Читайте также:
|
|
В социальном государстве, как и в любом другом, существуют свои «социальные» проблемы. Относительно высокий жизненный уровень и гарантированные социальные пособия малообеспеченным гражданам и негражданам привлекают в развитые страны мира значительное число мигрантов из слаборазвитых стран, которые в большинстве своем не могут адаптироваться в новых условиях. Они, как правило, менее образованны, не в достаточной степени владеют языком страны пребывания, имеют низкую профессиональную квалификацию и поэтому трудятся на непрестижных и низкооплачиваемых рабочих местах. Такое положение вновь прибывших мигрантов вполне устраивает, так как уровень жизни на их исторической родине значительно ниже.
Однако дети мигрантов, родившиеся и выросшие в цивилизованной стране и не понаслышке знающие об уровне жизни среднего европейца, не хотят трудиться, как их родители. Но и напряженно учиться, осваивать более престижные профессии они либо не хотят, либо не имеют такой возможности. Среди них большой процент безработных, многие из них живут лишь на пособие и случайные заработки, проживают они в самых бедных районах и считаются людьми «второго сорта». Окружающий их мир относительного благополучия представляется им чужим и враждебным. Таким образом, социальное государство, не желая того, создает конфликтные ситуации с огромным разрушительным потенциалом.
Весной 1981 г. начались стычки молодежи из иммигрантских общин с полицией в ряде британских городов; начиная с сентября 1981 г. подобные беспорядки стали происходить и во Франции, а затем и в Германии. Но, пожалуй, самым масштабным и разрушительным по своим последствиям стал бунт иммигрантской молодежи, вспыхнувший осенью 2005 г. в предместьях Парижа, который затем перекинулся на другие города Франции и на другие страны «благополучной» Европы (Бельгию, Германию, Италию и др.). Только в предместьях Парижа за две недели погромов были сожжены несколько тысяч автомобилей, десятки людей получили ранения (один из них скончался), сотни погромщиков арестованы полицией. В 2007 г. произошли новые погромы, хотя и не столь масштабные, как в 2005 г.
Немалую опасность, особенно в последние годы, представляет собой терроризм. При этом следует заметить, что исполнителями терактов, как правило, являются родившиеся в Европе дети бывших мигрантов, исповедующие ислам.
В связи со сказанным возникают традиционные вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?»
Отвечая на первый из них, необходимо учитывать ряд объективных и субъективных факторов. В частности, в связи с глобализацией экономического пространства и спадом рождаемости в развитых странах мира возникла потребность привлечения дополнительной рабочей силы из других стран.
Экономический бум середины 60-х гг. XX в. и желание предпринимателей иметь на внутреннем рынке труда достаточное количество дешевой рабочей силы способствовали ввозу во многие развитые страны Запада сотен тысяч рабочих из слаборазвитых стран.
Либерализация миграционного законодательства способствовала тому, что рабочие-мигранты стали полноправными гражданами страны пребывания и получили возможность перевезти в эти страны свои многочисленные семьи..
Семьи бывших мигрантов селились компактно на окраинах городов и не желали (или не могли) адаптироваться и смешиваться с основной частью граждан. Такое «обособление» обусловлено тем, что мигранты являются не только представителями иной культуры и религии, но и другой (в основном традиционной) цивилизации. Их менталитет не предполагает индивидуальную обособленность, индивидуальную инициативу и ответственность.
Большинство семей бывших мигрантов живут значительно беднее основной части граждан. Это обусловлено не только тем, что они меньше зарабатывают, но и тем, что они, как правило, многодетны.
Парадокс социального государства заключается и в том, что мало зарабатывающим и безработным гражданам с экономической точки зрения выгодно иметь многодетные семьи. Ведь каждый рожденный ребенок — это дополнительное социальное пособие. Поэтому анклавы социальной напряженности в странах Запада растут в геометрической прогрессии. Например, если в 2000 г. доля европейцев (белых) в Лондоне составляла 72 %, то по прогнозам на 2050 г. она снизится до 45 %'.
Относительно высокие социальные выплаты способствуют тому, что в обществе появляется социальный слой так называемых профессиональных безработных, которые предпочитают жить за счет других. При этом «благотворителям» завидуют и ненавидят их по определению (Ф. Ницше), и их же винят в своей неспособности (нежелании) самоутвердиться.
Итак, социальные государства Запада в результате недальновидной политики аккумулировали в себе целый «букет» противоречий. Наряду с естественными для любого общества противоречиями экономического неравенства и статусной иерархии возникли цивилизационные, социокультурные, этнические, религиозные противоречия и др. Все они, «накладываясь» друг на друга, создают дополнительные очаги социальной напряженности.
Ответ на вопрос «Что делать?» уже несколько десятилетий пытаются найти ученые и политики многих стран. Высказываются предложения по ужесточению миграционного законодательства, по разработке новых социальных программ, по более интенсивному вовлечению выходцев из других стран в сферу общественного производства и социокультурную интеграцию и др.
Однако основная проблема, на наш взгляд, заключается в том, что постиндустриальная европейская цивилизация оказалась неспособной к самовоспроизводству (и в смысле репродукции «своего» этноса, и в смысле интеграции мигрантов). Она принимает чужих «детей» в надежде на то, что они впоследствии обеспечат «приемным родителям» достойную старость. Но из этого ничего не получается, потому что «родители» заняты в большей мере не воспитанием и обучением, а своими гедонистическими увлечениями или карьерой.
По мнению Ф. Энгельса, определяющим моментом в истории развития человеческого общества являются два вида общественного производства и воспроизводства: труд, создающий средства к жизни, и семья, создающая самого человека. Социальное государство вполне преуспело в создании средств к жизни, но с воспроизводством самого человека что-то не заладилось. И это касается не только рождения детей, но и их социализации. По данным социологических исследований, ислам стали принимать чистокровные датчане, норвежцы и шведы — преимущественно молодые люди и женщины. Для первых ислам является своего рода протестом против устоев общества, для вторых — спасением от «зацикленное™» западного общества на сексе и внешней привлекательности.
Вышеприведенные факты свидетельствуют о том, что эгалитарная семья постиндустриального общества постепенно утрачивает детородные функции, а ценности западного общества теряют свою привлекательность даже для самих европейцев. Но существует неизменный закон природы: если живые существа не воспроизводятся в достаточных количествах, то их род постепенно вымрет. Место вымирающего вида займет другой, более жизнеспособный вид, но это будет уже другая цивилизация, другая культура, другое социальное или несоциальное общество и государство.
Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 227 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |