Читайте также:
|
|
В С++есть два вещественных типа: float и double. Операции
вещественной арифметики выполняет сопроцессор (FPU).
Значение, полученное в сопроцессоре, преобразуется в тип float или double и хранится в этом типе.
Вещественное число представляется в виде (в IBM PC):
x=(-1)S * 1.f * 2p
Здесь S – знак(‘+’ - 0/’-’ - 1), 1.f – мантисса числа, p – порядок.
В памяти хранится: машинный порядок P’=P+д; д зависит от формата и кол-ва разрядов под порядок, 1 в целой части мантиссы в форматах float и double не хранится, но подразумевается, в сопроцессоре 1 в целой части мантиссы хранится.
S | ß--- | P’-> | <- | ---- | --f-- | ------ | ------ | ------ | ---à |
K
Под машинный порядок p’ отводится K разрядов: в эти к разрядов входит максимальное число max, д=max/2, половина значений p’ соответствуют положительному истинному порядку p, половина отрицательному. P’ всегда положительный.
K=8 (float); K=11 (double); K=15(long double);
max=255 max=2047 max=32767
соответственно
д=127( float ); д=1023( double ); д=16383( long double );
p’= p+127 p’= p+1023 p’= p+16383
Для чисел X: 0< p’ <max;
Eсли P’=0 и f=0, то X=0.
Eсли P’=max, то данное X не является числом, а представляет некоторое специальное значение:
+бесконечность: 0 11...11 00.... 00
- бесконечность: 1 11...11 00.... 00
P’ f
Не числа: (NaN, Not a Number): P’=11... 11, а f≠0
Неопределённость: P’=11... 11, а f=1000... 00
Денормализованные числа: 0/1 P’=000.... 00, а f≠0
Положение точки не фиксируется, оно определяется порядком P числа, т.е. точка как бы плавает по разрядной сетке: для разных чисел её место может быть разным. Такая форма представления получила название представления с плавающей точкой. Код числа в этом случае называют машинным кодом представления с плавающей точкой. Характеристики машинного слова: МС {n, k, m, q, E=2}, Е не хранится, оно выбирается при конструировании процессора, также как и способ представления порядка P’.
В дальнейшем будем рассматривать тип double
Пример. X=3.5 = 11.12 = (-1)0 *1.11*21
P’ = 1+1023 =1024
p’=1024 f=0.11
… |
7 6 5 4 3 0
16-ый код: 40 0С 00 00 00 00 00 00
Число –3.5: С0 0С 00 00 00 00 00 00
Диапазон чисел, представимых в формате с плавающей точкой (тип double ): |X|min <=|X|<=|X|max и X=0 1<=P’<=2046
|M|min*2pmin <=|X| <=|M|max*2pmax и X=0
1*2-1022<=|X| <=(2-2-52)*21023 и X=0
10k<=|X| <=10L lg2=0.30103
k= –1022*lg 2= –307.65266= -308+0.34734
L= 1024* lg 2=1024*0.30103=308.25472
2.2*10-308<=|X| <=1.7*10308 и X=0
__[\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\] _____|_____[\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\]______
–Xmax -Xmin 0 Xmin Xmax
Точность чисел, представленных в формате с плавающей точкой: часто вместо числа Х в МС хранится его приближение Х*. Погрешность вносится из-за хранения приближенного значения мантиссы.
Абсолютная погрешность числа Х*: |X – X*| = ∆(Х*) =|MX –MX*|*2px= 2-52*2px т.е. абсолютная погрешность числа зависит от порядка числа.Обычно для формата с плавающей точкой определяют относительную погрешность Х* : d(Х*)
Для пользователя более важным является практический вопрос: сколько значащих цифр десятичного представления числа гарантированно сохраняются при таком формате хранения числа. Есть приближенное правило для определения этого количества К цифр при q=2:
m двоичных разрядов мантиссы соответствуют К десятичным цифрам: К»[m / 3.32]; Для типа double К=[53/3.32]=15.96, т.е. для значения типа
Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 35 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |