Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Класс История древнего Казахстана

Читайте также:
  1. I БӨЛІМ. КЛАССИКАЛЫҚ ЭКОНОМИКАЛЫҚ ТЕОРИЯНЫҢ НЕГІЗДЕРІ
  2. I класс
  3. I Мировая война. Отношение разл классов русск об-ва к в-не
  4. I. История возникновения службы телефонной помощи населению.
  5. I. История применения лекарственных растений. Заготовка, сбор, сушка и хранение лекарственных растений
  6. I. Организация класса
  7. I. Организация класса.
  8. I. Основные парадигмы классической социологической теории.
  9. I. Ранняя история Британии
  10. I.) История возникновения и развития компьютерных вирусов.
№ стр. Автор Источник Цитата время
    По подсчетам К.И. Сатпаева Академик В.П.Алексеев Геродот Ктесий Страбон Геродот Страбон Помпей Трог Геродот Дарий I Полиэн Арриан Арриан Геродот ПрофессорЧерников К.Акишев Геродот К.Акишев Геродот Сыма Цянь Сыма Цянь Китайский наместник Л.Гумилев Прииск Прииск Прииск А Марцеллин А Марцеллин Диодор, Плиний Старший, Полибий Геродот Геродот и царь Ксеркс Ксенофонт Страбон Арриан Геродот   «История»   «География»   О сражении Томирис и Кира   Бехистунская надпись   Исследовал Шиликтинские памятники   ьб     Китайская хроника «Хань»     Священная книга древнего Ирана «Авеста»   Китайский исторический источник «Цянь Ханьшу»   «Исторические заметки»     Сообщение императору В древние времена в Жезказганском регионе был выработан почти 1млн тонн руды, из которой было получено более 100 тыс тонн меди. На Нарымском и Калбинском рудниках 1100 тонн олова.     Андроновцы были очень носаты, а лица почти без скул, с широко открытыми глазами, напоминали кавказцев. Грубого облика, но красивые люди, мощного телосложения, мужественного вида.   1)Персы всех скифов называют саками. 2)»По одежде и образу жизни они схожи со скифами. Они ничего не сеют, питаясь домашними животными и рыбой, которую в изобилии доставляет им река Аракс.Пьют молоко.» 3)Называл саков массагетами.   Женщины саков сильны, во время войн помогают своим мужьям, вступая вместе с ними в борьбу   Саки были прекрасными наездниками. Они вооружены луками, мечами, панцирями и бронзовыми топорами; в сражениях они носят золотые пояса и головные повязки.     Саки на зимовках жили в деревянных жилищах, покрытых кошмой   Большинство скифов, начиная от Каспийского моря, называются даями. Богом они считают одно только Солнце.     Томирис не испугалась, как это можно ожидать от женщины, вражеского нашествия. (как она его убила)     Происходило оно так: вначале оба войска обстреливали друг друга из луков, потом перешли в рукопашную… Наконец массагеты победили     Я отправился с войском в страну Сака; против саков, которые носят островерхие шапки…   Описал подвиг пастуха Ширака   Переправа А. Македонского через Сырдарью на плотах Греки бежали на небольшой остров на реке, где скифы и всадники Спитамена окружили их и перестреляли.   Соседями сарматов были аргипеи. Аримаспа- «арима»- один, «спа» - глаз или диск.   26 знаков на серебряной чаше Иссыкского кургана являются свидетельством того, что сакам известна письменность     В трудах о древних жителях Центрального Казахстана упоминаются аргипеи и исседоны. Считает, что тасмолинская культура относится к исседонам.     Соседями савроматов были аргиппеи, которые жили «у подножья высоких гор». Каждый из них живет под деревом, зимою окутывая его плотным белым войлоком, а летом без войлока. Сим людям никто не делает обид, ибо они почитаются священными, да и воинских оружий не имеют…Имя сему народу аргипеи. Правитель усуней именуется гуньмо. Его отец был правителем маленького царства на западных границах сюнну. Сюнну напали на его отца, а когда родился гуньмо его бросили в поле…   Описывая усуней говорит: «В мирное время они следуют за скотом и одновременно охотятся на птиц и зверей, поддерживая таким образом свое существование»   Уйсунский гуньмо изъявил желание вступить в родство с китайским Двором через женитьбу на китайской принцессе   Храбрые сыновья Вэсака принесли жертву перед самой высокой крепостью Канха. (Канха-канглы)   Сведения о времени возникновения государства кангюев, о его границах, других важных моментах их истории.     Описал жизнь и быт кочевников     Кангюй горд, дерзок и никак не соглашается дать поклонение нашим посланцам…   Считает, что держава хунну возникла в 209 г до н.э.   Как переводчик римского посольства приезжал в государство Аттилы и составил записи о великом гунне   После войны живут спокойно и беззаботно, каждый пользуется тем, что у него есть. Характеризовал гунов как мирный народ: «В особенности обращают внимание своим искренним ласковым обхождением и любовью к ближнему.»   Об Аттиле «Кто видел его, тот скажет, что это настоящий азиат. Большая голова, среднего роста, крепкого телосложения. Глаза раскосые… Пьет «камос»   Переехав через некоторые реки, мы прибыли в одно огромное поселение, в котором был дворец Аттилы. Он был построен из досок и бревен. Баня выложена из белого камня   Гунны настолько закаленные, что им не нужны ни огонь, ни обильная пища, они могут питаться корнями растений, полусырым мясом …Как бы сливаются со своими конями… Подчеркивал воинственность гуннов. «Не знаютони над собой строгой царской власти, но довольствуются случайными предводительствами кого-нибудь из своих старейшин…   .     Оставили письменные сведения о савроматах   Савроматы говорили на языке, схожем с языком скифов   В 1-м тысячелетии до н.э. Арало-Каспийский регион был населен племенами дахов, саков-массагетов.   Персидский царь устроил конные ристалища для всадников… Длина дорожки 5 стадиев. Победителю предложили царство в обмен на коня, но тот отказался…   О саках: «Все они прямодушны и верны договорам»   Сами скифы и лошади их были тщательно защищены броней.   Лошадям на грудь они надевают медные панцири.   430-425 г.г.     Ок.64 г. до н.э.- 24 г. н. э.   Iв н.э.     1960 г.  

9 класс «Новейшая история Казахстана»

Автор Источник Цитата Время Страница
Жаркентский уездный начальник.   Учебник Толпа казахов, около тысячи человек, несмотря на все усилия исполнить высочайшую волю, заявила, что людей на работу не дадут, умрут до последнего,,, Затем, разойдясь по канцеляриям, уничтожила списки призываемых» 1916 год С. 17 -18
Фольбаум - военный губернатор   Учебник «Считайте малейшие группировки казахов кучами уже за мятеж, подавляйте таковой, наведите на эти волости панику, арестуйте, предайте полевому суду и немедленно повесте... Ну, поймайте кого-нибудь из подозреваемых и для примера повестье». 1916 г. С. 18
Командующий войсками Казанского военного округа- военному министру   Учебник «...положение в Тургайском и Иргизском уездах быстро ухудшается. С Тургаем прервана не только телеграфная связь, но и прекращено всякое сообщение. Тургай обложен, Иргиз окружается». 1916 г. С.19
Генерал-губернатор Туркестанского края   Учебник «по очищению наиболее благоприятных районов Казахстана и Киргизии для дальнейшей колонизации земель» 1916 г. С.22
В.Шульгин (о М. Шокае)   Учебник «Этот туркестанец был одновременно высообразованным европейцем, который «в единственном числе» смог представлять всю страну»   С.46
«Обращение ко всем трудящимся мусульманам России и Востока»     Учебник «Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными. Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно. Вы имеете право на это. Знайте, что ваши права, как и права всех народов России охраняются всей мощью революции и ее органов – Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских депутатов. Поддерживайте же6 эту революцию и ее полномочноле правительство» Октябрьская революция 1917 г. С.50
Турар Рыскулов   Учебник «Многотысячное население до сего времени мало понимает, что такое советская власть, и его мало коснулась агитация» Установление Советской власти в Казахстане С. 52
Турар Рыскулов   статья«Голод в степи» «голод коснулся каждого и практически все эти годы казахи находились на грани вымирания» Последствия политики «военного коммунизма» С.85
Кудабердиев Шакарим     Учебник     «Люди, имеющие, разум, совесть, питающие чувство мило сердия к братьям своим, не могут жить, истребляя, губя друг друга»   С.99
Юрий Домбровский     Роман «Хранитель ценностей» «... представить себе Алма-Ату без построек Зенкова невозможно. При всей его любви к архитектурным побрякушкам, резному дереву и гофрированному железу, было у него какое-то честное и четкое единство детали, что-то такое, что роднило его здание с рожденственной елкой, разукрашенной снизу доверху... И есть,есть в его зданиях что-то удивительно нарядное, по настоящему ликующее и веселое. Он хотел радовать и удивлять людей, и, конечно, ему это удавалось».   С. 106-107
В.И.Ленин     Учебник Страну Советов после окончания империалистической и Гражданской войн, постигло разорение, нужда, обнищание   С.111
С.Садвакасов     Учебник «почему т. Голощекин... не хочет идти дальше шерстомоек, как сама собой напрашивается и организация суконных фабрик. Не легче ли по железным дорогам сразу вывозить из Казахстана готовое сукно, чем два раза таскаться, то туда с вымотой шерстью, то обратно с «московским» сукном из этой шерсти» Индустриализация С.128
Ф. Голощекин   Учебник «Я утверждаю, что в нашем ауле нужно пройтись «Малым Октябрем» Коллективизация С.139
Статья в газете «Правда»     Учебник «Объявить войну не на жизнь, а на смерть кулаку,и, в конце концов, смести его с лица земли!» Коллективизация С.142    
Письмо У.Исаева Сталину     Учебник Массовые откочевки в другие края и республики усиливаются, положение казахского народа очень тяжелое, люди гибнут от голода и эпидемий, представители местной власти замалчивают недочеты, приукрашают действительное положение казахского населения. В своем письме У.Исаев предлагал сместить с должности первого секретаря Казрайкома партии Голощекина Коллективизация С.144
Письмо Т.Рыскулова Сталину   Учебник К лету откочевки и, как следствие, голод и эпидемии среди беженцев приняли угрожающие размеры. В письме Рыскулов предлагал конкретные меры по спасению казахского народа от гибели, предлагая резко поднять животноводство путем раздачи скота казахам в частную собственность. Коллективизация С.144
«Писмо пяти» Г.Мусрепов, М.Гатаулин,М.Давлетгалиев, Е.Алтынбеков   Учебник Написали пьмо Сталину о бедственном положении в Казахской степи, в котором обвиняли Голощекина в искревлениях генеральной линии партии по проведению коллективизации, в уничтожении стимулов населения по развитию животноводства, что порождало нежелание заниматься скотоводством Коллективизация С.144  
Автор.Лебедев-Кумач, м. Александров песня «Священная война»     Политрук Клочков   Учебник     Учебник «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой. С фашистской силой темною, с проклятою ордой. Пусть ярость благородная вскипает как волна, идет война народная, священная война!»   «Велика Россия, а отступать некуда, позади – Москва» ВОВ     ВОВ С.174     С.176
Письмо командира 25-го гвардейского стрелкового корпуса.     Учебник «В великом сражении у Днепра сыны казахского народа еще раз показали врагу свою горячую любовь к нашей матери-родине, что в их жилах не остыла богатырская кровь народного героя Амангельды. Всех подвигов, совершенных казахами в битве у Днепра и за Днепром не перечесть». ВОВ С.178
Письмо М.Шокая главе МИДа Третьего Рейха     Учебник «... видя как представители нации, воспитавшей таких гениев, как Гете, Фейербах, Бах, Бетховен, Шопенгауэр, обращаются с военнопленными... я не могу принять предложение... возглавить Туркестанский легион и отказываюсь от дальнейшего сотрудничества. Все последствия моего решения я осознаю». ВОВ С.185
Письмо М.Еликбаева Н.С.Хрущеву.     Учебник В письме он высказался о нарушениях прав личности, некоторых искажениях в области национальной политики, в частности о сокращении школ с казахским языком обучения и других недостатках проводимой властями политики Послевоенное время  
Хрущев Н.С. 1959 г.   По мнению российского исследователя А. Тюриной   Реформаторские силы, во главе которых стоял тогдашний председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин   Учебник Период «развернутого строительства коммунистического общества» «.. в конце 1950-х и начале 1960-х годов неокрепшую еще экономику колхозов подорвали кабальными условиями реорганизации МТС и другими пагубными для развития с/х мерами.Это привело к резкому падению темпов производства с/х продукции в стране. Вместо запланированного на семилетку (1959- 1965гг.) прироста в 70 процентов реально валовая продукция увеличилась всего на 15 процентов».   Осудив администрирование в руководстве экономикой, высказался за управление промышленностью по отраслевому принципу и образование союзно- республиканских министерств по отраслям промышленности. Послевоенное время С. 220     С. 238   С. 243
Публикация Попова Г.   Учебник Применен термин «командно-административная система» Кризис советского общества С.288
Обращение Н.А.Назарбаева к народу республики   Учебник «В этот крайне ответственный для страны час, призываю вас к сохранению спокойствия и выдержки» Августовский путч ГКЧП С.305
Послание «Через кризис к обновлению и развитию» Учебник «... Сегодня экономический кризис, поразивший уже всю мировую экономику, продолжает испытывать нас на прочность... Сегодняшние проблемы и то, как мы справляемся, - это экзамен на зрелость и устойчивость нашего общества и государства. Думаю, мы этот экзамен выдержали...» Послание от 6 марта 2009 года С.367

 

Из «Истории» Геродота

Геродот – древнегреческий историк (ок. 484- 425 гг. до н.э.), прозванный Цицероном «отцом истории». Труд «История» написан Геродотом в конце 40-х – начале 30-х годов 5 века до н.э. «… По одежде и образу жизни массагеты похожи на скифов. Сражаются они верхом на лошадях и пешие; знают оба способа войны: сражаются луками; вооружены обыкновенно и секирами. Все предметы у них из золота и меди; все, что требуется для копий, стрел и секир, приготовляется из меди; головные уборы, пояса и перевязки украшаются золотом. Также из меди делают они грудные панцири для лошадей, напротив, уздечки, удила и фалеры изготовляют из золота. Железо и серебро они вовсе не употребляют, потому что этих металлов нет в их стране, тогда как золото и медь в изобилии. Они ничего не сеют, питаясь домашними животными и рыбой, которую в изобилии доставляет им река Аракс. Они пьют молоко. Из богов чтут только солнце, которому приносят в жертву лошадей. Смысл жертвы этой в том, что быстрейшему из всех богов подобает быстрейшее животное».

Из «Географии» Страбона

Страбон – древнегреческий историк и географ (ок. 64г. до н.э. – 24 г. н.э.), автор труда «География». В его труде приводятся многие сведения о древних народах и племенах Закавказья и Средней Азии. «Большинство скифов, начиная от каспийского моря, называют даями. Племена, живущие восточнее последних, носят название массагетов и саков, прочих же называют общим именем скифов, но у каждого племени есть особое имя. Все они в общей массе кочевники… Массагеты доказали в войне против Кира свое мужество, которое многие часто восхваляют … Богом они считают только одно солнце и ему приносят в жертву коней. Они прекрасные наездники и пешие воины; вооружены луками,мечами, панцирями и бронзовыми боевыми топорами; в сражениях они носят золотые пояса и головные повязки. Уздечки и привязи у лошадей у них из золота. А серебра в их стране нет, железа мало, зато медь и золото встречаются в изобилии. …. Живущие на равнине, они все же земледелием не занимаются, а живут от скотоводства и рыболовства, как номады (кочевники), как скифы».

 

7 класс

1) О том, насколько была развита торговля шелком на территории каганата, можно проследить по записям китайского путешественника, монаха Сюань Цзяня, побывавшего в начале 7 века в ставке кагана: «каган был одет в халат из зеленого шелка. Его сопровождали более двухсот тарханов, одетых в халаты из парчи, с заплетенными в косы волосами» (з-т каганат)

2) Китайский путешественник Сюань Цзянь, посетивший в начале 7 века Жетысу, писал: «К западу от города Суяб находится несколько городов. В каждом из них свой правитель, независимый от других, но подвластный тюркам. Вся страна от Чу до Гешуана (Кушания) называется Сули/ Сулиг (Согд). Половина жителей занимается земледелием, другая – торговлей»

3) Живший в 11 веке знаменитый ученый Махмуд Кашгари свидетельствовал, что среди согдийцев нет таких, кто бы не говорил на тюркском языке.

4) В китайской династийной хронике «Таншу» начала 7 века указывалось, что карлуки – одно из ответвлений тюркоязычных племен, в состав которого также входят племена булак, жикил (чигиль), ташлык

5) В письменах Культегина есть слова: «Уничтожил и покорил карлуков», что свидетельствует о вхождении карлуков в состав В-Т каганата.

6) Аль- Марвази в одном из своих трудов писал, что карлуки «прежде жили на горе Тулис (Алтай) и были рабами тогуз-ргузов. Затем они восстали против своих господ, завоевали страну тюргешей, а оттуда двинулись в мусульманские страны».

7) Неизвестный автор исторического труда «Худуд аль-алам» писал, что на территориях, населенных карлуками, много городов и осдлых поселений.

8) Арабский автор аль- Идриси писал: «В городе кагана много населения, мощная крепость, тьма войск и оружия».

9) В «Письменах Культегина» говорится, что в обряде захоронения Культегина среди знатных представителей тюркоязычных племен участвовал и «главный хранитель печати огузского правителя»

10) Эпическое летописное сказание «Огузнаме» (13 в), где говорится: «Огузский каган созвал великий курултай»

11) Судя по «огузнаме» джабгу поделил свои владения на 12 аймаков.

12) О войне с печенегами Поволжья в «Огузнаме» говорится: «Была река Итиль (Волга)… На ее берегу в Черногорье произошло сражение… Вода Итиля стала красной, словно кровь»

13) В «Огузнаме» говорится:«Был заключен договор с Саклапом Урысбек оглы» (Саклап – это Святослав) (воееный союз против хазар)

14) Ибн Хаукаль писал о разведении огузами в Туркестанском регионе каракульских овец.

15) По письменному свидетельству арабского историка аль- Жахиза, «тюрки все предметы кустарных промыслов делают сами… изготавливают они и оружие, и стрелы, сбрую, колчаны для стрел, копья и другое»

16) Аль – Идриси писал и о том. Что они изготавливали из железа и других металлов ювелирные украшения.

17) Персидский историк Гардизи (11в) писал об этом: «Кочевники пасли скот своих господ» а также отмечал: «На зиму они (т.е. кимаки) заготавливают сушеное мясо, баранину, конину или говядину, каждый по мере своих средств»

18) По сведениям Махмуда кашгари, те, кто не имел скота, превращались в ЖАТАКОВ, занимались ремеслами, рыболовством и охотой.

19) О наличии у кимаков письменности свидетельствует сообщение арабского путешественника Абу Дулафа (10 в): «у них растет тростник, которым они пишут».

20) Испиджаб, по сведениям М. Кашгари носил имя Сайрам в 6 веке

21) Автор письменного памятника «Письмена культегина» Йолыг – тегин об установлении скульптуры Бильге – кагану писал:«Отцу – кагану я возвел балбык»

22) В одном из образцов «Таласской письменности» сказано: «Честные друзья тридцати уланов. В год обезьяны ему было 20 лет»

23) Из следующих строк памятника «культегин» видно, что тюрки глубоко почитали голубое Небо: «в небе Тенгри тюрков…, тенгри ипридает силу.., тенгри щедро одаривает..».

24) Юсуф Баласагуни, описывая скотоводческое хозяйство тюрков, писал, что основнойм вид хозяйства – коневодство.

25) После прихода к власти Куршакуз хан разделил ханство на правую, левую и среднюю части и отдал их в управление своим детям, сказав: «Если выы будете жить близко друг к другу, то будете лягаться, как лошади, а если вдалеке, то будете ржать, ища друг друга»

26) Персидский историк Рашид ад-Дин писалд о кереях: «Жившие в 9-13 веках на территории Монголии кереи- сильно развитый народ. Они ослабли под воздействием Чингисхана. У них была очень высокая культура, они пользовались древнетюркской письменностью».

27) В «Тюркской летописи» историка хана Абулгази о жалаирах говорится как о покоренном Чингисханом племени

28) Кадыргали Жалаири (16 век) писал, что во времена чингизхана жил военачальник сартак ноян…..

29) Итальянский путешественник, посол Плано Карпини писал: «Канля говорят по-кыпчакски»

30) Джурджани называл млемя ельборили племенем ханской династии

31) О том, что в Кыпчакском ханстве существовало рабство, свидетельствовал Махмуд Кашгари, называя рабов «яланкугами»

32) Арабский путешественник Ибн Баттута отмечал: «Особенности этой степи (Дешт-и-Кыпчака) заключается в том, что растения ее служат вместо ячменя, такой особенности нет у других стран. Вот почему в ней много скота»

33) В середине 13 века побывавшие в Казахстане европ. Путеш. П. Карпини и В. Рубрук упоминали о колесных повозках, в которые запрягались 10 быков.

34) Ибн Баттута также отмечал наличие у кыпчаков и крупного рогатого скота. Он писал, что кыпчаки впрягали в арбы волов и верблюдов, «смотря по тяжести или легкости арбы»

35) Еврейский путешественник Петахья, проезжавший в 12 веке через кыпчакские земли, писал, что «хлеба не едят в этой земле, а только рис и просо»

36) Такой же факт в 14 веке подтвердил и арабский историк аль- Омари: «Посевов у них (кыпчаков) мало и меньше всего пшеницы и ячменя. Чаще всего у них встречается просо, им они питаются и по части произведений земли в нем заключается главная еда их»

37) Петахья: «Кыпчаки охотились с луком»

38) По свидетельству аль – Макдиси, из Шаша (Ташкента) в другие страны вывозили высокосортные шагреневые седла, колчаны для стрел и палатки, а от тюрков поступали шкуры для обработки, из Ферганы и Испиджаба завозили белые ткани, из Тараза – козьи шкуры.

39) Известный русский ученый А.Н. Кононов писал, что при создании этой книги Махмкд Кашгари преследовал одну цель – прославить на весь мир тюркский язык и доказать, что он ничем не ниже и не хуже арабского языка.

40) Баскаков утверждал, что М.Кашгари в сравнительном изучении тюркских языков был первопроходцем среди исследователей.

41) Юсуф Баласагуни писал: «Много книг, написанных на арабском и таджикском языках, а эта- единственный и первый сборник мудрости на родном языке»

42) О справедливости хана Бату персидский историк Джувейни писал: «В его Орду приезжали торговцы из многих стран. Они завозили разнообразные товары. Он (хан Бату) заботился о закупке всех товаров, к тому же по высокой цене».

43) Историк Мухаммед Хайдар Дулати писал: «Когда Чагатай – хан разделял свое государство на уделы, он дал Уртубу (Урту – Бараку), деду эмира Пуладчи, (область) Манглай – Субе»

44) О территории, занимаемой Могулистаном, М. Дулати писал: «… та территория, которая теперь называется Могулистаном, имеет в длину и ширину (протяженность) 7-8 месяцев пути. ……»

45) Как писал Мухаммед Хайдар, только за один день было обращено в ислам 160 тысяч человек. (в могулистане)

46) Чокан Валиханов называл «двумя родными ордами» ногаев и казахов, которые при первом каз. Хане Жаныбеке жили в дружественных отношениях.

47) В летописи «Девяносто два ответвления узбеков» говорится, что в этнический состав ханства Абулхаира входили 92 рода и племени.

48) По письменному свидетельству арабского историка Рузбихана Исфахани (начало 16 века), в этом ханстве жили кочевые узбеки, каракалпаки и казахи.

49) Об оживлении в городах писал в своем дневнике армянский царь Гетум 1, направлявшийся в Монголию.

50) По мнению видного ученого- антрополога О. Исмагулова, черты лица саков, сарматов и уйсунов были схожи с обликом их предшественников – андроновцев.

51) Знаменитый историк Ибн Рузбихан Исфахани (16 век) относил к узбекам «три народа», тир группы племен, разделенных не только политически, но и этнически. К первому он относил племена, подвластные династии Шайбанидов, среди них восточнокыпчакские и тюркизированные монгольские племена. Ко второму относятся собственно казахи – кыпчаки и другие казахские племена, к третьему – мангыты (каракалпаки и ногаи)

52) По свидетельству Рузбихана, казахи являлись самыми многочисленными и воинственными.

53) По мнению Кумекова слово «казах» среди них носило не социальный, а этнический смысл, значение

54) Шокан валиханов, подчеркивал, что поводом для создания казахских жузов были смутные времена, когда казахи «…для обеспечения своих прав в местах своего кочевья составляли союзы…» Этими союзами и являлись жузы

55) В Казахстане исламская религия начала распространяться с 8 века, до 12 века она еще не была господствующей. Такое мнение высказал и Шокан Валиханов в своей статье «Исламская религия»

56) Однако Утемис Хаджи с своей книге «Шынгыснаме» (середина 13 века) писал: «Когда вилайет Дешта подчинился Берке-хану, то большую часть неверных он обратил в ислам…».

57) Средневековый историк Мухаммед Хайдар Дулати в своей книге «Тарих-и-Рашиди» писал: «В то время в Дешт-и-Кыпчаке владычествовал хан Абу-л-Хайр-хан. Он причинял много беспокойства султанам джучидского происхождения… Жаныбек-хан и Кирай-хан бежали от него в Могулистан. Исан – Буга – хан охотно принял их и предоставил им округа Чу и Козы-Баши. Которые составляют западную окраину Могулистана… ….. большая часть подданных откочевала к Жаныбеку и Кирай-хану, так что число (собравшихся) около них достигло 200 тыс.чел»

58) Бабур писал, что хан Касым крепко держал власть в ханстве в своих руках, ему полностью подчинялись султаны и беки. Хан Касым в короткие сроки мог созвать конное войско в 300 тыс чел.

59) Историк М.Х.Дулати подчеркивал могущество казахского хана Касыма: «Он распространил свою власть над Дешти-Кыпчаком. Подданых у него было более миллиона человек. После Джучи – хана в этом юрте не было хана более могущественного, чем он.

60) Дулати также писал что войско хана Касыма насчитывает 300 тысяч воинов.

61) Хан Шайбани издал приказ: «Пусть жители Туркестана не заключают торговые сделки с казахами-купцами, пусть жители этих мест прекратят всякие отношения и посещения между ними»

62) Как писал турецкий историк 16 века Сейфи, 200 тысяч семейств казахов придерживаются исламской религии.

63) Английский купец А. Дженкинсон, посетивший Центральную Азию в 1558—1560 годы, писал, что казахи являются народом «магометанской веры»

 

 

Класс

1) Российский исследователь 19 века И.Крафт подчеркивал: «Он…разграничил земли между родами и установил порядок пользования ими». (Про Тауке)

2) Известный росс. Исследователь А.И.Левшин писал об этом правителе (Тауке) следующее: «Он успокоил их после гибельных междоусобиц, он остановил кровопролития, продолжавшиеся несколько лет от распрей одних племен с другими, он убедил всех умом и справделивостью повиноваться себе»

3) На курултае 1710 года Богенбай батыр выступил с пламенной речью: «Отомстим врагам нашим, умрем с оружием в руках, не будем слабыми зрителями разграбленных кочевок и пленных детей наших. Робели ли когда воины равнин кыпчакских».

4) Немецкий ученый 18 века И. Георги писал: «сходили она с лошадей, когда палили из ружей» (джунгары)

5) По сведениям Ш.Кудайбердиева в годы великого бедствия погибло две трети степного населения.

6) Слова Гаухар батыр (жены Кабанбая): «Атадан ул болып тума,ер болып ту».

7) Лучшими по красоте местности в Баянаульских горах считаются 2 больших ущелья с озерами Жасыбай и Торайгыр. На вершине 1 горы около озера похоронен батыр Жасыбай,…….. Коншин (документ)

8) Коншин: «Так возникла Иртышская линия укреплений, задачей которой было охр. правобережные земли от джунгар,а вскоре потом – от киргиз».

9) Слова Абулхаира, характеризующие его как активного поборника права казахов кочевать на бассейне Жайык: «…..доколь р.Яик не высохнет, киргизский народ от нее не отлучится».

10) Росс. Императору Петру 1 принадлежат слова, свидетельствующие о заинтересованности присоединения Казахского ханства к России: «Несмотря на великие издержки хотя бы до миллиона держать, но токмо чтобы только одним листом под протекцию Росс.Империи ….. она, Киргиз-кайсацкая Орда….всем азиатским странам ключ и врата».

11) Начальник Оренбургской экспедиции И.Кириллов получил инструкцию от правительства: «Надзирать за башкирцами… иметь такое же наблюдение и за киргизами. Если те или другие будут волноваться, то употр. 1 народ против др., сберегая русское войско».

12) Левшин был вынужден отмечать «… кровопролитие уменьшилось, но вражда между обоими народами доныне продолжается….»

13) Оренб. Исследователь В.Н.Витевский: «семя раздора, брошенное Неплюевым между башкирами и киргизами, пало, как оказалось, на плодотворную почву, и дело, предпринятое им для разъединения башкир и киргиз, приняло желаемый им исход…»

14) Исслед. 19 века Петропавловский: «…. В Кургансокм, Ишимском, Тюкалинском округах борьба крестьян шла с киргизами. Чуть ли не до послед. Времени отстаивали свои права хозяев, еще в сороковых годах нашего столетия (19в) происходили кровавые стычки между крест. и киргизами …»

15) В одном из прав. Документов того времени было записано: «Если калмыки окажут нам какое-либо сопротивление, надо на них направить киргизов и наоборот».

16) По словам росс. Исследователя нового времени И.Крафта, «он (Абылай) умел, смотря по обстоятельствам, казаться преданным то России, то Китаю, то Джунгарии, но в действительности не подчинялся никому».

17) А. Бокейханов в своей работе «Киргизы» пишет,что этим боевым кличем пользовались даже сибирские казаки: «Клич Абылай» распр. Даже среди сибир. казаков – русских. Один из них, провожая сына на японскую войну (1904-1905) даже давал ему напутствие: «Абылай!...Нападай!»

18) По словам Ш.Уалиханова, подданные называли Абылая «как воплотившийся дух, ниспосланный для свершения великих дел».

19) Игельстром: «… по наблюдениям, которые успел сделать, нахожу, что натуральный характер сего народа более добр». (Оренб.губер)

20) Росс. исслед. 18 века Георги о торговле казахов писал: «Все надобное для житейских выгод получают они (казахи) через торги с Россией, Бухарою, Хивою и др. сосед. странами».

21) Рос. Исследов. 18 века П.Паллас: «Киргизцы не очень искусны в торгу и берут при промене много худых товаров и всякой мелочи, потому русским купцам приходит от них великая прибыль».

22) Исслед. Каз. Г.Н. Потанин: «В ноябре 1743 г. сотник Дорохов сделал набег в Казачью Орду с отрядом 280 чел. … при озере Теке напал на улус Алимбет батыра; 42 чел. Муж. и жен. пола было взято в плен, много побито и ранено, и захвачено 812 голов скота».

23) О преимуществе суда биев хорошо заметил А.Гейнс, исследовавший быт и обычное право казахов: «Суд биев скор и производится на словах, он довольно справедлив и всегда бескорыстен, и потому пользуется уважением не только казахов, но и разночинцев и казаков, из которых многие идут в суд биев».

24) По словам росс. исследователя А.Алекторова, «хан не оставлял ни одного намаза и пять раз в день посещал с султанами мечеть, в которой во время поста Рамазан и ночевал ».(Жангир хан)

25) Известный исследователь М. Бабаджанов писал о новшествах хана следующее: «…. Отправляясь в Петербург, Оренбург, Москву, Астрахань и Саратов, он забирал с собой значительную свиту из киргизов, чтобы там наглядным образом познакомить их с лучшим бытом…завел в ставке слесарных, столярных, золотых и серебряных дел мастеров, у которых учениками были киргизы». (Жангир)

26) В 1889 в бывшем Бокеевском ханстве на 322 014 человек не было зафиксировано ни одного убийства. по этому поводу исследователь этого региона А.Алекторов писал: «по природе своей киргизы добры, склонны к дружбе, уживчивы: преступлений в среде народа этого сравнительно мало»

27) 23 мая 1808 года издается именной указ, адресованный оренбургскому военному губернатору князю Г.С. Волконскому «О водворении кочующих поблизости Оренбургской линии киргизцев».

28) Материалы из Оренбургского архива свидетельствуют, что «они, обустроясь домами, имеют мечеть и училище, занимаются земледелием, разводят скот по своему состоянию».

29) По сведениям русского ученого Н.Коншина «Сибирская администрация по распоряжению из Центра разослала по степи агентов… для убеждения казахов принимать новое устройство, а затем – мулл из казанских татар».

30) По данным А.Гейнса «Следствия, производимые приказами, тянутся бесконечно и безуспешно… Суд биев (хороших людей_) скор и производится на словах; он довольно справедлив… пользуется уважением не только киргизов, но разночинцев и казаков».

31) Один из нем. Исследователей Ф. фон Шварц писал: «Окружное начальство продавало наиболее привлекательные должности волостных старост (управителей) тому, кто больше давал».

32) Начальник штаба Отдельного Сибирского корпуса генерал-майор С.Б. Броневский в своем донесении в Омск рапортовал, что в «Карпыковской волости, управляемой султаном Конур-КУлжею Худаймендиным, желают открыть округ при урочище Ак-Мола».

33) Так, в отчете за 1851 год генерал-губернатор Западной Сибири сообщает о разрешении открыть в Акмолинской станице ярмарку, «где по значительному числу проходящих караванов она необходима и обещает немалые выгоды».




Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 283 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.025 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав