Читайте также: |
|
План:
1. Своеобразие бельгийской культуры.
2. Эстетика и поэтика раннего «театра молчания» М. Метерлинка.
3. Идейный замысел и художественное своеобразие феерии М. Метерлинка «Синяя птица».
1. Языковое и этнокультурное своеобразие бельгийской литературы. Межкультурный диалог в бельгийской литературе
2. Статический театр молчания М. Метерлинка. Драматургия Метерлинка и мистические традиции католицизма. Особенности диалогов в ранних пьесах Метерлинка. Символика ремарок.
3. Идейный замысел феерии Метерлинка «Синяя птица». «Синяя птица» и традиции западноевропейского романтизма. Ключевые символы феерии «Синяя птица». Особенности финала. «Синяя птица» в русской культуре.
Литература
1. Гиленсон, Б.А. История зарубежной литературы конца XIX – начала XX века [Текст] / Б. А. Гиленсон. – М.: Academia, 2008. – 477 с.
2. Зарубежная литература конца ХIХ – начала ХХ века: В 2 т. [Текст] / под ред. В.М. Толмачева. – М.: Academia, 2008.
3. Луков, В.А. История литературы от истоков до наших дней [Текст] / В. А. Луков. – М.: Academia, 2009. – 511 с.
Лекция № 5. Скандинавская литература рубежа ХIХ – ХХ веков. Драматургия Г. Ибсена и А. Стриндберга
План:
1. Общая характеристика скандинавской культуры рубежа ХIХ – ХХ веков.
2. Жизненный и творческий путь Г. Ибсена.
3. Драматургия А. Стриндберга.
1. Культурная ситуация в Скандинавии на пороге ХХ века. Развитие национального романтизма в скандинавской литературе.
2. Жизненный и творческий путь Г. Ибсена: от романтизма к модернизму. Эстетическое и мировоззренческое своеобразие драматических поэм «Бранд», «Пер Гюнт». Особенности образной системы и психологизма драмы «Кукольный дом». Тема женщины в поздней драматургии Ибсена.
3. Противостояние мужчины и женщины в драматургии А. Стриндберга. Драма Стриндберга «Отец».
Литература
1. Гиленсон, Б.А. История зарубежной литературы конца XIX – начала XX века [Текст] / Б. А. Гиленсон. – М.: Academia, 2008. – 477 с.
2. Зарубежная литература конца ХIХ – начала ХХ века: В 2 т. [Текст] / под ред. В.М. Толмачева. – М.: Academia, 2008.
3. Луков, В.А. История литературы от истоков до наших дней [Текст] / В. А. Луков. – М.: Academia, 2009. – 511 с.
Лекция № 6-7. Английская литература рубежа XIX – XX вв.
План:
1. Культура викторианской Англии.
2. Неоромантизм в английской литературе рубежа XIX – XX вв.
3. Эстетика и художественное творчество О. Уайльда.
4. Б. Шоу как реформатор английского театра.
1. Общая характеристика культуры викторианской Англии. Общественный идеал эпохи. Диалог культур в английской литературе.
2. Традиции западноевропейского романтизма в творчестве Р. Л. Стивенсона. Жанры баллады, морского и исторического романов в творчестве английского писателя. Человек и природа в «Книгах джунглей» Р. Киплинга. Тема солдата и мужчины в творчестве английского писателя. Художественное своеобразие лирики Р. Киплинга.
3. Прерафаэлиты и английская литература. Дендизм и символизм в творчестве О. Уайльда. Проблематика эссе английского символиста. Полемика О. Уайльда и Б. Шоу. Ключевые символы поэзии Уайльда. Нравы современников в комедиях Уайльда. Символика трагедии «Саломея». Система образов романа-притчи «Портрет Дориана Грея». Роман Уайльда в эстетическом контексте эпохи. Жанровое и поэтическое своеобразие сказок Уайльда. Сказки Уайльда и традиции кельтской волшебной сказки, литературных сказок эпохи романтизма. Эстетический и этический идеал в сказках английского писателя.
4. Б. Шоу и фабианцы. Шоу и Шекспир. Б. Шоу и ницшеанство. Английский драматург о творчестве Г. Ибсена и его школе. Аналитическая драматургия Б. Шоу. Роль сценической детали и эпизация действия в драматургии Б. Шоу. Английский драматург и традиции фарса. Социальная проблематика пьес английского драматурга. Комедия Б. Шоу «Пигмалион» в мировой культуре. Диалог Шоу и русской культуры в драме «Дом, где разбиваются сердца».
Литература
1. Гиленсон, Б.А. История зарубежной литературы конца XIX – начала XX века [Текст] / Б. А. Гиленсон. – М.: Academia, 2008. – 477 с.
2. Зарубежная литература конца ХIХ – начала ХХ века: В 2 т. [Текст] / под ред. В.М. Толмачева. – М.: Academia, 2008.
Лекция № 8. Немецкая литература рубежа XIX – XX вв.
План:
1. Философия, эстетика и литературное творчество Ф. Ницше.
2. Немецкая проза рубежа XIX – XX вв. (Т. Манн, Г. Манн).
3. Драматургия Г. Гауптмана.
1. Культурная ситуация в Германии на пороге ХХ века. Учение о сверхчеловеке в философии Ф. Ницше. Ницше и христианство. Ницше об аполлоническом и дионисийском началах в трактате «Так говорил Заратустра». Немецкий мыслитель о развитии древнегреческого искусства и жанре трагедии. Эстетическое и мировоззренческое своеобразие книги Ницше «Так говорил Заратустра». Жанровые традиции притчи и проповеди в книге. Основные мотивы лирики Ницше. Философский сарказм в лирике немецкого мыслителя. Ницше и Гете.
2. Проявление поэтики декаданса в новелле Т. Манна «Смерть в Венеции». Роман «Будденброки» Т. Манна как эпос бюргерского рода. Т. Манн и русская литература. Сатирическое изображение кайзеровской Германии в прозе Г. Манна. Противопоставление милитаризма и гуманизма в романе «Верноподданный».
3. Г. Гауптман как реформатор немецкого театра. Особенности сценографии пьес немецкого драматурга. Путь Г. Гауптмана от натурализма к символизму и синтетическому методу. Система образов драм «Ткачи», «Перед восходом солнца», «Перед заходом солнца». Тема античности в поздней драматургии Гауптмана.
Литература
1. Гиленсон, Б.А. История зарубежной литературы конца XIX – начала XX века [Текст] / Б. А. Гиленсон. – М.: Academia, 2008. – 477 с.
2. Зарубежная литература конца ХIХ – начала ХХ века: В 2 т. [Текст] / под ред. В.М. Толмачева. – М.: Academia, 2008.
3. Луков, В.А. История литературы от истоков до наших дней [Текст] / В. А. Луков. – М.: Academia, 2009. – 511 с.
Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 57 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |