Читайте также:
|
|
Примерно в то же время, когда происходило оформление аудио-лингвального метода в США, во Франции развивается методическое направление, получившее название аудиовизуальный метод. В его создании основную роль играли такие ученые, как Р. Губерина и П. Риван. В отборе материала принимали деятельное участие французские лингвисты Ж. Гугенгейм и Р. Мишеа. В основном этот метод разрабатывался для интенсивного обучения взрослых, поскольку после второй мировой войны и провозглашения бывших колоний суверенными государствами во Франции оказалось много представителей этих стран.
В качестве основной цели обучения выдвигалось обучение устной разговорной речи, исходя из следующих соображений. Во-первых, литературный язык, по мнению представителей этого направления, значительно отличается от разговорного. Задача же обучения состоит в том, чтобы включить обучаемых в повседневное общение, в ходе которого используется разговорный язык. Во-вторых, подобная направленность обучения наиболее соответствует запросам обучаемых. Чтение и письмо рассматриваются как графическое отображение устной речи, а поэтому не могут быть основой обучения. Нетрудно заметить, что авторы этого метода смыкаются в данном вопросе с представителями аудио-лингвального метода.
Название этого методического направления в известной мере отражает основные его принципы. Весь языковой материал воспринимается длительное время только на слух, а семантизируется почти исключительно на основе зрительной наглядности с помощью современной техники. Обратимся к рассмотрению основных принципов.
1.Материалом для обучения выступают диалоги, поскольку разговорная речь осуществляется, как правило, в диалогах.
2.Основу обучения составляет устная речь, так как, по мнению авторов метода, первична устная форма общения, а графическое ее отображение вторично.
3.Восприятие нового материала предполагается на основе целостных структур и осуществляется только на слух. И в этом случае мы видим определенное сходство с идеями аудио-лингвального метода.
4.При восприятии и отработке языкового материала большое значение придается звуковому образу в его единстве (звуки, интонация, ударение, ритм).
5.Семантизация нового языкового материала осуществляется с помощью изображения предметов, действий и контекста. Особенность последнего средства состояла в том, что контекст был не вербальным, а изображением той или иной ситуации с помощью диафильмов.
6.Языковой материал усваивается только на основе подражания, последующего заучивания наизусть. Кроме того, используется образование по аналогии.
Изложенные принципы обучения говорят о том, что, по сути дела, этот метод не отличается от других неопрямистских направлений. Однако рассмотрение содержания обучения показывает, что авторы использовали совершенно новые подходы. Дело в том, что языковой материал - грамматические структуры, лексика - определялся не на основе письменных источников, как это обычно делалось, а на основе живого разговорного языка. С этой целью записывались реальные диалоги в магазинах, вокзале и т.п. Затем на основе статистических методов определялись частотные грамматические структуры и лексические единицы. Для лексики был принят при отборе коэффициент 29, т.е. слово включалось в список, если оно встречалось в звукозаписи 29 или более раз. На основе частотности были определены и грамматические структуры. Заметим, что основное внимание в лексическом составе уделялось словам, выражающим отношения (глаголы, строевые слова и т.п.) (1). Кроме того, использовался опрос ряда лиц об употребительности того или иного слова применительно к конкретной теме. Тематика первой ступени отражает повседневную жизнь (представление незнакомого человека, улицы, магазин и т.п.) (2).
Таким образом, представители этого методического направления предприняли впервые отбор языкового материала на основе анализа живого языка. В конце начального курса предлагались учащимся отрывки из произведений французских писателей для ознакомления их с культурой Франции.
Серьезным отличием этого метода являлось широкое использование звуковой и зрительной наглядности. Каждому диалогу, отрабатываемому с обучаемыми, соответствовали жизненные ситуации в звуковом и зрительном рядах. Кроме того, использовались и другие возможности зрительно-звуковой наглядности.
Обратимся к рассмотрению методических приемов, используемых представителями этого направления. Однако прежде следует отметить, что курс в основном занимает до 300 часов при четырехчасовых занятиях в день в аудитории, которые дополняются лабораторными занятиями. Последние состоят в специальной дополнительной доработке языкового материала.
Аудиторные занятия, по мысли авторов метода, распадаются на четыре этапа: презентация материала, объяснение, повторение и закрепление или, вернее, активизация материала.
Презентация начинается с создания направленности мысли у обучаемых путем показа диафильма, посвященного теме урока в сопровождении 2-х - 3-х фраз. Затем следует восприятие на слух фраз, которые потом подкрепляются отдельными кадрами диафильма. Объяснение материала проходит своеобразно: преподаватель с помощью вопросов выявляет правильность восприятия звуков и структур. В том случае, если выявляется непонимание, преподаватель обращается к наглядности. Следующий этап посвящается повторению объясненного материала. Каждый обучаемый повторяет предложение, глядя на кадр диафильма. Затем он проверяет свое воспроизведение по записи на магнитофоне. Иными словами, на этом этапе осуществляется заучивание. После перерыва начинается завершающий этап работы над изучаемым материалом - активизация пройденного.
Этот этап начинается с комментариев диафильма без звукового сопровождения. Затем прослушивается магнитофонная запись. После этого обучаемые варьируют изучаемые структуры, заменяя ее отдельные элементы. На этом завершается цикл занятий в аудитории. Обучаемые продолжают усваивать структуры в ходе лабораторных занятий, в частности продолжается варьирование структур, их воспроизведение. Весь же цикл занятий заканчивается беседой в пределах изучаемой темы.
Таким образом, все овладение структурой основывается на заучивании наизусть, варьировании с опорой на широкое использование разнообразной наглядности с использованием звуковых и изобразительных современных средств.
Приведенное описание аудио-визуального метода показывает, что представители этого методического направления не выдвинули новых оригинальных методических принципов, так как были повторены положения прямого метода и аудио-лингвального. Несмотря на это, данный метод внес свое достаточно ценное в методику. Прежде всего, надо отметить впервые проведенное определение языкового материала для изучения в результате анализа живого языка. Думается, что такой подход важен для обучения живому общению. Не менее важным является широчайшее использование современной техники. Особенно существенно то сопровождение изучаемых диалогов ситуациями, отражающими реальную жизнь страны изучаемого языка, ее особенности, обычаи, культуру. Подобное использование наглядности без сомнения повышает эффективность обучения межкультурному общению.
Литература
1. Gougenheim G., Michea R., Rivenc P., SauvageotA. L'elaboration du franc,ais elementaire (etude sur l'etab-lissement d'un vocabulaire et d'une grammaire de base). - Paris: Didier, 1956.
2. Gouberina P. et Rivenc P. Voix et images de France. - Paris: Didier, 1964.
Рекомендуемая литература
1. Актуальные проблемы методики обучения иностранным языкам за рубежом [Электронный ресурс]. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-3527.html?page=21 (дата обращения: 12.10.08).
2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
3. Гальскова Н.Д., Демина М.Г., Манукян К.М. Цель обучения иностранным языкам в новейший период развития методики и науки// Иностранные языки в школе. – 2012. – №4. – С.2.
4. Из истории методов обучения [Электронный ресурс]. URL: http://www.domyenglish.ru/p68aa1.html (дата обращения: 10.10.08).
5. Китайгородская Г.А. Инновации в образовании – дань моде или требование времени?// Иностранные языки в школе. – 2009. – №2. –С.2.
6. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей/Е.Н. Соловова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 239 с.
7. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность/ под ред. А.А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 2010. – 464 с.
8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: начальная школа/ сост. Е.С.Савинов. – 2-е изд., перераб.– М.: Просвещение, 2010. – 204с.
9. Немного из истории обучения иностранным языкам [Электронный ресурс].
URL: http://www.expertenglish.ru/history.html (дата обращения: 11.10.08).
10. Примерные программы внеурочной деятельности: начальное и основное образование/ под ред. В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2010.
11. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед.вузов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 232 с.
Основные единицы, формулы и определения по МЕХАНИКЕ
Единицы измерения, используемые в Механике:
Жазық бұрыш: радиан;
Күш: Ньютон.
Қысым: Паскаль.
Күш моменті: ньютон-метр.
Жұмыс және энергия: Джоуль
Қуат: Ватт.
Основные постоянные:
Вакуумдегі жарық жылдамдығы: с=2,99792458·108 м/с
Еркін түсу үдеу: g=9,8066 м/с2
Гравитациялық тұрақты: G=6,672·10-11 Н·м2 /кг2
Основные формулы:
№ | Название формулы | Формула | Величины, входящие в формулу |
Материялық нүктенiң импульс моментi | - радиус вектор; -импульс | ||
Бiрiншi космостық жылдамдық | V = (gR)1/2 | g-Жер бетiндегi еркiн түсу үдеуi, R- Жер радиусы | |
Стокс кедергi күшiнiң векторлық өрнегi | η-динамикалық тұтқырлық коэффициенті, R-шардың радиусы, V-жылдамдық | ||
Рейнольдс саны | η-динамикалық тұтқырлық коэффициенті, d-сипаттық өлшем, V-сипаттық жылдамдық, ρ-тығыздық | ||
Материялық нүктенiң нормаль үдеуiнiң векторы | V-жылдамдық, R-радиус, - нормаль бірлік вектор | ||
релятивистiк бөлшектiң импульсi | m0- тыныштық массасы, V-жылдамдық, с- жарық жылдамдығы | ||
Шеңбер бойымен қозғалатын м.н. сызықтық жылдамдығы мен бұрыштық жылдамдығы арасындағы байланыс | сызықтық жылдамдық, бұрыштық жылдамдық, - радиус вектор | ||
Күштiң элементар жұмысы | -күш, -элементар орын ауыстыру векторы | ||
Кориолис күшi | = 2m[ , ] | m- масса, сызықтық жылдамдық, бұрыштық жылдамдық | |
Бернулли теңдеуі | -динамикалық қысым, -статикалық қысым, -нивелирлік қысым | ||
Бүкіләлемдік тартылыс заңының векторлық формасы | G-гравитациялық тұрақты, m1 және m2- нүктелік массалары, - радиус вектор | ||
гармониялық тербелiс өрнегі | x= acos(w0 t + α); | a-амплитуда, w0-циклдік жиілік, α-бастапқы фаза | |
Мәжбүрлiк тербелiс теңдеуi | + 2β +w02x = =f0 ·coswt | β-кедергі коэффициенті,, w0-циклдік жиілік, w-күш жиілігі, f0 статикалық күш | |
өшетiн тербелiс өрнегі | + 2β +w02 x =0 | β-кедергі коэффициенті,, w0-циклдік жиілік, w-күш жиілігі, f0 статикалық күш | |
біртектес тұтас цилиндрдің айналма симметриялық өсіне қарағандағы инерция моменті | m- цилиндрдің массасы, R- цилиндрдің радиусы | ||
Күш моментi | - радиус вектор; -күш векторы | ||
күш импульсi | -күш векторы | ||
күш жұмысы | -күш, -элементар орын ауыстыру векторы | ||
М.н. тангенциалдық үдеу векторы | - тангенциал бірлік вектор | ||
динамиканың негiзгi заңы | m- масса, сызықтық жылдамдық | ||
Лездік жылдамдықтың өрнегі | - радиус вектор | ||
Үзіліссіздік теңдеуі | S-аудан; U- жылдамдық | ||
Лездік үдеу | сызықтық жылдамдық | ||
моменттер теңдеуі | -импульс моменті; -күш моменті | ||
Таяқша ұзындығына параллель жылдамдықпен қозғалғанда бақылаушыға қарағанда оның ұзындығы | l0 -таяқшаның меншiктi ұзындығы, с- жарық жылдамдығы. | ||
Толқын ұзындығы оның таралу жылдамдығы υ және тербелiстiң дөңгелек жиiлiгi ω арасындағы дұрыс өрнектi | λ-толқын ұзындығы, υ-таралу жылдамдығы, ω-тербелiстiң дөңгелек жиiлiгi | ||
Физикалық маятниктiң периоды | T = 2π ; | J -инерция моменті, g-Жер бетiндегi еркiн түсу үдеуi, m- масса, R-іліну нүктесініен массалар центріне дейінгі арақашықтық | |
Мещерский теңдеуi | ; | -жылдамдық векторы, -сыртқы күш векторы, μ-отынның массалық шығыны, -зымыранға қатысты газ жылдамдығының векторы | |
Екінші космостық жылдамдық | g-Жер бетiндегi еркiн түсу үдеуi, R- Жер радиусы | ||
Сығылған пружинаның потенциялық энергиясы | k -қатаңдық коэффициенті, x -координата |
Основные определения:
1. Күш - бір денелердің екіншілерге әсерін сипаттайтын векторлық шама
2. Консервативтік күш- жұмысы жол ұзындығынан тәуелсіз күштер
3. механикалық энергия - Потенциялық және кинетикалық энергия қосындысы
4. соқтығысу серпiмсiз- iшкi энергия өзгеретiн кездегi
5. Гармониялық тербеліс- Тербелетін нүкте синус заңы бойынша өзгереді
6. Идеал сұйық- ішкі үйкеліс жоқ сұйық
7. Ньютонның үшiншi заңының тұжырымы- денелер әсерлескенде, әсер күштерiнiң модульдерi тең, векторлық бағыттары қарама-қарсы бiр түзудiң бойымен бағытталады
8. Мәжбүрлік тербелістер - Периодты сыртқы күштің әсерінен болатын тербелістер
9. Потенциалдық энергия- Денелердің немесе дене бөліктерінің өзара орналасуына байланысты болатын энергияны айтамыз
10. Лездiк бұрыштық жылдамдық векторы- шексіз аз бұрыштық орын ауыстыру векторының осы орын ауыстыру болған шексіз аз уақытқа қатынасы
11. Кеплердің үшінші заңы - планеталардың айналым периодтарының квадраттарының қатынасы орбитаның үлкен жарты өстерiнiң кубтарының қатынасына тең
12. Бөлшектің импульс моменті-радиус вектормен импульстің вектролық көбейтіндісі
13. Абсолютті қатты дене-кез-келген екі нүктесінің арақашықтығы өзгермейтін денелер
14. Дене үшiншi космостық жылдамдықпен планетадан ұшырылды. Дененiң траекториясы қандай сызық- гипербола
15. Қысымның өлшемдігі - ML-1T-2
16. Дененің координаты уақытқа сызықтық байланысты өзгереді. Дене қозғалысының сипаты – бірқалыпты
17. Релятивистік бөлшектің импульсі - Релятивистік массаның жылдамдыққа көбейтіндісі
18. Қуат - Жұмыстың уақыт бойынша туындысы
19. Консервативтік емес күштер - Жұмысы жол ұзындығынан тәуелді күштер
20. Кез-келген қатты дененің бас центрлік өстері нешеу – Үш
21. Қатты дененің қозғалыстағы мүмкін болатын ең үлкен еркіндік дәрежесі нешеу – Алтау
22. Галилей түрлендiрiлуiнiң инварианттары - оқиға аралық уақыт; таяқша ұзындығы; бөлшек үдеуi
23. Пуазейль формуласында сұйық шығыны қандай шамаларға пропорционал - түтіктің радиусының төрт дәрежесiне және қысымдардың айырымына
24. Механикада кездесетін күштердің түрлері: тартылыс күштері, үйкеліс күштері, серпімділік күштері
25. Дененің жылдамдығы жарық жылдамдығынан өте аз болған кездегі механиканың кейбір атаулары - классикалық механика, релятивистік емес механика, Ньютондық механика
26. Сұйықтың ағынына қатысты кейбір ұғымдары - ағын сызығы, ағын түтігі
27. Лоренц түрлендірулерінің инварианттары – меншікті уақыт және кеңістіктік-уақыттық интервал
28. Лоренц түрлендірулерінің салдарлар – бірмезгілділігінің салыстырмалылығы, таяқша ұзындығының қысқаруы және қозғаластағы сағат жүрісінің баяулауы
29. Жалпы жағдайда қатты дененiң инерция тензорының неше тәуелсiз компонентi – тоғыз
30. Физикалық маятниктiң келтiрiлген ұзындығы - Ілiну нүктесiнен теңселу центiрiне дейiнгi қашықтық
Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 39 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Аудио-визуальный метод | | | Методические указания |