Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Философские взгляды Г. С. Сковороды

Читайте также:
  1. II. 1. ФИЛОСОФСКИЕ И ЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФАЛЬСИФИКАЦИОНИЗМА
  2. Q]3:1: Взгляды какого крупного историка, открывшего в дальнейшем археологический памятник эпохи бронзы «Бегазы» были объявлены лженаучными в послевоенный период?
  3. Q]3:1: Какие взгляды были у казахской либерально-демократической интеллигенции на Указ царя от 25 июня 1916 года?
  4. V. ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ В ТВОРЧЕСТВЕ ДЕЯТЕЛЕЙ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ ХIХ - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
  5. XX век и философские проблемы
  6. А) Диалектика и метафизика как философские концепции развития
  7. Аристотель. Основные философские взгляды
  8. Билет№12:Религиозно- философские воззрения Августина Блаженного.
  9. Биография Г.С. Сковороды
  10. Богословские взгляды св. Василия Великого

Начать наше краткое изложение идей мыслителя хотелось бы с его понимания смысла и сути философии: «Когда дух человека весел, мысли спокойны, сердце мирно, то и все светлое, счастливое, желанное. Вот это и есть философия»[8].

Взгляды Г.С. Сковороды сильно отличались от преобладающей в то время философской мысли. Современные Григорию Савичу философы делали акцент на исследовании проблем внешнего мира, человек же рассматривался как один из его элементов. «Небесное» сводилось к «земному», возвеличивалась земная жизнь человека. Сковорода же ставил в центр рассмотрения этико-гуманистическую проблематику; на переднем плане в его размышлениях – не мир, а человек и духовное начало в нем. В центре мира стоит человек. Природу философ подносил к Богу, человеческую плоть видел второстепенной, а главнейшим считал в человеке истинно человеческое – духовность, дух, сводя к ним сущность человеческой жизни.

Мировоззренческий и интеллектуальный центр учения Г.С. Сковороды – это идея самопознания как духовного саморазвития благодаря наличию духовного смыслового двигателя – сердца. «Философия сердца», «кардиоцентризм» - это течение в философской традиции, которая продолжает тему целостности человека, его духовного бытия. Философия сердца не противопоставляет, не разрывает, а объединяет веру и знание (разум). Они определяются как равноценные, равноправные пути познания мира, Бога и самопознания, пути, которые сходятся, взаимоусиливаясь.

Представления Сковороды нельзя отнести ни к чистому идеализму, ни к
чистому материализму. У него бог и материя сосуществуют наряду, хотя
невидимая натура всегда первична - т.е. у Сковороды цель развития
материи задана богом априори. Поскольку любое развитие мира понимается
Сковородой как осуществление цели, то развитием управляют внутренние
законы, которые определяют возможные границы саморазвития. Эти границы
саморазвития заданы богом и от людей не зависят. Творчество же возможно
только в рамках отведенных богом - природными законами - границ.

Сковорода призвал начать философское освоение мира с простого: познать веру и любовь во всей их полноте, потому что это и есть познание человека. Разделяя мир на истинное и тленное, Сковорода предпочитает Вечности, Бога. Он считает, что понимание веры и любви складывается в повседневной необходимости этих понятий. Человек без веры может подняться до высочайших вершин. Но, получив веру, она оказывается перед осознанием их скудности. Человек не может существовать в мире вне единства веры и любви.

Но есть и другой аспект проблемы. Любовь и вера дают возможность человеку выйти за пределы своего бренного обычного "Я". "Везде любовь и веру человек познает себя", - утверждает Сковорода. "Познай себя", как известно, не впервые появляется в философии. Приоритет в этом плане, конечно же, принадлежит Сократу. Новым является то, что Сковорода указывает на необходимость познания природы человека в таких ее проявлениях как вера, надежда и любовь. Антиподами любви и веры у Сковороды является понятие тоски, скуки, страха. Они делают душу человека слабой, лишают ее здоровья. Поэтому Сковорода настаивает на том, что залог здоровья души - ее радость, кураж.

Таким образом, Сковорода пытается сконструировать жизненное пространство человека не только с помощью рационально определенных философских понятий, но и с помощью того, с чем повседневно имеет дело человек и одновременно имеет для нее решающее значение.

На почве объединения любви и веры в познании самого себя, складывается категория "счастье". Счастье легко достигается, если человек шел путем любви и веры. Его достижения зависит только от самого человека, его сердца. Все люди созданы для счастья, но не все получают его, считает мыслитель. Те, кто удовлетворился богатством, почестями, властью и другими внешними атрибутами земного существования, делают огромную ошибку. Они получают не счастье, а его призрак, который в конечном счете превращается в прах. Сковорода своей собственной жизнью подтверждает, что призыв "Познай себя" - это не только выражение необходимости познания человеческой экзистенции, но и указание основного пути этого познания. Сковорода указывает, что способности дает человеку Бог, Царствие Божие внутри человека. Прислушиваясь к этому внутреннему голосу, человек должен выбрать себе занятие не только невредное для общества, но и такое, которое приносит ей внутреннее удовлетворение и душевный покой. Все занятия хороши только тогда, когда выполняются в соответствии с внутренней предрасположенностью.

Очень тонким моментом в теории познания Сковороды является тот факт, что
он не связывает умножение человеком своих познаний с ростом материальных
потребностей, удовлетворение которых понимается как достижение
человеческого счастья. Скорее наоборот: чем лучше человек познает самого
себя и окружающий его мир, тем разумнее и скромнее должны быть его
потребности.

Эта мысль особенно ярко выражена в "Притче, нареченной "Евродий": "Будь
доволен малым. За многим не гонись. Сетей, простертых на лов, вельми
берегись. Я вам предсказываю - роскошно не жить! На таковых-то всегда
закидывают сети. Триста пали в неволю по горячей страсти, шестьсот
плачут в болезнях за временны сласти"[9]

Что же касается счастья, то как будет показано ниже, оно связано не с
удовлетворением все возрастающих материальных потребностей, а с радостью
"сродственного труда".

Возможность преодоления человеком моральных пороков Сковорода связывает
не с внешними обстоятельствами, а с внутренними качествами человека.
Вообще науку о человеке Сковорода считает высшей из всех наук.
Человеческое счастье он рассматривает только через призму внутренней
натуры человека. Из философии Сковороды следует, что внутренняя натура,
в конечном итоге, выражается через взаимодействие с определенным видом
труда. Тема "сродного труда" - эта одна из самых важнейших тем,
развиваемых Сковородой. Эта тема перешла из его басен в философию и
достигла такой высоты, что приобрела значение общего принципа,
определяющего не только человеческое счастье, но даже смысл
человеческого бытия.

Разберем теперь, что же скрывается под существованием "трех миров",
каждый из которых также обладает двумя натурами - видимой и невидимой.
Первым и главным миром у Сковороды является вся Вселенная - макрокосм.
Макрокосм включает в себя все рожденное в этом великом мире,
составленном из параллельных бесчисленных мир-миров. В этом мире нет ни
начала, ни конца - он вечен и безграничен. Целью познания этого мира
является не описание отдельных предметов, а вскрытие их невидимых натур
- постижение их внутреннего смысла, ибо через внутреннюю сущность
отдельных вещей можно постичь "тайные пружины развития всей Вселенной".
При этом Сковорода считает, что внутренняя невидимая сущность вещей
всегда связана с видимой через внешнюю форму, определяемую мерой,
ритмом, симметрией, пропорцией.

Вторым из "трех миров" является малый мир - микрокосм - мир человека.
Обратимся к трактату под названием "Симфония, нареченная книга АСХАНЬ, о
познании самого себя". В этом трактате от имени одного из действующих
лиц - "Друга" - задается вопрос с последующим на него ответом: "А что же
такое Человек? Что бы оно ни было: дело ли, действие ли, или слово - все
то пустая пустошь, если оно не получило события своего в самом
человеке... Вся разная плоть, вся неизмеримая бесчисленность и видимость
стекается в человеке и пожирается в человеке... Все, что там только
именуется, даже до последней черты, до крошечной точки - все нуждою
обязано во исполнение прийти в самом человеке".[10]

Итак, согласно представлениям Сковороды, все, что совершается в мире -
макрокосме, находит свое завершение в человеке - микрокосме. С позиций
учения Сковороды, возможности познания мира человеком ничем не
ограничены. Стремление человека к познанию отождествляется со
стремлением человека к богу без посредников, ибо богом является сама
природа, а человек - ее творение, - познавая бога - познает самого себя.
В этом смысле Сковорода отрицает агностицизм - учение о непознаваемости
мира. Третьим - из существующих "трех миров" - является символический мир,
отождествляемый Сковородой с Библией. Библии также приписывается
существование двух натур - внешней (знак) и внутренней - (смысл).
Сковорода считает, что представленные в Библии легенды - это фантазия,
обман, подлог, небылицы, ложь, с одной стороны, но в них заложен
таинственный смысл, полезное и поучительное знание - с другой.

И последний - Мир Символов. Для Сковороды – это прежде всего Библия, которую он любил больше всего на свете, но предостерегал от буквального толкования ее текстов. Она тоже имеет, кроме внешнего, видимого проявления, невидимый, духовный мир. Библия, или мир символов, видится мыслителем как самостоятельная реальность. Именно она помогает человеку познать Бога в себе – постигнуть невидимую человеческую натуру. Благодаря третьему, символическому, миру, невидимый мир становится видимым, достижимым для человеческого восприятия. Символы для Г.С. Сковороды – это «ипостась истины», то, что помогает познать неземное, открывает новое видение вещей. Символы не имеют твердого, устоявшегося значения, а представляют множественность значений, пределы которых то пограничны, то перекрещиваются, а иногда – просто противоречивы.

Сковорода и сам написал несколько притч с вымышленными образами, но с
глубоким внутренним смыслом. Поэтому и Библию он рассматривал как
инструмент постижения скрытой тайны. Постижение внутренней натуры
Сковорода связывает с познанием красоты. Он считает, что внешняя форма -
это случайное, привносимое в природу явление, а внутренняя натура - это
истинный источник красоты.

Применяя философию двух натур и трех миров к человеку, Сковорода делает
вывод, что человек совершает прекрасные поступки и счастлив только
тогда, когда он согласует свое поведение и образ жизни со своими
природными склонностями.

 




Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 130 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав