Читайте также:
|
|
Фамилия ученика | Темп, при котором осознает основную мысль текста | Чтение без ошибок | Ответы по содержанию текста | Выразительное чтение (подготовка заранее) | Общая оценка |
Формы организации контроля по литературному чтению:
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный устный опрос:
- письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события и пр.);
- самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями, оглавлением; тестовые задания.
3. Форма уроков определяется деятельностью учителя, учеников и особенностями процесса получения или закрепления знаний и умений. Можно выделить следующие формы уроков:
1) традиционный урок-беседа;
2) урок-игра;
3) урок-экскурсия, путешествие;
4) урок-исследование;
5) Урок литературного творчества (сочинение собственных литературных произведений; подготовка к устному журналу и т.п.).
Кроме того, на уроках мы прибегаем к разным формам организации учебной деятельности школьников:
1) коллективная, фронтальная работа;
2) индивидуальная работа;
3) работа в парах;
4) работа в малых группах.
Урок-игра
Игра, по определению Д. Б. Эльконина, — это особый вид деятельности человека в условных ситуациях, воспроизводящий явления окружающей действительности и трудовой деятельности людей, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта.
На уроке литературы чаще всего используются дидактические, ролевые и театрализованные игры. Игровое начало, безусловно, присутствует в таких приемах работы, как драматизация и инсценирование, устное иллюстрирование, выразительное чтение, т.е. во всех творческих приемах изучения литературного произведения.
1. Дидактические игры. Дидактические, или познавательные, интеллектуальные, игры часто используются при работе с младшими школьниками, и учащиеся активно в них включаются. В ходе и результате игры школьники приобретают новые знания, проявляют интеллектуальные качества своей личности. Игра строится на интересе детей, без насилия. Играя, учащийся знакомится с разнообразными сведениями из различных областей, а также развивает свои зрительные, слуховые, осязательные ощущения. Из дидактических игр самые популярные — сюжетные: путешествия или маршрутные игры по станциям. Путешествовать можно по литературной стране, например по стране сказок, по литературному произведению (например, вместе с главным героем — Гулливером, бароном Мюнхгаузеном и т.п.), по родной стране (при изучении произведений о родной природе).
Дидактические игры могут быть командными. Младшие школьники с интересом участвуют в подобных играх, так как им свойствен элемент соперничества. В них имеются следующие элементы деятельности: игровая задача, игровые мотивы, учебные решения задач. В отличие от прямой постановки учебной задачи, как это происходит на уроках, в дидактической игре она возникает как игровая задача самого учащегося. Способы же ее решения являются учебными. Педагогическая цель, которая выступает в скрытой форме (завуалирована в игровой задаче и игровых мотивах), является мощным толчком в развитии познавательных интересов. Игровые мотивы в процессе этой деятельности, выполняющие роль первого толчка, приобретают подлинное значение, сменяясь познавательными мотивами.
2. Ролевые игры характеризуются тем, что школьник выбирает для себя определенную роль и выполняет действия в воображаемой ситуации, воссоздавая поступки конкретного человека.
В ролевой игре необходимо различать сюжет и содержание. Сюжет игры — это та область действительности, которая воспроизводится учащимися в игре. Сюжеты игр чрезвычайно многообразны и изменчивы. Сюжеты отражают конкретные условия жизни ребенка. Содержание игры — это то, что воспроизводится учеником в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в деятельность взрослых людей; оно может отражать лишь внешнюю сторону человеческой деятельности — только то, с чем действует человек, или отношения человека к своей деятельности и другим людям, или, наконец, общественный смысл человеческого труда.
Ролевые игры на уроках литературы чаще всего используются на уроках обобщения. Учитель, составляя ролевую игру, сочиняет ее сюжет, подчиняя его целям и содержанию игры. Например, цели — закрепление полученных на предыдущих уроках знаний и развитие читательских и речевых умений; содержание — помощь попавшему в беду литературному персонажу и т. п. Тогда сюжет игры может быть выстроен следующим образом: ученики получают письмо от литературного героя (Малыша, Дениски, Буратино и т.д.) с конкретной просьбой: помочь найти вновь пропавший золотой ключик, уговорить маму и папу подарить щенка и т.д. Учащиеся, исполняющие роли персонажей восстанавливают описанную в письме ситуацию и разыгрывают ее, используя свои домашние заготовки. Сюжет и определяет содержание и характер задний, которые получает каждый участник ролевой игры.
Учащийся заранее получает определенную роль (какой-либо персонаж) и задание (от лица выбранного персонажа подготовить вопросы, сочинить письмо, рассказать о его приключениях на основе текста произведения или о каком-то новом его приключении). Это домашнее задание становится основой импровизации на уроке.
Таким образом, ролевая игра не сводится к инсценировке изучаемого произведения, а ставит участников в ситуации, аналогичные ситуациям изученного произведения, требуя от них глубокого осмысления характеров персонажей и отношений между ними.
3. Театрализованные игры. Сам термин «театрализованная игра» указывает на связь ее с театром. Связь театральной и детской игры прослеживается во многих исследованиях, в которых игра ребенка рассматривается как «мимическое искусство актера», «драматический или театральный инстинкт», «искусство ребенка», «форма примитивного драматического искусства» (Л. П. Бочкарева, В. Н. Всеволодский-Гернгросса, Л. С. Выготский).
В педагогической литературе нет однозначного определения театрализованной игры. Будем понимать театрализованную игру (ТИ) как деятельность по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненную сюжету — сценарию и протекающую в обозначенных временных и пространственных характеристиках.
ТИ — деятельность эмоционально насыщенная, она наиболее полно охватывает личность учащегося и отвечает специфике развития его психических процессов, цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мышления, двигательной активности и_т. п.
Специфика театрализованной игры заключается в том, что она имитирует профессиональную деятельность, знакомство с которой и расширяет представления ребенка о мире в целом и о культуре в частности.
Цели ТИ на уроке литературы — осмысление учениками авторского отношения к героям и событиям и идеи произведения; развитие литературных способностей и речевых умений, формирование коммуникативных умений и уровня культуры младших школьников. Достижению целей способствует реализация конкретных задач: мотивировать игровую деятельность, активизировать эмоциональное восприятие литературного произведения; познакомить учеников с разными видами деятельности и разными видами искусства; создать коммуникативные ситуации.
Примером урока-игры может быть игра «Журналистское расследование».
После знакомства и анализа произведения учитель предлагает учащимся попробовать себя в журналистской деятельности, собирая информационное досье на героев произведения.
Результатом работы должно стать сообщение, с которым ученики выступают на редакционном совете, рассказывая о своей воображаемой встрече с героем. Учащимся объясняется, что лучшие досье будут опубликованы в школьном журнале. Так создается мотивация игровой и одновременно квазипрофессиональной (журналистской) деятельности.
Сбор материалов о герое предполагает анализ образов персонажей произведения, выводы об их характерах, оценки их поступков, а также составление отчета о проделанной работе и письменную характеристику персонажей. Игра в редакционный совет требует от учеников умения слушать и понимать выступающих, формирует речевые умения (формулировать вопросы, высказывать и мотивировать свое мнение), а также вырабатывает умение вести дискуссию.
Урок-исследование
Название этой формы урока весьма условно, так как учащиеся еще
не могут провести полноценное исследование текста. Но на данных
уроках, имитируя исследовательскую деятельность, учитель помогает
младшим школьникам освоить элементы литературоведческого
анализа. Очевидно, что и на уроках-исследованиях мы обнаружим
элементы ролевой игры.
Учебная задача на таких уроках ставится, как предложение заняться научной деятельностью (литературоведческой), например, сопоставить литературные произведения, т. е. выявить черты сходства и отличия одного от другого. Роль исследователя позволяет младшему школьнику в игровой форме заниматься довольно скучной для него аналитической деятельностью (заполнять таблицы, выбирать примеры и т.п.). Он с радостью делает то, что никогда не стал бы делать в неигровой ситуации.
Урок литературного творчества
На уроке литературного творчества, близком к урокам развития речи, а иногда и совпадающего с ними, учащийся становится в позицию автора. Материалом для детского творчества на данных уроках становится не конкретное литературное произведение, а прежде всего его собственный жизненный опыт: он сочиняет стихи, рассказы, делится своими впечатлениями от увиденного или прочитанного как в устной, так и в письменной форме. Организовать такие уроки достаточно сложно, так как у каждого младшего школьника свой запас впечатлений, знаний и умений. Важно выбрать общую учебную цель данного урока — сочиняем сказку для братика или сестренки (нет своей — для соседской), учимся писать стихи, учимся сравнивать, учимся работать со звукописью. Внешняя деятельность учителя на уроках должна быть сведена к минимуму, и лучше, если он сам тоже будет сочинять.
Работа в малых группах
Работа в малых группах может занимать не весь урок, а небольшие его фрагменты. Вопросы, поиск ответов на которые требует обсуждения; взаимопроверка; редактирование; творческие задания — придумать иллюстрации, подобрать произведения для сборника и т. п. — все эти виды деятельности можно использовать для групповой работы. Учить младших школьников работать в группах необходимо с I класса. Важно правильно подобрать пары: нельзя соединять двух холериков, двух лидеров и т. п. Работая в парах, дети учатся слушать друг друга и помогать друг другу.
Затем группу можно увеличить до 4 — 5 человек. Организуя их, учитель должен определить принципы формирования группы: по сходству или разнообразию типов мышления. В зависимости от того, по каким принципам сформированы группы, следует подбирать материал для групповой работы. Так, если в группе собраны дети-мыслители, то им целесообразно предложить задания аналитического характера; художникам, в свою очередь, — задания творческие. Можно поступить и наоборот: аналитики выполняют творческую работу, а художники — аналитическую. В данном случае детям необходимо приложить немалые усилия, но таким образом мы стимулируем гармоничное развитие школьников. Если же группа смешанная, то ей следует предлагать задания синтетические, требующие проявления как аналитических, так и творческих способностей.
Задания для всех групп могут быть как одинаковыми, так и разными. Кроме того, следует учесть, что для каждого участника группы должно быть задание, выполнение которого ему будет по силам.
Естественно, что урок-игра в некоторых случаях может объединяться с уроком-работой в группах (например, командная игра по станциям). Работа в группах может иметь место и на уроке-беседе, но особенно часто — на уроке-исследовании.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 28 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |