Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Вопрос. Энциклопедические журналы Н. Полевого, Н. Надеждина, М. Погодина

Читайте также:
  1. Википедия или прольем свет на данный вопрос...
  2. ВОПРОС.
  3. Вопрос.
  4. Вопрос.
  5. ВОПРОС.
  6. ВОПРОС.
  7. Вопрос.
  8. ВОПРОС.
  9. ВОПРОС.
  10. Вопрос.

 

«Телескоп»

В 1831 г. возник прогрессивный журнал «Телескоп». Издатель журнала профессор Московского университета Н.И. Надеждин сумел преодолеть односторонность эстетической теории романтизма и выдвигал в своем журнале идею нового искусства — искусства, близкого к действительной жизни, что позднее было определено как программа реализма. Надеждин придавал огромное значение литературному отделу журнала, пропаганде творчества Пушкина-реалиста. Но и его журнал был энциклопедическим по своему содержанию, структуре. Одной из заслуг Надеждина было приглашение в журнал молодого В.Г. Белинского, с приходом которого особого успеха достиг литературно-критический отдел «Телескопа». Белинский обратил внимание на творчество молодого Н.В. Гоголя как родоначальника, яркого представителя нового направления в русской литературе. Одновременно Белинский смело критиковал бездарность и эпигонство в литературе. Это вызывало нескрываемый интерес к журналу, где он печатался. Дебют Белинского в «Телескопе» был настолько удачным, что Надеждин, уезжая за границу, поручил редактирование журнала молодому критику. Работая в «Телескопе», Белинский приступил к созданию передовой теории журналистики в России. В статье «Ничто оничем» он выдвинул как главное условие успеха прогрессивного журнала его направление. «Журнал без направления есть вещь нелепая», — заявил он, анализируя популярный в 30-е годы журнал Сенковского «Библиотека для чтения». Он провозгласил критику ведущим отделом общественного журнала своего времени, поскольку литература была доступна широким читательским кругам, и через критику публицист получал возможность влиять на публику, а кроме того, в критике по цензурным условиям легче можно было поставить вопросы социального развития и борьбы с крепостническим угнетением, самодержавием. «Без критики журнал есть образ без лица», — говорил он. Н.Г. Чернышевский позднее высоко оценил те номера «Телескопа», которые издавались при Белинском. Орган Надеждина был закрыт правительством в 1836 г. за резко критический пафос по отношению к самодержавной России «Философического письма» П.Я. Чаадаева, опубликованного в журнале. Причем Чаадаев был объявлен сумасшедшим, а Надеждин был сослан без права заниматься журналистикой.

Важную роль в журналистике 30-х годов сыграл А.С. Пушкин. Он принял самое активное участие в изданиях своего времени и как поэт, и как публицист. Особенно ценной была его причастность к борьбе против Булгарина и Греча — приспособленцев-журналистов, служивших негласными агентами жандармерии и царского правительства. Пушкин плодотворно сотрудничал в «Литературной газете» А.А. Дельвига, сам редактировал несколько номеров этой газеты. Против Булгарина и Греча он выступал также в московском журнале «Телескоп». Его фельетоны «О записках Видока», «О мизинце господина Булгарина и о прочем» были важным вкладом в борьбу прогрессивной печати с печатью проправительственной, какой были органы Булгарина и Греча («Северная пчела» и др.), обывательской литературой и саморекламой.

 

В то время, когда в Москве действовали Полевой и Белинский, в Петербурге монополию в журналистике захватили Булгарин и Греч, совершенно порвавший после разгрома декабристов со своим былым либерализмом. В распоряжении Греча и Булгарина находились журналы «Сын отечества», «Северный архив» и газета «Северная пчела», которую в 1825-1830 гг. Булгарин издавал единолично, а с 1831 г. – вместе с Гречем.

В 1834 г. реакционная петербургская журналистика получила сильное подкрепление: стал выходить журнал «Библиотека для чтения» редактируемый О. И. Сенковским. Таким образом, к середине 1830-х годов в Петербурге создается реакционный «журнальный триумвират» в составе «Сына отечества», «Северной пчелы» и «Библиотеки для чтения», принадлежащих трем журналистам: Булгарину, Гречу и Сенковскому.

«Московский телеграф»

Первым среди прогрессивных журналов второй половины 20—30 гг. был «Московский телеграф» Н.А. Полевого. Начал издаваться он в канун восстания декабристов. Издателем его был выходец из купеческого звания, человек в высшей степени одаренный журналистскими способностями, получивший необходимые знания путем самообразования. «Московский телеграф» был одним из наиболее удачных и популярных журналов после «Вестника Европы» Карамзина. В.Г. Белинский считал его лучшим от начала журналистики в России. По содержанию «Московский телеграф» носил энциклопедический характер. Полевой правильно понял, что время чисто литературного журнала проходит. Грамотный читатель интересовался уже и литературой, и политикой, и торговлей, и вопросами хозяйства. Надо было идти навстречу этому читателю. Еще Карамзин понимал, что успех журнала зависит от числа подписчиков, а это, в свою очередь, зависит от содержания журнала. Но одни журналисты шли навстречу читателю по пути приспособления к его невысоким еще вкусам. Так делали Булгарин, Сенковский. Другие шли сознательно на разрыв с массовым читателем, опираясь на узкий круг образованного дворянства. Так поступали дворянские аристократы. Полевой же принял заказ читателя на массовый разнообразный журнал, не отказавшись от того, чтобы идти впереди читателя, воспитывать его. Журналиста он называл «колонновожатым». Полевой зарекомендовал себя как страстный адепт романтизма, как защитник раннего творчества А.С. Пушкина. В политическом отношении Полевой добивался уравнения в правах дворян с купечеством. Памятник двум героям борьбы против интервенции 1612 г. купцу Минину и князю Пожарскому, установленный в Москве на Красной площади, он считал символом русского государственного устройства. Однако дворянство не собиралось с кем бы то ни было делить государственную власть. Поэтому критика Полевым дворянства как класса, как сословия вызывала враждебное отношение правительства к журналу. И в 1834 г., придравшись к критической рецензии на пьесу драматурга Н.В. Кукольника «Рука всевышнего отечество спасла», правительство закрыло журнал Полевого.

 

Первая попытка издательской деятельности Погодина связана с -«Московским вестником» (1827-1830 гг.). Однако следует отметить, что в данном издании Погодин не играл главной роли, а был лишь номинальным редактором, фактически журнал стал трибуной любомудров. Для Погодина редактирование журнала стало ценным опытом, позволившим е7му впоследствии издавать журнал, ему целиком подконтрольный.

 

Этим журналом стал «Москвитянин» (1841-1856гг.), который часто называют органом официальной народности. Однако, несмотря на это журнал часто подвергался цензурным гонениям. Представляется, что наряду с напряженными отношениями Погодина со С.Г. Строгановым немалую роль в этих нападках играли те статьи, в которых Погодин и его сотрудники пытались выйти за рамки официальной идеологии.

 

Москвитянин» сыграл огромную роль в развитие русской науки и культуры. В журнале публиковалось огромное количество исторических источников. Именно здесь начали свою литературную деятельность такие замечательные писатели, как А.Н. Островский, А.А. Григорьев, Е. Дриянский и многие другие. Здесь, несмотря на идейные разногласия с Погодиным, печатались лишенные своего печатного органа славянофилы.

 

Однако, несмотря на усилия Погодина, его журнал не смог выполнить свои задачи - стать изданием, способствующим развитию национального просвещения России. Причиной тому была, прежде всего, неспособность его редакторов наладить устойчивое финансирование журнала. Неудаче журнала вызывалась и компромиссными общественно-политическими взглядами Погодина, отсутствие у журнала четкого идейного направления, не позволял, что ограничивало круг читателей и не позволяло увеличить число сотрудников-единомышленников. Отрицательно сказывались на издании журнала и разносторонние интересы Погодина. С одной стороны, у него не хватало времени на добросовестное исполнение своих редакторских обязанностей, с другой, его увлечение собирательством, пик которого приходится на годы начала издания журнала, требовало больших финансовых вложений. В результате издание финансировалось по остаточному принципу, а финансовые дела Погодина, который к тому же часто помогал своим друзьям1У, постоянно находились в расстройстве.

 

Последнее периодическое издание Погодина - газета «Русский» (1867-1868 гг.) просуществовала ещё меньше, нежели «Московской вестник» и «Москвитянин». Погодина пытался следовать за злободневными проблемами пореформенной России, обсуждать положение крестьян, влияние судебной реформы на нравственное совершенствование населения, вёл полемику против нигилистов. Однако издание, выходившему два раза в неделю, было сложно конкурировать с ежедневными газетами, а выпускать «Русского» каждый день Погодину уже было не под силу.

 

 




Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 64 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав