Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Вводные замечания. Социология молодежи как отрасль социологического знания формировалась и

Читайте также:
  1. Discourse Analysis (DA): общие замечания
  2. Важные замечания
  3. Вводные данные: начальные инвестиционные затраты, чистый операционный денежный поток в t-период времени, ликвидационный денежный поток.
  4. Вводные замечания
  5. Вводные замечания
  6. Вводные методические указания
  7. Вводные понятия теории управления
  8. Вводные слова, словосочетания, вставные предложения.
  9. Вносить предложения и замечания по повестке дня сессии, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;

Социология молодежи как отрасль социологического знания формировалась и

развивается на основе демографического разделения возрастных когорт для исследования той

возрастной группы, которая находится в процессе подготовки к замещению уходящих

поколений и воспроизводству социальной структуры.

Для описания специфики данной области целесобразно проследить ее место в ряду

других, ≪граничащих≫ с ней отраслей социологии.

С точки зрения возрастной дифференциации общества социология молодежи ≪граничит≫

с такими областями, как исследования детства, пожилых, жизненного цикла, поколений.

Отсюда сходство в проблематике: возрастные границы, возрастная дискриминация, смена

поколений; специфика переходного социального статуса, последовательность жизненных

событий. Из такого сходства вытекает общее в терминах анализа: повторение и изменение;

преемственность или разрыв; конфликт или солидарность. Отсюда общее в методике

возрастных исследований, направленной на изучение изменяющегося во времени объекта:

ретроспективная, лонгитюдная стратегия, повторные или панельные исследования,

событийный анализ.

Однако юность как предмет исследования не может быть сведена только к возрастным

границам жизненного цикла, ибо существует еще и социальный аспект процесса взросления,

рассматриваемый в понятиях теорий социализации. Отсюда пересечение с такими областями,

как социология образования, культуры, семьи. Как следствие — проблематика воспитания,

агентов социализации, социального контроля и самоопределения, кризисов идентичности,

связанных с переходом из одного статуса в другой. В методике это находит отражение в

использовании методов описательного анализа — таких, как изучение типичных черт

социального облика молодежи, изменение личностных характеристик на различных этапах

становления.

Преобладание одного или другого подходов предопределяет различие национальных

школ в социологии молодежи. В российской социологии, как правило, доминировал второй

подход. Причиной тому — не только политические ограничения советского строя,

рассматривавшего молодежь с точки зрения соответствия идеологическому идеалу, но и

национальные традиции патерналистских отношений ≪по старшинству≫, которые перешли в

советский период с дореволюционных времен.

Заметим также, что не во всех странах эта отрасль социологического знания приобрела

самостоятельный статус и название ≪социология молодежи≫ —поскольку социология не

имеет своих специфических теорий юности. Как самостоятельный феномен юность долгое

время была объектом внимания прежде всего психологов и социальных антропологов.

В рамках собственно социологического знания интерес к молодежной проблематике

обычно возникал в периоды обострения ≪проблем с молодежью≫: социологи как бы отвечали

на определенный социальный заказ, объясняя конкретную проблемную ситуацию. При этом

теоретическое осмысление молодежного статуса в обществе в большинстве случаев

оставалось в стороне. В результате социология молодежи больше связана с социальной

практикой, чем с теорией.

Немецкий социолог К. Хурельман отмечает, что ≪исследования молодежи в основном

сводились к больным точкам молодежного поведения, таким как кризис образования,

безработица, потребление наркотиков, политический экстремизм - т.е. тем проблемам, к

которым было приковано общественное внимание в данный момент, и зачастую из поля

зрения выпадал целостный феномен "юности" как таковой≫ [71].

Даже широко известные лекции Маргарет Мид [76] об исторических типах культурного

контакта поколений, а также анализ поколений как фактора социальных изменений К.

Мангейма [75] получили общественное признание значительно позже времени своего

написания. Они были использованы в качестве возможной объяснительной теории ситуации

молодежного протеста и волнений конца 60-х гг.

Поэтому, описывая историю этой области социологического знания, нельзя не говорить

о конкретных социально-исторических ситуациях, в которых молодежь становилась объектом

внимания и общественного мнения, и исследователей; на этой волне происходил всплеск

интереса к молодежной тематике и формулировались новые акценты в ее рассмотрении.

В структуре данной главы периодизация динамики развития молодежных исследований

совпадает с социальными ситуациями ≪проблем с молодежью≫: становление ее как

социальной группы; рассмотрение молодежи в качестве трудового ресурса

послереволюционной разрухи; первое послереволюционное поколение молодежи; осмысление

молодежного бунта на Западе и проблемы сохранения идеологического контроля над

молодым поколением в СССР; молодежные неформальные движения.

В развитии российской социологии можно выделить тенденции, общие для мировой

социологии, и специфически национальные черты. К числу первых относится рассмотрение

молодежи как компонента в социальной структуре и элемента мобильности общества в связи с

проблемами образования, рынка труда и демографическими проблемами; существенно слабее,

чем в западных национальных социологиях, разработана проблематика поколенческих

культурных изменений и молодежной субкультуры, которые появились у нас значительно

позднее. Формы политического протеста и молодежного экстремизма по понятным причинам

обозначились как проблема лишь в самое последнее время.

Возрастные рамки юности и молодости, специфика процесса социализации при

вхождении в статус взрослого определяются конкретными социально-историческими

условиями общества и его культурными традициями. Поскольку в разных странах и культурах

процесс социализации протекает неодинаково, то по поводу границ молодежного возраста в

разных национальных социологиях имеются разные представления. В российской традиции с

начала века до наших дней границы собственно молодежного возраста в социальной

статистике и в переписях населения варьировали от 10—2 до 20 лет в начале века, от 17 до 28

—0 лет к нашему времени.

В целом же российская социология молодежи прошла сложный путь от упрощенного

представления о молодежи как объекте социального контроля и воспитания со стороны

государственных институтов до постепенного утверждения концепции молодости как особой

фазы жизненного цикла с собственными интересами и собственным (хотя и незавершенным)

социальным статусом. Закономерный процесс социологического углубления в объект

исследования в отечественной социологии был затруднен историко-социальными

обстоятельствами и поэтому происходил довольно болезненно и медленно.

Усложнение и углубление социального представления о молодости вело не только к

признанию за молодым поколением собственных интересов (самореализация молодежи), но и

к постепенной дифференциации возрастной группы как объекта исследования, к пониманию

биологически-социального неравенства между отдельными подгруппами внутри одного

поколения. Этот процесс внутренней дифференциации объекта протекал в русле мирового

развития дисциплины, но, увы, с отставанием, которое к настоящему времени достаточно

быстро преодолевается.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 51 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав