Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Принципы медиации

Читайте также:
  1. I. Понятие, типы и принципы денежной системы.
  2. II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
  3. II. Основные принципы и правила служебного поведения
  4. II. Принципы, требования и гарантии законности.
  5. II. Цели, задачи и принципы нового Закона
  6. II. Этические принципы
  7. III Принципы организации производственных процессов
  8. III. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ К. МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА.
  9. IV. Принципы конституционного судопроизводства
  10. V. Принципы правовой информатизации

С.С. Алексеев отмечает, что принципы права представляют собой нормативные обобщения наиболее высокого уровня, сжатое, концентрированное выражение, содержащее права, своего рода сгустки правовой материи.[1]

А.В. Малько под принципами права понимает совокупность первоначальных идей, взглядов, положений, проходящих через всю систему права и пронизывая ее, тем самым взаимосвязывая их между собой. В своей работе мы придерживаемся позиции именно этого ученого.[2]

В настоящее время некоторые авторы делают попытки рассмотреть принципы права в рамках исследования отдельных видов деятельности.

Например, А.Г. Плешанов выделяет принципы гражданской юрисдикции, по мнению данного автора это отраженные в нормах различных отраслей права и правовых институтов основополагающие начала, определяющие сущностные черты юрисдикционной деятельности, ее природу, а также перспективы развития и совершенствования гражданской юрисдикции, являющиеся базой для толкования норм, регулирующих юрисдикционную деятельность и для преодоления существующих в них пробелов.[3]

Принципы медиации можно определить так, это основополагающие начала организации и проведения медиации как внеюрисдикционного способа урегулирования спорных правоотношений.

В зарубежной, наряду с отечественной литературе, посвященной медиации, а также в законодательстве, различных стран, закреплены четыре главных ее принципа:

1. Добровольность;

2. Конфиденциальность;

3. Сотрудничество и равноправие сторон;

4. Беспристрастность и независимость;

В качестве дополнительного принципа медиации многие отечественные авторы совместно с зарубежными выделяют принцип самостоятельности сторон или по другому ответственности сторон.

С.И. Калашникова делит вышеуказанные принципы медиации на две группы, используя в основе такого разграничения их функциональное назначение:

1. Принципы, характеризующие особенности организации проведения медиации и статус ее участников, так называемые организационные принципы;

2. Принципы, характеризующие порядок проведения медиации, иначе их еще называют процедурными процедурными принципами медиации.

К первой группе относятся принципы добровольности, беспристрастности и независимости.

Ко второй – принципы конфиденцильности, сотрудничества и равноправия сторон, а также самостоятельность сторон.

По словам Светланы Игоревны Калашниковой такая классификация принципов медиации позволяет систематизировать, определить взаимосвязь и взаимозависимость их друг с другом. Она также отмечает, что данная дифференциация принципов являются условной, так как все основополагающие начала могут затрагивать организацию и порядок проведения процедуры медиации в целом.[4]

Добровольность означает то, что начало и проведение примирительной процедуры, а также заключение и исполнение соглашения осуществляются исключительно по «доброй воле» участников медиации.

Необходимо отметить, что принцип добровольности действует как в отношении сторон, так и в отношении медиатора.

По отношению к сторонам медиации действие данного принципа проявляется в нескольких аспектах.

Во-первых, начало примирительной процедуры осуществляется только на основании взаимной договоренности сторон. Никто не может быть принужден к заключению соглашения о применении медиации (медиативной оговорки). И в этом проявлении данный принцип медиации аналогичен принципу добровольности обращения и разрешения в третейский суд, однако, в отличие от рассмотрения и разрешения дела в суде, обращение одной из сторон к медиатору в целях инициирования проведения примирительной процедуры не влечет для другой стороны обязанности вступить в медиацию.

Во-вторых, продолжение медиации зависит от волеизъявления сторон. Это означает, что любой участник вправе в одностороннем порядке прекратить процедуру медиации без каких-либо негативных для себя последствий, например, в виде утраты права на обращение в суд или возложения на него бремени судебных расходов.

В-третьих, поиск приемлемых решений осуществляется без какого-либо внешнего давления. Любая из сторон имеет возможность принять или отклонить выработанный в ходе медиации вариант урегулирования спора.

При соблюдении всех перечисленных условий следует говорить об абсолютной добровольности медиации. На практике данный принцип реализуется лишь частично.

В отношении медиатора принцип добровольности выражается в праве медиатора отказаться от вступления в процедуру и (или) выйти из процедуры в любой момент. Иными словами, если спор может быть предметом медиации, медиатор обязан оказать содействие обратившимся сторонам в его урегулировании, за исключением случаев, когда он не обладает достаточной компетенцией для проведения медиации по данной категории дел (например, семейный конфликт, требующий специфичной модели медиации), либо когда возникает конфликт интересов, который делает невозможным сохранение нейтральности медиатора.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что действие принципа добровольности проявляется на всех стадиях медиации, распространяется на каждого участника процедуры и может ограничиваться только при условии, если результат от такого ограничения будет превосходить возможные негативные последствия.

Конфиденциальность, данный принцип закреплен в ч. 1 ст. 5 Закона о медиации, в ст.ст. 8 и 9 Типового закона ЮНСИТРАЛ, ст. 7 Директивы 2008/52/ЕС, многих национальных законах зарубежных стран. Например, Единообразный акт о посредничестве США (2002) в большей части посвящен правилам конфиденциальности и гарантиям реализации данного принципа.

В общем виде он означает, что при проведении процедуры медиации сохраняется конфиденциальность всей относящейся к указанной процедуре информации, за исключением случаев, если стороны не договорились об ином или не установлено законом, а также судами, рассматривающими дело, данные ситуации практикуются в зарубежных странах, как правило, в качестве доказательств судами допускаются те или иные сведения, относящиеся к процедуре медиации, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов одной из сторон от злоупотреблений недобросовестных участников примирительной процедуры.

Конфиденциальность гарантирует открытость и доверие в отношениях между сторонами в течение процедуры.[5]

Следует отметить то, что принцип конфиденциальности медиации соотносится с аналогичным принципом третейского производства, а также иных примирительных процедур. Однако содержание анализируемого принципа в медиации имеет свою специфику, которая выражается в его действие, которое условно можно рассматривать на двух уровнях: внешнем и внутреннем.

На внешнем уровне данный принцип предопределяет правила предоставления сведений, связанных с медиацией третьим лицам.

Во-первых, не подлежит разглашению сам факт обращения к медиатору одного или совместно обоих участников спора с просьбой о проведении примирительной процедуры, если стороны не договорились об ином;

Во-вторых, при отсутствии соответствующего соглашения сторон медиация проводиться «за закрытой дверью», то есть не допускается присутствие публики, сотрудников организации, обеспечивающей проведение примирительных процедур, а также средств массовой информации. Привлечение третьих лиц, чье участие необходимо для урегулирования спора, допустимо только с согласия сторон;

В-третьих, не подлежит разглашению сведения, которые использовались в ходе проведения медиации, а также информация об условиях заключенного соглашения.

Внутренний уровень действия принципа конфиденциальности заключается в том что сведения, ставшие известные медиатору в ходе индивидуальной работы с одной из сторон, должны сохранятся в тайне, если эта сторона не дала свое разрешение огласить и (или) использовать предоставленную информацию в ходе индивидуальной работы с другой стороной либо за общим столом переговоров, в соответствии со статьей 6 Закона о медиации.

В Типовом законе ЮНСИТРАЛ правило раскрытия информации в рамках данной процедуры закреплено иначе. Согласно статье 6 вышеуказанного закона, в случае, когда посредник получает от одной из сторон сведения, касающиеся спора, он может раскрыть их другой стороне медиации, при этом, если кто-либо из участников примирительной процедуры сообщает посреднику информацию под условием о сохранении ее конфиденциальности, данная информация должна оставаться в тайне.[6]

Важно подчеркнуть, для обеспечения конфиденциальности медиации стороны используют оговорку о конфиденциальности в соглашении о проведении примирительной процедуры. В российском законодательстве данный аспект остался неурегулированным. В частности, в статье 8 Закона о медиации, содержащий перечень обязательных условий соглашения о проведении медиации, указание на оговорку о конфиденциальности отсутствует.

Большой интерес вызывает вопрос о последствиях нарушения принципа конфиденциальности. В статье 17 Закона о медиации содержится ссылка на гражданскую ответственность медиаторов и организаций, обеспечивающих проведение примирительных процедур, за вред, причиненный сторонам.[7]

Необходимо отметить тот факт, что участники процедуры сами могут включить в соглашение условие об ответственности за разглашение конфиденциальной информации.

Медиаторы также могут нести за нарушение конфиденциальности иные виды ответственности, например, дисциплинарную ответственность, распространенную в таких странах как Босния, Словения, Румыния и других государствах, а также уголовную ответственность предусмотренную законодательством Бельгии.[8]

В заключение важно отметить, что конфиденциальность является одним из преимуществ медиации по сравнению с разбирательством дела в суде, так как имеет большое значение для ее участников.

Сотрудничество и равноправие сторон, данный принцип выражается в совместном поиске взаимовыгодных решений существующей проблемы сторонами, которые по отношению друг другу являются партнерами, имеющими равные возможности, в осуществлении своих прав и обязанностей. В связи с этим их можно сравнить с парой, танцующей на паркете, от слаженных действий которой зависит красота поставленного номера, успешность ее выступления;

Беспристрастность и независимость медиатора, можно определить как то, что медиатор должен в ходе процедуры медиации сохранять личную незаинтересованность. Целью действий медиатора должны быть сами стороны, их интересы, опираясь, на которые он содействует, помогает сторонам в выработке ими взаимоприемлемого для них решения.

Однако, С.И. Калашникова, выделила дополнительный принцип – самостоятельность сторон, данный принцип вытекает из анализа содержания ч 2 ст.ст 8, 11 Закона о медиации, его еще называют в законодательстве отдельных зарубежных стран собственной ответственностью сторон, так правила проведения процедуры медиации могут трансформироваться каждый раз с учетом особенности спора, количества участников, специфики их поведения, а также индивидуальных предпочтений участников примирительной процедуры, но все изменения не должны выходить за рамки «базовых» правил, закрепленным на законодательном уровне, противоречить им. Данные принципы применяются при использовании альтернативной процедуры примирения в условиях взаимного волеизъявления сторон.[9]


 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 60 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав