «Понятие об онтогенезе и филогенезе»

Филогенез (греч. phylon племя, род)- процесс исторического развития организма

Онтогенез (греч. оntos - существо, особь) – процесс индивидуального развития организма от рождения до смерти

ОНТОГЕНЕЗ развитие индивида от зародыша до взрослого состояния. Считается, что онтогенез воспроизводитфилогенез (общее развитие вида), так что развитие ребенка (человека) от зародыша, в частности вовнугриутробный период развития, воспроизводит все стадии общей эволюции видов, от простой плаценты,через фазы личинки, пресмыкающегося, млекопитающего и т.д., вплоть до стадии человека.

 

№35 «Основные биолого - физиолагические своеобразия женского пола»

Женщине приписывают жертвенность, мягкосердечие, заботливость, дружелюбие, тактичность, вежливость, чувствительность к эмоциям другого, чувственность, мягкость, нежность, застенчивость и скромность, любовь к детям. К негативным в женском образе характеристикам относят хитрость, непостоянство, ненадёжность, болтливость, ворчливость, боязливость. В мужском стереотипе присутствуют как прямота, так и коррелирующая с ней бестактность и грубость; как самообладание, надёжность, взвешенность, так и чёрствость, жизнерадостность, суровость, резкость, агрессивность, жестокость, бесчувственность.

 

№36 «Психофизиологические различия женщин и мужчин»

Учитывая своеобразие, которое свойственно женскому полу с точки зрения его биологии (филогенетическая ригидность, онтогенетическая пластичность), а также основные психологические проявления, исторически приписываемые женской модели поведения и женственности: стремление к близости,отношениям, консерватизм, верность, слабость Я, адаптация к внешней среде (онтогенетическая пластичность), можно предположить, что женское творчество, направляемое природными особенностями женщины, будет приводить к достижениям в конкретной деятельности, отвечающей запросам современности и приспособленной к требованиям дифференцированной культуры.

Вместе с тем такие мужские качества, как способность направлять интересы на далекие цели, стремление к новому, неизведанному, а также биологическое своеобразие мужского пола, состоящее в филогенетической изменчивости, вне всякого сомнения, являются объективными источниками творчества, служащего новым эпохам. А человек, живущий в «будущем», обречённый гениальностью, не в силах сохранить себя в этом мире и приспособиться к его требованиям (онтогенетическая ригидность), что характерно для мужчин.

Модель гендерных отношений, при которой половые различия распола-гались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины,выстраивалась исторически. В культуре по отношению к каждому гендеру сформировались определённые социально-половые стереотипы. У ряда философов,культурологов, психологов, писателей можно обнаружить при анализе литературы следующие бинарные оппозиции, стереотипно приписываемые мужчине – женщине: логичность – интуитивность; абстрактность – конкретность (С.Н. Булгаков, А.А. Логинов, П.А. Флоренский, А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов); инструментальность – экспрессивность; сознательность – бессознательность (О. Вейнингер, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, В.Ф. Эрн); власть – подчинение (С.Н. Булгаков, В.В. Розанов, Д. Майерс, Card, Ellyson, Major); порядок – хаос (Н.А. Бердяев, В.Ф. Эрн, А. Белый, П.А. Флоренский, Вяч. Иванов); независимость, индивидуальность – близость, коллективность (С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, В.В. Розанов, Д.С. Мережковский, Н. Ходороу, К. Каллиган,

Д. Бейкер, Д. Майерс, Tannen, Dindia Allen, Eagly, Sida Wius); сила «Я» – слабость «Я» (С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, В.В. Розанов, В. Соловьёв, А. Белый, Д.С. Мережковский, С. де Бовуар); импульсивность, активность – статичность, пассивность (Аристотель, Гиппократ, Г. Гегель, О. Вейнингер, Дж. Уильямс, Д. Бест); непостоянство, неверность, радикализм – постоянство, верность, консерватизм (А. Шопенгауэр, Г.Зиммель, С.Л. Франк, Вяч. Иванов); аполлоническое – дионисийское (Ф. Ницше, К.Г. Юнг, Вяч. Иванов).

 

№37 «Проблема доминантности полушарий и функциональной асимметрии головного мозга у каждого гендера. Особенности деятельности головного мозга у творчески одарённых личностей»

Итак, мыслительная деятельность творчески одарённого человека объединяет в себе оба способа мышления: образное, символическое правополушарное, латеральное, дивергентное и абстрактное, концептуальное, левополушарное, вертикальное. Итак, вновь очевидна необходимость как мужского, так и женского типов восприятия и обработки информации в творческой деятельности, а также межполушарных взаимодействий, а значит, целостного восприятия действительности во всех возможных аспектах нашей психической деятельности, что требует андрогинной личности, несущей в себе возможности обоих гендеров. Но для того, чтобы ответить на поставленные нами вопросы, следует проследить гендер в творческой деятельности, рассмотреть философские и психологические взгляды на творческую деятельность женщин и мужчин, только тогда мы сможем подойти ближе к пониманию проблемы и ответить на все поставленные вопросы, так как биологические и социальные условия – необходимые, но недостаточные причины культурных новаций и изменений.

Каждый человек рождается с определённым биологическим полом, врождёнными инстинктами, темпераментом. Однако врождённые проявления развиваются и модифицируются в ходе взаимодействий со средой и окружающими людьми, в результате складываются определённые социально-половые роли.

Человек, максимально идентифицирующийся с социально-половой ролью, мотивирован тем, чтобы поддерживать свой собственный образ в качестве мужского или женского, что достигается подавлением любого поведения, которое могло бы рассматриваться как нежелательное и неприемлемое в культуре для соответствующего пола. Таким образом, каждая социально-культурная гендерная роль является не только подтверждением «соответствующих» ей признаков, но и одновременным отказом от характерных качеств, ассоциирующихся с противоположной социально-половой ролью. И как обычный человек имеет определенные врожденные проявления, так и одарённый характеризуется множеством признаков, позволяющих сказать, что данный индивидуум имеет врождённые задатки и способности, благодаря которым он сможет себя реализовать в том или ином творчестве, в том числе художественном (при условии наличия специальных способностей), а также в случае определённого воспитания и воздействий окружения.

Павлов выделил два типа людей – «художников» и мыслителей». Художников, по И.П. Павлову, отличает преобладание наглядно образного мышления над словесно-логическим (преобладание первой сигнальной системы). Им присущи высокая способность воспринимать жизненные впечатления, их удерживать, воспроизводить, а также впечатлительность, они могут ясно, иногда до степени галлюцинации, представить себе предметы и явления, это тип личности, который всё воображает, образно мыслит, живёт образами, у него постоянный заряд идёт из эмоциональной системы, из подкорковых отделов мозга. Художник хорошо и полно отражает действительность, но систематизирует плохо, не имеет склонности к «сухой» науке. Речь художников характеризуется символичностью, образностью, эмоциональной выразительностью.

«Мыслителей» отличает преобладание словесно-логического мышления (второй сигнальной системы); ведущую роль в их мышлении играют обобщения и понятия.

В настоящее время западные психологи различают несколько видов одарённости:

общая интеллектуальная;

специфическая академическая;

творческая: художественное и исполнительское искусство;

психомоторная;

лидерская;

социальная.

Выделяют также практическую одарённость, противопоставляя её «художественной».

Таким образом, одарённость требует комплексного изучения: психофизиологического, дифференциально-психологического и социокультурного. И хотя одаренность теснейшим образом связана с уровнем развития способностей, их нельзя отождествлять.

Анализ одарённости представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин, к которым относят, прежде всего, проблемы, связанные с адаптацией одарённых людей в культуре, их успешной социализацией, способствующей реализации их сущностных сил в современной культуре, а также приобщение их к культурным ценностям трансформирующейся российской культуры. Эти задачи требуют исследования человека творческого в сферах деятельности, используемых в культуре для социализации подрастающего поколения и его инкультурации. Ведь именно одарённость проявляется как следствие духовности человека, его нравственно эмоционального строя, что обусловливает необходимость многоаспектного подхода к исследованию одарённости, позволяющего увидеть многие другие детерминанты, определяющие творческие успехи человека (И.В. Калиш, Д.Б. Богоявленская). По нашему мнению, именно культурология может обеспечить многоаспектность исследования, используя в совокупности культурно-антропологический, субъектно-деятельностный, психологический и гендерный подходы в исследовании субъекта творческой деятельности.

Психофизиологические особенности одарённых детей, независимо от гендера, проявляются в виде:

1) ранней речи, большого словарного запаса (Л. Термен, К. Майлз, Р. Мартинсен, Vail);

2) выдающихся способностей: общих или специальных;

3) потенциальных возможностей в достижении высоких результатов;

4) уже продемонстрированных достижений в одной или более областях

(интеллектуальной, творческой, психомоторных способностей и т.д.);

5) любопытства (Р. Уайт, Р. Maртинсен, Vail, Ж. Пиаже);

6) способности прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; так Barron, Дж. Гилфорд, Р. Мартинсен, Р.Б. Хайкин, Д. Ландрам отмечают, что для них характерны оригинальность ассоциирования мыслей; богатство, подвижность ассоциаций и противопоставлений;

7) отличной, цепкой, феноменальной памяти (Vail, Р. Мартинсен, Д. Ландрам);

8) повышенной концентрации внимания на чём-либо;

9) упорства в достижении цели в сфере, которая интересна; устремлённости (Д. Ландрам, М. Мид);

10) умения погружаться в задачу, преданности делу; расслабленной сосредоточенности (Д. Ландрам);

11) сильно развитого чувства справедливости, проявляющегося очень рано;

12) широты личностной системы ценностей и разнообразия интересов;

13) высокой требовательности к себе;

14) фантазийности и яркости воображения (Л.С. Выготский, К.Г. Юнг, А.Н. Лук, Р.Б. Хайкин);

15) остроумия (З. Фрейд);

16) экстрасенсорного восприятия (Дж. Гауэн); проницательности (Д. Ландрам);

17) большой уязвимости, глубины переживания социальной несправедливости, трудностей в социальной адаптации;

18) стремления преуспеть, завышенных личных стандартов, чувства неудовлетворённости собой (Б. Блум, Д. Ландрам);

19) высокого уровня враждебности к излишним родительским амбициям (Дж. Фриман, Д. Ландрам);

20) способности к восприятию связей и отношений между предметами и явлениями, к видению неожиданных, непривычных связей между концепциями и событиями;

21) способности к выбору новых путей; мятежного духа, склонности к риску;

22) энтузиазма;

23) строптивости, нонконформизма (М. Фергюсон, Д. Ландрам).

М. Фергюсон считает, что новые парадигмы почти всегда встречаются холодно, с осмеянием и враждебностью. Для гениальных личностей характерно игнорирование рекомендаций экспертов, им свойственно иконоборческое поведение;

24) способности нарушать правила: большинство новаторов обладают открытым умом, позволяющим им исследовать неизвестную территорию;

25) сниженной самооценки (М. Хорнер, К. Холлинджер, Э. Флеминг); в результате проведённых в Чикаго исследований (Leaverton and Herzog) 113 высокоодарённых младших школьников выяснилось, что их самооценка ниже, чем у трети их ординарных сверстников, а социальная уверенность ниже, чем у четверти. Кроме того, как установлено исследователями, многим из этих детей свойственно «большое Т», что проявляется в расстройстве поведения в различных формах, безрассудстве, но в то же время в напористости, духе соперничества, любви к острым ощущениям, устремлённости и энергичности, а также в маниакальном желании преуспеть (одержимости), склонности к созидательному разрушению (Л. Шумпетер, Хершман Д. Яблоу, Дж. Либ). Д. Ландрам, проводивший исследование творчески одарённых личностей (мужчин и женщин), выделяет семь ключевых личностных качеств, необходимых для успешной реализации в творчестве:

1) обострённая интуиция;

2) самоуважение, самоуверенность;

3) склонность к риску, безрассудство, новаторство;

4) независимость, мятежный дух;

5) несгибаемая воля, граничащая с одержимостью (Ч. Ломброзо, Моро де Тур, Р.Б. Хайкин);

6) чрезвычайная работоспособность (трудоголизм);

7) упрямство, упорство, бунтарский дух.

У одаренных женщин, добившихся успеха, Д. Ландрам кроме этих качеств отмечает неукротимое честолюбие, жажду сверхдостижений, энергичность, стремление к совершенству и оптимизм. Д. Ландрам относит творчески одарённых людей к темпераменту типа «А» (Прометеи), в чём он соглашается с Юнгом. Он характеризует этот темперамент чрезмерным энтузиазмом, духом соревновательности (Кей Джеймисон), напористостью и честолюбием, ощущением нехватки времени, беспокойством, нереальными амбициями, навязчивой идеей контроля, повышенной самооценкой, гиперактивностью, высокой продуктивностью и работоспособностью, ускоренным мышлением и речью, маниакальными и депрессивными эпизодами. Так, Д. Ландрам соглашается Э. Сторром, что Эйнштейн – яркий пример того, как творчески использовать склонность к шизофрении. Также для одарённых женщин характерно видение общей картины, но при этом они, как и мужчины, не упускают из вида деталей. Д. Ландрам отмечает, что для огромного успеха требуется отклонение от нормы, огромное

безрассудство. С подобными людьми трудно иметь дело как в личном, так и в профессиональном планах, они невыносимые, требовательные руководители, склонны к тирании (С. Дали, П. Пикассо), требовательны не только к другим, но и к себе, нетерпимы к бесполезному подчинению, не уживаются с негибким и бесплодным окружением, добиваются всего ради удовлетворения собственного Я. Так же как и одарённым мужчинам, подобным женщинам свойственны способность нарушать правила, стремление восставать против общества и традиций, игнорирование мнений знатоков, критичное отношение к попыткам опровергнуть их внутреннюю систему убеждений. Они склонны идти на риск, что нехарактерно для «средних» женщин; причину этой несклонности «средних» женщин исследователи видят в более низком содержании тестостерона («маленькое «т»), ответственного за мужскую агрессивность, конкурентоспособность, склонность к риску и высокую сексуальную направленность




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 46 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.031 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав