Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

К семинарским занятиям по курсу

Читайте также:
  1. I. ПРОГРАМА КУРСУ
  2. IХ. МЕТОДИЧНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ КУРСУ
  3. V. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
  4. VII. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ
  5. Аттестация по курсу
  6. Вимоги до знань та умінь студентів під час вивчення курсу
  7. Вступ до курсу лекцій
  8. Вступ. Мета, завдання курсу у підготовці фахівців готельно-ресторанного бізнесу
  9. ДЛЯ СТУДЕНТІВ 1 КУРСУ ДЕННОГО ВІДДІЛЕННЯ, 2014/2015 НАВЧ. РІК
  10. для студентів 3 курсу

(микрофоны над головой)

Размещая микрофон выше музыкальных инструментов на большом расстоянии, часто оказывается возможным получить более натуральный тембр, так как звуки от разных индивидуальных инструментов достигают микрофонов с более реальным распределением по времени, чем при их близком расположении. Кроме того, можно записать при этом несколько первых отражений в помещении, что больше соответствует естественному окружению инструментов.

– Spaced Оmni stereo – ненаправленные микрофоны устанавливаются на стойках перед исполнителем на высоте 1,2 – 2,4 м, для улучшения пространственности их иногда поднимают на 3 м или выше. Эта техника дает глубину и хороший стереообраз, но может вносить фазовые искажения.

– Decca Tree – эта техника была развита на English Decca Records-студии в середине 50-х гг.и еще до сих пор используется при записи звука. Три ненаправленных микрофона размещаются на стойках на 3 – 3,7 м выше и слегка позади головы дирижера. Они наклонены приблизительно на 30 0 вниз по направлению к оркестру и установлены под определенным углом друг к другу: один направлен в центр, два других под 450 от центра (рис.12). Расстояния между стойками правого и левого микрофонов приблизительно 2 м, центральный микрофон сдвинут на 1,5 м вперед. Кроме того, два дополнительных микрофона располагаются по краям оркестра, обычно немного сзади, чтобы записать реверберацию зала. Эта техника дает реалистический стереообраз, обеспечивает хороший баланс между инструментами оркестра и позволяет записывать отдельно центральный канал, что полезно при микшировании систем типа Surround Sound.

 

37. Техники звукозаписи: one-point recording, многоканальная.

 

Запись на один микрофон (технология one point recording) имеет полное право на существование. Суммирование звуковых сигналов от нескольких микрофонов может вызвать сложное взаимодействие прямых и отраженных звуковых волн, привести к возникновению комбинационной фильтрации и неожиданным результатам — акустической противофазе, выпадению тембра, флэнджер-эффекту и просто к исчезновению некоторых составляющих звукового спектра.

 

Для записи сложных музыкальных проектов используется многоканальная запись - при которой можно одновременно записывать несколько каналов сразу. Такая запись, например, необходима при записи барабанов - где для получения качественного звука устанавливает до 14 микрофонов (как это делается на нашей студии звукозаписи, к примеру). Также многоканальная запись нужна для записи музыкальных групп, играющих живьем - чтобы сохранить общий настрой музыкантов.

 

38. Техники звукозаписи: многоканальная последовательная и многоканальная параллельная, различия, достоинства, недостатки.

1. Последовательный – когда все партии записываются последовательно "под фонограмму". Музыкант прослушивает ранее созданные треки и под них исполняет новую партию.

2. Параллельный – когда все треки записываются одновременно. Этот способ применяется при необходимости синхронной записи исполнителей. Например, на концертах или в студии – при записи джазовой музыки, когда при исполнении музыканты нуждаются в "исполнительском диалоге".

3. Комбинированный способ, представляющий собой сочетание первых двух.

Параллельная многоканальная запись – это в большинстве случаев кратчайший путь к получению фонограммы наиболее музыкальной, вовлекающей в прослушивание. При этом способе не нарушается "музыкальное время", не разрывается тонкая исполнительско-музыкальная ткань. При последовательном способе записи творческий взаимообмен в реальном времени между музыкантами невозможен. Живое дыхание игры исчезает. Многие музыканты, понимая это, стараются всеми способами сохранить музыкальность исполнения и не подменить его "звуковым консервантом", состоящим исключительно из стерильного звука и безукоризненного исполнения.

Конечно, в условиях домашней студии организовать полноценную акустическую параллельную запись невозможно. Но преимущества этого способа можно использовать, например, при параллельной записи электрогитары, синтезатора, вокала собственной демо-фонограммы, т. к. он позволяет сохранить на аудионосителе музыкальность исполнения. Ведь если демо-запись не вовлекает в прослушивание, то она теряет свою основную функцию. Параллельная многоканальная запись на компьютере может быть выполнена как в полном объеме, так и частично – комбинированным способом. В идеале она требует установки мультиканальной звуковой карты или аудиоинтерфейса. В этом случае разные каналы можно будет одновременно записывать на разные треки.

При малобюджетном варианте – с двухканальной мультимедийной звуковой картой – можно пользоваться комбинированным способом.

· Один путь – это записывать одновременно двух музыкантов, подключенных к левому и правому каналу звуковой карты, на две отдельные дорожки. И затем повторить "под фонограмму" параллельную двухканальную запись для других партий необходимое количество раз. Исполнительские диалоги способны существенно добавить музыкальности.

Примечание
В условиях домашней студии производить качественную параллельную запись с использованием микрофонов практически невозможно, поэтому мы рассматриваем здесь случай исполнения на электроакустических и электронных музыкальных инструментах.

· Другой путь – это выполнять микширование на внешнем микшерном пульте и записывать группы инструментов. Этот способ требует предварительной звуковой обработки и с точки зрения концепции виртуальной студии менее предпочтителен.

 

Суть метода многоканальной последовательной записи заключается в том, что ансамбль записывается частями (например, сначала только аккомпанемент, а затем солист).

Делается это так: после того как записан аккомпанемент, его воспроизводят, подавая сигнал на головные телефоны. В студии у микрофона располагается солист, который исполняет свою партию под аккомпанемент, прослушиваемый им через наушники.

Запись солиста ведется на отдельный канал. Затем каналы с записями аккомпанемента и солиста микшируются (совмещаются при помощи микшера), звукорежиссер подбирает и регулирует соотношения уровней между каналами. Суммарный сигнал представляет собой законченную фонограмму полного произведения.

При этом запись аккомпанемента, в свою очередь, может быть сделана таким же способом: записать каждую группу исполнителей по отдельности, вплоть до записи каждого инструмента из ансамбля на отдельный канал.

Многоканальная запись облегчает работу исполнителей, сокращает число репетиций и записываемых дублей.

Описанный метод записи дает возможность наиболее выгодно расположить микрофоны для каждого исполнителя или группы исполнителей, не заботясь об их акустическом разделении и о том влиянии, которое могли бы оказать эти микрофоны на звучание других исполнителей.

 

39. Субъективные параметры оценки качества звукозаписи.

С целью выработки общих критериев оценки качества музыкальных фонограмм и разработки мероприятий по улучшению техники записи еще в 1965 году в Берлине состоялось первое совещание экспертов групп прослушивания музыкальных записей радиовещательных организаций членов ОИРТа. В совещании приняли участие звукорежиссеры, представители музыкальных редакций нескольких стран.

 

В первую очередь был проведен анализ различий в качестве звукозаписи, затрудняющих международный обмен магнитными лентами.

 

В результате дискуссии были выработаны параметры для определения качества монофонических записей, а спустя два года - дополнительные пункты для оценки стереофонических фонограмм. Впервые были конкретно определены параметры для профессиональной субъективной оценки качества музыкальных записей.

Оценка проводится по трехбалльной системе: I - единица (запись весьма хорошего качества, без существенных недостатков, пригодна для вещания); II - двойка (запись хорошего качества, с незначительными недостатками, пригодна для вещания); III - тройка (IIIа - запись со значительными техническими или художественными недостатками. может быть принята условно к разовой передаче; IIIб - запись плохого технического качества, представляющая документальную ценность; IIIв - запись, имеющая существенные недостатки, непригодна для вещания).

40. Звукорежиссеры западной школы.

41. Звукорежиссеры советской школы.

42. История развития техники и технологии звукорежиссуры в России.

 

В России процесс развития техники звукозаписи начался в конце XIX века, практически одновременно с изобретением Томасом Эдисоном фонографа в 1877 году. Первая демонстрация этого аппарата в России состоялась в Музее прикладных знаний в 1879 году. Он воспроизвел приветствие Эдисона к жителям Москвы. Первый усовершенствованный фонограф, с возможностью записи звука на восковой валик, появился в России в 1890 году, когда доверенное лицо фирмы Эдисона Ю. Блок записал на фоновалики монологи Яго и Отелло в исполнении артистов Малого театра Южина и Ленского. Один из первых фонографов, появившихся в России, был подарен Эдисоном Льву Толстому. В государственных архивах России хранятся уникальные восковые валики с голосами Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Ф. И. Шаляпина и других крупнейших деятелей русской культуры конца XIX века.

Идею механической звукозаписи усовершенствовал американский изобретатель Эмиль Берлинер в 1888 году, осуществив запись звука на диск, что позволило тиражировать записи в виде граммофонных пластинок. В 1899 году Э. Берлинер организовал в Петербурге первую студию грамзаписи, где в 1901 году впервые на грампластинку были записаны голоса великих певцов Ф. И. Шаляпина и Л. В. Собинова.

Дальнейшее развитие технологии звукозаписи в 20…30 годы привело к становлению профессии звукорежиссера в России. Значительную роль в этом процессе сыграл звуковой кинематограф. В ноябре 1918 года создается первая советская киностудия в Петрограде, получившая название «Ленфильм», а позднее, в 1924 году, в Москве — «Мосфильм». В конце 20-х — начале 30-х годов сложилась ленинградская школа звукового оформления фильмов, в создании которых большую роль сыграли первые ленфильмовские звукооператоры И. Волк и И. Дмитриев.

Освоение звука на киностудии «Ленфильм» шло в плодотворном сотрудничестве с Центральной лабораторией проводной связи, руководимой А. Ф. Шориным. А в Москве освоением звука в кино занималась группа научных сотрудников Физического института под руководством П. Г. Тагера. Эти группы ученых почти одновременно в конце 20-х годов создали первые в России приборы записи звука на кинопленку оптическим способом. Они позволяли с помощью разных (по типу действия) световых модуляторов осуществить продольную запись звука (по системе Тагера) и поперечную запись звука (по системе Шорина).

Первой звуковой картиной, снятой по системе Шорина в 1930 году, была концертная программа, где демонстрировалась возможность воспроизводить звук музыкальных инструментов, показанных на экране. Ленинградские звукооператоры И. Волк и А. Москвин, усовершенствовав первый аппарат Шорина, создали свой аппарат МВ-2 — лучший в то время в стране. На нем был записан звук фильма «Встречный» (1932) и других фильмов киностудии «Ленфильм». На «Мосфильме» в 1931 году на звукозаписывающей аппаратуре системы Тагера была снята одна из первых звуковых картин, знаменитая «Путевка в жизнь».

В этот период времени А. Ф. Шорин предложил использовать кинопленку в качестве носителя для механической записи звука. Им был сконструирован аппарат «шоринофон», сначала использовавшийся для озвучивания кинофильмов, а затем — и для записи музыки и речи в радиовещании, что увеличивало продолжительность записи до нескольких часов.

Запись и воспроизведение звука в этом устройстве производились электромеханическим способом на использованную киноленту. Шоринофон осуществлял многодорожечную механическую поперечную запись, которая воспроизводилась на том же аппарате. При использовании кинопленки шириной 35 мм на ней размещалось более 50 канавок. При рулоне кинопленки в 300 м это позволяло получить в шоринофоне запись длительностью восемь часов. Роль записывающего и воспроизводящего элемента в шоринофоне выполняла специальная головка, в которую для нарезания канавки вставлялся резец, а для воспроизведения корундовая игла.

Следующим направлением, сыгравшим большую роль в становлении профессии звукорежиссера, было создание и развитие радиовещания.

В 1924 году в Ленинграде открылась первая радиостудия (мощностью всего 1 кВт), которая была преобразована в начале 30-х годов в Дом радио. На фотографии запечатлен В. В. Маяковский — первый русский поэт, выступивший по радио. В этот период и появилась новая профессия — «фоник» — так в то время называли звукорежиссеров (от phone — звук). Одним из первых ее представителей в ленинградском Доме радио стала Л. С. Спектор.

К 1937 году в Доме Радио уже размещалось семь радиовещательных студий, в том числе концертные, камерные, речевые. При этом, следует отметить, что одна из студий имела несколько «шумовых» пристроек для воспроизведения акустики разных помещений: подвала, подземелья, собора.

Ленинградский Дом радио располагал симфоническим, духовым, джазовым оркестрами, оркестром русских народных инструментов, хором. Кроме того, регулярно проводились прямые трансляции опер из Кировского театра, Малого оперного театра, лучших спектаклей из Пушкинского, Большого драматического театров, концертов классической музыки из Филармонии с пояснениями Ивана Соллертинского.

0сновным носителем звукозаписи в 30…40 годы были большие восковые или, более качественные, тонфолевые диски. С помощью американского аппарата Presto на этих дисках электромеханическим способом нарезались звуковые дорожки, с которых на этом же аппарате и воспроизводилась запись.

Московский Дом звукозаписи открылся в 1936 году (в 1938 году — прим. ред.). В нем были размещены огромные концертные студии, студии для записи граммофонных пластинок, НИИ и целый ряд лабораторий, где проводились работы по разработке новой аудиотехники.

В 30…50 годах, несмотря на несовершенство используемых технических средств, искусство выдающихся звукорежиссеров М. Г. Кустова, И. В. Власенко (ленинградская школа), Д. И. Гаклина, А. В. Гросмана (московская школа) и др. позволило отработать технологию звукозаписи классической музыки как в «живых» концертах, так и в студийных условиях. Эти мастера добивались высокого художественного качества записи, передающего такие свойства, как пространственность, баланс записываемой программы. Этот феномен можно объяснить не только хорошей акустикой больших концертных студий, но и высокопрофессиональным музыкальным образованием «фоников».

В 1931 году в Москве и в 1932 году в Ленинграде состоялись первые телевизионные передачи оптико-механического телевидения — предшественника телевидения с электронно-лучевой трубкой. В 1939 году в Москве и Ленинграде открылись телецентры, которые были оснащены передовым по тем временам звуковым студийным оборудованием на электронных лампах.

Следующий этап (1950…1980 годы) характеризовался широким развитием в России сети радиовещания и телевидения. К 1980 году насчитывалось 118 программных телецентров и 174 радиодома. В 50…60 годах произошло техническое переоснащение студий звукозаписи: появились первые ламповые магнитофоны, микшерные пульты, расширился парк микрофонов, совершенствовались технические параметры усилителей, контрольных агрегатов и др. С 1960-х годов началось широкое распространение стереофонического радиовещания.

Возникли крупные государственные студии грамзаписи, например фирма «Мелодия», которая после объединения с петербургской студией грамзаписи, стала крупнейшей в стране. Студия первоначально работала на отечественном оборудовании, разработанном Ленинградским оптико-механическим объединением, а затем на чешском, фирмы Tesla.

В конце 60-х годов началось переоснащение звуковых студий оборудованием второго поколения, на транзисторах, а со второй половины 70-х годов — на интегральных микросхемах, с устройствами обработки звукового сигнала (ревербераторами, линиями задержки, частотными корректорами, компрессорами, шумоподавителями и т. д.). Радиодома переоснащались венгерским звуковым оборудованием серии FIT IS; чешским — серии ESR-ESS, а телецентры — отечественной звуковой аппаратурой серии «Перспектива» (с устройствами обработки сигнала).

В рассматриваемый период на киностудиях «Мосфильм», «Ленфильм» и других происходило техническое переоснащение, связанное с разработкой и внедрением магнитной записи. Появились стереофонические и многодорожечные магнитофоны (отечественные и импортные), стереомикрофоны, более совершенные микшерные пульты (передвижные и стационарные).

С развитием технической базы произошли существенные изменения в технологии работы звукорежиссеров. Появилась возможность монтажа звука, перезаписи, последовательного наложения. Многодорожечная запись с последующим сведением открыла дополнительные возможности в обработке фонограммы, особенно для записи эстрадной музыки. Например, использование компрессоров позволило сделать звучание фонограмм более плотным и насыщенным; применение искусственной реверберации дало возможность звукорежиссерам обогатить звучание естественных источников и т. д.

Механическая запись на грампластинку стала производиться, в основном, путем перезаписи с предварительно подготовленной магнитной фонограммы — вместо прежней «живой» записи с микрофона. С 1951 года в России начался промышленный выпуск долгоиграющих, а с 1958 года — стереофонических пластинок.

За этот период фирмой «Мелодия» были выпущены стереофонические записи величайших произведений музыкальной мировой культуры (Моцарта, Бетховена, Баха, Чайковского и т. д.). Большой вклад в развитие звукового искусства в кино внесли уникальный звукооператор киностудии «Мосфильм» Л. С. Трахтенберг, выдающийся звукорежиссер с композиторским образованием В. Б. Бабушкин и др. В годы, когда началось ощутимое развитие средств обработки акустических сигналов, В. Б. Бабушкин записал музыку к популярному мультфильму «Бременские музыканты» и сделал впечатляющую запись в импрессионистском стиле к одноименной грампластинке. Выдающийся петербургский звукорежиссер С. Г. Шугаль, проработавший более 30 лет на радио и телевидении, записал более 20 музыкальных кинокартин и более 200 звуковых дорожек к научно-популярным фильмам. Он также вел в 1972 году первые стереозаписи в ленинградском Доме радио. С. Г. Шугаль создал свою уникальную технологию звукозаписи симфонического оркестра, где при расстановке и коммутации микрофонов использовались дискретные стереопары для отдельных групп инструментов, что в несколько раз сокращает время, необходимое для поиска нужного баланса оркестра.

Известный звукорежиссер В. Г. Динов, работающий много лет на фирме грамзаписи «Мелодия», записал в 70-е годы ряд мюзиклов современных композиторов: «Свадьба Кречинского» и «Смерть Тарелкина» А. Колкера, «Орфей и Эвридика» А. Журбина.

Недостаток технических средств в некоторых случаях компенсировался изобретательностью талантливых звукорежиссеров. Так, например, при записи джаз-оркестра Бенни Гудмена в 1962 году ленинградские звукорежиссеры Никульский и Бронин, используя только четырехканальный микшерный пульт и применяя различные спецэффекты, добились получения очень интересного звучания оркестра в записи (широкой публике больше известна работа с оркестром Бенни Гудмена В. Б. Бабушкина, заслужившая личное одобрение Н. С. Хрущева — прим. ред.).

Выдающийся московский звукорежиссер В. В. Виноградов, записавший фонограммы более 300 фильмов, был ведущим специалистом киностудии «Мосфильм», работал на телевидении, был главным звукорежиссером на Олимпиаде-80, где была задействована самая современная на тот момент аппаратура.

Таким образом, использование в эти годы аналогового оборудования, большой опыт и мастерство звукорежиссеров позволили отработать новые методы и приемы звукозаписи и создать огромное количество фонограмм музыкальных произведений различных жанров.

Третий период развития звукозаписи в нашей стране продолжается с 80-х годов прошлого века по настоящее время. Начался переход на новые цифровые и компьютерные технологии обработки звука, внедряются системы пространственной звукопередачи, что повлекло за собой техническое переоснащение студий звукозаписи. Наряду с аналоговым оборудованием стало использоваться цифровое (микшерные пульты, магнитофоны, новые процессоры спецэффектов и т. д.).

В настоящий период ведущие студии звукозаписи перешли на использование разнообразного цифрового оборудования. Например, петербургская студия грамзаписи фирмы «Мелодия» оснащена передвижными и стационарными пультами Studer, пультами для работы с пространственным звуком, а также устройствами для обработки звука японской фирмы Sony, американской фирмы Lexicon, японской фирмы Yamaha, большим парком микрофонов фирм Sennheiser, Neumann, Shure и др., цифровыми магнитофонами Tascam. С 90-х годов на студии применяются компьютерные монтажные станции (Wave Frame, Pro Tools).

C 2001 года на «Ленфильме» оборудована цифровая студия перезаписи, использующая цифровой пульт Avant фирмы Solid State Logic, предназначенный специально для перезаписи кинофильмов и видеопродукции больших форматов. В качестве эффект-процессоров обработки звука используются современные приборы: Lexicon 960L, TC Electronic System 6000. Применяются также усилители мощности фирмы QSC, контрольные мониторы фирмы JBL. Переход на цифровые технологии открывает новые возможности благодаря нелинейному монтажу звука, огромному числу спецэффектов, пространственному кодированию. Это позволило ведущим звукорежиссерам России создать качественно новые звуковые продукты. Теперь стало возможным произвольное формирование акустического пространства, введение в музыкальную ткань новых тембров (как живых, так и синтезированных), применение практически неограниченного числа специальных эффектов, создаваемых, в том числе, и на виртуальном уровне.

Эти технологии используются ведущими российскими звукорежиссерами кино, телевидения и радио, такими как, В. В. Виноградов, П. К. Кондрашин, С. Г. Шугаль, В. Г. Динов, Е. В. Никульский, Ю. А. Кубицкий, и многими другими талантливыми звукорежиссерами. В качестве примеров можно упомянуть запись музыки к балету «Шехерезада», сделанную звукорежиссером Виноградовым в формате Dolby Surround 5.1, запись мессы «Юбиляр» композитора Сильвио Баккарелли, выполненную В. Г. Диновым по цифровой технологии, симфонии № 1, 2, 3, 4 композитора Михаила Носырева, записанные в студии петербургского Дома радио звукорежиссером С. Г. Шугалем по заказу лондонской фирмы Olimpia.

Дальнейшее развитие звукотехники и технологии звукорежиссуры в XXI веке видится в стремительном усовершенствовании технической базы, что даст специалистам дополнительные возможности для обработки и монтажа звука, а также для реализации творческих замыслов при формировании звукового образа и на виртуальном уровне.

к семинарским занятиям по курсу




Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 3219 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав