Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

ВОПРОС Самодийские народы Западней Сибири - ненцы, энцы, селькупы. Территория расселения, проблемы этногенеза. Хозяйство, социальные отношения.

Читайте также:
  1. I Перечень вопросов к изучению
  2. I. Социальные группы и общности. Виды социальных общностей.
  3. I. Сущность общественного мнения, его характеристики и проблемы изучения.
  4. II. Список теоретических вопросов к экзамену
  5. III СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
  6. III. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЁЖИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  7. III. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЁЖИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  8. III. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЁЖИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  9. III. Список практических вопросов к экзамену
  10. III.5. Экологические проблемы в экономической географии.

40. Підсумковий контроль засвоєння Модуля – 1 “Анатомія опорно – рухового апарату”

ВОПРОС Самодийские народы Западней Сибири - ненцы, энцы, селькупы. Территория расселения, проблемы этногенеза. Хозяйство, социальные отношения.

    НЕНЦЫ      
     
ЧисленностьПо переписи в 2002 г. - 41 тыс. чел Этнические и этнографические группыНЕНЦЫ, ненэц (самоназвание), самоеды, народ в РФ, коренное население Европейского Севера и севера Западной Сибири.Принадлежат к уральской расе. Делятся на две этнотерриториальные группы — тундровые, расселяются в зоне тундры от Кольского полуострова (с конца ХIХ в.) до правобережья низовья р. Енисей (территории Мурманской обл., Архангельской обл. — Ненецкий АО, Тюменской обл. — Ямало-Ненецкий АО, Красноярского края — Долгано-Ненецкий (Таймырский) АО), лесные расселяются в таежной зоне междуречья Оби и Енисея. Основная часть лесных ненцев живет в бассейне р.Пур, а также в верховьях р. Надым и по северным притокам рек Лямин, Тромеган и Аган. Расовая принадлежность, антропологический типВ антропологическом плане ненцы относятся к уральской контактной малой расе, для представителей которой свойственно сочетание антропологических признаков, присущих как европеоидам, так и монголоидам. ЯзыкНенецкий язык относится к самодийской (самоедской) группе уральской языковой семьи и делится на два диалекта — тундровый, который распадается на западные и восточные говоры, общение между носителями которых не мешает взаимопониманию и лесной, отличающийся своеобразием фонетического состава, что затрудняет языковой контакт с носителями тундрового диалекта. Лесной диалект также делится на ряд говоров. Религия В религиозных верованиях у ненцев, живших в конце XIX в. патриархальными родами, доминировала вера в духов - покровителей природных объектов и стихий (неба, земли, рек, огня и др.). Среди части ненцев Европейского Севера в середине XIX в. распространилось русское православие. Этногенез и этническая.идея двухкомпонентности северо-самодийского этногенеза. в формировании ненцев принимали участие, с одной стороны, южно-самодийские группы, которые под натиском кочевников гуннов и тюрок, в течение III – ХIII вв. н.э. мигрировали с Саян, с другой, аборигенное население тундры, лесотундры и северных районов тайги Западной Сибири, известное в фольклоре ненцев под именем сихиртя. Так, в составе европейских ненцев 78.2% родов составляют южно-сибирские и 21.8% аборигенные компоненты, у сибирских тундровых ненцев южно-сибирский компонент 53.4%, аборигенный 26.4%, хантыйский 15.0% и "смешанный" (лесные ненцы и энцы — 5.2%) сибирские лесные ненцы имеют в своем составе 63.2% южно-сибирского компонента, 35.4% аборигенного и 2.6% тундровых ненцев. ХозяйствоСпецифика выделенных групп фиксируется и в сфере этнической культуры. Тундровые ненцы являются крупноетадными оленеводами (северный вариант скотоводческой экономики). Ведут кочевой образ жизни, осуществляя ежегодные перекочевки с оленьими стадами по системе: лето — северные тундры, зима — лесотундра. Материальная культура адаптирована кочевому образу жизни (мобильное жилище, высокоспециализированный олений транспорт, минимальный набор предметов жизненного обихода). Все потребности человека обеспечиваются продукцией домашнего оленеводства. Хозяйственное сезонное значение имеет рыболовный промысел, охота на водоплавающую дичь, пушной промысел. В отличие от тундровых, в культуре лесных ненцев отмечаются: слабое развитие оленеводства, которое представлено таежным, транспортным его вариантом, обеспечивающим промысловую ориентацию традиционной экономики; охота и рыболовство, как основные хозяйственные составляющие; существуют многочисленные отличия в сфере материальной культуры — жилище, одежда, транспорт, пища, утварь и т.д. Традиционные поселения и жилищаПоселением кочевых оленеводов являются круглогодичное подвижное стойбище, состоящее из нескольких чумов (1-5), у лесных ненцев стойбища сезонные.Универсальным типом жилища является чум, так называемого "самодийского типа" — два основных шеста соединяются ременным кольцом, количество шестов каркаса 25-50, особая конструкция надочажного устройства, покрытие зимнего чума двойными "нюками" — покрышками сшитыми из оленьих шкур, летнего одинарными старыми нюками или тисками. Все части чума перевозились на специальных оленьих нартах. Традиционная одежда. При пошиве одежды из меха ненцы используют особенности строения кожного и волосяного покрова северного оленя и оригинальный покрой одежды и обуви, что позволяет комфортно чувствовать себя в любую стужу. Наиболее характерной деталью ненецкого мужского костюма, вот уже на протяжении многих сотен лет, является меховая малица, а женского костюма – ягушка, а основной обувью - пимы и тобаки. Все ягушки и малицы сшиты по одному фасону, а выглядят по-разному. Зависит это от достатка в семье и мастерства хозяйки. Удобным головным убором ненцев является меховая шапка, её материал и форма удачно приспособлены к суровым климатическим условиям и кочевому быту, потому что ненецкая шапка мягкая, лёгкая, тёплая, достаточно просторная (свободная), удобная при езде на оленях и другой деятельности, связанной с кочевым образом жизни, охраной оленей и охотой. Шапки можно рассматривать как предмет роскоши, мастерски разукрашенные, дополняющие нарядную одежду как женскую, так и мужскую и детскую.
     
ЭНЦЫ      
   
Территория расселенияВ настоящее время энцы живут, в основном, в Воронцовском с/с Усть-Енисейского района, Потаповском с/с Дудинского района, а также в Авамском районе Таймырского автономного округа Красноярского края. ЧисленностьЭнцы являются одним из наиболее малочисленных народов Севера. 1989 г. — 209 чел. Этнические и этнографические группыТундровые энцы (хантайские самоеды), платившие ясак в Хантайское зимовье, составляли приблизительно 2/3 численности народа. Летом они кочевали в тундрах между Енисеем и р. Пурой, зимой, откочевывали южнее в лесотундру между р. Малая Хета и оз. Пясино. Эта группа состояла из нескольких крупных родовых объединений (Сомату, Бай, Муггади) и имела самоназвание сомату / онэйэннэчэ. Прочие энцы называли их маду — "родственники по жене", ненцы — манто / мадо. Лесные энцы (карасинские самоеды) платили ясак в Карасинское зимовье и постоянно кочевали в лесной зоне южнее Дудинки. В их состав входили родовые группы Муггади, Ючи и ряд семей группы Бай, образующие единство с самоназванием пэ-бай "лесные баи", также их называли энцы группы сомату. ЯзыкЭнецкий язык входит в самодийскую группу уральской языковой семьи, в которой он наиболее близок ненецкому, несколько отличаясь от последнего фонетическим строем и лексикой, по звуковому составу, фиксируется сходство с нганасанским. Он подразделяется на два диалекта: тундровый (маду бада) и таежный (бай бада), которые соответствуют двум территориальным подразделениям энцев. Характер языкового взаимодействия энцев, прежде всего с ненцами, в различных этнокультурных средах происходит по-разному. Возможна полная утрата языка, связанная с ассимиляцией (Байкаловский с/с), при сохранении в среде старшего поколения понимания энецкой речи. Малохетские и Воронцовские энцы практикуют двуязычие, причем ненецкий, наряду с русским, выступает в качестве языка межнационального общения. В Потаповском с/с почти все ненцы (1963 г., 8 семей), владели энецким языком. В целом, языковые процессы на Енисейском Севере можно охарактеризовать как интеграционные. РелигияХристианизация не имело определяющего влияния на традиционную мировоззренческую систему, поскольку удаленность территорий, где жили энцы, сложности организационного характера, несовместимость мировоззренческих систем, не позволяли миссионерам проводить целенаправленную христианизаторскую политику. Этногенез и этническая историяИстория энцев обычно рассматривается в рамках общесамодийского этногенеза. состоят из двух территориально разобщенных группировок. Одна из них называет себя сомату, в литературе известна как тундровые энцы (или - хантайские самоеды). Вторая группа сама себя называет нэ-бай (т. е. лесные баи), в литературе она известна под именем лесных энцев, а в прошлом - карасинских самоедов. Сомату называют группу пэ-бай этим же названием, а нэ-бай называют сомату словом маду, что значит "родственники по жене". Тундровые энцы (хантайские самоеды), платившие ясак в Хантайское зимовье, составляли приблизительно 2/3 численности народа. Летом они кочевали в тундрах между Енисеем и рекой Пурой, зимой откочёвывали южнее в лесотундру между рекой Малая Хета и озеро Пясино. Эта группа состояла из нескольких крупных родовых объединений (Сомату, Бай, Муггади) и имела самоназвание сомату / онэйэннэчэ. Прочие энцы называли их маду — «родственники по жене», ненцы — манто / мадо. Лесные энцы (карасинские самоеды) платили ясак в Карасинское зимовье и постоянно кочевали в лесной зоне южнее Дудинки. В их состав входили родовые группы Муггади, Ючи и ряд семей группы Бай, образующие единство с самоназванием пэ-бай «лесные баи», также их называли энцы группы сомату. Имевшаяся в прошлом этнографическая специфика этих групп, в настоящее время в значительной степени утрачена и сейчас они рассматриваются в качестве территориальных подразделений энцев. Этническая территория энцев исторически граничила на западе с кочевьями «обдорских самоедов» — ненцев; на юге - с «казымскими самоедами» — лесными ненцами, «туруханскими самоедами», «остяко-самоедами» — селькупами и «инбаками» — кетами; на востоке - с «тунгусами» – эвенками и «пясидской самоядью» — нганасанами. Административно она входила в Мангазейский уезд Енисейской губернии ХозяйствоОбщая динамика хозяйства энцев состоит в переходе от промысловой экономики, "культура охотников на дикого оленя", к домашнему крупностадному оленеводству у тундровых энцев и сохранении в среде лесных, таежного промыслового хозяйства с элементами домашнего оленеводства, в основном, транспортной направленности. Хозяйственный комплекс энцев наиболее выразительно демонстрирует традиционный промысловый календарь, в названиях месяцев которого, отражен тот или иной род занятий. Охота на водоплавающую птицу в период линьки в августе у тундровых энцев называлась месяцем кануирио "птенцов месяц", у лесных, дедюдири "лебедя месяц". С рыболовством связаны названия летних месяцев: июнь наардири "лов рыбы" (лесные энцы). В хозяйстве энцев незначительную роль играл пушной промысел. Охота на песца имела скорее ситуационный характер и не нашла отражения в календаре северных самодийцев. Традиционные поселения и жилищаОсновное жилище энцев — чум, имеет ряд отличий от общесамодийского типа и сближается с нганасанским, что определяется принадлежностью этих народов к единой культуре охотников на диких оленей. Для энецко-нганасанского чума характерны два основных шеста, расположенных у входа и за очагом, наличие трех шестов надочажного устройства, 4 — 8 нюков перекрытия, постановка зимой чума на землю, в вырытую в снегу яму, а не непосредственно на снег, что расценивается, как переживание в чуме традиций углубленного в землю жилища, подкрепляемое еще и лексической формулой: "спустится с горы", т.е. сесть ближе к огню, ориентировка чума в пространстве входом на восток. Традиционная одеждаНаряду с чумом, у энцев и нганасан бытовал единый комплекс одежды. В эпических сказаниях существует универсальная формула: "Ваша одежда от нас", чем энцы подчеркивали свое родство с нганасанами. Генетически она восходит к распашной одежде с вшитым нагрудником. Традиционный комплекс одежды энцев отличается по двум этнотерриториальным группам. У лесных энцев большее распространение получила ненецкая одежда. Так, в 1926 г. энецко-нганасанский тип носили 55%, ненецкий 30%, долганский 15%, в 1948 г. ненецкую одежду использовали уже 71% мужчин и 68% женщин, энецкую 19% мужчин и 21% женщин, а в 1962 г., последняя практически вышла из употребления. Особенности мужского костюма фиксируются в двойной составной верхней одежде, сокуе с султаном на капюшоне, который изготавливается из хвоста оленя, что является внешним знаком отличия энца и нганасана от ненца. Женская одежда, также двойная, обернутого типа, распашная, тоже носилась без наружного пояса. Особенностью женского костюма энцев был нательный комбинезон, более короткая обувь, которая заправлялась под штанины комбинезона, капорообразные шапки. В элементах отделки одежды, можно отметить использование собачьего меха и раскраску кожи. Пища Традиционная пища — мороженая, свежая, вареная рыба и оленье мясо, рыбные и мясные супы с крупами. Из рыбы заготавливали юколу и рыбную муку — порсу. Растительная пища: дикий лук, некоторые коренья и ягоды. Из покупной ржаной муки готовили тонкие лепешки и ели их, обмакивая в рыбий жир. Пили настой из листьев брусники, в настоящее время — чай. Социальная организацияКомплексное оленеводческо-промысловое хозяйство энцев, требовало гибкой системы организации общества, основы которого базировались как на принципах родства, так и на территориальных связях. В конце ХVIII – начале ХIХ вв. в производственной жизни энецкого общества значительную роль играли патронимические объединения и большесемейные коллективы, занимающиеся совместной добычей дикого северного оленя и выпасом домашних оленей. Отношение между полами и к детям в энецком обществе строится на основе поло-возрастного разделения труда, чем и определяется социальная стратификация. Главенствующую роль в обществе играет мужчина, в функции которого входила деятельность во всех сферах традиционного производства, в обеспечении благополучия семьи. Женская деятельность ограничивалась сферой домашнего производства.В этой связи, можно отметить паритетные социальные роли полов в принятии важных для семьи решений, возможность развода, инициатива в котором могла исходить и от женщины. Единственным обстоятельством, снижающим социальный статус женщины, было отсутствие у нее детей. Количественный состав малых семей у энцев был небольшим, что объясняется высокой детской смертностью, хотя имелись семьи, в которых было 6-7 детей. Отношение к детям было весьма терпимым, любые инициативы ребенка к взрослой деятельности поощрялись, Отношение к старикам определялось относительным снижением их социально значимых функций в сфере производства, но они полностью находились под покровительством семьи и сородичей.. Духовная культура и традиционные верованияОсобое место, по отношению к общесамодийской, занимает и энецкая идеология, которую можно определить, как сочетание традиционной мировоззренческой системы с шаманизмом. Энецкий пантеон демонстрирует, с одной стороны, персонажи высшего уровня соответствующие ненецким (Нга, Тодоте, Дя-Меньюо), более низкий уровень, составляют многочисленные духи-хозяева природных объектов, животных, духи-помошники и покровители, которые часто атрибутировались в антропо/зооморфном виде. С другой, основу традиционного мировоззрения энцев составляли представления о Матерях Природы — Земле-матери (Моу-нямы), Солнце-матери (Коу-нямы), Огне-матери (Туй-нямы), Воде-матери (Бы-нямы), которые и определяют целостность мироздания, соотношение и взаимодействие его ипостасий, место человека и его отношение к миру, трансформацию жизненности и т. п. Энецкий шаманизм типологически соответствует общесибирскому.
 
СЕЛЬКУПЫ    
   
Территория расселенияТомская обл. — правые притоки Оби Кеть, Тым, Вах и т. д., Тюменская обл. и Красноярский край — бассейн р. Таз, левые притоки Енисея Турухан, Баиха, Елогуй и т. д. ЧисленностьЧисленность: 1989 — 3612 чел. Этнические и этнографические группыПредположительно с ХVII века разделены на две территориальные группы — южную, нарымскую и северную, тазовоко-туруханскую. Расовая принадлежность, антропологический тип.В антропологическом плане селькупы относятся к уральской расе. Язык.Селькупский язык входит в самодийскую группу уральской языковой семьи. Большая этническая территория, при небольшой численности населения, предопределяют сложность внутренней организации селькупского языка. В его составе выделяется ряд диалектных групп — северная или тазовская, тымская, нарымская, обская, кетская, которые, в свою очередь состоят из большого количества диалектов. Языковые отличия между северными и южными диалектными группами существенны, что препятствует свободному языковому общению. Религия Православные. Этногенез и этническая историяЭтногенез селькупов связывается с историей формирования других самодийских народов Западной Сибири в рамках концепции их южносибирского происхождения. В то же время, в этом процессе селькупы занимают несколько обособленное место. Территория Нарымского и Томского Приобья, которая является автохтонной для селькупов, в конце I тыс. до н. э. — середине I тыс. н. э. входила в состав кулайской культурной общности и представляла северную, таежную периферию самодийцев. В Среднем Приобье, с середины II тыс. н. э., традиции кулайцев наследует рёлкинская археологическая культура, которая идентифицируется в этнокультурном плане как праселькупская. На протяжении I – й половины II тыс. н. э, когда под воздействием тюрок южные самодийцы переселяются на север в приполярные районы Западной Сибири и горно-таежные районы Южной Сибири, селькупская территория практически избежала иноэтнического влияния. Поэтому селькупы в большей мере, чем какой либо другой самоедоязычный народ, сохранили древнюю самодийскую основу. В то же время, широкая территория расселения и последующее переселение части селькупов на север, в бассейн рек Таз и Турухан вело к достаточно интенсивным контактам с соседями к включению в их состав тюркских, кетских, хантыйских, эвенкийских и северосамодийских культурных компонентов, что нашло отражение в современной культуре этого народа. ХозяйствоДеление селькупов на две территориальные группы и их контакты с соседними народами фиксируются в особенностях этнической культуры. Южные селькупы в настоящее время значительно ассимилированы русским населением и утратили многие элементы таежного охотничье-рыболовецкого хозяйственно-культурного комплекса, характерного для всех народов, живущих в таежной зоне Западной Сибири. Северные селькупы, в контакте о северосамодийскими народами, а также кетами и эвенками, освоили таежное транспортное оленеводство и до настоящего времени сохраняют традиционное промысловое хозяйство, мобильное жилище (чум) традиционную для северян одежду /типа малицы/, режимы питания, утварь, транспорт, продолжают бытовать некоторые функции традиционных социальных институтов, основы традиционного мировоззрения. Традиционные поселения и жилища Древними селькупскими жилищами являлись квадратные или прямоугольные землянки — карамо, вырывавшиеся в обрывистых речных берегах. В XIX веке селькупские селения — юрты также располагались обычно по берегам рек. Традиционное зимнее жилище томских (нарымских) селькупов — землянка или полуземлянка с бревенчатым или жердевым каркасом и деревянным полом. Для обогрева использовали чувал — очаг с трубой. Селькупы-оленеводы, живущие в Тюменской области и Туруханском районе Красноярского края, используют в качестве зимнего жилища чум ненецкого типа, крытый оленьими шкурами. Летним жилищем северных селькупов служит тот же чум с покрытием из тиски — вываренных и сшитых между собою кусков бересты — или брезента. Многие современные селькупские семьи проживают в посёлках в домах русского типа. Традиционная одежда Зимней одеждой мужчинам и женщинам у северных селькупов служила парка — распашная шуба, сшитая из оленьих шкур мехом наружу. Под парку мужчины надевали рубахи и штаны из ровдуги, а женщины — домотканые платья. Зимней обувью мужчинам и женщинам служили пимы из камусов или сукна, с голяшками из камусов. Головной убор шился в форме капора из пыжей (шкурок молодых телят), песцовых или беличьих лапок. Северные селькупы-оленеводы сохраняют в качестве зимней одежды малицы, сокуи и бакари ненецкого образца. Пища В прошлом селькупы питались преимущественно рыбой. Из неё изготовляли муку — порсу. Разнообразили пищевой ассортимент мясо боровой дичи, а у северной группы селькупов — изделия из оленины. Из дикорастущих употреблялись в пищу дикий лук, сарана, различные лесные ягоды. Чай заменял настой можжевельника. Уже в XIX веке в пищевой рацион селькупов вошли покупные продукты: мука, сахар, чай, крупы и др. Духовная культура и традиционные верования Разнообразными жанрами (героические песни, исторические предания, сказки, загадки, поговорки) представлен селькупский фольклор. У современных селькупов, особенно селькупов Томской области, многие фольклорные произведения исполняются на русском языке. Из музыкальных инструментов у селькупов бытовали варган — губная костяная (из оленьего рога) пластинка с вибрирующим язычком, семиструнная арфа — лебедь. Оба эти инструмента распространены в южной части ареала расселения селькупов. У северных селькупов был известен только шаманский бубен.
                   

4 ВОПРОС Угроязычные население Западной Сибири - ханты, манси. Расселение и проблемы этногенеза. Хозяйство, социальные отношения, мировоззрение.

Остяки и вогулы

Ханты и манси, в прошлом известные под названием остяки и вогулы, и которых нередко называют "обские угры" - основное коренное население Ханты-Мансийского Автономного округа. Они говорят на языках, относящихся к угорской группе уральской языковой семьи. По лингвистическому принципу принято выделять три этнографические группы хантов (северную, восточную, южную) и четыре группы манси (северную, западную, восточную и южную).

 


Ханты и манси, в прошлом известные под названием остяки и вогулы, и которых нередко называют "обские угры" - основное коренное население Ханты-Мансийского Автономного округа. Они говорят

на языках, относящихся к угорской группе уральской языковой семьи. У хантов северная группы проживает в бассейне реки Казым, восточная - население рек Юган, Пим, Тромаган, Аган, Вах и Васюган и южную - Иртыша.
Северная группа манси живет в бассейне Оби, Северной Сосьвы, Ляпина, верхнему течению Лозьвы; западная - по Пелыму, Нижней и Средней Лозьве, Вогулке; восточная - по реке Конде; южная - по Тавде.

 

Типы хозяйства

 

Многообразие природных условий определили типы хозяйства хантов и манси, которое всегда было комплексным; в нем ведущая роль принадлежала либо охоте, либо рыболовству в зависимости от

проживания (оленеводство, кедровые и ягодные промыслы имели подсобное значение).
Ловля рыбы, преодоление водных преград во время охоты, - были невозможны без одного из самых распространенных средств передвижения в Западной Сибири: лодки.

 

Образ жизни

 

Большая часть хантов и манси вела полуоседлый образ жизни. Для оленеводов был характерен кочевой образ жизни. У этих народов до недавнего времени существовала устойчивая система землепользования с постоянным или длительным закреплением промысловых угодий за семьями ли группами родственных семей.
Промысловые угодья включали в себя территорию, необходимую для рыболовства и охоты, а также зимние и летние оленьи пастбища. Хозяйственный цикл складывался из последовательного чередования сезонных занятий. В пределах промысловой территории совершались регулярно повторяющиеся миграции.
Каждая семья имела стационарные жилища (зимнее и летнее - срубные) и временные (каркасные, чаще переносные).
У хантов и манси существовал определенный принцип выбора места поселения, связанный с их занятиями и образом жизни.

 

Предметы домашнего обихода и пища

 

Предметы домашнего обихода изготавливались из местных материалов: бересты, дерева, рыбьей кожи, оленьего меха и ровдуги. Основной пищей у хантов и манси были рыба и мясо.
Рыбу ели сырую (свежую и мороженую), вареную, вяленую, жареную и сушеную. Из ее внутренностей вытапливали рыбий жир, который употребляли с другими продуктами: ягодами, рыбой, мучными изделиями. Основным источником мяса были крупные промысловые звери - лоси и дикие олени. Боровую и водоплавающую дичь ели как в сыром, так и в вареном виде. Грибы не употребляли в пищу: их считали "нечистыми", это был олений корм. Многие курили, нюхали и сосали табак.

 

Традиционный костюм

Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, ровдуги, сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани.. На обувь и пояса шла также покупная кожа; на украшения - бисер, металлические подвески.
Летом традиционной женской одеждой у хантов и манси были платья на кокетке и халаты из хлопчатобумажной ткани прямого покроя, без воротника; зимой - глухая одежда из оленьих шкур мехом внутрь (малица) и поверх нее такая же одежда мехом наружу (парка). Это могла быть также меховая шуба на подкладке из прочной ткани - сукна или вельвета. Наиболее распространенным головным убором был платок. Зимой носили по два-три платка, вкладывая один в другой. Девушки летом нередко ходили с непокрытой головой. Замужние женщины опускали платок на лицо, закрываясь от старших родственников мужа.
Мужчины носили рубахи (по покрою похожие на женские платья), штаны и пояса, к которым подвешивали мешочки и сумочки с охотничьими принадлежностями. Верхняя одежда была глухого покроя, шилась из сукна или оленьих шкур с капюшоном (малица, гусь). До настоящего времени у манси сохраняется охотничья одежда - "лузан", которую шили из сукна, с капюшоном, незашитыми боками и без рукавов. С внутренней стороны, спереди и сзади, пришивались большие карманы для охотничьих трофеев. Западным, южным, восточным манси и южным хантам было известно ткачество: ткали из покупных льняных ниток или из самодельных крапивных.
Летнюю обувь шили с длинными голенищами из ткани или кожи; а зимнюю -из камусов (шкур с ног крупных животных).

 

 

Семья

 

Основой общества были семья и поселок, называвшийся "сорт" у манси и " юрт" у хантов.
Семья была патриархальной: главой семьи считался

мужчина, счет родства велся по мужской линии. Дети при разводе оставались у отца. Однако женщина обладала определенной свободой в семье, имела возможность развестись; сильным был культ женщины-родоначальницы.
В конце XIX - начале XX в. у хантов и манси существовали фратрии и роды. У северных хантов и манси под фратриями (объединением родов) подразумевались две группы: Пор и Мось. Члены одной фратрии считались кровными родственниками и вели свое происхождение от одного мифологического предка: у Пор предком считался медведь, у Мось - женщина Калтась, которую представляли в виде зайца или гусыни. У каждой фратрии был свой собственный центр: селения на Оби, которые считались местом обитания тотемов. У восточных хантов было три рода, которые назвались Лосем, Бобром и Медведем.

 

 

Святилища

 

Своеобразным феноменом культуры обских угров являются святилища, культовые места, где проводились обряды, связанные со всеми сторонами жизни человека, но, прежде всего, отправление промысловых культов, что должно было гарантировать успех в охоте и рыболовстве. Во время проведения обрядов приносились жертвы (кровавые и бескровные) духу-хозяину воды и леса, от которого зависел успех промысла, обилие рыбы, мяса, пушнины.. Вся земля, реки и озера, как считали ханты и манси, были поделены между духами-предками, от которых зависели жизнь и благополучие определенной этнографической группы

5) Сибирское ханство в ХVI веке: территория, этнический состав населения, характеристика социального устройства и внутриполитического положения;

Территориальные границы Сибирского ханства точно установить довольно сложно. В XV в ханство занимало лесостепную зону Юго-Западной Сибири, где проживали тюркоязычные племена, известные под собирательным именем "западносибирские татары". Судя по письменным источникам, относящимся ко второй половине XVI-XVII вв, оно занимало треугольник, образуемый Тоболом (с Турою) и Иртышом (с Омью). К северу от этого треугольника татарские владения тянулись узкой полосой по обоим берегам Иртыша, прорезая землю, населенную остяками (хантами) и вогулами (манси). Границы татарских волостей в XVII в определялась рекой Туртас. Кроме того, власть сибирских ханов распространялась за пределы земель с татарским и отатарившимся населением. Сибирские ханы собрали ясак с населения, жившего по нижнему течению реки Обь, с кодских и обдорских князей, а также с вогульских племен, живших вдоль пути Турою за Eрал и на Каму. Фактически границы Сибирского ханства при хане Кучуме были гораздо шире - на юге они терялись в Барабинских степях, а на западе времена переходили на западный склон Уральских гор. Центром Сибирского ханства был Кашлык или Искер. Вдоль берега Иртыша подступы к Кышлыку оберегались укрепленными городками - Сузгун-Тура, Бицик-Тура, городок на Чувашском мысе, городок мурзы Аттика, Ебалак. На противоположном берегу Иртыша, у впадения реки Вагай, стоял городок Касым-Тура, несколько выше устья Вагая стоял городок князя Бегиша. Татарские улусы, вошедшие в состав Сибирского ханства, возглавлялись беками или мурзами, которые находились в служебно-вассальной зависимости от верховного правителя ханства. Они обязаны были поставлять хану "дары" с улусных "черных людей", учавствовали со своими отрядами в военных походах хана, получая за это часть военной добычи. В пределах подвластной им территории мурзы и беки сохраняли почти полную независимость в управлении и эксплуатации улусных людей. Во внутреннюю жизнь улусов центральная власть не вмешивалась. Постепенно беки, мурзы, тарханы сосредоточивали в своих руках право распоряжаться улусными кочевьями и промысловыми угодьями, часть из них превращая в частную собственность. Именно они широко использовали в своих хозяйствах труд обедневших улусных людей и рабов ("ясырей"). На "черных" улусных людях лежала обязанность военной службы в отряде улусного предводителя, уплата ежегодных "даров" мурзе, беку, тархану продуктами промыслов (рыбой, пушниной) или скотоводства. "Черные люди" покоренных сибирскими ханами татарских улусов, хантыйских и мансийских территориально-племенных объединений обязаны были платить ежегодный ясак в пользу хана и поставлять воинов для ханских военных походов. Правители Сибирского ханства брали ясак преимущественно пушниной с населения, которое было покорено. От уплаты ясака освобождались жители улусов, владельцы которых были союзниками сибирских правителей. Эти мурзы и беки получали особые привилегии и назывались "тарханами". Аппарат государственной власти в Сибирском ханстве состоял из хана, ясаулов, направляемых ханом в улусы, а также вельмож-советников и карачи (визиря). Имелся также штат сборщиков ясака и "даров". Эти сборщики назывались "даругами". Сибирские шейбаниды - потомки убитого хана Ибака, не оставляли надежды вернуть себе власть над Сибирским ханством, но, лишившись поддержки ногаев, вынуждены были перебраться далеко на юг, в Среднюю Азию, где царствовали их родственники - узбекская ветвь шейбанидов. Сибирские шейбаниды обрели убежище главным образом в Бухаре. Сын хана Ибака Муртаза умер в своем среднеазиатском уделе. А дети Муртазы - Ахмед-Гирей и Кучум - в середине XVI в, опираясь на поддержку Ногайской Орды и главы узбекской ветви шейбанидов, бухарского хана Абдулы II, начали борьбу за восстановление власти своей династии в Сибири. Это побудило тайбугинских беков Ядгара и Бек-Пулада вступить в вассальные даннические отношения с царем Иваном IV.

 

 




Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 70 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав