Читайте также:
|
|
Приступая к изучению культуры, следует отметить, что слово «культура» является одним из наиболее употребляемых. Но это говорит скорее о многозначности его смыслов, чем об изученности самого феномена культуры.
В обыденном сознании под культурой мы чаще всего понимаем правила поведения, умение следовать им, воспитанность и образованность. За этим словом, как правило, закрепляются те или иные духовные ее разновидности — религия, наука, искусство, образование и т. д., словом «культура» мы оцениваем и умения человека в материальном производстве (культура земледелия, садоводства), в общении (культура речи).
КУЛЬТУРА (лат. cultura — возделывание, обработка земли). — В своем этимологическом значении понятие К. восходит к античности. Его можно обнаружить в трактатах и письмах Др. Рима. Понятие «культура» в переносном значении (и производное от него понятие «культ») аналогично хозяйству изначально соотносилось с культурой чего-то: культура души, культура разума, культ богов или культ предков. Такие сочетания существовали в течение многих столетий, пока в латинских странах не стал входить в употребление термин «цивилизация» в широком понимании. Он охватывал совокупность социального наследия в области техники, науки, искусства и политических учреждений.
Э.Б. Тайлор предложил понимать культуру как «целостный комплекс, который включает в себя знания, верования, искусство, нравы, право, обычай и все прочие способности, характерные черты и привычки, усваиваемые человеком как членом общества». Это определение включает в себя важнейшие проявления культуры, доступные непосредственному восприятию и понятные любому думающему человеку.
Культура может рассматриваться с самых разных точек зрения. Так, многие философы-просветители, в том числе и немецкий поэт и философ Ф. Шиллер, понимали культуру как степень человеческого в человеке, имея в виду его внутреннее, духовное богатство. Ф. Ницше определял культуру как стиль жизни народа.
Для русского философа Н. Бердяева культура выступает как «живая судьба народа», «неотвратимый путь человека и человечества». Особые позиции содержатся в работах отечественных исследователей. А. Лосев считает, что «культура — это предельное обобщение всего». А. Злобин понимает культуру как творчество, как духовное измерение всякой деятельности. Б. Брасов определяет ее как духовное производство. Одни авторы считают культуру образом жизни народа, «социальной наследственностью» — по аналогии с биологической. Другие рассматривают ее как специфически человеческий способ жизнедеятельности.
Говоря о сущности культуры, можно выделить три ее основные сферы. Первая сфера — это предметы материальной и духовной деятельности человека. В них нашли свое воплощение особенности человеческой деятельности в различных типах культуры, типах человеческого общества на определенных этапах его развития. Вторая — это субъекты, творцы и носители культуры. Здесь культурология опирается на этнографические описания, этнологию (учение о народе — этносе), на социологические измерения общества. Однако, в отличие от социально-философского рассмотрения общества, культуролог доводит свое исследование до социально-психологического уровня, выделяя национальный характер народа, менталитет (особенности мышления), нравственность. [3, c.23-31]
Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 62 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |