Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ

Читайте также:
  1. Г) желанием получить знания, которыми удовлетворяются не только сиюминутные потребности общества, но и важные для будущих поколений.
  2. Жизненные циклы паразитов. Чередование поколений и феномен смены хозяев. Промежуточные, основные, резервуарные и дополнительные хозяева. Понятие о био- и геогельминтах.
  3. Какого рода конфликты возникают между представителями разных поколений в одной семье?
  4. Конфликт поколений
  5. Особенности советского здравоохранения и преемственность его с земской медициной.
  6. Преемственность в обучении математике в начальной школе и дошкольных учреждениях.
  7. Преемственность культуры
  8. Развитие неорганической химии как фундаментальной основы создания новых поколений функциональных материалов
  9. Родителях и предках нескольких поколений

Преемственность - условие непрерывного развития. Одновре­менно сама перманентность в развитии есть конкретное проявле­ние преемственной связи будущего с прошлым через настоящее. Определенный порядок, определенная последовательность пере­хода от одного к другому, от предшественника к преемнику, ра­зумеется, не предполагает примитивную прямолинейность. Пре­емственность в развитии не исключает ни равномерного поступа­тельного движения от низших форм к высшим, ни скачков, ни­ цикличности и повторяемости.

Преемственность поколений обеспечивается воспитанием, ко­торое выступает как фактор социального развития личности и духовного прогресса народа.

Преемственность в воспитании, являясь одной из главных сто­рон преемственности поколений, предполагает единообразие в подходе к детям среди самих воспитателей, согласованность меж­ду домашним и общественным воспитанием, педагогический оп­тимизм - опору на достигнутые результаты в воспитании для пре­одоления отдельных отрицательных черт поведения воспитанни­ков, обеспечение правильного соотношения между целями воспи­тания и Т.П.

Преемственность реализуется во времени и пространстве. Физи­ческая преемственность обеспечивается природой - наследственно­стью, генотипом, материально-экономическая - наследованием, духовная - воспитанием. Природа, социальные условия, педагоги­ческие факторы взаимодействуют друг с другом, препятствуя или содействуя преемственности. Воспитание усиливает преемствен­ность там, где она может существовать и без него. Порою даже сти­хийный воспитательный процесс, ничем не подкрепляемый и функ­ционирующий лишь в сфере подражания, обеспечивает преемст­венность. Жест, мимика, манеры родителей воспроизводятся деть­ми, не осознано и подспудно влияют на формирование характера, стиль поведения и Т.П. Преемственность и в области трудовых ин­тересов иногда может вырасти из простого любопытства и порож­даем ого им подражания. То же самое возможно в сфере народного искусства.

Проявления преемственности чрезвычайно многообразны. Она осуществляется в сугубо личном плане, и в форме продолжения и укрепления семейных традиций, и как духовная связь людей и единство поколений. Преемственность касается судьбы целых на­родов. Она может носить общенародный, общенациональный, об­щечеловеческий характер. Усиление общечеловеческих моментов преемственности ускоряет социальный прогресс. Чем шире и глуб­же преемственность, тем благоприятнее условия для прогресса и отдельного индивида, и общества.

Преемственность может затрагивать сферу нравственности и способствовать формированию отрицательных черт личности младших членов семьи. Например, добившийся «теплого места под солнцем» может служить воодушевляющим примером для ряда поколений родственников, готовых добиваться личного ус­пеха за счет интересов других людей и даже народа в целом.

Преемственность может быть и стихийной, но чаще всего она явление осознанное. Интересно характеризует КВ. Иванов осоз­нание своей связи с предками по линии материнского рода. Он считал, что особенности характера рода определялись влиянием прабабушки Прты: «...и род ее был подобен ей: отважный, смелый и злой». Им выделены и отдельные факторы, содействовавшие преемственности поколений рода: в их числе он приводит песен­ный речитатив, переходящий из поколения в поколение, призы­вавший помнить предков и свою принадлежность к роду Прты. Биография рода как своеобразная история группы семей, связан­ной общностью происхождения, духовно питает преемственность поколений.

В сознательном стремлении родителей к тому, чтобы дети жи­ли лучше, тоже проявляется педагогический аспект преемственно­сти. В благословении новобрачных, в свадебных ритуалах, в бла­гопожеланиях новорожденным постоянно присутствует забота о преемственности поколений. Эта забота сказывается в повышен­ном внимании к вопросам воспитания. В.Г.Белинский видел пре­емственность поколений народа прежде всего в его самобытности.

Каждый народ может принести свою долю в общую сокровищни­цу человечества, только живя самобытной жизнью: «В чем же со­стоит эта самобытность каждого народа? В особенном, одному ему принадлежащем образе мыслей и взгляде на предмет, в рели­гии, языке, и более всего в обычаях. Все эти обычаи укрепляют­ся давностью, освящаются временем и переходят из рода в род, от поколения к поколению как наследие потомков от предков».

Народ, считал Белинский, крепко дорожит обычаями, как сво­им священнейшим достоянием, и посягательство на внезапную и решительную реформу их без своего согласия считает посягатель­ством на свое бытие. В данном случае такое посягательство озна­чает разрушение духовной преемственности поколений и поэтому вызывает протест народа, его ожесточеннейшее сопротивление. Национальная преемственность связана с народностью в воспи­тании, ибо «национальная физиономия всего больше сохранилась в низших слоях народа».

Народные идеи о преемственности поколений по существу яв­ляются педагогическими. «Не хвались отцом, хвались молодцом» ­в этой пословице утверждается преемственность трех поколений, содержится призыв к воспитанию сына по примеру своего отца (деда). К заслугам отца сын не имеет отношения, но, воспитав сына, он прибавит славу к доброму имени своего отца. Другая пословица внушает: «Не хвались родителями, хвались добродетелями». Глав­ное - считают в народе - воспитание и самовоспитание, добродете­ли делают человека достойным своих родителей. Подобные народ­ные афоризмы имеют большое воспитательное значение.

Пословицы «Из роду в род - тот же урод», «От худого семени не жди доброго племени», «Кто от кого, тот и в того», «Одного отца дети», «Один отец, один и норовец», свидетельствуют о при­знании народом наследственной преемственности. Две послови­цы, приведенные в предыдущем абзаце, как бы выполняют кон­тролирующие функции по отношению к настоящим. В совокупно­сти же они создают картину взаимодействия наследственной пре­емственности с педагогической. В народной педагогике не допус­кается ухудшение передаваемых дурным воспитанием «из рода в род» черт личности: «Сын - в отца, отец - во пса, а все - в беше­ную собаку», отрицательный пример отца в воспитании вызывает ухудшение нравственных качеств детей. Человек может быть те­лесно красив, но уродлив в силу воспитания: «Бел лицом, да худ отцом». Сын может быть похож на отца лицом, но определяющим является сходство с ним в поведении, характере, деятельности, сформировавшееся благодаря примеру, воспитанию. «Отец ры­бак, и дети в воду смотрят». В подобных афоризмах косвенно проводится мысль о роли воспитания: «Не такого он отца сын, не такой матери дитя (чтобы сделать худое)» - это педагогическое изречение, кроме всего прочего, интересно и тем, что может быть адресовано воспитуемому и может послужить ему опорой в пре­одолении некоторых отрицательных черт в поведении, т.е. само­воспитании.

В народных представлениях о педагогической преемственности немало противоречивого, ибо в них отражаются разные историче­ские эпохи, различные человеческие характеры и многообразные конкретные жизненные ситуации: «И от доброго отца родится бе­шена овца», «Бывает добрая овца и от беспутного отца», «От одной матки, да не одни ребятки», «Один брат сыт и крепок, другой брат жидок и редок» и др. Однако во многих случаях противоречия ока­зываются только кажущимися. Во-первых, тот же народ говорит: «Нет правил без исключений». Во-вторых, в народе живет оптими­стическое убеждение в том, что «Любой человек - хозяин своего счастья» и самовоспитанием может добиться удивительных результатов в корректировке своего нравственного облика. Говорят: «Он словно переродился. Будто снова на свет народился».

Преемственность в педагогической сфере очень устойчива.

Прогресс народа - в духовном обогащении людей из поколения в

поколение: «Чего мать не видела - дочь увидит, чего отец не ви­дел - сын увидит». Преемственность - не только в том, что, как

говорят чуваши, «Отец и сын едут на одной телеге», но самое

главное - в том, что «Задние копыта идут по следу передних»

(тув., в смысле - молодежь идет по стопам старших). Как говорит

И.Я.Яковлев, настоящий воспитатель живет в воспитанниках и воспитанниках воспитанников.

«Для родины нужно, чтобы дети были лучше отцов» - говорит грузинская пословица. И действительно, преемственность сказы­вается и в том, что результаты воспитания предшествующего по­коления отражаются на поведении следующего, причем плохое становится хуже, хорошее - лучше: «От избалованного родится ребенок, подрастет и вором станет», - утверждают чувашские старцы. В этой пословице три поколения оказались в преемствен­ной связи: дед избаловал своего сына, внук стал вором. Суровый тон пословицы можно понять: для чувашей, как и для других на­родов, воровство означает крайнюю степень человеческого паде­ния. В народе издавна родство также рассматривалось как одна из сторон преемственной связи поколений. Однако считалось, что родство надо еще доказать и делом. Родство душ проверяется в деятельности, в поведении. В преемственности выше всего ценит­ся духовная общность людей: «Духовное родство пуще плотско­го» - гласит русская народная пословица.

Подлинным является только такое воспитание, которое служит интересам народа. Воспитание, не отвечающее этим требованиям, антинародно и может быть охарактеризовано как антивоспита­ние, ибо оно развращает человеческую личность.

Народное воспитание в прошлом, отмечает И.Т. Огородников, включало и определенные виды обучения, предполагавшего ус­воение знаний, закрепленных в многовековом опыте человечест­ва, т.е. в народной педагогике воспитание и обучение находились в едином целостном процессе и дополняли друг друга. С возник­новением обучения, организованного эксплуататорскими класса­ми, создалась угроза народному воспитанию. Домашнее воспита­ние у трудящихся выступало фактором установления связи обуче­ния с трудовой и духовной жизнью народа. Обучение же в госу­дарственных учебных заведениях выступало как средство пере­воспитания, преодоления последствий народного (домашнего) воспитания. Особенно это было характерно для монастырских училищ, созданных в ХУII-ХУIII вв. для «инородцев» Поволжья. Дифференциация господствующими классами и их государством обучения и воспитания создала угрозу формированию целостной личности. Вот почему принцип воспитывающего обучения, науч­но обоснованный Коменским, в истории воспитания имел эпо­хальное значение. Его огромный смысл состоял в восстановлении преемственной связи материнского (родительского) воспитания с изучением в школе родного языка, в обеспечении единства обуче­ния и воспитания в целом.

Духовный контакт отдельных личностей несет на себе печать преемственности поколений. Духовные сокровища предков сохра­няются и передаются в рассказах, пересказах, легендах, назиданиях, пословицах. Предки говорят устами потомков, устами деда говорит прадед, пращур. Так, в укреплении преемственной связи поколений старшее поколение участвует и непосредственно, и опосредованно ­через своих воспитанников, воспитанников своих воспитанников, через духовные сокровища, сохраненные ими. Однако при отсутст­вии письменности чем дальше в глубь веков уходят предки, тем слабее слышен их голос, тем труднее доходит их мысль. Здесь на помощь народной педагогике должно прийти подлинно народное образование на государственном уровне, которое, контролируя и сохраняя все самое лучшее, обеспечит преемственность поколений в едином процессе обучения и воспитания.

 

§ 5. НАРОД КАК ТВОРЕЦ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙКУЛЬТУРЫ

Анализируя состояние педагогической культуры, следует все­гда помнить о той питательной среде, которая вскормила ее, ко­торая подготовила ее возникновение, развитие и расцвет - о на­роде. Индивидуальное творчество любого из деятелей культуры развивается всегда на базе тех достижений, которые были завое­ваны народом и человечеством в целом до него. Прежде чем он начнет развивать культуру своего народа, он должен усвоить то, что создано его народом за многовековую историю труда и борь­бы, что создано другими народами, всем человечеством до него. Только совокупное духовное богатство народа и человечества может послужить реальным фундаментом созидательного творче­ства конкретных деятелей культуры.

Гениальный поэт, философ, педагог, народный просветитель Ге­те писал: «Что такое я сам сделал? Что я сделал? Я собрал и исполь­зовал все, что я видел, слышал, наблюдал. Мои произведения вскормлены тысячами различных индивидов, невеждами и мудре­цами, умными и глупцами; детство, зрелый возраст, старость – все принесли свои мысли, свои способности, свои надежды, свою мане­ру жить; я часто снимал жатву, посеянную другими, мой труд – труд коллективного существа и носит он имя Гете». То же самое могли бы о себе сказать Коменский и Ушинский, Макаренко и Сухомлин­ский, Гогебашвили и Насыри, Абовян и Ахундов И многие другие великие педагоги. Гениальность и величие любого из педагогов измеряется близостью к педагогической культуре народа, способ­ностью максимально глубоко проникать в глубины его духовных сокровищ.

До возникновения письменности педагогические идеи передава­лись из поколения в поколение с помощью произведений устного народного творчества. Сказки, пословицы, поговорки, загадки, предания и песни - замечательные памятники народной педагоги­ки, кладезь педагогической мудрости. Велика созидательная роль народных масс в развитии духовной культуры. Исследователи творчества Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Горького, Чайков­ского, Глинки и др., убедительно показывают, какое влияние на них оказало устное народное творчество. Основа и корни великого ис­кусства всегда народны. Массовая культура - явление временное, неспособное оставить заметный след в жизни народов, ибо нищета духа ее создателей так или иначе не замедлит проявить себя.

Педагогическая культура, как и культура в целом, всегда пита­лась от народных корней. Такие педагогические требования, как принцип природосообразности, принцип естественных последствий, получили отражение, хотя и в самой примитивной форме, в произведениях устного народного творчества задолго до обоснова­ния их в педагогической науке. Однако до сих пор в историко­-педагогической науке очень мало места отводится исследованию вопроса о воспитании детей трудящихся масс. Много говорится об афинском и спартанском, римском воспитании детей, воспитании детей светских феодалов и в иезуитских орденах и Т.п. О воспита­нии детей рабов и крепостных крестьян, составлявших большинст­во в рабовладельческом и феодальном обществе, сохранилось, к сожалению, очень мало сведений. Рабы не принимались ни в какие школы, для крепостных крестьян были закрыты двери даже цифир­ных училищ. Но на основе этого было бы нелепо делать вывод о том, что рабы и крепостные крестьяне не воспитывали своих детей.

Школьное воспитание, как указывал К.Д.Ушинский, далеко не составляет всего воспитания народа, причем только народное вос­питание, по мнению великого русского педагога, является живым органом в историческом процессе народного развития. Классовая борьба, борьба с рабовладельцами, борьба с помещиками, с цариз­мом - это не только дни поражений и побед, но это и дни мораль­ного и духовного роста масс, творящих историю, дни роста каждой отдельной личности. Спартак, Мюнцер, Пугачев, Разин были не только вождями, но и народными учителями, воспитателями. На­род сложил о них песни, легенды, в которых проповедовались ос­вободительные идеи, любовь к родине. Имя Пугачева и после его смерти продолжало воспитывать крестьянские массы. То же самое можно сказать и о других борцах против тирании и угнетения. Тен­денциозное искажение их образов - явление временное и объясня­ется попытками сегодняшних хозяев жизни заставить забыть исто­рию борьбы с угнетателями.

История - одно из мощных средств народной педагогики.

Оценка и характеристика исторических уроков, содержащиеся в устном народном творчестве на протяжении многих веков, оказы­вали влияние на духовно-нравственное формирование будущих поколений народных борцов. На примерах участия народных масс в исторических движениях воспитывались трудящиеся, не имевшие доступа к просвещению и образованию. В произведени­ях устного народного творчества содержится полный нравствен­ный кодекс человека: в них говорится о любви к родителям, о верности и справедливости, о любви к труду и презрении к без­дельникам и лентяям, о ненависти к угнетателям, о бесстрашии перед врагами и грозными силами природы, о любознательности, о чутком и вежливом отношении к старым и старшим и т.д. В па­мятниках народной педагогики, созданных сотни, быть может, и тысячи лет назад, уже определены способы и приемы обучения и воспитания, элементарные педагогические требования. В них рас­сказывается о приучении детей к труду, детских орудиях труда, детских праздниках, песнях и музыкальных инструментах, о мо­ральном кодексе детской среды, эстетических идеалах молодежи и т.п. Изумительны старинные русские игрушки, хранящиеся в му­зее игрушек. Они - свидетельства педагогической мудрости на­родных масс, высокой педагогической культуры народа. Как по­разительно глубоко знали педагоги из народа психологические особенности детей! Какое тонкое проникновение в духовный мир детства! Представители господствующих классов, не занимавшие­ся воспитанием даже собственных детей, едва ли занимались изо­бретением игрушек и игр. «Первый воспитатель - народ» (К.Д. Ушинский), следовательно, и подлинным творцом общече­ловеческой педагогической культуры являются народные массы.

Глубокий след в истории педагогики, бесспорно, оставили и спартанское, и афинское воспитание, и школы риторов, грамма­тистов, цифирные училища... Для совокупной педагогической куль­туры человечества не лишены интереса и духовные семинарии, и иезуитская система воспитания. Однако нельзя забывать, что в на­званных школах учились только дети эксплуататоров, и все эти системы воспитания принадлежали закрытой касте. Макаренко называл иезуитское воспитание «одной из самых сильных педаго­гических школ прошлого», в то же время он отмечал незначитель­ность ее социального эффекта. Антинародный характер монархи­ческого, например, воспитания тоже приводил его к ничтожным результатам. Провал многих педагогических начинаний был обу­словлен прежде всего их враждебностью к народным традициям и интересам.

В свою очередь народ создавал свою систему воспитания. При­ведем известный пример. В древней Греции совершеннолетним считался только тот, кто посадил и вырастил хотя бы одно олив­ковое дерево. В результате этого в Греции выросли оливковые рощи. Но было бы неверно думать, что эта оригинальная система трудового воспитания пошла от патрициев, презиравших физиче­ский труд. Несомненно, это - достижение народной педагогики.

Народ - единственный и неиссякаемый источник духовных цен­ностей. Великие художники, поэты, композиторы черпали вдохно­вение в народе, из народного творчества. Поэтому их творения вовсе эпохи были доступны и близки народу. У народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности всегда оставался труд. Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым. Даже больше: оно, главным образом, осуществлялось в процессе труда. Возьмем, например, песни бурлаков, ткачих, груз­чиков и др. Пряли - пели, рассказывали сказки; работали в поле, на лугу - пели... Неслучайно в народном эпическом творчестве преоб­ладает трудовая тематика.

Сочетание трудового и эстетического воспитания проявляется и в том, что труженики искусно и тонко украшали и любовно отде­лывали орудия труда. Эти орудия должны были быть не только удобны, но и настолько красивы, чтобы радовать глаз, поднимать настроение, украшения орудий труда, таких, например, как уп­ряжь, сани, телега, веретено, прялка, гребень, мялка и т.д. и т.п. носили характер массового всенародного художественного творче­ства. Народ искал радость в труде. В подневольной работе радости, конечно, было мало, но эстетика, вносимая в трудовой процесс, облегчала участь труженика, делала жизнь полнокровней.

Трудовой люд создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности. Какие чудесные вышивки создавали и какие круже­ва вязали девушки! Сколько живого чутья к рисунку и краскам в праздничных девичьих нарядах! Взять также деревянную резьбу, которой щедро убирали избы - оконные наличники, ставни, кар­низы напоминали искусную вышивку. Этот художественный вкус воспитывался веками. Следовательно, источники педагогической культуры нужно искать не только в самом процессе воспитания, но и во всем образе жизни народа. Красота, создаваемая трудящимися, - это красота их духовного мира, одновременно и свиде­тельство прекраснейших достижений педагогической культуры.

Столь же высокая, как эстетика быта, была нравственность у простого народа! Самоотверженная любовь к родине и ненависть к угнетателям - характерная черта морального облика трудяще­гося человека. Ушинский восторгался высокими моральными качествами трудящихся и с презрением клеймил низкую мораль богатых американцев, так называемых «благовоспитанных» нем­цев и русских «благородного происхождения». Нравственное вос­питание детей народа проходило в труде и борьбе.

Народная педагогика, несомненно, ставила и задачи умствен­ного развития детей. Сколько детских сказок, загадок, скорогово­рок в устном народном творчестве! Все они преследовали педаго­гические цели, одна из которых - умственное развитие детей. Если бы народная система воспитания не проявляла заботу об интел­лектуальном развитии подрастающих поколений, то едва ли из народа вышло бы так много гениальных ученых, изобретателей, художников и писателей.

Народная педагогика не обходила также вопроса и о физиче­ском развитии детей. Известно, что гимнастика и многие другие виды спорта были недоступны народу. Но довольно широко были распространены всевозможные подвижные игры, национальная борьба, скачки и другие народные виды спорта. У многих народов ежегодно проводились национальные праздники с обязательным включением в их программу спортивных состязаний. В произведе­ниях устного педагогического творчества всех народов отражена забота трудящихся о здоровье молодого поколения, в них воспевается физическая сила, неутомимость, выносливость, настойчивости т.д. Результативность педагогического опыта классиков совре­менной педагогики Макаренко, Шацкого, Сухомлинского прежде всего объясняется тем, что они гениально использовали обобщен­ный богатейший коллективный опыт народа и исходили из «педагогики общества». Заслуги их именно в том, что они глубоко поняли роль народа в развитии педагогической мысли, и в их тру­дах слились воедино научные и народные педагогические представ­ления и воззрения.

Контрольные вопросы и задания

1. Подберите 3-5 пословиц на одну и ту же конкретную тему и порассуж­дайте на эту тему.

2. «Что хуже всего? Лень... Плохо - не слышать, хуже - не видеть. Плохо без ног, но гораздо хуже без труда. Зачем ленивому глаза и уши, руки и ноги? Зачем бездельнику ум?...» Прокомментируйте раздумья сельской старушки.

3. Последнее из семи чувашских свадебных благопожеланий родителей же­ниха звучит примерно так: «Счастливый муж добр, ласков, верен, здоров, тру­долюбив, основателен, справедлив, живет он долго, но умирает раньше жены. Будь счастливым мужем»... Что могли бы вы сказать об этом благословении? попытайтесь переделать его в соответствии со своими представлениями.

4. Судьбу каждого человека и любого народа в конечном счете решают три любви - любовь к детям, любовь к труду, любовь к Родине. Продолжите высказанную мысль.

5. Каждый рождается внуком, умирает дедом. Порассуждайте по поводу этого изречения в связи с темой преемственности поколений.

6. В «Тихом Доне» умирающая Ильинична в полусне видит своего Григо­рия грудным ребенком в поле. Давняя картина предстает перед нею в полной ясности. Перед смертью она молится не Богу, а сыну.

- Гришенька! Родненький мой! - помолчала и уже другим низким и глухим голосом сказала:

Кровинушка моя!..

Что вы можете сказать по поводу этого отрывка?

7. М.А.Шолохов много писал о детях, об их воспитании, об улучшении

работы сельской школы, сам был тружеником ликбеза, учителем начальной школы. Куда отнести его творчество - к педагогике народной или профессио­нальной? «Педагогическая поэма» - художественное произведение. Как высчитаете, А.С.Макаренко - педагог или писатель?

 

 




Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 64 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав