Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Сущность предпринимательской тайны. Характеристика коммерческой тайны. 2 страница

Читайте также:
  1. Amp;Сравнительная характеристика различных методов оценки стоимости
  2. B) созылмалыгастритте 1 страница
  3. B) созылмалыгастритте 1 страница
  4. B) созылмалыгастритте 2 страница
  5. B) созылмалыгастритте 2 страница
  6. B) созылмалыгастритте 3 страница
  7. B) созылмалыгастритте 3 страница
  8. B) созылмалыгастритте 4 страница
  9. B) созылмалыгастритте 4 страница
  10. CONTRATO DE LICENÇA E SERVIÇOS 2 страница

16. Болгарские земли под властью Османской империи (15-18вв.). Падение болгарских столиц Тырнова (1393) и Видина (1396), пленение последних представителей династии Асеней Ивана Шишмана и Ивана Срацимира означали гибель средневекового болгарского государства. Однако османский султан Баязид (1389-1402) напрасно праздновал победу. Пока прозванный современниками “Молниеносным” турецкий государь успешно воевал в Европе, с востока на его владения напали войска среднеазиатского эмира Тимура, в 1402 г., нанеся османам сокрушительное поражение под Анкарой, Баязид был взят в плен и казнен. Турецкие владения стали ареной междоусобной борьбы его родственников. Смутой в Османском государстве попытались воспользоваться сыновья двух последних болгарских царей Константин и Фружин, которые выступили против турок в союзе с сербским деспотом Стефаном Лазаревичем, валашским господарем Мирчей и Боснией. С прекращением османских междоусобиц в начале 20-х гг. XV в. власть турок над болгарскими землями была восстановлена. Последней попыткой болгар вернуть себе независимость стало их участие в крестовых походах против османов, организованных Венгрией в 1443 и в 1444 г. Разгром последнего из них под Варной (10.XI.1444 г.) и гибель короля Польши и Венгрии Владислава IV положили конец и этим последним усилиям. Османское завоевание Болгарии, длившееся восемь десятилетий, завершилось.Последствия многолетних опустошительных походов и войн для болгарского народа были крайне тяжелыми. Погибли сотни тысяч людей, запустели многие плодородные земли, были до основания разрушены крупнейшие города. В боях с османами было либо физически уничтожено, либо обращено в ислам большинство болгарской знати. Из многих городов, особенно на северо-востоке страны, жители или были выселены, или бежали в горы, основав там новые поселения (Габрово). При этом вряд ли есть особые основания говорить о демографическом коллапсе болгарских земель - уже с 20-30-х гг. XV в. начинается интенсивное восстановление экономической и социальной жизни и в городах, и в селах, о чем недвусмысленно свидетельствуют ранние османские регистры - описи городских и сельских хозяйств болгар. Более того, немногие сохранившиеся болгарские источники этого времени говорят о достаточно быстрой адаптации болгар к изменившимся политическим условиям и признании ими власти османских султанов в качестве преемников местных государей. Таким образом, в эпоху турецкого завоевания болгарский народ в разумной степени проявил и свой потенциал сопротивления захватчикам, и способность выживать в новой обстановке.

17. Черногория, Босния и Герцеговина в 15-18вв. XV век на Балканах ознаменовался насильственным уничтожением турками православной государственности. Одна за другой падали христианские державы. В 1449 году турки ликвидировали Сербскую деспотию, в 1454 году пал Царьград, в 1463 году погибло Боснийское королевство. Возможно, что непривлекательность и суровость черногорских гор, предопределило относительно позднее завоевание Черногории. Историки утверждают, что произошло это в 1517 году, т.е. примерно в то самое время, когда турки-сельджуки стали разливаться по Панонской равнине, громя войска венгерских королей. От невиданных до сих пор зверств завоевателей, которые несли с собой страшное духовное порабощение, не только Балканы, но и вся Европа, кажется, были поражены параличом ужаса, сковавшим волю ко всякому сопротивлению. И как раз во время этого оцепенения произошло невероятное событие. В 1519 году на Цетинье, в центре Черногории, вспыхнуло восстание против турок. Затем события стали приобретать ещё более удивительный характер. В 1525 году турецкий султан своим фирманом (особым законом), дарует Черногорской митрополии не только автономию церковную, но и политическую. Все эти обстоятельства вскоре привели к созданию теократического государства, в котором митрополит обладал всей полнотой светской и духовной власти.К началу XVIII века относится ещё одно событие, имевшее и имеющее для черногорцев огромное значение. Исламская концепция насильственного обращения в свою веру на Балканах получила ещё и геополитическую окраску. С середины XVI века турки не без успеха пытались проникнуть к центру Европы, к городу Вене. После того как они осознали, что путь к этому ведёт через долгую, изнурительную борьбу, они провели очень серьёзные мероприятия для её обеспечения. Прежде всего это относилось к созданию так называемой "зелёной линии", то есть цепи военных областей, ведущих кратчайшим путём от Стамбула до Вены. Военные мероприятия здесь не столько относились к строительству дорог, мостов, складов и укреплений, сколько к насильственному обращению жителей этих районов в ислам. "Зелёная линия" начиналась со Стамбула, шла Южной Болгарией и Македонией, проходила через Косово и Санджак (Южная Сербия и Северная Черногория) и, пройдя через всю Боснию, заканчивалась в западной её части. Отряды янычар заполнили города и сёла, они отбирали малолетних детей для пополнения янычарских отрядов, беря так называемую "кровавую дань". Селение за селением поголовно либо переходили в веру завоевателей, либо истреблялись. При этом были созданы такие условия хозяйствования, при которых хлеб для себя и своих близких можно было заработать только мусульманину. Турки не скупились, огромные материальные выгоды ждали тех болгар, греков, албанцев, сербов, которые отступят от веры отцов. Сегодня области, где проводилась эта политика, являются главными очагами напряжённости на Балканском полуострове. После смерти Твртко государство пришло в упадок. Венгрия вновь захватила центральную и северную части Далмации, которые Твртко приобрел в 1390. Кроме того, в 15 в. боснийские короли потеряли власть над феодалами. Хум, в частности, управлялся представителями местных династий, такими, как Сандаль Хранич и его племянник Степан Вукчич. Последний в 1449 выбрал себе титул "герцег" (герцог), и после этого средневековый Хум стал называться Герцеговиной. Османское правление. В 1463 большая часть раздробленной Боснии попала под власть турок; Герцеговина сопротивлялась немного дольше, но в 1482 обе провинции были объединены турками под властью единой администрации. Последние боснийские территории (район Яйце) перешли к туркам в 1528, после победы османов над венграми в битве при Мохаче (1526). Вся Босния и Герцеговина оставалась под властью османов вплоть до 1718, когда часть ее территории на два десятилетия отошла к Габсбургам.После завоевания турками боснийские богомилы в массовом порядке были обращены в ислам. Некоторые присоединились к церковным христианам, в частности к католикам. Это массовое обращение в другую веру, уникальное по своим масштабам, наделило Боснию особым статусом в Османской империи. Территория Боснии была сохранена и расширена за счет ряда хорватских территорий. Мусульманская элита Боснии получила статус наследуемого дворянства.Религиозный ландшафт Боснии усложнился после того, как мигранты, называвшиеся влахами и считавшие себя православными христианами, поступили на службу пограничными стражниками Османской империи в северо-западной части Боснии. Со временем они стали отождествлять себя с сербами. Кроме того, во время османского правления значительная доля католического населения Герцеговины приняла православие.

18. Хорватские земли под иностранным владычеством (16-18вв.). В 15 в. Венеция и турки-османы захватили значительные части хорватской территории. В 1493 хорватские дворяне потерпели поражение на плато Крбава, в западной части Хорватии. Попытки хорватов получить поддержку со стороны европейских держав не имели успеха.29 августа 1526 турки разгромили венгерско-хорватские войска при Мохаче и оккупировали значительную часть Венгрии и Хорватии. В надежде на то, что Габсбурги окажут помощь в борьбе против турок, Фердинанд I Габсбург был избран королем Чехии, Хорватии и Венгрии. На большей части Венгрии и Славонии, оккупированных турками, дворянство предпочитало Яноша Запольяи, венгерского дворянина хорватского происхождения, который заключил компромиссное соглашение с турками и получил их поддержку. К венгерско-хорватскому поражению добавилась гражданская война. Эпоха Габсбургов. Турецкая экспансия продолжалась вплоть до 1560-х годов. В течение этого периода процветал лишь один хорватскоязычный район. Дубровник, свободная республика с середины 15 в., платил дань туркам и извлекал выгоду из удобного географического положения в торговле на Балканах. Положение хорватов под властью Венеции, турок и Габсбургов было тяжелым: завоевания османов вызвали обширные миграции и внутренний хаос; многие хорваты бежали из своих старых мест обитания, были депортированы или проданы османскими завоевателями в рабство.Новая история Хорватии началась во второй половине 17 в., когда политика абсолютизма и централизма, проводимая Леопольдом I, взяла верх над феодальной политикой, проводившейся княжескими родами Зринских и Франкопанов, а турки возвратили хорватскую территорию до реки Сава. В 1715 для упрочения своей политической победы государство Габсбургов отменило внутренние таможни; ликвидировало монополию Венеции в судоходстве по Адриатике в 1717; добилось соглашения с турками в 1718, по которому австрийским судам было разрешено плавать по Дунаю и Саве; создало свободные порты в Триесте и Риеке (Фиуме) в 1719; постепенно реконструировало старые дороги; построило новые дороги, соединившие внутренние районы с Адриатическим морем; открыло плавание небольших судов по рекам Сава и Купа.Период 1715-1790 характеризовался формированием имперского внутреннего рынка, заселением немецкими колонистами Славонии, заменой местных высших офицеров в военных приграничных районах немцами, проведением общей австрийской политики германизации, несмотря на сильное сопротивление со стороны хорватов. Иллирийское движение. Венгры также сопротивлялись германизации; при этом возник мадьярский национализм, который стал представлять угрозу не только для Австрийской империи, но и для хорватов. В 1790 австрийский парламент сделал венгерский язык официальным в Венгрии и Хорватии, до этого официальным был латинский язык. Новая угроза мадьяризации подтолкнула хорватскую оппозицию к активным действиям.

19. Особенности Османского владычества в Сербии. Сербы в монархии Габсбургов. В результате турецкого завоевания сербские земли были разорены, сельское хозяйство пришло в упадок, горнорудное производство практически прекратилось. Начался массовый отток населения за Дунай и Саву, в результате которого этническая территория сербов существенно расширилась в северном направлении. Христианское население было ограничено в гражданских правах. Православная церковь, в целом, сохранила свои привилегии и владения и в качестве особой конфессиональной общности (миллета) пользовалась самоуправлением в культурных и религиозных вопросах, включая возможность создавать начальные школы.После завоевания на Сербию была распространена военно-ленная система, при которой большая часть земли находилась в собственности государства и была разделена на лены, держатели которых — спахии, были обязаны нести военную службу. Остальные земли были переданы церковным и общественным организациям (вакуфы) или закреплены на праве собственности за отдельными представителями турецкой аристократии (мюльк) или семьи султана (султанские хасы). В административном отношении территория Сербии вошла в состав Румелийского эялета, а после завоевания турками Венгрии в середине XVI века области к северу от Ниша были переданы Будскому эялету. Основу населения составляло зависимое крестьянство — райа, обладавшее правом наследственного пользования наделами и уплачивающее поземельный (харадж) и подушный (джизья) налоги султану, а также различные платежи феодалу. С XVI века в Сербии началось оживление ремесленного производство и городской жизни. На первый план вышли новые городские центры, находящиеся на пересечении торговых путей Османской империи. Тем не менее, города оставались оторванными от округи, их рост практически не оказывал воздействия на прогресс сопредельных земель. Ремесленное производство было организовано по восточному образцу в замкнутые корпорации, отдельные для мусульман и христиан. Однако начиная с XVII века в условиях ослабления итальянских городов-государств всё большую роль в торговле стали играть местные купцы. Тем не менее, экономическое развитие сербских земель по-прежнему значительно отставало от европейского уровня.В XVII веке начался процесс упадка Османской империи. Военно-ленная система стала разлагаться, спахии отошли от военной службы и перешли к активной эксплуатации своих земель и зависимого населения. В XVIII веке продолжился экономический подъём Северной Сербии и, особенно, Белграда, в то время как хозяйство центральных и южных регионов страны находилось в застое, которому в значительной степени способствовали новые разорения в период австро-турецких войн конца XVII — начала XVIII века.Освободительное движение сербского народа против турецкого господства развивалось по двум направлениям: гайдучество, часто неотличимое от обычного бандитизма, и восстания, приуроченные к войнам европейских держав с Османской империи. Во главе движения стоял Печский патриархат, которому удалось наладить политические связи с Венгрией, Австрией и Испанией.Вскоре практически вся территория пашалыка была освобождена от турецкой власти. Если первоначально восставшие выступали лишь против засилья янычар, то после провала переговоров с центральным правительством и начала русско-турецкой войны, они стали ориентироваться на достижение независимости. Турки были изгнаны, их владения и имущество перераспределены между сербами. Были сформированы центральные органы власти, местная администрация и судебная система. В то же время начались разногласия между руководителями восстания: Карагеоргием, объявивший себя в 1808 году наследственным верховным предводителем сербского народа, и другими сербскими князьями. После заключения Бухарестского мира 1812 года и выхода России из войны началось массированное наступление турок. Несмотря на героическую оборону, в 1813 году турки захватили Белград. Восстание было подавлено, последовали массовые репрессииНа протяжении XVIII — XIX веков главным центром Национального Возрождения сербского народа и наиболее развитой в общественно-культурном и социально-экономическом плане сербской территорией являлась Воеводина. В результате австро-турецких войн конца XVII — начала XVIII века граница между Османской империей и владениями Габсбургов установилась вдоль Дуная и Савы. Территории Срема, Бачки, Бараньи и Баната, которые на протяжении XV—XVII веков активно заселялись сербами, оказались под властью Австрийской монархии. В начале XVIII века сербы составляли подавляющее большинство населения этих регионов, опустошённых вековыми турецкими вторжениями. Правовое положение сербов регулировалось утверждёнными Леопольдом I в 1690 году «Привилегиями», в соответствии с которыми сербским переселенцам гарантировалась защита императора, свобода вероисповедания и церковная автономия с правом избрания православного митрополита. Резиденция митрополита находилась в Сремском Карловаце. В 1701—1702 гг. территории вдоль Дуная, Савы и Тисы были включены в состав Военной границы — особого военизированного административного образования, подчинённого непосредственно Вене. Население Военной границы пользовалось значительными привилегиями, но было обязано нести военную службу по охране границ Австрийской монархии. Остальная территория была разделена между комитатами Венгерского королевства. Некоторое время (1718—1778) существовала также отдельная коронная земля Темешский Банат с центром в Темешваре. Австрийское правительство поощряло колонизацию приграничных земель, в результате чего в XVIII веке численность населения этих областей резко выросла, а помимо сербов образовались крупные этнические прослойки венгров, немцев, а в равнинном Банате — и румын. Если в Военной границе господствовало мелкое крестьянское землевладение, то в гражданской части Срема и Баранье — крупное помещичье хозяйство венгерских и немецких землевладельцев. В Бачке и Банате основная часть земель принадлежала короне и сдавалась в аренду местным крестьянам.

20. Основные черты культурного развития южных славян в Средние века. Наиболее высокого уровня в период раннего средневековья достигла культура Болгарии. Оформился единый для всей страны язык — язык болгарской народности. Сложились своеобразные формы материальной и духовной культуры. Раньше, чем у других южных славян, в Болгарии получила широкое развитие письменность. Окончательное оформление славянского алфавита относится к середине IX в. Но славянская письменность, согласно археологическим данным и письменным источникам, начала создаваться много раньше на основе знаков славянского письма, так называемых черт и роз. Возникшая письменность была сразу же использована феодалами в своих интересах. Классовую направленность литературы IX—X вв. открыто выразил пресвитер Константин, призывавший болгарских крестьян «с радостью» выполнять свои повинности по отношению к властелям и вести «смиренный» образ жизни. Болгарская литература господствующего класса имела и некоторые особенности, отличавшие её от современной ей литературы западноевропейских стран, создавшейся на мёртвом латинском языке. В произведениях болгарской литературы этого времени нередко звучал патриотический призыв к усилению Болгарского государства. Некоторые из этих произведений, например «Проглас к Евангелию» пресвитера Константина или «О письменах» Черноризца Храбра, были посвящены прославлению славянского языка и грамотыТо же можно сказать и о болгарской архитектуре. Открытые во время археологических раскопок руины дворцов и базилик в Плиске, дворца и Золотой (златокупольной) церкви, построенных при царе Симеоне в столице Болгарии Великой Преславе и др., свидетельствуют о том, что все эти монументальные строения были рассчитаны на прославление мощи и могущества Болгарского государства и в основе своей были самобытны, хотя и подверглись некоторому влиянию византийского зодчества. Сохранилось и некоторое количество письменных памятников, отражавших мировоззроние народных масс. Это так называемые апокрифы, т. е. религиозные книги, не признанные господствующей церковью. Во многих апокрифах чувствуется влияние догматики богомилов. По апокрифам можно судить и о богатстве народной поэтики, и об уровне развития болгарского языка. По такому же пути, только более медленными темпами, шло в раннее средневековье развитие культуры и языка у сербов и хорватов. Развитие письменности в Сербии и Хорватии происходило в обстановке упорной борьбы этих народов против иноземного влияния. В Хорватии, где эта борьба велась против насаждаемого римско-католической церковью латинского языка, славянская азбука, так называемая глаголица, получила широкое распространение. В Сербии же, которая в церковном отношении была связана с Византией, борьба шла против попыток превратить греческий язык в господствующий и также закончилась победой славянской азбуки, так называемой кириллицы.Одним из основных жанров сербской и хорватской литературы этой эпохи были так называемые жизнеописания, изображавшие важные исторические события, быт и нравы сербо-хорватского общества. Широкое распространение, как и в Болгарии, имела апокрифическая литература.Значительных успехов в Сербии и Хорватии достигла архитектура. Крепостные и церковные постройки отличались монументальностью и красотой. Таким образом, к концу раннего средневековья у всех южных славян, несмотря на весьма неблагоприятные внешнеполитические условия, материальная и духовная культура достигла высокого уровня. Сложились южнославянские народности с едиными для каждой народности языками и с самобытной культурой. Этим были созданы предпосылки для успеха в дальнейшей борьбе южнославянских народностей за освобождение от иноземного гнёта.

21.Становление Чешской государственности (9-11вв.). Рассматривая раннюю историю чешских земель дого- сударственного периода, следует отметить, что северные области Чехии составляют часть славянского массива Европы, то есть прародины славян. Уже в первой половине 1 тыс. до н. э. у про­живавших здесь народов (протославян и кельтских племен) на­чался процесс распада первобытных отношений, причем у кель­тов он проходил быстрее, что обусловило образование рабовла­дельческого государства с центром в Страдонице. В IX - VIII вв. до н. э. сюда вторглись германские племена (маркоманнов и ква- дов) и чешские земли стали центром державы Маробода, марко- маннского вождя. В I — II вв. н. э. чешские земли были захвачены римлянами, в войне с которыми около 167-180 гг. принимали участие местные племена. В это время кельтское население исче­зает (истреблено и ассимилировано) и славяне к середине I гыс. н. э. занимает господствующее положение среди других племен Чехии. У них интенсивно развиваются общинные отношения, выделяется племенная знать.В VII в. чешские земли являлись составной частью государ­ства Само. После крушения этого политического объединения чешские племена прошли путь эволюционного развития общест­ва, в ходе которого складывались необходимые внутренние свя­зи, способствующие подготовки чехов к политической консоли­дации. Проявление фактора внешней угрозы (усиление моравско­го князя Властимира и его желание к расширению границ своего княжества) вновь стимулировало ускоренное объединение от­дельных племен в союзы.В IX - начале X в. чешские племена входили в Великоморав- скую державу. В это время происходит распад родового строя и формируются раннефеодальные отношения. Этому способство­вало и принятие христианства. Наиболее интенсивно процесса феодализации и объединения территориальных и этнических единиц протекали в Средней Чехии в Пражском княжестве, где правили князья из рода Пржемысловцев. Первыми упоминаемы­ми в источниках пражскими князьями, поставившими цель на выведение собственных земель из состава Великой Моравии, бы­ли Борживой и его сын Спытигнев (872 г. - нач. X в.). Тогда же чешские правители впервые проявляют заинтересованность в по­кровительстве франкских Каролингов.Таким образом, следует четко определить наличие эволюци­онного развития политических отношений в чешских землях, способствующее становлению государственности. Вместе с тем немаловажную роль в этом процессе сыграл и факт вхождения чешских племен в состав различных политических образований, бессомнения, определивших его интенсификацию. При этом по­зиции новой государственности в X в. были еще достаточно сла­бы, что и выразилось в ее ориентации на покровительство более сильных соседей (установление вассальных отношений со Свя­щенной Римской империей в 929 г. при князе Вацлаве 921-935.Дальнейшее развитие чешского государства связано с прав­лением Болеслава I Грозного (935-972) и его сына Болеслава II Благочестивого (972-999). На это время приходятся:1)борьба с немецкой агрессией (удачная в начале - Чехия оказывается платить дань, но! в 950 г. - признание верховенства германского короля и вхождение Чешского княжества в состав германских владений);2)борьба с сепаратизмом светских и духовных феодалов (973 г. - учреждение Пражской епископии (подчинение церкви князю); 995 г. захват г. Либице и подавление сепаратизма княжеского ро­да Славниковцев; подрыв самостоятельности отдельных княже­ских родов и объединение всех чешских земель под властью Пржемысловцев);3)реализация централизаторской политики:-изменение системы управления (введение административ­ных должностей);-замена племенного деления областным;-введение единой монеты (серебряный денарий);-учреждение первого государственного налога - «дань с ми­ра», установление земских повинностей. X - XII вв. - эпоха смут и феодальной раздробленности в чешских землях, которая получила юридическое выражение в законе Бржетислава I (1037-1055) от 1054 г., по которому кня­жеский престол переходил по наследству к старшему сыну, а ос­тальные получали уделы. Во II половине XI в. чешский князь Врагпислав //(1065-1092) получил от германского императора Генриха III титул короля (без права наследования). Таким образом, Чехия стала Королевством в составе империи на фоне продолжавшейся раздробленности.

22.Укрепление Чехии в 12-14вв. «Золотая булла» Карла IV. Начало кризиса. Анализируя процесс немецкой колонизации чешских земель в XII - XIV вв., следует обратить внимание на следующие особенности:-наиболее интенсивно немецкая колонизация осуществлялась в XII - XIII вв.;-покровительство колонистам оказывалось, как со стороны королевской власти, так и со стороны чешской шляхты;-в состав колонистов входили представители различных слоев и сословий немецкого общества: духовенство, феодалы, ремесленники, торговцы, крестьяне;-в чешских землях имело место наличие постепенной, т. е. «мирной колонизации»;-процесс колонизации сопровождался предоставлением переселенцам больших прав и привилегий;-немецкая колонизация принесла ощутимый экономический эффект, но одновременно способствовала расколу внутри чешского общества (онемечивание чешской верхушки и рост национального самосознания низших слоев);-«агрессивная» экспансия немецкого духовенства провоцировала ненависть и недовольство церковным произволом со стороны чешского народа, и в конечном итоге заложила устойчивую основу антикатолических идей в чешском обществе, которые вылились в мощное гуситское движение XV в.Характеризуя процесс укрепления чешской самостоятельности в империи, следует отметить, что на протяжении всего ХИ в. чешские князья оставались союзниками германским императоров, принимали активное участие в походе немецких крестоносцев, а также занимали пронемецкую позицию во всех внеш-неполитических спорах.Лояльность чехов была оценена Фридрихом Барбароссой, при котором чешский князь Владислав //(1140-1173) вновь получает корону из рук императора.

Вместе с тем именно к концу XII в. наметилась экономическая консолидация чешских земель, а также сложилась заинтересованность основных слоев общества в укреплении княжеской власти и централизации страны. Этому способствовало и ослабление династии Штауфенов, сопровождавшееся началом междоусобиц в имперских землях.Период с конца XII - XIII вв. становится эпохой возвышения Чехии и занятия главенствующего места в империи.Рубеж XIII - XIV вв. характеризуется созданием мощного государственного объединение в Европе на основе триединой чешско-польско-венгерской унии.Последние Пржемысловцы:1197-1230 Пржемысл I Огакар 1230-1253 Вацлав I Одноглазый 1253-1278 Пржемысл II Отакар,1278-1305 Вацлав II (1278-1283 - регентство Оттона Бран- денбургского),1305-1306 Вацлав III (убит в период античешского мятежа в Польше). После пресечения династии Пржемысловцев Чехия оказалась свидетельницей ожесточенной борьбы за свою корону (1306-1307 - Рудольф Габсбург; 1307-1310 - Йиндржих (Генрих) Хорутанский).С 1310 г. в Чехии правила династия Лгоксембургов.1310-1346 Ян Люксембургский 1346-1378 Карл I (император Священной Римский

империи Карл IV) 1378-1419 Вацлав IV.1419-1434 Сигизмунд - последний из Люксембургов.Раскрывая вопрос о социально-экономическом развитии чешских земель в XIV вв. следует обратить внимание на следующие факторы:-бурное развитие чешской экономики в середине XIV в.;-общеевропейский экономический кризис II половины XIV века и. его влияние на Чехию, проявление «застойных» явлений в экономике страны;-диспропорция в разделении труда между городом и деревней на чешской почве;-дифференциация чешского общества и рост социальных, противоречий: крестьяне и землевладельцы-феодалы, городская верхушка и беднота, паны и низшая шляхта;-церковный кризис, развитие «народного» и «ученого» еретичества, рост национального самосознания.

23.Деятельность и учение Яна Гуса. Предпосылки реформационного движения в Чехии. К концу XIV в. социально-экономическое положение Чехии стало ухудшаться. Увеличилась денежная рента, возросли барщинные повинности крестьян, были ограничены права их свободного переселения. Усилились противоречия в городах между объединенными в цеха ремесленниками и патрициатом. Поскольку среди городского патрициата было много немцев, конфликты приобретали национальную окраску. Особенностью назревавшего конфликта была и его антикатолическая направленность. Католическая церковь являлась крупнейшим земельным собственником в стране. Моральное разложение духовенства, засилье немцев вызывали активный протест народа.Харизматическая личность Яна Гуса появилась в очень сложное время, когда Церковь погрязла в коррупции, разврате и прогнила как организация. При этом она полностью контролировала все стороны жизни общества. Церковные распри дошли до того, что одновременно было три папы римских. Каждый из них не признавал двух других, называя их авантюристами. Церковь широко вела коммерческую деятельность: взимала плату за таинства, открыто продавала церковные должности и прощала грехи при покупке индульгенций. Люди постоянно видели, что «слуги Божьи» не живут по тем жизненным принципам, которые требуют от своей паствы.В такой ситуации чаша терпения переполнялась, и нужен был лидер, который поведёт за собой. Им стал красноречивый Ян Гус, в проповедях которого народ слышал про честность, равноправность и справедливость. В них высказывались мысли о необходимости переустройства, реорганизации и реформации Церкви на христианских началах, от которых она уже давно отошла. При этом, Ян Гус был глубоко верующим человеком и никогда не выступал против Бога. Его речи касались только людей, которые якобы «исполняют» его волю, здесь, на «грешной земле». Все эти идеи он проповедовал с кафедры Вифлеемской капеллы в Праге (её построили на частные средства с целью проведения мессы на чешском языке: большая редкость по тем временам). Напомним, что в эпоху Средневековья свободные мысли были неслыханной дерзостью, а авторитет Папы считался не обсуждаемым.Взгляды Гуса находили новых и новых последователей. Ситуация для Церкви становилась критической, и она, не нашла лучшего решения проблемы, чем физически уничтожить красноречивого проповедника. Его пригласили на церковный собор в городе Констанце (Германия), обвинили в ереси и приговорили к сожжению на костре. Кроме этого, к нему применялись пытки с требованием отречься от своих взглядов, а взамен обещали полную свободу и прощение грехов. Король Чехии Вацлав IV первое время защищал Гуса, но перед угрозой, что от церкви отлучат столицу или даже всю страну, отошёл в сторону. Приговор привели в исполнение 6 июля 1415.Кроме церковной темы, Ян Гус широко выступал за поднятие национального чешского самосознания. Он провёл реформу чешского правописания, которая сделала книги более понятными для простого народа. Именно он реализовал передачу каждого звука речи отдельной буквой, то есть разработал диакритические знаки (те, что пишут над буквами).




Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 43 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав