Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Спор об универсалиях. Борьба реализма и номинализма

Читайте также:
  1. Англо-французская борьба за Индию (1746-1763 гг.) 1 страница
  2. Англо-французская борьба за Индию (1746-1763 гг.) 2 страница
  3. Англо-французская борьба за Индию (1746-1763 гг.) 3 страница
  4. Англо-французская борьба за Индию (1746-1763 гг.) 4 страница
  5. Англо-французская борьба за Индию (1746-1763 гг.) 5 страница
  6. Антифашистская борьба белорусского народа.
  7. Билет 15: Борьба партий внешняя политика Афин в 478-431 гг. до н.э. Афинская морская держава
  8. Билет 50. Политическая борьба и государственное строительство в российской Федерации в 90-е гг. XX в.
  9. БИЛЕТ № 7 ГРЕЦИЯ ЭПОХИ АРХАИКИ:ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И СОЦИАЛЬНАЯ БОРЬБА,ЭСИМНЕТЫ,СТАРШАЯ ТИРАНИЯ
  10. Борьба Гераклеополя и Фив
В XI веке развернулась борьба между номинализмом и реализмом. Конфликт был связан с догматом христианской религии о триединой сущности Бога. Бог един, но триедин в лицах: Бог-Отец. Бог-Сын и Бог-Святой Дух. Развернувшаяся полемика вышла за пределы этого вопроса и вылилась в рассмотрение диалектики единого и общего.
Реализм рассматривал общее как нечто идеальное, предшествующее вещи, т.е. фактически разрабатывал идеалистическую концепцию связи общего и единичного. Номинализм выражал материалистическое решение этой проблемы.
Доказательностью бытия Бога занимался Аксельм Кен-терберийский (1033-1109). «Если есть мысль о Боге, то Бог есть в действительности». Мысль и бытие тождественны. Общие понятия «универсалии» существуют реально. Отсюда и термин «реализм». Общее существует так же реально как бытие, а Бог — это реально существующее «общее»

15.Философское осмысление научной революции 16 по 17 века.Громадное влияние на формирование философской картины мира оказали открытия, составившие содержание научной революции XVI – XVII вв., в результате которых возникло новое естествознание. Среди этих открытий прежде всего следует выделить разработку гелиоцентрической картины мира Николаем Коперником, противопоставленную им геоцентрической картине мира Клавдия Птолемея (II в н. э.). Согласно Птолемею, в центре мира находится неподвижная земля. Для объяснения движения планет ему пришлось создать исключительно сложную картину мира. Планеты движутся по эксцентрикам (годовое «движение» Солнца) и по круговым орбитам (энциклам), центры которых в свою очередь движутся по другим кругам(дифферентам). При этом для каждого вновь наблюдаемого астрономического явления требовалось вводить добавочные моменты.

16. Эмпирическая философия Ф.Бэкона. Второй ученый, оказавший мощное воздействие на становление научной мысли Нового времени, – Фрэнсис Бэкон (1561–1626). Он по праву считается родоначальником философии нового времени. Задачу науки ученый видел в покорении природы и усовершенствовании человека. Для достижения этого Ф. Бэкон разработал программу перестройки всей системы научного знания, основной целью которой была борьба с сакральностью, догматизмом и схоластикой. Разрабатывая классификацию наук, он исходил из положения о том, что религия и наука образуют самостоятельные области, их смешение грозит опасностью появления еретической религии или фантастической философии. Знание нельзя получить в готовом виде, утверждал Ф. Бэкон, его необходимо открывать, извлекать, добывать опытным путем.

17.Рационалистическая философия Р.Декарта. Декарт – основоположник рационализма, значение его философии. Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 – 1650) – видный французский философ и ученый математик. Заслуга Декарта перед философией в том, что он:обосновал ведущую роль разума в познании;выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии;выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях». С точки зрения дуализма Декартом решается и «основной вопрос философии»: спор о том, что первично - материя или сознание, бессмысленен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции – материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны – они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

18.Пантеизм Б. Спинозы. Пантеистическая философия Спинозы - конкретное выражение того, что он исповедует единство мира. Мир един (монизм). Никакого дуализма нет.Подчеркнув единство мира, ставит проблему соотношения единого и многого. Эту проблему не могла разрешить вся античная философия. Он тоже ничего не мог сделать с этой проблемой. Рационально перейти от признания единой субстанции к множеству вещей он не может. Наоборот - есть логический мостик, обобщение. Есть только единое, как вывести рационально множество?Постулирует, что субстанция имеет атрибуты, качественно определенные свойства этой субстанции. Проблема единое-многое переходит в проблему бесконечное-конечное. Субстанция бесконечна, множественность - конечность вещей. Понятие атрибута служит мостиком от бесконечного к конечному.Атрибут - неотъемлемое свойство субстанции, то, что выражает сущность субстанции в качественно определенном свойстве, а определенность означает конечность, определение есть отрицание. Атрибут - это определенность, а значит, конечность.

19.Философия Т. Гоббса. Согласно Гоббсу, единственный предмет философии (и науки вообще) – тела, ибо существуют лишь материальные и конечные предметы. Бог же непознаваем, и философия не может судить о нём. Божество и душа – объекты не разумного познания, а данной в откровении веры и связанной с ней теологии.Человеческое мышление Гоббс сводил к одной логике, а её ограничивал несложными математическими операциями сравнения и различения, сложения и вычитания. Такой подход естественен для мировоззрения, которое сводит всю реальность к одним телам, но трактовка Гоббса даже и для него является крайне упрощённой.В теории познания Гоббс провозглашает последовательный эмпиризм. Логика, по его мнению, оперирует исключительно данными, полученными из опыта. Движения вызывают в наших органах чувств впечатления, а впечатления – движения внутри нас. Мысли и есть эти происходящие внутри человека движения. Они, следовательно, являются обычными перемещениями телесных субстанций, не содержа в себе ничего идеального.

20.Сенсуализм Д.Локка. Локк (Locke) Джон, основатель психологического эмпиризма в философии и политический писатель, род. 29 августа 1632 г. в Рингтоне, в графстве Соммерсетшир. Первоначальное образование получил в вестминстерской школе, откуда потом поступил в оксфордский университет. Господствовавшая здесь схоластическая философия не привлекала к себе юного питомца, и он с особенным рвением предался изучению естествознания и медицины, в которой пользовался впоследствии большой известностью. В 1667 году Локк познакомился с лордом Эшли, впоследствии графом Шефтсбери, с которым был в дружеских отношениях до его смерти. Благодаря ему Локк два раза занимал должность в министерства торговли, 1675–1679 годы Джон Локк провел за границей, преимущественно во Франции. В 1682 г. Шефтсбери, вследствие ненависти к нему короля Карла II за сопротивление его абсолютистским теориям, бежал в Голландию. В 1683 г. туда за ним последовал Локк, зная, что он ненавистен правительству за связи с Шефтсбери. Оттуда он возвратился в 1688 г. с Вильгельмом Оранским. Умер Локк 28 октября 1704 г. Важнейшие сочинения Джона Локка: «Essay concerning human understanding» («Опыт о человеческом разумении», напечатан в 1689–90 гг.), «The treatise on government» («О гражданском правлении», 1689 г.), три письма о религиозной терпимости, книга «Разумность христианства», «Несколько мыслей о воспитании», сочинение о деньгах и другие.

21.Философия И. Канта. Кант Иммануил, знаменитый немецкий философ, род. 22 апреля 1724 г.; он был сыном шорника. Первоначальное образование и воспитание Канта имело строго религиозный характер в духе царившего тогда пиетизма. В 1740 г. Кант поступил в кенигсбергский университет, где он с особенной любовью занимался философией, физикой и математикой и лишь впоследствии стал слушать богословие. По окончании университета Кант занялся частными уроками, а в 1755 г., получив докторскую степень, был назначен приват-доцентом в своем родном университете. Лекции его по математике и географии пользовались большим успехом, и популярность молодого ученого быстро росла. Как профессор, Кант старался побуждать своих слушателей к самостоятельному мышлению, менее заботясь о том, чтобы сообщать им готовые результаты. Вскоре Кант расширил круг своих лекций и стал читать антропологию, логику, метафизику. Ординарную профессуру он получил в 1770 г. и преподавал до осени 1797 г., когда старческая слабость принудила его прекратить свою педагогическую деятельность. До самой смерти своей (12 февраля 1804 г.) Кант ни разу не выезжал далее окрестностей Кенигсберга, и весь город знал и уважал его своеобразную личность. Это был в высшей степени правдивый, нравственный и строгий к себе человек, жизнь которого шла с пунктуальной правильностью заведенных часов. Характер Иммануила Канта отразился и на его стиле, точном и сухом, но полном благородства и простоты.

22.Объективный идеализм Г.Гегеля. В частности, логика Гегеля подразделяется на учение о бытии, сущности и понятии, причем в первой части исследуются понятия качества, количества и меры, во второй – сущности, явления и действительности, в третьей – субъективности (понятие, суждение, умозаключение), объективности (механизм, химизм, телеология) и идеи (жизнь, познание и абсолютная идея). Начало логики Гегеля дает прекрасный пример его диалектического метода: если отвлечься от всякого определенного содержания мысли, то у нас останется самое общее и неопределенное понятие, от которого более отвлечься невозможно – бытие. Оно лишено всякого содержания и качества, оно пусто и, как каковое, равно небытию. Таким образом, бытие переходит в небытие, мысль о бытии невольно приводит к противоположному понятию небытия. Переход небытия в бытие, объединение обоих есть бывание, в котором противоречие между бытием и небытием снято. Но при ближайшем рассмотрении бывание, подобно бытию, оказывается односторонним, возбуждающим противоречащее понятие и т. д.

23. Антропологический материализм Л. Фейербаха Л. Фейербах (1804 - 1872) - немецкий философ, создатель одного из вариантов антропологического материализма. Характерной чертой его материализма был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрении человека в неразрывном единстве с ней. Природа - основа духа. Она д. стать основой новой философии, призванной раскрыть земную сущность человека, которого природа наделила чувствами и разумом и психика которого зависит от его телесной организации, обладая вместе с тем качественной спецификой, несводимой к физиологическим процессам.

Теория антропологического материализма состоит в:

- единственно существующими реальностями является природа и человек;

- человек - часть природы;

- человек - единство материального и духовного;

- человек д. стать главным интересом философии;

- идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;

- Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог - плод воображения человека;

- природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем неуничтожима;

- все, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления материи.

Фейербах выступает с атеистических позиций, тесно увязывает проблему Бога с антропологией.

24. Диалектический материализм Маркса и Энгельса. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – система философских воззрений К.Маркса и Ф.Энгельса, которую Энгельс характеризовал как диалектический материализм, противопоставляя его не только идеализму, но и всему предшествующему материализму как отрицание философии как науки наук, противостоящей, с одной стороны, всем частным наукам, а с другой стороны, – практике. «Это, – писал Энгельс, – вообще уже больше не философия, а просто мировоззрение, которое должно найти себе подтверждение не в некоей особой науке наук, а в реальных науках» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 142). При этом Энгельс подчеркивает позитивный, диалектический характер этого отрицания всей прежней философии. «Философия, таким образом, здесь «снята», т.е. «одновременно преодолена и сохранена», преодолена по форме, сохранена по своему действительному содержанию» (там же).Диалектический характер марксистской философии непосредственно был связан, во-первых, с материалистической переработкой идеалистической диалектики Гегеля и, во-вторых, с диалектической переработкой прежнего метафизического материализма. Маркс писал: «Мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, отнюдь не помешала тому, что именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно» (там же, т. 23, с. 22). Материалистическую диалектику Маркс считал не специфически философским, а общенаучным методом исследования, который он, как известно, применил в своем «Капитале». Так же оценивал диалектику и Энгельс, подчеркивая, что естествоиспытателям необходимо овладеть этим методом для решения своих научных задач и преодоления идеалистических и метафизических заблуждений. При этом он ссылался на великие естественно-научные открытия 19 в. (открытие клетки, закон превращения энергии, дарвинизм, периодическая система элементов Менделеева), которые, с одной стороны, подтверждают и обогащают диалектический материализм, а с другой – свидетельствуют о том, что естествознание приближается к диалектическому миропониманию.

25. Материалистическое понимание истории в философии марксизма. Это философия, которая воспринимает мир как движущуюся материю. Эта материя

ни кем не создана и неуничтожима, она находится в постоянном движении.

Существует такой вопрос как: «что первично идея или материя», на который

философ материалист ответит что материя, так как материалисты не признают

идеологию для них материя первооснова бытия. Материя характеризуется

движение, точнее это ее атрибут. Без движения не существует материи. Формами

материи являются пространство и время. Еще один очень важный аспект то что

материалистическая философия атеистична. Материалисты воспринимают религию

как ложную форму познания действительности. В конечной форме

материалистическая философия представлена Марксом и Энгельсом в

диалектическом материализме.

26. Учение об общественно экономических формациях. Анализ познавательного процесса показывает, что его исходным пунктом является конкретное в жизни. Первоначально возникает эмпирическое, хаотическое представление об обществе в целом. Далее осуществляется абстрагирование системы понятий и категорий, в которых закрепляются знания о сущности общественной жизни. Затем эта система логических абстракций используется для осмысления конкретного на новом, теоретическом уровне: знание об обществе становится знанием о конкретном. Такое направление познания получило название восхождения от абстрактного к конкретному.
Эмпирическое представление о конкретной человеческой истории еще не есть подлинное научное знание. Это лишь момент научного исследования. Научное знание возникает тогда, когда эмпирические представления об исторических фактах и событиях пропущены через теоретическое мышление, переработаны с помощью логических абстракций. Абстрактные категории исторического материализма, как отмечал К. Маркс, в отрыве от реальной истории не имеют ровно никакой цены, но, появившись, приобретают некоторую, относительно самостоятельную функцию. Они помогают упорядочить исторический материал, наметить последовательность отдельных его слоев. Причем «трудности только тогда и начинаются, когда приступают к рассмотрению и упорядочению материала — относится ли он к минувшей эпохе или к современности, — когда принимаются за его действительное изображение»

27. Роль народных масс и личности в истории. XIX в. субъективно-идеалистические взгляды на роль личности в истории нашли своё выражение в различных течениях. В Германии эти реакционные субъективно-идеалистические взгляды развивали сначала младогегельянцы (Бруно Бауэр, Макс Штирнер), позднее — неокантианцы (Макс Вебер, Виндельбанд и др.), а затем в особо отвратительной реакционной форме—Ницше.В Англии в XIX в. субъективно-идеалистический взгляд нашёл своего проповедника в лице историка и писателя Томаса Карлейля, находившегося под сильным влиянием немецкого идеализма. Карлейль был представителем так называемого «феодального социализма», воспевал прошлое и в дальнейшем превратился в открытого реакционера. В своей книге «Герои и героическое в истории» он писал: «...всемирная история, история того, что человек совершил в этом мире, есть, по моему разумению, в сущности история великих людей, потрудившихся здесь, на земле... Всё, содеянное в этом мире, представляет в сущности внешний материальный результат, практическую реализацию и воплощение мыслей, принадлежавших великим людям, посланным в этот мир. История этих последних составляет поистине душу всей мировой истории». Таким образом, всемирная история сводилась Карлейлем к биографиям великих людей.

28. Философия А.Шопенгауэра. Артур Шопенгауэр знаменитый немецкий философ (1788–1860). В юности он вместе с родителями объехал Германию, Австрию, Швейцарию, Францию и Англию (1803–1805). Вернувшись из путешествия, Шопенгауэр по желанию отца поступил (1805) в ученье к одному крупному коммерсанту, но когда отец вскоре умер, решил посвятить себя ученому поприщу. В 1809 он поступил на факультет медицины в гёттингенском университете, затем занимался философией в Берлине и Иене. По окончании своего главного труда «Мир как воля и представление» (издан в Лейпциге, 1819) Шопенгауэр отправился в Испанию. По возвращении оттуда он безуспешно добивался кафедры в берлинском университете, а в 1831 уехал во Франкфурт-на-Майне, который считал самым здоровым городом в Германии и предался исключительно философским занятиям. В 1895 ему был поставлен во Франкфурте памятник.

29. Философия жизни Ф.Ницше. Ницше Фридрих (1844-1900) - немецкий мыслитель, философ, классический филолог, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Один из основоположников современного иррационализма в форме философии жизни.

Судьба Ницше - судьба не только философа, но и человека.

Родился в Рёккене (недалеко от Лейпцига, восточная Германия), в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше. С раннего детства проявил способности к филологии и музыке. Его авторству принадлежит 73 музыкальных сочинения. Прекратил заниматься музыкальной композицией в 29-летнем возрасте, после того как подвергся критике со стороны ведущих музыкантов своего времени Ганса фон Бюлова за своё фортепианное сочинение «Манфред размышляющий» и Вагнера за пьесу «Отзвук новогодней ночи».

В 1864-1869 годах Ницше изучал теологию и филологию в Боннском и Лейпцигском университетах. В этот же период познакомился с сочинениями Шопенгауэра и стал поклонником его философии. На развитие Ницше также оказала влияние дружба с Рихардом Вагнером, продолжавшаяся три года. Когда началась Франко-прусская война, он хотел попасть на фронт, но в силу того, что жил в нейтральном государстве - Швейцарии, он смог попасть туда только в качестве санитара. От раненых он подхватил множество болезней, в частности дифтерию и дизентерию. Ницше был блестящим студентом и приобрёл прекрасную репутацию в научных кругах. Благодаря этому он уже в 1869 году в возрасте 24 лет получил должность профессора классической филологии Базельского университета.

30. Философия экзистенциализма. Экзистенциализм – направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существования в окружающем мире.Экзистенциализм как направление философии начал зарождаться еще в середине ХХ в., а в 20-е – 70-е годы ХХ в. приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе. 2. Факторы, способствовавшие возникновению и развитию экзистенциализма. Актуализации и расцвету экзистенциализма в 20-е – 70-е гг. ХХ в. способствовали следующие причины:нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение отравляющих веществ в ходе боевых действий и т.д.);опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлагеря, трудовые лагеря);распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность;бессилие человека перед природой техногенным обществом.

31. Учение психоанализа З.Фрейда. Зигмунд Фрейд (1856-1939) — австрийский невролог, основатель психоаналитической школы, терапевтического направления в психологии. Конец 19 – начало 20 в. в Австрии – это крушение патриархальных принципов, расцвет национализма, экономические кризисы, становление иррационалистического сознания.История психоанализа берёт своё начало в 1890-х годах в Вене, когда Зигмунд Фрейд трудился над разработкой более эффективного способа лечения невротических и истерических заболеваний. Впервые термин «психоанализ» был употреблён Фрейдом на французском языке 30 марта 1896 года в опубликованной им в Неврологическом Журнале статье об этиологии неврозов. В 1885 году Фрейд проходил стажировку в клинике Сальпетриер под руководством французского невролога и психиатра Шарко, оказавшего на него сильное влияние. Особенно внимание Фрейда привлекает опыт гипноза Шарко и Бернгейма. Но он замечает: гипноз в особо тяжелых случаях не помогает. Но есть и предположение, что Фрейд сам не в совершенстве им владел и решил отказаться от него. Фрейд находит новые способы в толковании сновидений, ассоциаций, оговорках, забываний и пр.Итак, психоанализ – исследование и интерпретация этого материала, терапия психоневрозов с ядром в учении о бессознательном.

32. Позитивизм и его исторические формы. Философия позитивизма, претендующая на исследование сущности научного знания и его методологическое основание, принимала в своем развитии следующие основные формы:
1. Классический позитивизм, возникший в первой половине XIX в. в период формирования дисциплинарной науки (физики, биологии, химии и др.); его представляют О. Конт (1798—1857), Дж. Милль (1806—1873) и Г. Спенсер (1820-1903).
Его основные идеи:
1) подлинно научное ("позитивное") знание может быть получено лишь специальными (прежде всего - естественными) науками, которые основываются на опыте и его теоретическом осмыслении. Методология естественных наук позволит достичь «универсально истинных» научных утверждений, т.к. она основывается на общепризнанных фактах;
2) философия, чтобы стать научной дисциплиной, должна перестать решать отвлеченные вопросы и заняться проблемами методологии наук-систематизацией конкретно-научного знания: такой подход соответствовал ориентациям естествознания на получение объективного знания о мире. 1. Классический позитивизмII. Эмпириокритицизм (от греч. - критика опыта)III. В неклассической философии позитивизм в форме неопозитивизмаIV. Постпозитивизм (то, что «после позитивизма») формируется в 60-70 гг. XX в. и переключается на исследование реальной истории науки

Философия П. Чаадаева. Родился в старинной зажиточной дворянской семье Чаадаевых, по материнской линии внук академика, историка М. М. Щербатова, автора 7-томного издания «Истории Российской от древнейших времен». Рано остался сиротой — его отец умер на следующий год после его рождения, а мать — в 1797. Его и старшего брата Михаила, совсем маленьких, забрала из Нижегородской губернии в Москву тётка — княжна Анна Михайловна Щербатова, у неё они и жили в Москве, в Серебряном переулке, рядом с известной церковью Николы Явленного на Арбате[3]. Опекуном Чаадаевых стал их дядя — князь Д. М. Щербатов, в доме которого Чаадаев получил свое образование.В 1807—1811 годах учился в Московском университете, дружил с А. С. Грибоедовым, А. С. Пушкиным, будущими декабристами Н. И. Тургеневым, И. Д 34. Исторические судьбы России в воззрениях славянофилов

Своеобразным направлением в русской философии явилось славянофильство, яркими представителями которого были Алексей Степанович Хомяков (1804–1860) и Иван Васильевич Киреевский (1806–1856) и др., оказавшие значительное воздействие на развитие русской мысли. В центре их внимания находились судьбы России и ее роль в мировом историческом процессе. В самобытности исторического прошлого России славянофилы видели залог ее всечеловеческого призвания. тем более что западная культура, по их мнению, уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выражается в порожденном ею чувстве «обманутой надежды» и «безотрадной пустоты». По словам Вл. Соловьева, славянофилы, представляя всю западную историю как плод человеческого злодейства.

Славянофилы развивали основанное на религиозных представлениях учение о человеке и обществе, проявившееся, например, в учении об иерархической структуре души и о ее «центральных силах» (Хомяков) или о «внутреннем средоточии духа (Киреевский). Достижение целостности человека и связанное с этим обновление общественной жизни славянофилы усматривали в идее общины, духовной основой которой является русская православная церковь. Первоначало всего сущего, согласно Хомякову,–«водящий разум», или Бог. Исторический прогресс человечества связан с отысканием «духовного смысла».

35. Исторические судьбы России в воззрениях западников. Западничество как и славянофильство возникло на рубеже 30—40-х годов XIX в. Оно было представлено "обеими столицами" — Москвой и Петербургом. Московский кружок западников оформился в спорах со славянофилами в 1841—1842 гг. В Петербурге же находились немногие представители западничества и какого-либо сложившегося кружка его единомышленников не существовало.

Современники трактовали западничество очень широко относя к его приверженцам всех кто противостоял в идейных спорах славянофилам. В западники наряду с лицами придерживавшимися весьма умеренных взглядов такими как П. А. Анненков В. П. Боткин Н. X. Кетчер В. Ф. Корш зачислялись также и те кто придерживался радикальных воззрений — В. Г. Белинский А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Впрочем Белинский и Герцен в своих спорах со славянофилами сами называли себя "западниками".

2.2 Представители: К.Д. Кавелин Т.Н. Грановский

36. Русский материализм 19 века. Н. Г. Чернышевский. Среди русских революционеров доленинской эпохи Чернышевский, оставался непревзойденным, не только в достижении научных истин, но и в способности претворять их в жизнь.Формально не создав особой школы, не написав крупных обобщающих трудов, разбросав свои идеи в многочисленных, зачастую искаженными цензурой, журнальных статьях, написанных по разным поводам, Чернышевский, тем не менее, сумел охватить своим творчеством широчайшую область общественных наук (историю, философию, политэкономию, социологию, этику и эстетику, литературную критику). В результате, его научное творчество оказалось сосредоточием общественно - политических и научных идей, во многом обогнавших его эпоху. Достижения общественных и естественных наук его времени, служили Н. Г. Чернышевскому, только опорой для дальнейшего самостоятельного движения вперёд. Благодаря этому он чувствовал себя независимым от тех или иных модных направлений, воспринимая любую теорию в тесной связи с жизнью ж её проблемами. На эту способность Чернышевского, особо указывал Ленин, отмечая, что "Чернышевский умел влиять на все политические события его эпохи в революционном духе"

37. Религиозная философия В.Соловьева. Соловьёв Владимир Сергеевич [16(28).1.1853, Москва, - 31.7(13.8).1900. с. Узкое, ныне в черте г. Москвы], русский религиозный философ, поэт, публицист и критик. Сын С. М. Соловьева. Учился на физико-математическом, затем на историко-филологическом факультете Московского университета, который окончил в 1873; в 1874 защитил в Петербурге магистерскую диссертацию "Кризис западной философии. Против позитивистов", а в 1880 докторскую диссертацию "Критика отвлечённых начал". После речи против смертной казни в марте 1881 (в связи с убийством Александра II народовольцами) С. был вынужден оставить преподавательскую работу. В 80-е гг. выступал преимущественно как публицист, проповедуя объединение "Востока" и "Запада" через воссоединение церквей, борясь за свободу совести и против национально-религиозного гнёта; сотрудничал (с 1883) в либеральном "Вестнике Европы". В 90-х гг. занимался философской и литературной работой; переводил Платона, вёл философский отдел в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.Как мыслитель и утопист Соловьев. оказался на пересечении разных духовных течений. Задумав своё философское дело как оправдание "веры отцов" на "новой ступени разумного сознания", он встал перед невыполнимой задачей - совместить научно-позитивный и рационалистический "дух времени" с религиозным преданием.В своей философии, отвергающей материализм революционно-демократической мысли. С. предпринял наиболее значительную в истории рус. идеализма попытку объединить в "великом синтезе" христианский платонизм, нем. классический идеализм (главным образом Ф. В. Шеллинга) и научный эмпиризм.

38. Философия свободы» Н.Бердяева Бердяев Николай Александрович (6.3. 1874, Киев, - 24.3.1948, Кламар, Франция), русский религиозный философ-мистик, близкий к экзистенциализму. Происходил из дворянской семьи. Учился в Киевском университете. В студенческие годы участвовал в социал-демократическом движении; подвергался репрессиям (исключение из университета и ссылка). Выступал в программных сборниках русских идеалистов: "Проблемы идеализма" (1902), антиреволюционные сборники "Вехи" (1909), "Из глубины" (1918); был организатором и председателем "Вольной академии духовной культуры" (1918-22). В 1922 выслан за границу. Основал религиозно-философский журнал "Путь" (Париж, 1925-40), руководил издательством "YMCA - Press" ("Христианского союза молодёжи").В молодости принадлежал к т. н. легальным марксистам, пытался сочетать марксизм с неокантианством, развивал теорию этического социализма. Около 1905 присоединяется к богоискательству. Борьба и взаимодействие двух принципов: экзистенциалистского утверждения ничем не ограниченного духовно-творческого начала личности и христианского мотива сострадания определяют философские позиции и философские симпатии Б. (Он сам признаёт свою близость к Бёме, Ницше, Фихте, Кьеркегору, Ибсену, а также к русской религиозной традиции - славянофилы, Достоевский; отправным пунктом всегда остаётся принцип дуализма Канта.)

39. Понятие «бытие», Общая характеристика. Понятие Бытие как основополагающее современной философии

Бытие - интегральная характеристика мира, утверждает целостность мира, через

его существование. Таким образом понятие бытия отвлекается от конкретных

характеристик предметов, кроме одной их черты - их существования. Это задаёт

миру исходную целостность и делает его объектом философского размышления.Один

из первых вопросов, возникающих на пути философского осмысления мира - вопрос

о многообразии способов и форм бытия. XX век предельно расширил трактовку

бытия, связав его понимание с историзмом, человеческим существованием,

ценностями и языком. А такая философская школа, как неопозитивизм, вообще

истолковала проблему бытия в философии как псевдопроблему, полагая, что

прежняя наука о бытии - есть предмет частных наук, но не

философии.Рассмотрением вопросов, касающихся проблем бытия и небытия,

существования и несуществования, а также выявлением сущности всего того, что

обладает этим качеством - качеством быть, существовать, занимается особая

наука - онтология. Это отдельная область философских знаний. Термин

"онтология" означает "учение о сущем". В философии он употребляется с XVII

века.

40. Материя как философская категория. Это философия, которая воспринимает мир как движущуюся материю. Эта материя

ни кем не создана и неуничтожима, она находится в постоянном движении.

Существует такой вопрос как: «что первично идея или материя», на который

философ материалист ответит что материя, так как материалисты не признают

идеологию для них материя первооснова бытия. Материя характеризуется

движение, точнее это ее атрибут. Без движения не существует материи. Формами

материи являются пространство и время. Еще один очень важный аспект то что

материалистическая философия атеистична. Материалисты воспринимают религию

как ложную форму познания действительности. В конечной форме

материалистическая философия представлена Марксом и Энгельсом в

диалектическом материализме.

41. Движение, пространство- время как атрибуты материи. Пространство и время: общие формы существования материи. Пространство

- совокупность отношений, выражающих координацию объектов,

взаиморасположение, относительную величину. Пространство трёхмерно, изотропно,однородно. Время - совокупность отношений, выражающее координацию явлений, ихпоследовательность и длительность. Время одномерно, однородно, необратимо. Внауке сложились две концепции в понимании пространства и времени:

• Субстанциональная: пространство и время самостоятельны, существующие наряду

с материей, как её пустые вместилища. Пространство - чистая протяжённость;

Время -чистая длительность (Демокрит, Ньютон);

• Рельявистская: пространство и время - формы существования материальных

объектов.Пространство выражает существование объектов; время –

последовательность состояний (Аристотель, Лейбниц);

• Классическая физика; пространство и время существуют сами по себе,

независимо от движущейся материи и друг друга. Пространство - вместилище;

время – чистая длительность;

В истории философии и человеческой культуры сложились также две основные

концепции осмысления порядка и направленности времени: динамическая и

статическая. Динамическая концепция времени восходит к утверждению Гераклита:

"Все течет, все изменяется". Она признает объективную реальность временных

процессов вообще

и течения времени в частности.

42. Движение как способ существования материи. ДВИЖЕНИЕ. В применении к материи - это изменение вообще. Движение - это

атрибут, неотъемлемое свойство материи. Материи неподвижной, неизменно

пребывающей в состоянии абсолютного покоя не существует. Материя и движение

неразрывны. Эта основополагающая идея материализма была высказана англ.

материалистом ТОЛАНГОМ: «материя не существует без движения, движение - без

материи». Движение есть единственный способ существования материи.

Представление о материи, лишенной движения имеет одним из своих источников

метафизическое понимание соотношения покоя и движения. В этом случае,

движение мыслится как переход от одного состояния покоя к другому под

воздействием внешних сил. В частности, Ньютон предполагал существование

абсолютного пространства, по отношению к которому возможен абсолютный покой.

Однако в реальной действительности мы сталкиваемся с ситуацией,

характеризующейся тем, что движение абсолютно, а покой - лишь относителен,

потому, что при неизменности координат данного тела в системе, связанной с

каким - либо другим телом или системой тел, это тело изменяет свои координаты

в системах, связанных с другими телами. (Механистический аспект).

43. Многообразие и единство мира. На всем протяжении развития философии наблюдаются различные подходы к истолкованию проблемы единства мира.Впервые на материалистической основе вопрос о единстве мира поставили античные мыслители Фалес, Демокрит и др. Поскольку их взгляды на мир, материю носили наивный характер, они не сумели полностью решить этот вопрос. Для них характерны догадки о том,что единство мира - в его материальности. Проблема единства мирапо-своему решалась и идеалистами, которые исходили из признания основы единства мира в существовании первичных абсолютных идей,или ощущений человека. Последовательность в признании единого начала - материи или духа - называется философским монизмом.Противоположностью монизма является дуализм. Дуалисты считали, что существуют два равноправных начала, две независимые друг от друга субстанции: материя и дух. Виднейшим представителем дуализма был французский философ и математик XVI в. Р.Декарт.

44. Сознание как высшая форма отражения действительности. Отражение - уникальное свойство мира. Любой процесс в момент взаимодействия

с другим процессом порождает отражение, как например следы на песке или

отражение в зеркале. Сознание занимает самую высшую ступень формы отражения

действительности. Испокон веков философы стремятся дать определение сознанию,

но по сей день нет универсального определения которое было бы окончательным,

абсолютным. Потому что сознание лишь приоткрыло тайну человеку, но это не

значит, что он до конца постиг природу сознания. Сознание характеризуется еще

тем что оно способно к саморефлексии, мысль сознания о себе самом (я не

просто мыслю, а я знаю что я мыслю – факт самосознания). Далее возникает

вопрос: А откуда вообще берется сознание? Оно дано человеку от рождения? Или

приходит с первым вздохом (криком) ребенка? Нет. Сознание по своей природе

социально, и формируется в процессе воспитания (социализации). Сознание можно

разделить на виды: индивидуальное сознание, групповое, коллективное,

общественное.

45. Структура сознания. Уровни и формы сознания. Формы общественного сознания: мораль, религия, политика, наука

Общественное сознание неоднородно по содержанию и форме. Выделяются такие

виды общественного сознания, как научное. религиозное, нравственное,

эстетическое, политическое, правовое, философское. Они различаются по

содержанию тех явлений, которые в них отражаются, по форме материализации, по

социальным функциям. Виды, или формы, общественного сознания представляют

собой многоуровневые образования, включающие обыденный и теоретический

уровни, общественную психологию и идеологию.

Целостная характеристика общественного сознания выражается в понятиях

состояния общественного сознания, таких как массовое сознание и общественное

мнение. Состояние общественного сознания определяется тем, какие идеи и взгляды

доминируют в данный исторический период, какие формы общественного сознания

оказывают наиболее эффективное воздействие на общественное мнение и настроение,

каково место науки, религии, политики и права среди инструментов формирования

общественного мнения. Серьезное значение в характеристике состояний

общественного сознания имеет определение соотношения научных и вненаучных

представлений.

46. Сознание и язык. Язык так же древен, как и сознание: «Один только человек из всех живых существ одарен речью». У животных нет сознания в чело­веческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То немногое, о чем животные хотят сообщить друг другу, не тре­бует речи. Многие животные ведут стадный и стайный образ жизни, обладают голосовыми органами, например шимпанзе могут произносить 32 звука. Сложная система сигнализации наблюдается у дельфинов. Животные располагают и мимико-жестикуляторными средствами взаимной сигнализации. Так, считается установленным, что пчелы обладают особой сигнальной системой, состоящей из различных пространственных фигур. С помощью комбинирования различных фигур в целый танец (т.е. благодаря особому «синтаксису») пчела «рассказывает» всему рою о местоположении найденного ею источника пищи и о пути к нему.Однако все эти средства сигнализации имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъек­тивного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д. частичный аналог этому — междометия в человеческом языке), либо простым указанием (частичный аналог — указательный жест человека), либо призывом к совместным действиям, либо преду­преждением об опасности и т.п. 47. Проблема познания в философии. Проблемой ПОЗНАНИЯ, его возможностей и закономерностей занимается теория познания или гносеология (от греч. gnosis — знание, и logos — учение), которая является одним из разделов философии.Возможность ПОЗНАНИЯ заключена в таком всеобщем свойстве материи, как свойство отражения. Образ объекта, его идеальный характер нельзя до конца понять, оставаясь в пределах рассмотрения только структуры внутримозговых, нейродинамических процессов. Общественная природа практической деятельности человека — вот тот специфический фактор, который вызывает к жизни идеальное, психическое высшего «постживотного» порядка. Именно практика является критерием истины - мерилом адекватного отражения объекта познающим субъектом. И человек как высшая ступень этой эволюции может существовать не иначе, как только благодаря использованию познания как социальной формы отражения, являющейся посредствующим звеном его общественной деятельности.

48. Эмпирический уровень познания и его формы. Эмпирическое познание – это отражение данного опосредованно. Эмпирический уровень познания предполагает: наблюдение; описание наблюдаемого; ведение протоколов; использование документов.Эмпирическое познание – это более высокий уровень познания, чем просто чувственное познание.

Исходным в чувственном познании является ощущение – простейший чувственный образ, отражение, копия или своего рода снимок отдельных свойств предметов.

Ощущения имеют широкий спектр модальности:

– зрительные;– слуховые;– вибрационные;– кожно-осязательные;– температурные;– болевые;– мышечно-суставные;– ощущения равновесия и ускорения;– обонятельные;– вкусовые;– общеорганические

Объективная основа восприятия образа как целостного – это единство и вместе с тем множественность различных сторон и свойств предмета.

Целостный образ, который отражает непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения, называется восприятием.

Память, представления и воображение. Ощущения и восприятия – это источник всех знаний человека, однако познание не ограничивается ими. Любой предмет воздействует на органы чувств человека какое-то определенное время, после чего воздействие прекращается. Но образ предмета не пропадает сразу же бесследно, а запечатлевается и сохраняется в памяти. Никакое познание немыслимо без феномена памяти.

Теоретический уровень познания и его формы. Теоретическое познание отражает предметы, явления, предметы и процессы со стороны их универсальных внутренних связей, закономерностей. Они постигаются с помощью рациональной обработки данных эмпирических знаний. Неотъемлемой чертой, самым характерным признаком теоретического познания является использование таких методов, приемов как абстрагирование (отвлечение от несущественных признаков объекта изучения), идеализация- создание часто просто мысленных предметов, анализ - мысленное расчленение изучаемого объекта на элементы, синтез-объединение полученных в результате анализа элементов в систему, индукция -движение познания от частного к общему, дедукция- движение мысли от общего к частному и т. д.В теоретическом познании первостепенную роль играет мышление, с помощью которого исследователь проникает в тайны природы. Еще со времен античности принято выделять в мышлении два его уровня: рассудок и разум. Рассудок - это исходный мыслительный процесс, где оперирование абстракциями происходит в пределах некоего жесткого стандарта.

50. Проблема истины в познании. Истина - правильное, достоверное отражение предметов и явлений

действительности, цель духовного освоения человеком мира. Слово "истина"

происходит от старославянского "исть" - настоящий, несомненный,

действительный. Истина - это бытие, то, что есть. Таким образом, истина - это

то. что открыто для человеческого познания. Проблема истины является ключевой

в философии познания. Все проблемы философской теории познания касаются либо

средств и путей достижения истины, либо форм существования истины, форм ее

реализации, структуры познавательных отношений. Все они концентрируются

вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее.В теории познания -

гносеологии - существуют разные понимания истины. В древнейшей, классической

концепции истины, с которой начинается теоретическое исследование истины,

выделяется главное положение, согласно которому истина есть соответствие

мыслей действительности. Первые попытки исследования этой концепции были

предприняты Платоном и Аристотелем. Классическое понимание истины разделяли

Фома Аквинский. П. Гольбах, Г. Гегель, Л. Фейербах. К. Маркс. его разделяют

многие философы XX столетия.

51. Методы научного познания. Метод - это способ построения и обоснования системы философского знания;

совокупность приемов и операций "теоретического и практического освоения

действительности; Поскольку каждой науке присущи свои методы исследования,

ее составной частью является методология - система принципов и

способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а

также учение об этой системе. Методы научного познания можно подразделить на

три группы: специальные, общенаучные, универсальные. Специальные методы

применимы только в рамках отдельных наук, объективной основой этих методов

являются соответствующие специально-научные законы и теории. К этим методам

относятся, в частности, различные методы качественного анализа в химии, метод

спектрального анализа в физике и химии, метод статистического моделирования при

изучении сложных систем. Общенаучные методы характеризуют ход познания

во всех науках, их объективной основой являются общеметодологические

-закономерности познания, которые включают в себя и гносеологические принципы.

К таким методам относятся методы эксперимента и наблюдения, метод

моделирования, гипотетико-дедуктиеный метод, метод восхождения от абстрактного

к конкретному.

52. Общество как система. Общая характеристика. Термин "общество" может употребляться в двух значениях. В широком смысле -

это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой

исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, в узком смысле - это

определенный этап развития человеческой истории. Общество понимается как

продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности

больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов и договора.

В своем первоначальном значении термин "общество" обозначал общность, союз,

сотрудничество людей. Аристотель-назвал человека "политическим животным",

подразумевая, что только люди способны добровольно и сознательно объединиться

в общество.Основными типами таких связей считаются духовные (Августин,

Фома Аквинский), конвенциальные (философы XVII - XVIII вв.), материальные,

основанные на взаимодействии людей (К. Маркс). Философский взгляд на общество

неотделим от философских проблем личности человека- Для понимания феномена

общества необходимо уяснить противоречия человека как "социального атома" и

разобраться в характере закономерностей, объединяющих людей в некое единое

целое, в общественный организм. В принципе выделяются три основных подхода к

объяснению этих связей и закономерностей. Первый подход - натуралистический,

согласно которому человеческое общество рассматривается как естественное

продолжение закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге -

Космоса.

Другой подход - идеалистический, согласно которому сущность связей,

объединяющих людей в единое целое, усматривается в 'комплексе тех или иных

идей, верований, мифов. Согласно атомистической теории общество есть сумма

индивидов, связанных тем или иным взаимным договором. Хотя в “естественном

состоянии "человек человеку - волк",люди, следуя гражданским Законам, идеям

свободы и равенства, могут обеспечить свое существование.

53. Различные подходы в понимании общества: натуралистический, идеалистический, материалистический. Натуралистический подход к познанию общества

Исходит из того что общество есть некий феномен природы, т.е фаза природного

развития. Общество это часть природы, отделившаяся от него. Но и отделившись

от него остается подвержена тем природным закономерностям, которые в мире

природы существуют и прежде всего космическим.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 38 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.049 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав