Читайте также:
|
|
В доперестроечные годы архитектурно-строительная печать, как и вся остальная советская пресса, находилась на полном государственном обеспечении. Поскольку строительных министерств было довольно много, то и органов печати, которые издавали они, а также их отраслевые институты, предприятия и организации, было значительно больше, чем у других министерств. В центре выходили в основном журналы, на местах - многотиражные и ведомственные газеты.
Большой отряд журналистов, трудившихся на архитектурно-строительной ниве, жил спокойно, не волнуясь о завтрашнем дне. Страна постоянно строила жилье, воздвигала заводские корпуса, тянула БАМ и т.д. Работники печати внедряли на стройках методы орловской непрерывки, рабочей эстафеты, деловито организовывали соревнования и переклички различных бригад и трестов, устанавливали посты контроля качества, славили передовиков и критиковали отстающих.
Кроме выполнения функций коллективного агитатора, пропагандиста и организатора архитектурно-строительные издания еще и вносили посильный вклад в научно-техническое, производственное осмысление производственных процессов. Многие журналы публиковали достаточно глубокие и серьезные статьи, корреспонденции, комментарии, служили профессиональной трибуной для ученых, инженеров, архитекторов, конструкторов, других высококвалифицированных специалистов строительного комплекса.
Переход общества к рынку выбил многие отраслевые издания из привычной колеи. Не каждый редакционный коллектив был способен на коренное изменение своего устоявшегося десятилетиями образа жизни и деятельности. И часть из них медленно зачахла. В то же время появляются новые издания архитектурно-строительного комплекса, которые стараются идти в ногу со временем, а главное - с запросами читательской аудитории. Они больше ориентируются на вкусы потребителя и уже не стараются его агитировать и организовывать на какие-то великие дела. Журнал становится товаром, который важно успешно продать и получить при этом прибыль.
Если взглянуть на историю развития архитектурно-строительной печати в нынешнем веке, то можно достаточно ясно различить три волны появления строительных изданий, вызванных серьезными изменениями в общественной жизни.
Первая приходится на 20-30-е годы и связана со строительством, укреплением и развитием Советской республики. В этот период появляются здравствующие и поныне журналы и газеты: «Жилищное и коммунальное хозяйство» (1921 г.), «Промышленное и гражданское строительство» (1923 г.), «Строительная газета» (1924 г.), «Стекло и керамика» (1925 г.), «Автомобильные дороги» (1927 г.), «Гидротехническое строительство» (1930 г.), «Сельское строительство» (1930 г.), «Транспортное строительство» (1931 г.), «Механизация строительства» (1939 г.), «Монтажные и специальные работы в строительстве» (1939 г.).
Вторая волна накатывает в годы хрущевских реформ и провозглашения строительства коммунистического общества (в 50-60-е годы): «Бетон и железобетон» (1955 г.), «Строительные материалы» (1955 г.), «Строительные и дорожные машины» (1956 г.), «Строительство трубопроводов» (1956 г.), «Энергетическое строительство» (1956 г.), «Жилищное строительство» (1958 г.), «Известия вузов. Строительство» (1958 г.), «Основания, фундаменты и механика грунтов» (1959 г.), «Экономика строительства» (1959 г.), «Лакокрасочные материалы и их применение» (1960 г.), «Архитектура и строительство России» (1960 г.).
Третья волна, свидетелями которой мы являемся, - в годы нынешних реформ 90-х годов: «Квартирный вопрос» (1991 г.), «Архитектурный вестник» (1992 г.), «Сам» (1992 г.), «RRE» (Русская недвижимость) (1993 г.), «Инвестиции в России» (1993 г.), «Камень и бизнес» (1993 г.), «Комфорт» (1993 г.), «Недвижимость Петербурга» (1993 г.), «Архитектура, строительно, дизайн» (1994 г.), «Мир и дом» (1994 г.), «Новый дом» (1994 г.), «ОЭС-1» (1994 г.), «Риэлтинформ-недвижимость» (1994 г.), «Строительный вестник» (1994 г.), «Частная архитектура» (1994 г.), «Частная собственность» (1994 г.), «Владелец» (1995 г.), «Дом» (1995 г.), «Зодчество мира» (1995 г.), «Недвижимость для бизнеса» (1995 г.), «Проект Россия» ("^SS г.), «Современное строительство» (1995 г.), «Строительный рынок» (1996 г.), «Строительный эксперт» (1996 г.). Нетрудно заметить, что последняя волна принесла новых изданий больше, чем предыдущие. Причем, если первые две создавались по указанию и постановлениям правительства, то последняя образовалась главным образом на коммерческой основе и не дотируются государством, а поэтому издания свободны экономически, что прямо отражается на их внешнем виде и содержании.
Сегодня архитектурно-строительная печать, в отличие от доперестроечных лет, весьма разнообразна и по качеству, и по количеству, и по возрасту. Здесь соседствуют долгожители, такие как «Цемент» (1901 г.), «Водоснабжение и санитарная техника» (1913 г.) и издания 1995, 1996 года рождения. Одни журналы имеют тиражи 50 тыс. экз., другие едва дотягивают до тысячи. У одних роскошные многоцветные глянцевые обложки, а у других и на обыкновенную, как у «Экономики строительства», не хватает финансов. Тут, как и в жизни, сегодня рядом сосуществуют богатство и нищета. Причем, еще не всегда известно, что лучше: выходить без обложки, но ежемесячно, или выйти в дорогой полиграфической одежде, заявить о себе как о чем-то необычном... и на этом закончить свое существование. Так появились и исчезли на газетно-журнальном небосклоне журнал «Студия М», посвященный интердизайну, международный журнал «Coliseum» и другие. Иные издания выходили год-два, на них даже открывали подписку, но затем, как это произошло с журналом «Частная собственность в Москве и в мире», выпускать их становилось не выгодно и они заканчивали свое существование неожиданно для читателей.
Нелегко приходится выживать в новых условиях известному журналу «Архитектура и строительство России» («АСР»), о котором уже шла речь во второй главе. Уйдя из-под опеки государства на вольные хлеба в начале 90-х гг., журнал практически все это время испытывает сильную финансовую нужду, экономя на всем, в том числе и на квалифицированных сотрудниках, авторах. В редакции постоянно сменяются работники, что сказывается на содержании журнала. Чтобы как-то выйти из трудного положения, редактор компилирует материалы из многочисленных альбомов по зарубежной архитектуре, которые редакция приобретает и потом торгует ими.
Случается, что содержание журнала не соответствует его названию. В некоторых номерах вообще нет материалов об архитектуре и строительстве в России. В иных - половина, а то и меньше публикаций посвящена российской тематике. Например, в № 7, 1997 г., посвященном «архитектуре здравого смысла», из 8 материалов 6 освещают зарубежный опыт. В «АСР» № 8 (продолжение этой темы) из 9 тоже только два основываются на российских фактах и явлениях. «АСР» № 11 и № 12 полностью отданы зарубежной архитектуре. В 1998 г. № 1 и № 6 тоже описывают зарубежье. Этим номерам «Архитектуры и строительства России» скорее подходит название «Зодчество мира» - журнал, который тоже пытается выпускать редактор, активно используя иностранные альбомы. Из-за нехватки материалов редакция «АСР» прибегает к выпуску сдвоенных номеров (№ 3-4, № 7-8, № 11-12 1995 г.; № 9-10, № 11-12 1996 г.; № 3-4 1997 г. и др.), оставляя их в объеме одного номера (32 страницы). Когда же в редакционном портфеле вообще пусто и нужно чем-то заткнуть брешь, т.е. заменить не вышедший по плану очередной номер журнала, редакция публикует ряд фрагментов зарубежных проектов загородных домов под журнальной обложкой (№ 6 1995 г., № 8 1996 г.) или книжный каталог изданий по архитектуре, строительству, дизайну (1996 г.).
Некоторые журналы как бы впадают в спячку в надежде проснуться, когда минуют тяжелые для них времена. Например, у журнала «Квартирный вопрос» перерыв между выпуском № 1 и № 2 составил четыре года: № 1 был издан в 1991 г., а № 2 - в 1995 г. Поэтому его трудно назвать периодическим изданием. Но, тем не менее, он все еще цепляется за жизнь. Что ж, на то он и рынок, здесь все в движении, идет естественный отбор наиболее приспособленных к новым условиям изданий.
К сожалению, этого не происходит в среде ведомственных журналов. Многие из них, как и прежде, пребывают на содержании у своего хозяина. бороться за выживание не надо, следовательно, нет и стимулов к совершенствованию. Такие журналы легко отличить по невзрачному внешнему виду, устаревшей архаичной верстке полос, некачественному иллюстративному ряду: они остаются верными хранителями традиций первой и второй волны архитектурно-строительной печати. Между тем, при большом желании и старании можно такой устаревший на вид журнал сделать весьма привлекательным и современным. Примером этому могут служить «Лакокрасочные материалы и их применение», «Транспортное строительство», «Автомобильные дороги». Некоторые ведомственные журналы нашли свой особый, половинчатый путь - ограничились многоцветными привлекательными обложками, а внутри все оставили по-старому.
На противоположном полюсе находится коммерческая архитектурно-строительная печать, которая более других приближена к запросам потребителя, к конъюнктуре рынка. В нее входят дорогие и привлекательные журналы, специализирующиеся на продаже недвижимости. Ведущий жанр - объявление. Глянцевые полосы заполнены фотографиями особняков, выставленных на продажу в различных уголках нашего Отечества и за рубежом. Под каждой из них краткая справка о месторасположении, количестве квадратных метров, бытовых и коммунальных удобствах, цены, адреса, телефоны. Публикуются планировка квартир, фасады домов, в которых они расположены, внешний вид коттеджей, схематические карты местности. Так выглядит журнал «Мир и дом. Недвижимость». Несколько полос в каждом номере отводит под такие объявления журнал «RRE» (Русская недвижимость). Часть своей площади отдают под публикацию проектов особняков журналы «Комфорт», «Новый дом», «Частная архитектура».
Кроме этого некоторые издания берутся за выполнение организационной функции, только уже в ее новом, рыночном содержании. «Частная архитектура» предлагает свои услуги в качестве посредника между заказчиком и производителем. «Новый дом» помогает своим партнерам-рекламодателям найти клиентов, продать свои товары и услуги.
Весьма характерным для новой архитектурно-строительной печати является эксплуатация наиболее привлекательных нынче в рыночных условиях слов «Дом», «Недвижимость» в названиях изданий. Они наиболее полно олицетворяют мечту и желание собственника, владельца, семьянина: «Дом», «Мир и дом», «Новый дом», «Твой дом», «Домострой», «Недвижимость», «Недвижимость для бизнеса», «Риэлтинформ-недвижимость», «Русская недвижимость», «Недвижимость Петербурга», «Столичная недвижимость». По содержанию сюда же можно отнести и другие издания, имеющие близкие по смыслу названия: «Владелец», «Индивидуальное строительство», «Квартирный вопрос», «Комфорт», «Сам», «Частная архитектура»,
Итак, сегодня архитектурно-строительная печать сильно отличается от той, что была десять лет назад. Ее диапазон значительно расширился, начиная от строгих научно-теоретических журналов, каким является например «Известия вузов. Строительство», и заканчивая легкими иллюстрированными изданиями типа «Salon magazine» (позже переименованный в «Salon интерьер») с пространными фоторассказами об интерьерах в богатых домах и офисах. Сегодня только в Москве и Санкт-Петербурге издаются по приблизительным подсчетам (точно установить не удается из-за незапланированных рождений и преждевременных неафишируемых кончин, впадания в спячку) более полусотни журналов и около десятка газет. В целом, наибольшую часть архитектурно-строительных журналов – 42 % - составляют узкоспециализированные технические издания. На втором месте - научно-популярные (29 %), на третьем - рекламно-коммерческие (18 %) и замыкают список научно-теоретические журналы (11 %).
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 33 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |