Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

quot;Кнуто-Германская империя и социальная революция", "Государственность и анархия", "Федерализм, социализм и антитеологизм" (не закончена).

Читайте также:
  1. I. Социальная дифференциация общества. Социальная стратификация и мобильность.
  2. II. Общество как социальная система, её основные системные признаки
  3. II. Социальная стратификация современного российского общества.
  4. II. Формирование групп и социальная динамика
  5. II.9. Социальная география
  6. III. Социальная организация как объект изучения социологии.
  7. VI. Медико-социальная экспертиза.
  8. XXI. Социальная ответственность
  9. Б) Социальная реклама.

 

Известно много химических веществ, способных взрываться. Практическое применение в горной промышленности получили только те ВВ, которые достаточно безопасны в изготовлении и обращении, обладают запасом энергии взрыва, обеспечивающим эффективное разрушение пород, они относительно дешевы и не меняют своих свойств при длительном хранении.

Применяется несколько классификаций ВВ. Наибольшее распространение получила классификация по области применения, в которой все ВВ разделены на шесть классов:

I класс – непредохранительные ВВ только для открытых работ (патроны и мешки для упаковки ВВ изготовляются из неокрашенной бумаги);

II класс – непредохранительные ВВ для открытых работ и шахт, не опасных по газу или пыли (патроны для ВВ из бумаги красного цвета или с красной полоской на мешках из неокрашенной бумаги).

Остальные четыре класса – предохранительные ВВ.

III класс – ВВ для взрывания только породы (патроны для ВВ из бумаги синего цвета);

IV класс – ВВ для взрывания угля и породы (патроны для ВВ из бумаги желтого цвета);

V класс – ВВ повышенной предохранительности, выдерживающие испытания по газу и пыли взрывами открытого заряда весом до 1000 г;

VI класс – ВВ высокопредохранительные, выдерживающие испытания при взрывании открытого заряда весом более 1000 г.

В самостоятельную группу выделяются инициирующие ВВ для изготовления средств взрывания.

Различают аммиачно-селитренные ВВ на основе аммиачной селитры (динамоны, гранулиты, аммониты, зерногранулиты); ВВ на основе жидких нитроэфиров, нитроглицерина и нитрогликоля (динамиты); ВВ на основе нитросоединений тротила или гексогена (алюмотол, гексонит); оксиликвиты на основе жидкого кислорода, пороха.

Перечень ВВ, допущенных к постоянному применению при взрывных работах в различных условиях, приводится в табл. 5.

таблица №5

Наименование Состав ВВ Плотность, г/см3 Скорость детонации, м/сек Бризантность, мм Работоспо- собность, см3
Аммонит №9 Смесь аммиачной селитры с тротилом 0,80   10 - 12 300 - 320
Аммонит№10 То же 0,85-0,95   11 - 13 300 - 340
Аммонал ТСА-12 Сплав в кусках тротила и селитры с алюминиевой пудрой - - - 430-435
Аммонал ТС-40 То же 1,3 - - 465-470
Алюмотол Сплав гранулированного тротила с алюминиевой пудрой 1,0   - 420-480
Акватол 65/35 Смесь аммиачной селитры, тротила с загущенным раствором селитры 1,3   - -
Гранулит АС-8 Смесь гранулированной аммиачной селитры с соляровым маслом с добавкой алюминиевой пудры 0,9   13-14 350-400
Грунулотол (гранулирвоанный тротил) - -   20-23 285-295
Зерногранулит 80/20 Смесь гранулированных аммиачной селитры и тротила 0,9   24-26 350-370
Зерногранулит 30/70 То же 1,1      
Игданит Смесь гранулированной аммиачной селитры с соляровым маслом 0,9     320-330
ВВ для подземных работ, кроме шахт, опасных по газу или пыли
Аммонит скальный №1 Прессованная смесь аммиачной селитры, тротила, гексогена и алюминиевой пудры 0,95-1,55 4000-6500 18-27 450-480
Аммонит №6 ЖВ Смесь аммиачной селитры и тротила 1,00-1,15   14-16 360-380
Аммонит №7 Смесь аммиачной селитры, тротила и древесной муки 0,95-1,10   13-15 350-360
Аммонит №7 ЖВ То же, для водоустойчивой селитры 0,95-1,10   13-15 350-360
Аммонал водоустойчивый То же, с добавками алюминиевой пудры 0,95-1,10   16-19 400-430
Динафталит Смесь аммиачной селитры и динитронафтолина 1,00-1,15   15-16 320-350
Динамон АМ-10 Смесь аммиачной селитры с твердыми горючими добавками 0,95-1,1   14-16 430-460
Детонит 6-А Смесь аммиачной селитры тротила, алюминиевой пудры и жидких нитроэфиров 1,00-1,30   17-19 425-450
Детонит 10-А То же 1,00-1,30   17-20 425-450
Детонит 15-А-10 То же 1,00-1,30   18-21 460-480
62%-ный труднозамерзающий динамит Пластичное ВВ с 62% желатинированных нитроэфиров 1,4-1,6   15-18 350-400
Зерногранулит 79/21 Смесь аммиачной селитры и тротила -   - -
Гранулит АС-8 Смесь гранулированной аммиачной мелитры, солярового масла и алюминиевой пудры -   - -
Предохранительныет ВВ для шахт, опасных по газу и пыли
Аммонит АП-4-ЖВ Смесь аммиачной селитры, тротила, горючих добавок и пламегасителя 1,00-2,15   13-14 285-300
Аммонит АП-5-ЖВ То же 1,00-1,15   14-16 320-330
Победит ВП-4 Аммонит с добавкой жидких нитроэфиров 1,1 – 1,25   14-18 320-340
Серный аммонит №1 ЖВ - 0,95-1,05   10-11 200-220
Нефтяной аммонит №3 - 1,1-1,3   13-14 220-240
Аммонит ПЖВ-20 - 1,05-1,20   13-14 265-280
Мипорит* Малоуплотняемый предохранительный аммонит 0,85-1,00   12-14 265-280
Угленит Э-6 Составы на основе обменных солей,и содержащие жидкие нитроэфиры 1,1-1,25   7-10 130-170
Угленит №2* 1,1-1,3   5-8 70-120
Угленит №5 - 1,1-1,3   4-7 60-90

 

 

quot;Кнуто-Германская империя и социальная революция", "Государственность и анархия", "Федерализм, социализм и антитеологизм" (не закончена).

Был теоретиком бунтарско - анархического направления, родоначальником отечественного анархизма. Считал, что социология - наука об общих законах, управляющих всем развитием человеческого общества, а общество - естественный способ существования совокупности людей независимо от всякого договора. Оно никогда не руководствуется законами, а медленно развивается под влиянием инициативы индивидов, а не мыслью и волей законодателей.

Центральная проблема социологии: проблема уничтожения государства как силы, которая подавляет абсолютную свободу личности. Всякое государство таит в себе опасность развития деспотизма управляющих и рабства управляемых и является главным препятствием на пути социального освобождения человека. Основная сила, способная уничтожить государство - революция, которая возможна при любом экономическом строе общества. Верил, что народный взрыв разрушит до основания старый строй, а вместо государства будут созданы независимые общины. Бакунин отвергал не управление как таковое, а управление централизованное, сосредоточенное в одних руках, которое идет "сверху вниз".

Считал, что религия - социальное зло, освобождение от которого возможно только благодаря социальной революции.

П.Н.Ткачев (1844-1886). Основные социологические работы: " Задачи революционной пропаганды в России", "Что такое партия прогресса", "Накануне и на другой день революции", "Производительные силы Европы", "Анархическое государство".

Большое внимание уделял проблеме прогресса. Прогресс находит выражение в трех сферах: в природе, в индивидуальном организме и в человеческом обществе. Основная цель социального прогресса - приведение в соответствие потребностей людей с возможностями их удовлетворения.

 

12) Развитие советской социологии в 20-е 30-е годы.

К началу 20-х годов немарксистская социология в Советской России располагала

значительной институциональной базой, и ее влияние ощущалось на протяжении

всех 20-х годов. Многочисленные партийные проверки, проводившиеся в

партшколах, часто обнаруживали, что студенты вместо трудов классиков читают

О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма.

Уже в первые годы Советской власти социологи немарксистской ориентации (П. А.

Сорокин, Н. И. Кареев, В. М. Хвостов) издали ряд монографий и учебных

пособий. Важным событием стал выход в свет сочинения П, А. Сорокина «Система

социологии». Интенсивный процесс развития немарксистской социологии был

остановлен прямыми репрессиями. Многие ведущие профессора-

обществоведы были высланы из страны, закрывались кафедры социологии, переставали издавать журналы социологической тематики.

Именно в начале 20-х годов в марксистской литературе прочно утвердился термин

«социология», стали появляться первые монографии и учебные курсы. В

марксистской и немарксистской литературе 20-х годов широкое распространение

получили позитивистские и натуралистические трактовки общественных явлений.

Постулат единства законов природы и

общества был очень популярен. Выступая против неокантианского

противопоставления наук о природе и культуре, многие марксисты склонялись к

вульгарно-натуралистическим концепциям общества. Открытое влияние позитивизма

было подавлено к началу 30-х годов, хотя в неявной форме его воздействие

всегда присутствовало.

Большинство марксистов начала 20-х годов рассматривали исторический

материализм как распространение принципов материалистической диалектики на

общество.

Постепенно дифференцировались учебные программы, стали

появляться самостоятельные пособия по историческому материализму. Ряд ученых

считали исторический материализм общей социологической теорией, но такой подход существенно противоречил марксистской традиции.

Социология понималась как наука об обществе в целом, а

марксистская социология стала определяться как наука о закономерностях

развития и смены общественных формаций.

В первой половине 30-х годов исследования в области методологических проблем

социологии фактически прекратились. К середине 30-х годов полностью

возобладала упрощенная точка зрения на исторический материализм как на

конкретизацию положений материалистической диалектики, составную часть

марксистской философии. Марксизм в стране все больше изолировался от западной

социологии и превращался в охранительную доктрину.

Популярность марксизма в сфере европейской интеллигенции росла, в рамках

марксизма формировались две линии общества (В. В. Адорацкий, С. Л. Вольфсон,

В. П. Полгин, С. А. Оранский и др.). Они рассматривали историю как поступь

закономерно сменяющих друг друга формаций. Другая развивала активную модель

Ленина, акцентируя внимание на решающей роли революционно-преобразующей

практики и субъективных факторах исторического развития (А. А. Богданов и

др.).

В качестве движущих сил общественного развития рассматривались рост и

усложнение человеческих потребностей, среди молодых ученых была популярной

идея комбинации многих факторов как условий социального прогресса. После

длительных дискуссий, взаимных политических обвинений в середине 30-х годов

общепринятой стала схема объяснения социального прогресса на основе закона

соответствия производственных отношений характеру и уровню развития

производительных сил. Октябрьская революция обострила проблемы социальной

структуры общества. Эволюция классовых отношений находилась в центре внимания

социологов самых различных направлений. П. А. Сорокин критиковал марксистов

за сведение всей проблематики социальной структуры к классовому делению

общества, указывал на «принципиальную невозможность» создания бесклассового

общества в силу непреодолимых качественных различий между людьми. Социологи,

более лояльно относившиеся к марксизму (К. М. Тахтарев, С. И. Солнцев и др.),

подчеркивали решающую роль классового расслоения общества, объяснили

происхождение и эволюцию классов в духе Спенсера или Дюркгейма. Они обычно не

признавали классовой борьбы как движущей силы общественного прогресса.

Источником развития, по мнению К. М. Тахтарева, являются не классовые, а

национальные отношения, лежащие в фундаменте социальной солидарности и

общества.

Хотя в 20-е годы были попытки выйти за рамки традиционного марксистского

подхода к классам, они не оказали существенного влияния на дальнейшее

развитие марксистской социологии. К середине 30-х годов окончательно

сложилась широко известная по марксистским учебникам концепция социальной

структуры социалистического общества, включавшего два неантагонистических

класса (рабочий класс и колхозное крестьянство) и межклассовую прослойку –

трудовую интеллигенцию. Предполагалось, что постепенное сближение двух форм

собственности (общенародной и колхозно-кооперативной) приведет к социально

однородному обществу. Эта социальная утопия выполняла в основном

идеологические функции. Из публикаций 20-30-х. годов выделялись монографии С.

Я. Вольфсона, являющиеся характерным примером становления в рамках

марксистской социологии специальных социологических теорий. Создать

марксистскую социологию семьи С. Л. Вольфсон считал делом чести марксистской

мысли.

На фоне преобладающего в 20-30-е годы в марксистской социологии абстрактного

теоретизирования, а то и просто схоластики, указанные работы были в числе

немногих, в которых предпринимались попытки сочетания теоретического и

эмпирического анализа, хотя сами факты в силу идеологических установок часто

интерпретировались неверно.

В социологии 20-х годов в основном использовались нестандартизованные

процедуры сбора эмпирической информации: монографическое описание,

неформализованный опрос и др. Несмотря на известные недостатки этих методов,

они давали и определенные преимущества. Собранная информация отличалась

богатством содержания, прикладной эффективностью. Историкам социологии еще

предстоит освоить огромные архивные материалы советской социографии 20-х –

начала 30-х годов.

Большинство исследований имели существенные по современным нормам недостатки:

слабую разработанность программ, понятийного аппарата, частые нарушения в

методике сбора первичной информации и др. Однако важно отметить, что

советская социография тех лет в меньшей мере, чем академическая социология,

зависела от политической цензуры. В результате была накоплена богатая

информация о социальных процессах в советском обществе довоенного периода,

представляющая значительный историко-социологический интерес.

 

13) Учение М.А Бакунина о сущности человека и общества, о прогрессе, о религии, государстве и революции.

Бакунин большую часть своей жизни проводит в Москве, где занимается философским самообразованием. Под влиянием кружка Н.В. Станкевича он впервые серьезно знакомится с немецкой классической философией и становится знатоком систем Фихте и Гегеля.

М.А. Бакунин принимал активное участие в европейских революциях 1848, его дважды приговаривали к смертной казни за участие в революциях. В 1864 году он вступил в I-й Интернационал, но вскоре из-за идейных разногласий с К. Марксом создал собственную организацию "Международный альянс социалистической демократии", что привело к расколу Интернационала. Точно определив наиболее уязвимые точки марксистской теории, Бакунин начинает её критиковать. И у него появляется довольно много сторонников в европейском и русском социалистическом движении.

В конце 60 — начале 70-х гг. М.А. Бакунин много внимание уделяет русскому революционному движению. Он участвует в издании газеты "Народное дело", пишет революционные брошюры и листовки, сотрудничает с С.Г. Нечаевым. Одновременно он руководит деятельностью "Международного альянса социалистической демократии" и всячески старается способствовать началу социалистической революции в Европе. Несмотря на большую активность М.А. Бакунина, его политическая деятельность в 70-е гг. терпит полный крах. В последние годы жизни он полностью удаляется от дел, пишет мемуары и философские трактаты.

Своего рода венцом бакунинского мировоззрения 60-70-х гг. стала социальная философия. Он считал, что обществом правят определенные законы, являющиеся продолжением "естественных" законов, основные из которых — закон социальной солидарности и закон свободы. Составным элементом свободы Бакунин считал бунт, который человек, как социальное существо, должен поднять против "старых" общественных устоев — прежде всего, против церкви и государства. В таком понимании творцом человеческой истории становится народ, а средством активного социального действия — народная "социальная" революция. Именно поэтому он считал, что цель революции — воплощение идеалов будущего общества.

Бакунин призывал к уничтожению любого государства, любой формы государства. По его мнению, государство —становится средством подавления человеческой свободы. Но государство и общество — две разные структуры: государство — это лишь временная, исторически преходящая форма существования общества, а идеалом общественного бытия является безгосударственное общественное устройство. Точно также Бакунин резко отрицал капитализм, который, по его убеждению, стало пиком экономического порабощения человека, разрушающего человеческую личность. Убежденный сторонник социализма, Бакунин видел в социалистической организации производства будущее человечества.

На основе отрицания государства и капитализма сформировался собственный социальный идеал М.А. Бакунина — общество анархии. Анархия (от греч. "безвластие") — это свободная социалистическая ассоциация свободных индивидов, торжество свободы и социализма. Будущее общество Бакунин представлял себе как анархическое и социалистическое, основанное на принципах свободы, равенства, справедливости, свободное от эксплуатации. При этом русский мыслитель был убежден, что свобода без социализма — это несправедливость, а социализм без свободы — рабство. Отвергая не управление как таковое, а управление централизованное, сосредоточенное в одних руках, идущее "сверху вниз", он предлагал взамен государства федеративную свободную организацию "снизу вверх" — рабочих ассоциаций, групп, общин, волостей, областей и народов. Свободное общество, по мысли Бакунина, — это общество, в котором осуществился бы принцип самоуправления народа. Кстати, именно поэтому он столь жестко спорил с К. Марксом, который, наоборот, был уверен в необходимости сохранения государства при социализме.

Особое место в размышлениях Бакунина отводилось России.Бакунин был убежден, что именно в России начнется и затем разольется по всему миру "социальная революция". Искрой, которая станет началом мирового революционного пожара, должен и может стать "разбойный элемент" — символ бунтарства русского народа. Бакунин вообще уповал на стихийный народный бунт. Русский народ он считал изначально народом-бунтарем, разбудить который была призвана интеллигенция — "умственный пролетариат". Русский крестьянский бунт перекинется на все остальные славянские народы, и они сметут западный капиталистический мир.

Необходимо отметить, что революционные взгляды М.А. Бакунина, которые принято называть "бакунизмом", нашли множество сторонников в Европе (Испании, Италии, Франции и, отчасти, в Швейцарии) и, особенно, русском народническом движении 60 — 70 гг. XIX века.

БАКУНИН О РЕЛИГИИ

“ Все религии с их богами, полубогами, ироро-ками, мессиями и их святыми, суть создания легко-верного воображения людей, не достигших полного обладания своими духовными Силами ”.

“ Являясь рабами Бога, люди должны быть и рабами церкви и государства, поддерживаемого церковью ”.

Правительства не без основания считают веру в Бога существенным условием своей власти". „Есть целая категория людей, которые не верят, но дожны - с. 17 - делать вид, что верят. К ним относятся все при-tеснители, гонители и грабители человечества: священники,:монархи, государственные деятели, военные, общественные и частные финансисты, чиновники всякого рода, полицейские, жандармы, тю-ремщики и палачи, капиталисты, предприниматели и собственники, адвокаты, экономисты, политики всех цветов, все до последнего лавочника, повторяют дружным хором слова Вольтетра: „Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать` Вы понимаете: -„народу, веддь нужна религия". Ото предохрани-дельный клапан ”.

 

14) Социологическая концепция Кропоткина: факторы и закономерности общественного развития, сущность государства, назначение революции, понятие прогресса.

Русский мыслитель, идеолог анархизма и демократ, ученый-географ, социолог, путешественник

Философская концепция Кропоткина сочетала в себе механистический материализм и позитивизм. На его взгляды большое влияние оказали теории Ж. Прудона и Бакунина, а также позитивизм Конта и Спенсера. Отвергая диалектику и оставаясь на позициях механистического объяснения развития, Кропоткин считал, что науки о природе и обществе должны пользоваться "индуктивно-эволюционным" естественно-научным методом. Как крупный ученый-естествоиспытатель Кропоткин стоял на платформе наивного реализма. Социологические взгляды Кропоткина также испытали воздействие механицизма и натурализма. Развивая теорию так называемого анархического (безгосударственного) коммунизма, который, по его мнению, можно ввести сразу же после разрушения старых порядков в ходе социальной революции, он рассматривал социальную жизнь как ипостась жизни биологической. Кропоткин занимался исследованием революций как закономерного необходимого явления, выводя неизбежность революции (так же, как и установление нового общественного строя) из утопического идеала, созданного анархистами. Кропоткин полагал, что развитие общества может быть изменено в нужном направлении по желанию людей. Кропоткин перенес на общество сформулированный им "биосоциологический закон взаимной помощи", объединяющий людей в гармоничное общежитие, а формы его реализации положил в основу периодизации истории (были выделены следующие периоды: родовой быт, сельская община, республика вольных городов). С "законом взаимной помощи" был связан и его социальный идеал, основанный на федерации свободных производственных общин (коммун), где личность, избавленная от опеки государства, получит неограниченные возможности развития. Основной социально-экономической единицей будущего общества должен быть профессионально-производственный коллектив работников одного ремесла, которому передаются орудия и средства производства. Эти профессиональные и ремесленные союзы, по мнению Кропоткина, освободят людей от "каких бы то ни было начальственных принуждений". Для обеспечения свободы личности в будущем объединение людей в коллективы должно происходить также и по симпатиям. В новом общественном строе не должно быть никакой власти, управления, авторитетов. Анархическая коммуна создается на базе взаимопомощи, солидарности людей, на принципах федерализма и договорных отношений. Особое место в социологической концепции Кропоткина занимала разработка проблемы нравственности, сама постановка которой была тесно связана с задачей обоснования анархистского идеала, мыслимого Кропоткиным в качестве прогрессивной общественной системы, одновременно исходящей из нравственной природы человека и создающей условия для его существования. Именно в рамках этической теории Кропоткин разрабатывает свое фундаментальное понятие "взаимопомощь", выделяя наряду с ним еще два основополагающих принципа нравственности - справедливость и самопожертвование.

Этика Кропоткина - это этика консолидации общества, гармонизации личного и общественного; этика, позволяющая индивиду максимально полно реализовать свой потенциал. Она лишена нормативных требований и санкций. Социально-политические и философские взгляды Кропоткина получили широкое распространение в странах Западной Европы, в Латинской Америке, Индии, Китае. Многие высказанные им идеи стали значительным достижением человеческой культуры, а отдельные из них - идея о местном самоуправлении, местной инициативе, минимизация централистских функций государства и т.д. - актуальны и сегодня.

По мнению П. А. Кропоткина, совершенно недопустимо отождествлять правительство и государство, ведь последнее включает в себя не только существование власти над определённой частью общества, но и сосредоточение управления, общественной жизни в одном центре. Наличие государства, помимо всего прочего, предполагает возникновение новых отношений как между различными группами населения, так и между отдельными членами общества.

 

15) Волюнтаристская теория Ткачева.

Петр Никитич Ткачев был еще в 60-х годах известным публицистом и критиком, и одним из самых ярых максималистов, которые когда либо существовали в России. За участие в петербургских студенческих беспорядках он в 1861г. сидел в Кронштадтской крепости. Был арестован за хранение революционной прокламации и был приговорен к заключению в крепость на три года.

"Народ, — писал Ткачев, в своей статье "Народ и революция", — не может себя спасти, сам себе предоставленный, не может устроить свою судьбу сообразно своим реальным потребностям, не может провести и осуществить в жизни идею социальной революции".

Только революционное меньшинство может, по мнению Ткачева, "положить основание новому разумному порядку общежития". Народ в революции явится только в качестве "разрушительной силы", действие которой направляется революционным меньшинством.

"Отношение революционного меньшинства к народу и участие последнего в революции, — писал Ткачев, — может быть определено следующим образом: революционное меньшинство, освободив народ из-под ига гнетущего его страха и ужаса перед властью предержащей, открывает ему возможность проявить свою разрушительно-революционную силу и, опираясь на эту силу, искусно направляя ее к уничтожению врагов революции, оно разрушает охраняющие их твердыни и лишает их всяких средств к сопротивлению и противодействию. Затем пользуясь своей силой и своим авторитетом, оно вводит новые прогрессивно коммунистические элементы в условия народной жизни".

Только овладев государственным аппаратом, революционная партия сможет приступить к выполнению своих реформаторских планов, в результате которых будет создано коммунистическое общество.

"Захват власти, — писал Ткачев, — это только прелюдия революции". Овладение государственным аппаратом является первым и необходимым условием, без достижения которого революционная партия не может приступить к выполнению своих задач по перестройке общества на коммунистических началах".

"Революция, — пишет Ткачев, — осуществляется революционным государством, которое с одной упраздняет все те учреждения, которые препятствуют установлению равенства и братства; с другой — вводит в жизнь учреждения, благоприятствующие их развитию. Таким образом, захватив власть, революционная партия ведет деятельность двоякого рода — "революционно-разрушительную" с одной стороны, и "революционно-устроительную" — с другой. "Насильственным переворотом не оканчивается дело революционеров. Захватив в свои руки власть, они должны суметь удержать ее и воспользоваться ею для осуществления своих идеалов". Ткачев также проповедовал создание строго централизованной и дисциплинированной революционной организации для захвата власти.

"Успех революции — писал он, — возможен только при создании организации, сплачивающей разрозненные революционные элементы в одно живое тело, действующее по одному общему плану, подчиняющееся одному руководству — организации, основанной на централизации власти и децентрализации функций". ("Набат". 1875 г. Глинский, том 1, стр. 506-510).

Только такая организация способна, по мнению Ткачева, подготовить и осуществить государственный переворот.

"Для захвата власти — говорит Ткачев, нужен заговор. Для заговора — организация и дисциплина.

Организация, как средство дезорганизации и уничтожения существующей правительственной власти, как ближайшая, насущнейшая цель — такова должна быть в настоящее время единственная программа деятельности всех революционеров".

По свидетельству Льва Дейча, идеи Ткачева "приводили не только в крайнее негодование, но прямо в ужас тогдашних революционеров".

С 1882 г. у Ткачева появились признаки психического заболевания. Болезнь (паралич мозга) быстро прогрессировала. Он умер в Париже в больнице для душевнобольных в начале 1886 г.

Известный философ Н. А. Бердяев пишет о Ткачеве:

— "Ткачев государственник, сторонник диктатуры власти, враг демократии и анархизма. Революция для него есть насилие меньшинства над большинством... Нельзя допустить превращения государства в конституционное и буржуазное... Ткачев, подобно большевикам, проповедует захват власти революционным меньшинством и использование государственного аппарата для своих целей. Он сторонник сильной организации.

Ткачев один из первых говорил в России о Марксе. Он пишет в 1875 г. письмо к Энгельсу, в котором говорит, что пути русской революции особые, и что к России неприменимы принципы марксизма... Ткачев более предшественник большевизма, чем Маркс и Энгельс.

Он интересен, как теоретик русской революции и предшественник большевизма. Мысли его острые. Но культурный уровень его очень не высок. Он... признал "Войну и Мир" бездарным и вредным произведением".

Ленин о Ткачеве отзывался весьма одобрительно. В своей брошюре "Что делать?" Ленин писал: — "Подготовленная проповедью Ткачева и осуществленная посредством "устрашающего" и действительно "устрашавшего" террора попытка захватить власть — была величественна".

 

16) Понятие «субъективная социология» «субъективным метод в социологии».

Особенность субъективного метода заключается в оценке относительной важности общественных явлений, на основании взглядов исследователя на нормальные отношения членов общества друг к другу и к целому и в построении научной теории при помощи того же критерия

Как и у других классиков теоретической социологии -- О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, в центре внимания субъективной социологии стоит разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития. Значительное внимание представители субъективной социологии уделяли разработке теории общественного прогресса. Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно: в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями. Цивилизация истолковывается субъективными социологами как сознательное историческое движение. Это движение осуществляется, прежде всего, критической мыслью. Но поскольку мысль реально появляется только через действия личности, постольку, рассуждают они, главной движущей силой общественного развития выступают критически мыслящие личности, передовая интеллигенция.

Субъективная школа социологии в XIX в. была важной составной частью народнической идеологии, которая выражала протест как против крепостничества, так и против развития капитализма в России. Однако к субъективной социологии обращались не только некоторые круги народничества, но и буржуазные либералы, наиболее известным из них был Н.И. Кареев. Народничество отразило интересы самых широких слоев русского крестьянства пореформенного периода, мечтавшего полностью покончить с феодальной эксплуатацией. Ленин неоднократно подчеркивал, что прогрессивное содержание народничества заключалось в «теории массовой мелкобуржуазной борьбы капитализма демократического против капитализма либерально-помещичьего» [12, с.165]. Одновременно народники питали «ложную надежду» миновать капитализм. «Фразы о «социализме» у народников, о «социализации земли», уравнительности и т.п. _ простая словесность, облекающая реальный факт стремления крестьян к полному равенству в политике и к полному уничтожению крепостнического землевладения». Отсюда проистекала и связь субъективной социологии с утопическим социализмом, имеющая большое влияние как на формирование школы в целом, так и на решение ее отдельных проблем.

Основные проблемы, выдвинутые субъективной социологией, можно свести к нескольким группам, которые, однако, в каждом направлении имели неодинаковый вес:

1) соотношение истории и социологии;

2) проблема свободы и необходимости;

3) построение социологической системы на психологической основе;

4) социальный прогресс.

Учитывая тот факт, что субъективная социология была важным этапом в истории русской социологической мысли, а ее представители поставили вопрос об активной личности в общественном преобразовании, они уделяли также значительное место разработке содержания понятия «социальный прогресс» и при всей ошибочности субъективного метода в социологии он тем не менее помог обратить внимание социологов на существование специфики социального познания, рассмотрим подробнее становление субъективной социологии в России.

 

17) Субъективно-этическая социология Лаврова.

Петр Лавровый Лавров (1823-1900) — представитель субъективного направления в социологии — рассматривал историю как процесс, происходящий на основании реализации человеческих потребностей: основных (биосоциальных — питания, безопасности, нервного возбуждения), временных (государственно-правовых и религиозных форм объединения), потребности развития («историческая жизнь»). Согласно Лаврову, исторический процесс имеет направленность и измеряется степенью развития социальной солидарности. Содержательную сущность исторического процесса составляет борьба просвещенного и мыслящего меньшинства за социальный прогресс. В своем основном социологическом произведении «Исторические письма» он разработал основы субъективного метода в социологии.

Социологическому исследованию, по мнению Лаврова, подлежат:

§ проточеловеческие сообщества, в которых выработалось индивидуальное сознание;

§ существующие формы человеческого общежития;

§ общественные идеалы как основа солидарности и справедливого общества;

§ практические задачи, вытекающие из стремления личности осуществить свои идеалы.

По Лаврову, ведущей силой, органом прогресса является личность, характеризующаяся критическим сознанием, стремлением к изменению застывших общественных форм. В качестве побудительных причин деятельности человека Лавров называет обычай, аффекты, интересы и убеждения. По его мнению, историческая жизнь человечества начинается с появлением критически мыслящих личностей, прогресс начинается с личности, умеющей критически мыслить и сострадающей угнетенным. Таким образом, общество проходит следующие фазы прогрессивного развития: появление критически мыслящих и способных к состраданию одиночек; единичные организованные групповые выступления в защиту обездоленных; образование политических партий, ставящих перед собой задачу изменить существующий строй.

Движущей силой социального развития и политической борьбы Лавров называл интеллигенцию, поскольку считал, что именно ее представители способны к критическому мышлению.

С 1880-х гг., отойдя от крайностей субъективной социологии, Лавров начинает рассматривать личность и как члена «коллективного организма». В связи с этим меняется его трактовка социального прогресса, понимаемого не только как результат деятельности критически мыслящей личности, но и как «усиление и расширение общественной солидарности», достижение которой во всех сферах общественной жизни — экономике, политике, нравственности, интеллектуальной деятельности — «единственная возможная цель прогресса».

 

 

18) Социологические воззрения Н.К Михайловского: обоснование субъективного метода.

Как и Лавров, Михайловский придерживался мнения о существовании правды-истины и правды-справедливости. Сам он по этому поводу высказывался так: «Безбоязненно глядеть в глаза действительности и ее отражению - правде-истине, правде объективной, и в то же время, сохранять и правду-справедливость, правду субъективную - такова задача всей моей жизни». Он развивает учение о двуединой правде, органически сочетающей в себе объективную и субъективную правду. С позиций этой двуединой правды он рассматривает проблемы общественной жизни и различных наук, в том числе социологии, этики, эстетики, политики и т. д.

При этом он постоянно подчеркивал, что субъективный метод в социологии не означает произвольного толкования явлений общественной жизни. Эти явления надо осмыслить научно, а для этого необходимо опираться на объективную правду науки. Вместе с тем объективный анализ социальных явлений неизбежно дополняется субъективными оценками их со стороны социолога исходя из его нравственных и иных позиций. Другого быть просто не может. К тому же и сами явления общественной жизни - политические, экономические, нравственные и другие - несут в себе, писал Михайловский, большой заряд субъективности, идущий от сознания, чувств и воли субъектов, вызывающих к жизни эти явления и выступающих в качестве творцов истории.

Можно указать на две основные стороны субъективного метода в социологии. С одной стороны, этот метод направлен на возможно более полный учет многообразных помыслов и чувств людей, той «критической мысли в человечестве», о которой говорил П. Лавров. К тому же необходимо учитывать субъективную позицию самого социолога, исследующее те или иные общественные явления. С другой стороны, субъективный метод направлен на поиск оптимальных «форм солидарности между людьми», т. е. такого общественного устройства, при котором каждая личность, все классы и сословия смогут удовлетворять свои разносторонние потребности, свободно действовать и развиваться. Эта важная сторона субъективного метода народничества нередко оставалась в тени, либо вообще замалчивалась в литературе, из-за чего сам этот метод трактовался весьма односторонне. Исходя из требований научной объективности, мы должны указать на оое стороны субъективного метода в социологии, чтобы полнее и правильнее судить о его содержании, теоретической и практической направленности.

Много внимания уделял Михайловский решению проблемы взаимодействия личности и общества. На первом плане у него, разумеется, личность, обладающая своей особой индивидуальностью и неповторимостью. Критически мыслящие личности с их более или менее яркими индивидуальностями являются главными действующими лицами в обществе, определяют развитие его культуры и переход к высшим формам общественного устройства. «Социологическая теория борьбы за индивидуальность проходит красной нитью через все его произведения».

Сосредоточив усилия на защите индивидуальности, Михайловский как бы опускает, не анализирует проблему влияния социальной среды на формирование социальных потребностей и интересов человека и тем самым на его поведение. Он больше привлекает внимание к сформулированному им закону Антагонизма между быстро развивающимся и усложняющимся обществом и превращением личности в носителя его частной Функции. В результате развития общественного разделения труда не только крестьяне, но и рабочие превращаются в односторонне развитых людей, в «палец от ноги общественного организма».

Михайловский считает, что указанный антагонизм можно преодолеть путем предоставления личности большей свободы и самостоятельности по отношению к обществу. Он обосновывает принцип верховенства личности над обществом. Критикуя этот несколько прямолинейный подход, Г.В. Плеханов предложил, пожалуй, более гибкое решение проблемы взаимодействия личности и общества в плане создания условий для гармонического сочетания их интересов.

Исходя из своих мировоззренческих установок, Михайловский анализирует вопрос о взаимодействии «героев и толпы». Этот вопрос он решает больше в социально-психологическом плане. Героем он называет человека, увлекающего своим примером на хорошее или дурное дело. Толпа же - это масса людей, способная увлекаться примером, опять-таки высоко благородным или низким, или же нравственно безразличным. Подражание масс своему герою - явление, по Михайловскому, почти гипнотическое. Теряется независимость в восприятии происходящих событий и в собственных суждениях, растет внушаемость. Толпа легко подчиняется своим вождям, слепо верит им, теряет способность критически относиться к их словам и делам. Представляется, что высказанные сто лет назад эти суждения Михайловского не потеряли своей актуальности и в настоящее время.

Во многом сохраняет свое теоретическое и практическое значение теория общественного прогресса Михайловского, его критика позитивиста Г. Спенсера, который по сути дела игнорировал особенности развития общества по сравнению с природой. Михайловский же считают, что в основе развития общества лежат не биологические, а социальные процессы, в том числе разделение труда, борьба нового уклада общественной жизни со старым, передовых и реакционных идей и общественных идеалов. Он указывал на прогресс общества и прогресс личности. Ни один из этих видов прогресса не должен осуществляться за счет другого. Важно, чтобы общество в своем развитии создавало необходимые условия для всестороннего развития каждой личности. Это было бы справедливо и нравственно, что и зафиксировано в «формуле прогресса» Н. Михайловского, которая во многом согласуется с пониманием общественного прогресса П. Лавровым.

Оба этих мыслителя, выдающиеся представители русского революционного народничества, оказали значительное влияние на развитие социологической мысли в России. Они «завершили течение русской мысли, идущее от Герцена и Белинского», и стали «властителями дум эпохи вхождения в народ и кающегося дворянства».

 

 

19) Позитивизм и неопозитивизм в российской социологии.

В содержательном плане неопозитивизмхарактеризуется переносом акцентов с изучения индивидов на исследование социальных действий, взаимодействий, социальных связей и отношений, социального поведения. Е.В. де Роберти, провозгласивший переход к неопозитивизму, заявил, что последний поднимает знание на высоту точной теории, рационализирует различные технологии, которые управляют практической деятельностью человека и его поведением (в области экономической, нравственной, политической). Неопозитивизм в российской социальной науке связывают с модернизацией социологической теории, отказом от различных форм редукционизма (в том числе и психологического). Вместе с тем получение точных данных в социологии начинают соотносить с проведением эмпирических исследований, использованием математики, статистики для обработки полученных результатов.

Методологическая программа неопозитивизма требовала замены априоризма наблюдением и строгим описанием полученных результатов, ценностного подхода (наследство неокантианства) - индукцией, метафизики - сциентизмом (признанием в качестве главного инструмента исследования методов естественных наук), эволюционного объяснения - функциональным.

В теориях российского неопозитивизма за счет отказа от сравнительно-исторических методов и переноса акцентов на эмпирические усилилась описательная сторона социополитических работ, зато слабее оказался представленным теоретический анализ. Внимание к внешним сторонам социального поведения оказан ось доминирующим, что выразилось как раз в подчеркивании возросшей роли его описания. Отказ от обращения к изучению внутренних факторов личностной деятельности (метод интроспекции) привел к использованию в социологии основной схемы бихевиоризма "стимул-реакция". Под стимулом российские социологи понимали условия поведения, под реакцией - его содержание (связи, взаимодействия, отношения).

Одна из основных задач нового направления в социологии России состояла в том, чтобы как можно более эффективно использовать,се возможности в практической жизни и преодолеть негативное отношение власти к этой науке. Решить поставленную задачу в полной мере не удалось, нормальные условия для развития отечественной социологии так и не были созданы в начале XX в.

Представителями неопозитивизма в российской социологии, идеи которого оказались выраженными наиболее рельефно в их творчестве, стали А.С. Звоницкая, К.М. Тахтарев, П.А. Сорокин.

Теоретическую основу позитивизма составляли идеи об исторический эволюции человеческого общества, о закономерностях общественного развития, о прогрессе. Представители разных школ и направлений абсолютизировали ту или иную сторону общественной жизни и считали, что именно она является определяющей в социально-историческом развитии общества.

 

Кареев плодотворно занимался разнообразными методологическими проблемами социологии. Он поставил вопрос об особенностях обобщения в естественных и гуманитарных науках, о типологическом анализе и др. Среди конкретных социологических проблем особое внимание уделял междисциплинарным отношениям социологии (особенно с психологией), роли личности в истории, прогрессу и др. Кареев оставался приверженцем позитивистских установок при изучении реальных факторов. Главную задачу для себя он видел в открытии законов развития человечества с помощью точных методов исследования. В соответствии с принципами позитивизма Кареев рассматривал социологию как чисто теоретическую дисциплину, стремящуюся исключительно к познанию объективных тенденций общественного развития и не допускающую в своих построениях каких-либо оценок, выходящих за пределы того, что доступно проверке. Главными достижениями всей научной мысли XIX в. Кареев считал открытие двух основных методов познания общества - сравнительно исторического (позволяющего представить статистическую картину общества, его горизонтальный срез) и эволюционного (позволяющего представить общество в развитии, динамике, состоящей в смене ряда фаз или культурных типов, т.е. осуществить вертикальный срез). Если сравнительно исторический метод занимается сходными историческими явлениями, выявлением реально существующих их типов, то задача эволюционного метода состоит в анализе процессов их развития, стадий или фаз этого процесса, а также выяснением причин их возникновения, оформления и смены.

 

Тахтарев выступал за создание единой системы социологической науки "в духе всеобъемлющего научного реализма Аристотеля". По его мнению, назначение социологии состоит в выработке целостного мировоззрения как основы в управлении общественными процессами. В качестве предмета социологии Т. выделял: общественную жизнь в целом, социальный процесс, его закономерности. Общественную жизнь он считал сферой удовлетворения человеческих потребностей, которые определяют структуру общества и формы социальной связи. Одним из главных средств удовлетворения потребностей, фундаментом развития личности и общества служит социальное общение, отсюда задача социологии - исследовать его во всей целостности и функциональной полноте. Важную роль в анализе общественной жизни играет явление повторяемости, обусловливающее возникновение социальных форм (экономики, политики, права, брака, морали, религии и т. д.), а также проблема самодостаточности общества. По Т., изучение социальных групп и их роли в общественной жизни составляет новую задачу социологии. В исследовании общества как процесса первостепенное место занимает, по его мнению, проблема творчества. Именно социальное творческое начало, проявляющееся в открытиях и изобретениях, способствует поступательному развитию общества. Ритмика социального движения выступает в форме эволюции и революции. По Т., противопоставление данных форм относительно, революция, вызванная замедлением хода эволюции, есть скачок в развитии общества, наполняющий новым содержанием процесс эволюции. В рамках социологии решается также вопрос о свободе и необходимости, поскольку личность проявляет себя, с одной стороны, как самоопределяющееся качало, с другой - в качестве продукта социализации и обобществления. Анализ функционирования социального организма предполагает также изучение "сосуществования" различных обществ, т.к. взаимодействие динамических социальных систем, по Т., вносит новое в их содержание. Происходящая на почве ограниченности жизненных средств борьба наций за существование может приобретать формы господства и подчинения либо добровольного сотрудничества. Установление соотношения социальных явлений и закономерностей общества (заключительная часть и конечная цель социологии) может быть произведено, согласно Т., во-первых, с помощью данных генетической социологии и, во-вторых, посредством статистического исследования. Т. - сторонник широкого внедрения в социологию методов естествознания (наблюдение, опыт, проверка и т. п.). Среди собственно социологических методов он особо выделял сравнительно-эволюционный (сравнительно-исторический) и статистико-социологический (применение закона больших чисел и теории вероятностей).

 

20) Позитивистская социология М.Ковалевского.

М.М. Ковалевский (1851-1916) -- крупнейший русский со-циолог конца XIX -- начала XX в. Он оказал огромное влия-ние на формирование социологии, ее институционализацию и признание в русском научном сообществе. Пользовался авторитетом на западе.

Все, чем занимался Ковалевский, способствовало созданию целых научных школ и направлений.

Социологическая концепция Ковалевского сложилась под влиянием двух источников: позитивизма и марксизма (он называл себя учеником Конта и последователем Маркса). Такой необычный на первый взгляд синтез противоположных друг другу теорий на самом деле был распространен в 70-90-х гг. как в Западной Европе, так и в России.

Среди работ М. Ковалевского можно выделить самые популярные: «Современные социологи» (1905); «Очерк развития социологических учений» (1906); «Социология» (Т. 1, 2; 1910); «Современные французские социологи» (1913); «Происхождение семьи, рода, племени, государства и религии» (1914), а также большое количество статей, напечатанных как в русских, так и зарубежных журналах.

В этих и других работах М. Ковалевского исторический подход сливается с широкими социологическими обобщениями, в которых прослеживаются динамика общества, его движущие силы, вскрывается социальная структура, т.е. ведущим является социологический анализ. В своих социологических исследованиях Ковалевский уделял большое внимание исторической науке и широко использовал сравнительно-исторический метод. Н. Кареев назвал Ковалевского «историком-социологом». Историко-сравнительный метод Ковалевский считал наиболее эффективным, способным открыть законы социального развития и наметить основные этапы развития общества.

Считал, что историко-сравнительный метод давал большие возможности познания самых различных аспектов социального развития не только в региональном, но и в глобальном, общечеловеческом плане, т.к этот метод основывался на признании единства и целостности человеческой истории. Как считал М. Ковалевский, объектом наблюдения должны быть не отдельные исторические явления, а «эволюция форм общественной жизни всего человечества».

Социологические взгляды Ковалевского складывались под воздействием различных идейных течений. Его социологическая деятельность во многом определялась позитивистскими принципами философии О. Конта. Сорокин его даже назвал ярким представителем классического позитивизма в России.

Ковалевского привлекал позитивизм, прежде всего, подходом к развитию общества как к закономерному процессу, его также привлекала Контовская идея прогресса. Вместе с тем, Ковалевский не разделял предубеждения Конта против психологии и приветствовал возникновение коллективной психологии, хотя он не соглашался с идеей о том, что она может заменить собой социологию.

Для М. Ковалевского социология -- это прежде всего, «синтез результатов, полученных конкретными общественными науками». Сравнительная история права, история различных учреждений (институтов), этнография служат социологии, доставляя огромный материал для ее общих построений. Частные науки (история, этнография, право и др.) могут дать лишь эмпирические обобщения.

Предмет социологии, как его определял Ковалевский, почти тождествен с определением О. Конта -- у обоих социология есть наука «о порядке и прогрессе человеческого общества»

Чтобы избежать односторонности существующих социологических теорий и получить истинный взгляд на общество, по мнению Ковалевского, нужно синтезировать все то положительное в подходе к обществу, что имеется у различных социологических школ. Эту задачу он и пытался решить с помощью принципа плюрализма.

В своей работе «социология» он критикует монизм факторов и обосновывает плюралистическую точку зрения. т.е он считает что не стоит делить факторы на главные и второстепенные.

Ковалевский считал «главным двигателем экономической эволюции рост населения». Об этом говорится в его фундаментальной трехтомной работе «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства». По Ковалевскому, именно рост числа населения, его плотности был определяющей причиной замены непроизводительного рабского труда более производительным – крепостным

Значительное место в социологии Ковалевского заняла проблема государства.

По Ковалевскому, государство есть орган согласования интересов, обретения консенсуса в обществе.

В соответствии с принципом плюрализма Ковалевский видел причину возникновения государства в совокупном воздействии ряда факторов. Он не отрицал роли экономического фактора и отмечал, что наследственная власть, как один из важных моментов процесса образования государства, стала возможной при наличии накопления богатства в одних руках. Однако большее внимание у Ковалевского было направлено на психологический фактор.

Государство, по Ковалевскому, исторически возникло под воздействием психологической склонности людей признавать над собой власть тех, кто наделен магической силой, кто мог заклинаниями управлять природой. Позднее верховной власти стали приписывать божественный характер. Особое значение в становлении государственности Ковалевский придает «сильной личности», которая благодаря «гипнотическому влиянию» на народ, оказывается творцом государства.

Прогресс он рассматривал как основной закон социальной жизни, а содержание прогресса -- как расширение сферы солидарности, понимая солидарность не просто как психологический феномен, а каксоциальное единство людей.

Во взглядах М. Ковалевского, составивших целую научную эпоху в истории русской социологии, важным аспектом является его понимание социального прогресса. Свои представления о социальном прогрессе он связывал с существованием исторической закономерности. Социальный прогресс, у Ковалевского -- это выражение господствующей в истории закономерности, проходящей через всю жизнь общества, а не результат случайного волеизъявления

 

 

21) Социология неопозитивизма П.А Сорокина

Одновременно с неокантианством, в период начала ХХ века в России набирает силу новое методологическое направление -неопозитивизм. Его приверженцами были А.С.Звоницкая, К.М.Тахтарев, П.А.Сорокин. В отличие от позитивизма, направлявшего свой исследовательский взор на поиск социальных факторов, неопозитивизм обращался к исследованию социальных связей, социальному взаимодействию, социальному общению, социальному поведению. Исследование общества неопозитивисты начинали с изучения поведения отдельного человека, малых групп, локальных сообществ с тем, чтобы на этих достоверных данных выстраивать конструкцию общественной организации. Для исследования поведения индивидов и групп применялся входивший тогда в моду бихевиоризм. Таким образом, новая методология вывела социологию на совершенно иной уровень знания. Выводы социолога базировались на эмпирической базе, а весь анализ предпринимался с конкретной целью, имеющей не только теоретическое, но и прикладное значение.

Наиболее ярким из социологов этого направления следует признать Питирима Александровича Сорокина (1889-1968) русско-американского социолога, автора многих работ, в том числе двухтомной `Системы социологии` русского периода (1920) и всемирно известной четырехтомной `Социальной и культурной динамики` (1946) американского периода творчества. Сорокин был не только теоретиком науки, он был ее организатором. В Петербургском университете в 1919-1921 годах он собрал вокруг себя студентов и организовал широкомасштабные социологические исследования, результаты которых легли в его последующие научные труды: `Голод как фактор` (1922), `Социология революции`(1928) и другие. Будучи заведующим кафедрой и одновременно деканом факультета социологии в Гарвардском университете, он получил предложение от американского правительства организовать первый в США исследовательский социологический центр.

Понятие "социальное взаимодействие" использовалось многими русскими учеными: Н. Кареевым, Е. Котляковским, Е. Роберти и другими. Однако именно П. Сорокин подводит концептуальную базу под его собственно социологические интерпретации. Он рассматривает социальное взаимодействие как родовое понятие различных проявлений общественной жизни, которая представляет собой "системные комбинации взаимо-действий разного толка". Именно это факт позволил П. Сорокину считать социальное взаимодействие универсальной моделью группы и общества в целом.

Оценка индивидов дается Сорокиным с точки зрения их возможностей в приспособлении к внешней среде, т.е. наличия нервной системы и способности реагировать на стимулы-раздражения, их физического, психического и социального полиморфизма, наличия потребностей, обеспечивающих контакты, и т.п. Так как в социальной жизни людей существует бесчисленное множество различных взаимодействий, то встает вопрос их классификации, необходимой для их изучения.

Эти теоретико-методологические идеи были изложены в двух томах "Системы социологии", которые являлись начальным этапом задуманной Сорокиным многотомной работы. Он предполагал написать еще шесть томов, посвященных внутригрупповой дифференциации и расслоению социального пространства, т.е. стратификации и мобильности в процессе революций, когда структура общества серьезно перестраивается. К сожалению, эти тома появились за границей, так как П. Сорокин был изгнан из России. Эти работы принесли русскому ученому ми-ровую известность и долгое время служили учебниками, прежде всего в американских университетах, были переведены на многие языки мира и способствовали оформлению и развитию социологии в разных странах.

Активное развитие неокантианство получает в начале XX века, и в особенности после легализации социологии, когда в Россию, из Германии вернулись ряд социологов неокантианцев: А.С.Лаппо-Данилевский, Б.А.Кистяковский, П.И.Новгородцев, В.М.Хвостов Л.И.Петражицкий. Неокантианцы считали невозможным рассматривать общественную жизнь как следствие естественно-натуралистического процесса. Они выдвигали другие критерии обществознания: приоритет философствования над наблюдением, акцент внимания на проблемах культурных ценностей, а не на развитии и смене цивилизаций, значительное место уделялось критике социологии в том ее виде, который выработался в недрах предшествовавшей методологии. Интересно, что в критике понятий социологии неокантианцы шли вместе с религиозными философами, фундаментальный и знаковый сборник `Проблемы идеализма` (1902) содержал работы как первых, так и вторых. Также отличительной чертой неокантианцев было обращение их к правовым аспектам социального общежития, так ряд фундаментальных трудов Л.И.Петражицкого и П.И.Новгородцева носят сугубо правовую направленность.

В своей «Системе социологии» он предлагал создать соц­иологию на следующих руководящих принципах:

1. «Социология, как наука, может и должна строиться по типу естественных наук». Хотя объекты изу­чения у них разные, методы изучения у них сходные и ни о каком противопоставлении наук о природе и наук о культуре не может быть и речи.

2. «Социология может и должна быть наукой теоретической, изучающей мир людей таким, каков он есть» /146, т.1,. 10/. Сорокин выступал против нормативно-ценностного подхода в социологии, считал, что он «должен быть изгнан» из социологии. Он пытался доказать, что «все нормативные положения и оценки... по своей логической природе не могут быть научными суждениями».

3. «Социология должна быть объективной дисциплине.

4. Социология «должна исходить из фактов, идти к фактам и давать обобщения, основанные на тщательном анализе фактов». «Поменьше философствования и побольше наблюдения и тщательного анализа фактов — таков очередной лозунг социологии

 

22) Неопозритивизм К.М Тахтарева и А.С Звоницкой.

Агнесса Соломоновна ЗВОНИЦКАЯ (1897—1942) — первая женщина-социолог в России. Основная работа — «Опыт теоретической социологии» (1914). Было задумано 4 тома, но вышел только 1 том. В нем было рассмотрено явление «социальной связи».

Звоницкая считала, что «первая задача исследователя общества сводится к тому, чтобы конструировать классифи­кационные признаки этого понятия.




Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 177 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Классификация ВВ| Типологическая характеристика методов физического воспитания 1 страница

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.049 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав