Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Теории истины (классическая, когерентная, прагматическая, конвенциональная, диалектико-материалистическая).

Читайте также:
  1. I. Исторические аспекты возникновения теории инвестиций и инвестиционного менеджмента.
  2. I. Исторические аспекты возникновения теории инвестиций и инвестиционного менеджмента.
  3. I. Основные парадигмы классической социологической теории.
  4. I. Социальное взаимодействие и социальное отношение. Теории социального взаимодействия.
  5. I. Теории социального неравенства.
  6. II Отказ от предположений неоклассической теории
  7. II. Методология теории государства и права.
  8. II. Неклассическая парадигма социологической теории.
  9. II. Сущность теории социальной стратификации.
  10. III. Основные парадигмы современной социологической теории.

Рациональное познание и его формы. Мышление и язык

Рациональное познание – это формирование понятий и оперирование ими. Формы: 1) понятие – это мысль, в кот предметы обобщаются в класс на основе системы признаков, присущей предметам, входящих в этот класс, и не присущей предметам, не входящих в этот класс. Образуется в рез-те 2 логических операций: обобщение(выделение сходных признаков) и абстрагирование(отвлечение от всех др признаков) 2) суждение – мысль, в кот либо что – то отрицается, либо утверждается о предмете. 3) умозаключение – форма мышления, с помощью кот из неск суждений можно вывести новое суждение. 2 основные формы умозаключений: дедуктивнаые и правдоподобные(при истинных посылках умоз-ие может оказаться истиной, может нет.) Для отражения действительности надо так связать понятия между собой, чтобы связь соответствовала действительной связи между предметами/свойствами. Понятия вырабатываются исторически, фиксируются в языке с помощью слов, передаются от одного к другому. У разных культур разные понятия. С помощью языка люди структурируют свой внутр опыт. Мы исп слова для обозначения вещей. А с помощью языка мы классифицируем вещи и явления, выделяем различия, аспекты, что говорит о том, что наше мышление зависит от языка. Мышление развивается по мере увеличения словарного запаса. Язык – система знаков. Знак – материальный объект. Слово – материальный объект. И звук тоже. Язык выполняет 2 функции: коммуникации и познавания.

 

Теории истины (классическая, когерентная, прагматическая, конвенциональная, диалектико-материалистическая).

Что такое истина? Это один из важнейших вопросов философии. Согласно классической теории: истина есть соответствие знания действительности. Другими словами, истина есть соответствие представления или суждения реальному положению дел. Истоки этой теории восходят к Аристотелю и Платону. К этой теории относились как к чему то самоочевидному, т к была ясна и не вызывала проблем. Считалось, что соответствие мысли действительности может быть достигнут просто: 1.мысли могут быть приведены в простое взаимооднозначное соответствие действительности. 2. действительность, которая является предметом познания, не зависит от самого знания. 3. имеется интуитивно очевидный критерий истины, который позволяет установить, соответствует ли действительность истине. Теория столкнулась с рядом проблем. Что понимать под соответствием? Предположим сходство. Но есть ли сходство между нашим восприятием предмета с самим предметом? Если говорить о сходстве зрительного образа с самими образом, то мысли уже не похожи на вещи, а слова не похожи на мысли. Сходства можно определить с помощью понятий изо- и гомоморфизм. Изоморфизм- каждому элементу системы А соответствует один элемент системы Б. И наоборот. Гомоморфизм – каждому элементу системы А соответствует 1 элемент системы Б. Но не наоборот. Соответствие только в одну сторону. Но между нашим мышлением и действительностью нет ни изо-,ни гомоморфизма. Ведь мысли выражаются в словах, а одно и то же слово может выражать разные объекты и наоборот. Следующая проблема: а что понимать под действительностью? Ведь человек имеет дело не с миром, как он существует объективно, а с миром в том виде, как его воспринимает человек. Учитывая это, как человек может проверить соответствует ли его знание объективной действительно? Опять-таки вопрос. В когерентной теории критерий истинности - его согласованность или когеренция с общей системой знаний. Мир - единое целое и все в нем взаимосвязано. В этом есть рациональное зерно. Мы склонны принимать за достоверное то новое знание, которое не противоречит уже имеющимся у нас знаниям. Если сведения, полученные независимым путем, разными людьми логически совместимы, то их можно признать истинными. Совпадение практически невозможно. Поэтому учены перепроверяют опыты. Согласованность знаний является критерием истины. Но ведь система высказываний может быть непротиворечивой и одновременно ложной. По конвенциальной теории, истина есть такое знание, которое признается большинством людей. Конвенция – договор о том, что считать истиной. Основоположник – Пуанкаре. Например, аксиомы по его мнению, удобные конвенции. Эта теория имеет зерно. Научные теории, ее начальные положения принимаются конвенциально, а не на основе эмпирического обобщения. Ученые приходят к соглашению, руководствуясь принципом простоты, целесообразности. В этом смысле конвенции неустранимы из научного познания. Но вопрос о соответствии действительности все же не снимается. Прагматическая теория – американская(Джеймс). То знание истинное, что приносит пользу, приводит к успеху. Истинность суждения: «Бог существует» не зависит от реального его существования. Если человек верит в истинность этого суждения и он успешен, то это для него истинное. У каждого своя истинность. Рац зерно: практически полезное знание вызывает большего доверия, чем бесполезное. Хотя практически полезное знание может оказаться ложным. Диалектико - материалистическая теория стремится усовершенствовать классическую. Истинные знания могут соответствовать действительности с разной степенью полноты и точности. Идет процесс познания, и этот процесс прибавления наших знаний выражается категориями аболютной и отностельной истины. Абсолютная – окончательное исчерпывающее знание о мире, которое уже не будет меняться. Это идеал к которому стремиться человеческое познание. Относительная истина – знание,соответствующее действительности, но неполное, не окончательное. Каждая научная истина относительна, она не дает исчерпывающего знания об объекте. Она еще будет пересмотрена, заменена. В то же время, в ней есть то, что уже не поменяется. В этом и диалектика. Но мы не можем сейчас сказать, что останется, а что поменяется. Отождествление отностительной истины с абсолютной – догматизм.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 46 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав