Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Перспективы развития науки и ее гуманистическое измерение.

Читайте также:
  1. E. закономерности психического развития, протекающего в неблагоприятных условиях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возможности индивида
  2. I период развития менеджмента - древний период. Наиболее длительным был первый период развития управления - начиная с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII в.
  3. I этап развития логопедии (античность – 18 век).
  4. I. Задержка полового развития и неполное половое развитие
  5. I. Из истории развития методики развития речи
  6. I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации
  7. I. Этапы развития западной социологической мысли.
  8. I.) История возникновения и развития компьютерных вирусов.
  9. I.) История возникновения и развития компьютерных вирусов.
  10. II. 10. МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ НА УКИ

Наука – специфическая форма познавательной деятельности, направленная на постижение нового знания, которое осуществляется научным сообществом в конкретных социокультурных условиях.Наука возникала как относительно самостоятельная сфера свободного духовного производства, не подчиненная тоталитарной логике совместного труда. Процессы институционализации науки, широко развернувшиеся в XIX в., означали превращение интеллектуально-духовной жизни человека в специализированное духовное производство, которое начинает развиваться по своим собственным законам, углубляя и усугубляя разрыв между наукой и миром человеческих ценностей. Данным обстоятельством объясняется широко распространенное убеждение, что научное познание лишено внутренних ценностных измерений, что оно этически нейтрально. Это убеждение разделяется представителями самых разных направлений философии. Одним из аргументов в обоснование этической нейтральности науки является то, что этические нормы регулируют межличностные и социальные отношения, наука же изучает предметный мир, очищенный от моральных характеристик. Поэтому, в частности, выдающихся научных результатов могут добиваться люди с весьма сомнительными моральными установками. Вместе с тем существует и иной подход, согласно которому «этический, ценностный аспект составляет неотъемлемыйкомпонент научного знания».Наука как познание истины самоценна, однако у ее критиков вызывает сомнение цена, которой приходится оплачивать научный прогресс – универсализация «частичного человека», узкая специализация, оборачивающаяся «профессиональным кретинизмом».Однако относится ли эта форма развития научного познания, господствующая в настоящее время и оборачивающаяся определенной дегуманизацией науки как деятельности, к сущности науки как таковой?

 

В ответе на этот вопрос принципиальную роль играет указанное К. Марксом различие двух типов труда. К. Маркс пишет: «…следует различать всеобщий труд и совместный труд. Тот и другой играют в процессе производства свою роль, каждый из них переходит в другой, но между ними существует также и различие. Всеобщим трудом является всякий научный труд, всякое открытие, всякое изобретение». Всеобщий труд имеет непосредственным результатом совпадение процесса производства продукта деятельности (научное открытие, изобретение, теория и т.д.) и процесса изменения самого субъекта деятельности.

 

В науке XVII в. гуманитарно-гуманистические определения научной деятельности как всеобщего труда (его устремленность насамоизменение субъекта) были очевидны. Ф. Бэкон утверждал: «Из всех людей только ученые любят труд ради него самого», а не ради приносимой им выгоды, преуспевания, славы, почестей, ублажения самолюбия, богатства и власти. «Наиболее серьезная из всех ошибок состоит в отклонении от конечной цели науки. Ведь одни люди стремятся к знанию в силу врожденного и беспредельного любопытства, другие – ради удовольствия, третьи – чтобы приобрести авторитет, четвертые – чтобы одержать верх в состязании и споре, большинство – ради материальной выгоды и лишь очень немногие – ради того, чтобы данный от Бога дар разума направить на пользу человеческому роду». В этой связи в наши дни с особой остротой встает задача сохранения наукой своего характера «всеобщего труда» в условиях ее институционализации.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 21 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав