Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Вопрос. Сатирические журналы второй половины 18 века.

Читайте также:
  1. C) Скоба - утолщение слиз оболочки, лежащее позади слепого отв на уровне второй и третьей жаберных дуг.
  2. II. Речевая деятельность человека. Создание текста. Коммуникативные качества хорошей речи и способы их достижения
  3. III.Второй этап
  4. V. ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ В ТВОРЧЕСТВЕ ДЕЯТЕЛЕЙ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ ХIХ - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
  5. XIV—XV века.
  6. Административные и судебные реформы в Казахстане в 60-90-ые годы 19 века.
  7. Альтернативы исторического развития России в после февральской революции. Октябрьская революция 1917 г. Второй Всероссийский Съезд Советов. Значение принятых решений.
  8. Анатомия и физиология человека.
  9. Антикапиталистические теории первой половины XIX в.
  10. Античная философия о природе и сущности человека.

 

Русская журналистика XVIII века представляет собой серьезную и важную часть общественной жизни России той эпохи. В течение одного столетия из малозаметного и маловлиятельного факта, каким она была при Петре I, журналы превращаются в явление, прочно вошедшее в сознание общества, отражающее и, самое важное, серьезно воздействующее на жизнь общества.

Возникнув в результате правительственной политики, они постепенно становятся выражением не правительственных мнений, а взглядов и стремлений радикально настроенных общественных групп. И сатирическая журналистика сыграла в этом процессе немаловажную роль. Журналы того времени ставили перед собой достаточно серьезные цели просветительского характера, являясь не только и не столько развлекательными изданиями. И, не смотря на свое сравнительно недолгое существование (1769-1774 года), сумели показать реальное положение дел в стране. Сатира XVIII века полностью раскрывает смысл "просветительских" мероприятий Екатерины II, показывает абсолютную бесполезность и даже опасность стремлений императрицы повлиять на общественное мнение. Более того, целый ряд изданий выступает против идеологического штурма Екатерины Великой и ее журнала "Всякая всячина", 1769 год издания. И, если судить по быстро последовавшей цензуре и закрытии "оппозиционных" журналов, довольно успешно. Сатира была основным литературным жанром для выражения антидворянских тенденций, которые иначе, в условиях ущемления русской буржуазии, невозможно было ввести в литературу.

В стране создалась трудная ситуация: всеобщее недовольство и т.д. Екатерина учла это и пришла к заключению о необходимости успокоить общественное мнение, разъяснить причины роспуска столь широко разрекламированной Комиссии и попутно изложить основные принципы правительственной политики. Она решила сделать это при помощи периодического издания, сатирического журнала, который стал выходить анонимно со 2 января 1769 г. Назывался он "Всякая всячина". Вслед за ним в течение одного только 1769 года появилось восемь еженедельных и ежемесячных журналов. Хотя в следующем году они практически не продолжаются, но все же до 1774 г. тянется цепь таких изданий.

Первый журнал, "Всякая всячина", на улицах Петербурга появился второго января 1769 года. Издавал его статс-секретарь Екатерины II Григорий Васильевич Козицкий, но за его спиною стояла сама императрица. Она решила выступить на поприще журналистики для того, чтобы проконтролировать общественной мнение в России. Екатерина рассчитывала на то, что пример "Всякой всячины" вызовет подражание, и постаралась ему содействовать. Так, желающие выпускать новый журнал могли подавать прошения в Академическую комиссию (распоряжавшуюся единственной на то время типографией в Петербурге) без оглашения имен. Вследствие этого мы так и не знаем, кто выпускал, например, журнал "Смесь".

Возникали журналы в следующем порядке. "Всякая всячина", как мы сказали выше, стала выходить в начале января. За нею, в конце того же месяца, выступил журнал "И то и сё", в феврале возник "Ни то ни сио". В апреле появилась "Смесь", в мае - "Трутень", и, наконец, в июле читатели познакомились с "Адской почтой". Тиражи изданий были также различны и испытывали колебания. Интересный факт - число читателей "Всякой всячины" неуклонно падало (с 1692 экземпляров до 600), зато тираж "Трутня", главного оппонента "Всякой всячины", возрастал.

Малейшие критические замечания в адрес правительственных учреждений кажутся "злостными" и "опасными" журналу Екатерины, и он спешит их опровергать.

Помимо Екатерины II в журнале участвовали Г.В. Козицкий, И.П. Елагин, А.О. Аблесимов, А.П. Сумароков и др.

Второй по времени возникновения журнал "И то и сё" издавал Михаил Дмитриевич Чулков. Мировоззрение журнала политически неотчетливо; он избегает социальных обобщений и чуждается сатиры. Этот журнал стоял в стороне от политики и не касался наболевших общественных проблем. В часности, "И то и сио" совсем не затрагивает вопросов политического характера, столь резко ставившихся в журналах Новикова.

Уже в первом листе своего журнала Чулков делает, хоть и не особенно резкий, выпад против "Всякой всячины", раздававшей бесплатно вступительный номер. Издатель вообще считал, что только дурак может признать "Всякую всячину" достойной почтения 1.

Ежемесячный журнал Федора Эмина "Адская почта, или переписка хромоногого беса с кривым" издавался с июля по декабрь 1769 г. Писатель, переводчик Ф. Эмин был автором практически всех материалов журнала. Несмотря на однообразие формы (переписка двух бесов), журнал был интересен и популярен, чему способствовал сатирический дар автора. Название своего журнала издатель объясняет в первой своей статье "К читателю". Ф. Эмин был сторонником резкой сатиры на нравы и лица, не смущаясь ни высоким их положением, ни принадлежностью к духовному сану. К темам обычным для сатирических журналов Эмин прибавил две. Первая - сатира на духовенство, в особенности на монахов. Этим нововведением публицист нажил себе немало влиятельных врагов. Среди мишеней его сатиры, в частности, были иезуиты, само имя которых к тому времени стало нарицательным. Вторая тема - политическая сатира на положение в различных европейских странах. Эмин был не только смелым моралистом, в своих сатирах он показывал незаурядное мастерство публициста, а в статьях о европейской политике - близкое знакомство с теми странами и народами, о которых писал, что отличает его от многих других обличителей французов, англичан и немцев.

Особо замечательны два его материала - ответы корреспондентам "Всякой всячины" Добросоветову и Правдолюбову. Автор здесь как бы отбрасывает разработанные стилистические приемы, намеки и говорит прямо. О художественных достоинствах этой прямой речи, защищающей право сатирика изобличать порок, можно спорить, но публицистическая ее сила несомненна даже сегодня.

Еженедельный журнал "Смесь" выходил с апреля до конца 1769 г. Кто был его редактором, точно неизвестно. Некоторые исследователи считали, что это был Федор Эмин. Однако Н.И. Новиков, хорошо знавший писателя, в биографии Эмина, составленной для "Опыта исторического словаря", не упоминает этого издания. Проф.П.Н. Берков полагал, что издателем мог быть переводчик Л.И. Сичкарев. Другие исследователи называют двух соиздателей: Новикова и Эмина.

Журнал интересен тем, что в нем много материалов, посвященных выяснению отношений между разными.сатирическими изданиями. Здесь печатаются несколько писем с критикой "Всякой всячины" (иногда довольно грубой), здесь же находят место письма читателей в редакции других журналов, по каким-то соображениям не опубликованные в них. "Смесь" печатает ответы на вопросы Правдолюбова, заданные им "Всякой всячине".

 

Николай Иванович Новиков.

В мае 1769 г. начинает выходить журнал "Трутень", который не только не поддержал курс, предложенный "Всякой всячиной", но вступил с ней в прямую полемику. Издателем "Трутня" был Николай Иванович Новиков (1744 - 1818) - яркий публицист и просветитель XVIII в.

В названии журнала было заключено два значения. Первое, рассчитанное на цензуру, служило своего рода прикрытием для второго. В предисловии, помещенном на первом листе журнала, издатель признавался в своей неизлечимой лености, которая якобы и была причиной "сему изданию". Поэтому-то, признавался журналист, "я и вознамерился издавать в сем году еженедельное сочинение под заглавием "Трутня", что согласно с моим пороком и намерением, ибо сам я, кроме сего предисловия, писать буду очень мало, а буду издавать все присылаемые ко мне письма, сочинения и переводы... " 1.

Второй и главный смысл названия журнала был связан с основным объектом сатиры Новикова - с дворянами-крепостниками, социальными трутнями, живущими за счет крепостных крестьян. Социальная позиция "Трутня" раздражала издателей "Всякой всячины" и вызвала на страницах журнала острые споры.

Полемика между "Всякой всячиной" и "Трутнем" велась по двум тесно связанным между собой вопросам. В первом из них речь шла о предмете сатиры. Журнал Новикова утверждал, что сатира должна метить непосредственно в носителей зла.

"Всякая всячина", напротив, взяла за правило осуждать только пороки, а не их конкретных представителей.

Второй вопрос касался характера сатиры, т.е. той позиции, которую займет сатирик по отношению к носителям зла. Особую остроту придавало этому спору то обстоятельство, что объектом сатиры фактически были дворяне и весь бюрократический аппарат. Что касается крестьян, то они по своему зависимому и бесправному положению могли быть лишь объектом сочувствия и сострадания. Поэтому вопрос о характере сатиры подразумевал степень критического отношения к дворянству и бюрократии.

Екатерина II не собиралась подвергать помещиков и чиновников суровому осуждению. Резкие выпады "Трутня" против них явно пришлись ей не по вкусу, и она решила преподать ему соответствующий урок.

Непоследовательность тактики Екатерины II проявилась не только в том, что, взяв на себя руководство сатирическим журналом, она фактически отказалась от сатиры, но и в том, что, старательно скрывая свое руководство журналом, она неоднократно прибегала к угрозам, приличествующим только высшей власти.

Новиков не оставляет без внимания и еще одно неудачное выражение Екатерины II, допущенное во второй ее полемической статье: "Госпожа "Всякая всячина" написала, что пятый лист "Трутня" уничтожает. И это как-то сказано не по-русски; уничтожить, то есть в ничто превратить, есть слово, самовластию свойственное; а таким безделицам, как ее листки, никакая власть не прилична; уничтожает верхняя власть какое-нибудь право другим. Но с госпожи "Всякой всячины" довольно было бы написать, что презирает, а не уничтожает мою критику. Сих же листков множество носится по рукам; итак, их всех ей уничтожить не можно"

В высшей степени показательно, что оба журнала по поводу возникшего между ними спора обращаются к "публике". Выразителями общественного мнения стали другие сатирические журналы - "Адская почта" и "Смесь", которые встали на сторону "Трутня". Вдохновленный поддержкой, Новиков продолжает свои критические выступления. Он высмеивает увлечение русских помещиков иностранными модами, их непомерное чванство и высокомерие, раскрывает взяточничество и произвол "подьячих". Наибольшей остротой и смелостью отличались статьи, адресованные дворянам-крепостникам - Змеяну, Безрассуду и т.п. Но вершиной обличительной литературы в "Трутне" стали "копии с отписок", т.е. копии с переписки между барином и крестьянами.

Потерпев поражение в полемике с "Трутнем", Екатерина решила воспользоваться правом сильного. В следующем 1770 г. большая часть сатирических журналов была закрыта. Остались лишь "Всякая всячина" под новым названием "Барышок всякой всячины" и "Трутень". Но существование "Трутня" было оплачено Новиковым дорогой ценой. Пришлось отказаться от обличения помещиков-крепостников и недобросовестных судей. Вместо них сатирическому осмеянию подвергаются кокетки, щеголихи, бездарные писатели. Но и в таком виде "Трутень" просуществовал лишь до конца апреля 1770 г. Новиков намекал на насильственное закрытие своего журнала:

Журнал "Живописец" просуществовал еще меньше, чем "Трутень". В конце 1772 г. он был закрыт. Спустя 20 лет,1 августа 1792 г. императрица подписала указ о заключении Новикова в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет. В указе говорилось, что и это решение было смягчением "нещадной" казни (т.е. смертной), которой он подлежал бы по силе законов за свои "преступления". Четыре с половиной года провел Новиков в крепости, терпя крайнюю нужду в самом необходимом, даже в лекарствах. Император Павел I в первый же день своего царствования освободил Новикова. Николай Иванович был взят в крепость еще в полном развитии его сил и энергии, а вышел оттуда "дряхл, стар, согбен". Он вынужден был отказаться от всякой общественной деятельности и до самой своей смерти (31 июля 1818 г) прожил почти безвыездно в Авдотьине, заботясь о нуждах своих крестьян и об их просвещении.

Сатирические журналы XVIII века, призванные Екатериной быть поддержкой и защитой ее правлению и государственной деятельности, обратились в оружие против самодержавия, против его власти и влияния. Они развивались, росли, и, самое главное, влияли на общественное мнение.

 

7 вопрос. Издательская и просветительская деятельность Н.И. Новикова.

 

Николай Иванович Новиков - выдающийся писатель, журналист, публицист и просветитель XVIII века. Его издательская деятельность имела огромное значение для развития русской культуры и для распространения знаний среди народа.

 

Выдающуюся роль в истории русской культуры и издательского дела сыграл замечательный русский просветитель, общественный деятель, писатель и издатель Николай Иванович Новиков (1744-1818) «благородная натура» которого, по словам В.Г. Белинского, «постоянно одушевлялась высокой гражданской страстью разливать свет образования в своем отечестве».

 

Просветительские взгляды Н.И. Новикова, стремление посвятить себя распространению знаний возникли очень рано, во время обучения в гимназии при Московском университете. Находясь на воинской службе в Измайловском полку, Новиков в 1767 г. был направлен в Уложенную комиссию для составления письменных документов «о среднем роде людей». Работа в комиссии укрепила решимость Новикова посвятить свою жизнь просвещению русского общества. Только в этом он видел средство для борьбы с жестоким отношением помещиков к крестьянам, для установления справедливого социального строя.

 

В 1769 г. Новиков начинает свою общественно-политическую деятельность, издает сатирические журналы для борьбы с крепостничеством и социальными пороками. Первым журналом был «Трутень». В предисловии к первому номеру «Трутня» изложена его программа — издание трудов «сатирических, критических и прочих ко исправлению нравов служащих». Направленность журнала подчеркивалась эпиграфом, взятым из басни А.П. Сумарокова «Жуки и пчелы»: «Они работают, а вы их труд ядите».

 

На страницах журнала подвергалось острой критике крепостное право, затрагивались самые больные социальные вопросы. Осмеивает Новиков дворян-чиновников, чья судейская наука состоит в том, чтобы уметь «искусненько пригибать указы» по своему желанию. Журнал рисует отвратительный облик дворян-помещиков.

 

Через месяц после закрытия «Трутня» Новиков приступил к изданию журнала «Пустомеля», в котором продолжал линию «Трутня», по-прежнему обличая «Всякую всячину» и императрицу, «сатирически изображая стоящих при дворе «ласкателей», судей, «не имеющих совести, ни чести», высмеивая общественные порядки Российской империи. Увидев в «Пустомеле» стремление следовать за ненавистным «Трутнем». Екатерина II закрыла его после выпуска двух номеров.

 

Выждав два года, Новиков приступает к изданию нового сатирического журнала под названием «Живописец». Основной темой его остается обличение крепостничества. На его страницах были опубликованы такие смелые произведения, как «Отрывок путешествия в ***» и «Письма к Фалалею».

 

В 1773 г. и этот журнал Новикова был закрыт по настоянию Екатерины II. Успех «Живописца» у читателей был огромный; до конца XVIII в. он четырежды переиздавался».

 

Последний сатирический журнал Новикова «Кошелек» выходил с 8 июля по 2 сентября 1774 г.

 

В 1773 г. Новиков издал капитальный труд «Древняя российская идрография» — ценнейший памятник русской исторической географии XVII в., познакомивший русское общество с жизнью и бытом Древней Руси.

 

B 1779 г. Новиков арендовал типографию Московского университета, что позволило ему значительно расширить издательскую и просветительскую деятельность. По договору, типография, словолитня, книжная лавка и издание газеты «Московские ведомости» передавались ему на десятилетний срок. С переездом в Москву начался исключительно плодотворный период в деятельности Новикова, вошедший в историю русского просвещения под названием «Новиковского десятилетия». Обновив оборудование университетской типографии, увеличив шрифтовое хозяйство, Новиков вскоре превратил ее из убыточного предприятия в лучшую типографию России.

 

Объединив вокруг себя почти все культурные силы Москвы, Петербурга и провинции, Новиков в конце 1782 г. с участием московских масонов создает новый издательский коллектив «Дружеское ученое общество». В 1784 г. оно было преобразовано в крупное паевое товарищество «Типографическую компанию», которая открыла две типографии, несколько книжных лавок и словолитню. Это было огромное предприятие, благодаря которому во много раз увеличилось количество книг, издававшихся Новиковым.

 

Во второй половине 80-х гг. «Типографическая компания» давала 30-40% всей книжной продукции России тех лет.

 

Книги по русской истории, издававшиеся Новиковым, воспитывали патриотизм, чувство национального достоинства! Они показывали образцы «российских добродетелей», знакомили со славным прошлым России. Новиков сознавал важность воспитания любви к родной литературе, с большою любовью отредактировал и издал собрание сочинений А.П. Сумарокова, которое на долгие годы стало образцом подобного рода изданий.

 

Всего Новиков выпустил около 1 тыс. изданий большими для того времени тиражами в 5-10 тыс. экз. Для всех изданий Новикова характерно стремление распространить знания, привить любовь к науке, чтению.

 

Критика крепостнических порядков, многообразная издательская, просветительская и общественная деятельность казались подозрительными и опасными правительству. Неоднократно в типографиях Новикова производились обыски, а книги запрещали к продаже, конфисковали. В конце 80-х — начале 90-х гг., когда Екатерина II сняла маску «покровительницы просвещения» и, открыто выступила жестоким гонителем лучших представителей русской культуры, Новиков стал одной из первых жертв ее деспотизма. В 1789 г. он лишился университетской типографии, ему было запрещено арендовать ее на новый срок. В 1792 г. Новиков был арестован и заключен в Шлиссельбургскую крепость. Екатерина II собственноручно составила перечень вопросов, которые начальник тайной экспедиции С.И. Шешковский должен был выяснить у Новикова. Его судили как «государственного преступника», издателя «развращенных книг», опасного для России человека и приговорили к смертной казни, которая потом была заменена 15-летеним тюремным заключением. Многие книги, изданные Новиковым, были уничтожены, все имущество «Типографической компании» продано с аукциона.

 

После освобождения из тюрьмы по указу об амнистии нового императора Павла I в 1796 г. Новиков уже не смог возобновить издание книг. Он удалился в свое фамильное поместье Авдотьино под Москвой. В 1805 г. он намеревался вновь взять в аренду типографию Московского университета, однако университетское начальство не откликнулось на это предложение. Умер Новиков в 1818 г.

 

Деятельность Н.И. Новикова — выдающееся явление в истории русской книги. Она оказала большое прогрессивное влияние на все русское издательское дело. По отзыву А.С. Пушкина, Новиков «подвинул на полвека образованность России». Огромна заслуга Новикова в демократизации книги, в ее широком распространении среди читателей, «третьего сословия», на которых он главным образом и ориентировался.

 

Многие русские издатели XIX в. продолжали просветительские традиции Новикова

 

 




Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 94 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав