Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

нормативної навчальної дисципліни

Читайте также:
  1. VІІІ. Критерії оцінювання знань і вмінь студентів з дисципліни
  2. Визначення етики бізнесу як наукової дисципліни
  3. Витяг з робочої навчальної програми
  4. Відповідальність за порушення встановленої державної дисципліни цін (тарифів).
  5. Військової дисципліни
  6. До навчальної дисципліни
  7. Економіко-правовий аналіз нормативної бази та огляд спеціальної літератури з питань обліку витрат на надання та реалізації послуг.
  8. З навчальної дисципліни: Кримінально-виконавче право
  9. Заступник директора з навчальної роботи
  10. ЗМІСТ МОДУЛІВ, РОЗДІЛІВ, ТЕМ ДИСЦИПЛІНИ

підготовки ОКР «бакалавр»

напряму 6.130102 «Соціальна робота»

спеціальності 6.130102 «Соціальна робота»

 

 

РОЗРОБНИК: к.п.н., доцент кафедри соціальної роботи Маркова Наталія Володимирівна

 

 

Луганськ 2014

Тема: Место и функции религии в сфере социальной работы

План

1. Роль религии в функционировании общества.

2. Религиозная психотехника и её влияние на формирование подрастающих поколений.

3. Возможности и формы сотрудничества социальной работы и конфессиональных институтов в социальном воспитании.

4. Преодоление асоциальности религиозного влияния.

 

Литература

Гараджа В.И. Социология религии – М., 2007.

Пивоваров В.Г. Религиозность: опыт и проблемы изучения. –М.,1976

Социальная работа / Под общ. ред. В.И.Курбатова – Р.-на-Дону, 1999.

 

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара, оказывается тем не менее областью недоступной и по меньшей мере непонятной для очень многих людей.

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций. Одной из таких функций религии является мировоззренческая, или смыслополагающая. В религии как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе, которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Главная же ее функция определяется как иллюзорно-компенсаторная (компенсировать, восполнять). Религия выполняет роль иллюзорного компенсатора из-за слабости человека, его бессилия, прежде всего социального. Будучи не в силах решить жизненные проблемы на земле, человек переносит их решение в мир иллюзий. Проблемы, которые не решаются в этом мире, религия обещает компенсировать, восполнять их решение в иллюзорном потустороннем мире. Для этого достаточно благопристойного по отношению к ней поведения, исполнения предписываемых религией установлений.

Специфически отражая действительность, она создает свою картину мироустройства и соответственно мотивирует поведение верующего, его ориентацию в мире. Религия устанавливает определенные нормы поведения, регулирует отношения верующего в семье, быту, обществе на основе разработанных систем и предписаний, что является ее регулирующей функцией.

Коммуникативная функция религии – общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.

Интегративная – позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

Политическая – лидеры различных общностей и государств используют религию для оправдания своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.

Культурная – религия содействует распространению культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т.п.).

Дезинтегрирующая – религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы. Дезинтегрирующее свойство религии как правило распространяется деструктивными последователями, нарушающими основные заповеди своей религии.

Психотерапевтическая – религия может быть использована как средство психотерапии.

Религия вместе с обществом шла от несовершенных верований: фетишизма, тотемизма, магии и анимизма к современным мировым религиям.

Более совершенными, а потому и наиболее распространенными, оказались три мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Главной их особенностью, позволившей перешагнуть рамки одной нации, является космополитизм. Эти религии обращены ко всем народам, в них упрощен культ, отсутствует национальная специфика.

Важнейшая идея мировых религий – равенство всех верующих перед Богом независимо от их социального положения, цвета кожи и национальности – позволила относительно легко встать им на место существовавших многоликих божеств и полностью заменить их. Все мировые религии обещают верующим справедливое к ним отношение, но только в потустороннем мире и в зависимости от благочестия в этом.

Буддизм – одна из первых мировых религий. Возник в VI–V вв. до н.э. в Индии. Впоследствии, видоизменяясь, он распространился среди народов Центральной и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока. На территории России буддизм исповедуют буряты, калмыки, монголы, тувинцы.

Достоверных источников об основателе буддизма нет. Но буддийские теологи считают, что им был сын индийского царя по имени Сидхартха из рода Гаутамы, которого после смерти стали называть Будда (просветленный, достигший мудрости). Основные положения этого вероучения изложены в каноническом сборнике Типитака. Буддийский пантеон насчитывает тысячи будд, святых, бодхисатв (существ, достигших спасения, но продолжающих принимать участие в спасении людей), богов местных старых религий, ангелов, демонов, а также главного бога брахманизма – Брахму.

По учению буддизма, все в мире является следствием бесконечного движения драхм, духовно-материальных частиц. Различные их комбинации создают предметы, животных, человека, а распад ведет к смерти, после которой создаются новые комбинации и происходит перерождение. Перерождение зависит от хороших или плохих поступков в жизни. Процесс перерождения называется «колесом жизни», или сансарой. Конечной целью добродетельной жизни является слияние с Буддой, погружение в нирвану (сверхбытие), т.е. преодоление всех желаний и страстей, разрыв в цепи перерождений, прекращение перевоплощений, абсолютный ненарушимый покой.

Христианство возникло в I в. н.э. в Восточной части Римской империи. Из небольших разрозненных сект оно к началу IV в. превратилось в мощное идейное течение, завоевав господствующее положение сначала в Риме, затем на Ближнем Востоке, в Северной Африке и во всей Европе.

Поскольку христианство возникло в среде рабов, которые были в основном евреями, вывезенными из Палестины, то вполне логично влияние иудейства на первоначальное христианство. Ветхий Завет является священной книгой как для иудеев, так и для христиан. В 325 г. в городе Никее под председательством императора Константина состоялся Первый Вселенский собор христианских церквей, на котором христианство было провозглашено официальной религией Римской империи.

В 1054 г. произошел раскол в христианстве между Восточной церковью, которая стала называться Православной, и Западной, которая именуется Римско-католической. В XVI в. от католицизма отделяется новая ветвь в христианстве – протестантизм в его разновидностях: лютеранство, кальвинизм, англиканство и др.

На Руси Православие введено киевским князем Владимиром в 988 г. Окончательное оформление Русская Православная Церковь получает при Ярославе Мудром (ок. 978–1054), когда была создана Киевская митрополия во главе с митрополитом Леонтием. При Ярославе был заложен собор Святой Софии в Киеве и основан Киево-Печерский монастырь (1051).

На территории Украины получила распространение и третья мировая религия – ислам, возникший в Западной Аравии в VII в. и распространившийся в странах Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Средней Азии и других местах. Основателем ислама считается пророк Мухаммед, начинавший свою проповедническую деятельность в городах Мекке и Медине. В Мекке находится древнее святилище Кааба со святым «черным камнем», к которому мусульмане всего мира уже четырнадцать веков совершают паломничество. Ежегодно Мекку посещают 1,5–2 миллиона мусульман. Мусульманин обязан ежедневно совершать пять молитв.

Мухаммед вел свои проповеди в устной форме и только после его смерти, при правлении халифа Османа, со слов людей, знавших проповеди пророка Мухаммеда наизусть, был составлен Коран. Позднее был создан сборник преданий – Сунна о поступках и изречениях пророка. Основными направлениями в исламе являются суннизм и шиизм. Образовалось множество сект: исмаилиты, ваххабиты, карматы, бабиты, кайсаниты и др.

На основе Корана был разработан шариат – свод мусульманского права.

Рассуждая о религии, следует сказать, что ее история свидетельствует о том, что всегда рядом с верующими жили люди, скептически относившиеся к религии, которых церковники в Средневековье прозвали атеистами (противниками Бога).

После 1917 г. Церковь была отделена от государства, и в обществе впервые за всю историю стала вестись активная пропаганда атеизма, которая впоследствии приняла форму атеистического воспитания населения. Это в значительной мере ослабило позиции Церкви в формировании религиозного мировосприятия у части населения, дало возможность просвещения общества с позиций науки. Общество нацеливалось на познание законов функционирования природы и его самого. Творцом своей судьбы провозглашался сам человек без упования на различные сверхъестественные силы.

В настоящее время в Украине провозглашена свобода совести, право исповедовать любую религию или быть безрелигиозным человеком.

Увеличивается внимание молодёжи к религиозной культуре, что проявляется в росте количества венчаний, крестин, участия в разнообразных религиозных праздниках и обрядах. Среди юношества появляется интерес к истории и культуре религии, что можно проследить на тенденции к посещению ими воскресных школ, участии в работе религиозных кружков, факультативов по истории религии. Эти позитивные тенденции в целом благотворно отражаются на развитии духовной жизни общества.

Но, необходимо заметить, что наряду с конструктивными тенденциями в жизни современного общества часто появляются и деструктивные. Усложнению социальной ситуации способствуют ситуации распространения религий не традиционных для Украины (например, кришнаиты). Их влияние особенно расширяется в молодёжной среде.

Работа социального работника с людьми (верующими и неверующими), представителями разнообразных религиозных течений и конфессий должна основываться на научных знаниях о религии и её роли в истории и социально-культурном процессе эпохи.

Главный признак религиозности – вера в сверхъестественное. Религиозный культ – это сичтема имволических действий, при помощи которых верующие пытаются повлиять на сверхъестественное. Религия, таким образом, создаёт образ желаемого мира, в котором враждебная человеку действительность находит определённые объяснения. Вера же в будущее – это не только и не столько религиозная категория, сколько неотъемлемое качество человека, основанное на её духовных потребностях. Как своеобразная форма мировосприятия, вера в будущее становится могущественным стимулом активности, программы поведения и деятельности человека.

Говоря о религиозной психотехнике, нужно подчеркнуть, что на каждого конкретного человека всегда влияют объективные (природные) и социальные факторы. Действие природных факторов не зависит от желания человека, влияние социальных факторов может быть направленным и зависеть от определённых обстоятельств. Паводки и землетрясения, войны и восстания, изменения социально-экономических формаций и национальные конфликты – всё это делает жизнь человека нелёгкой, наполняет его тяжёлыми переживаниями, неуверенностью в будущем. Чем ярче выражены те или иные социальные и природные катаклизмы, тем более сложной становится жизнь человека (феномен 2012 года!).

Теоретически можно представить, что возможно отменить все объективные проблемы и трудности благодаря социальным и экономическим преобразованиям. Тогда жизнь человека стала бы радостной и счастливой, но дело в том, что люди не могут по своему желанию отменить природные и социальные законы, они вынуждены действовать в соответствии с ними. Существует объективное противоречие между невозможностью сделать жизнь человека абсолютно счастливой и тем, что жизнь у человека одна, и каждый заслуживает того, чтобы прожить её счастливо. Для того, чтобы решить это противоречие, создаются особые психотехнические системы, которые не могут влиять на объективные трудности и проблемы. Поэтому их главная задача – влиять на психологическое самочувствие человека.

Одной из первых таких психотехнологических систем стала религия. Жизнь религиозного человека наполнена выполнением разнообразных психотехнических приёмов: исповедь священнику, которая даёт возможность «облегчить душу» после какого-то неблаговидного поступка или даже преступления, вечерняя молитва, которая помогает снять все неприятные моменты прошедшего дня, войти в спокойное уравновешенное состояние, крестины, венчание, поминки. Всё это помогает верующему в борьбе с жизненными трудностями.

Создание психосистемы положительного влияния на самочувствие человека требовало определения механизмов его действия. Постепенно была разработана религиозная психотехника, которая была ориентирована на решение конкретных задач. Таким образом:

1. Религиозная психотехника формирует разнообразные механизмы психологической защиты, что даёт возможность человеку автоматически действовать в тех или иных обстоятельствах.

2. Религиозная психотехника широко использует влияние искусства, следовательно, развивает человека и эстетично.

3. Религиозная психотехника своеобразно использует технику интериоризированного контроля за поведением: человек убеждается в том, что каждый его поступок контролируется: Господь всё видит, всё знает и может наказать. Но Бог милостив, он может простить человека, если он искренне раскается. Таким образом, религия сформировала особый вид страха, который подкреплял систему внутренних запретов: страха прогневать Бога, кары Божьей, ада и пр.

Проблемы сотрудничества социальной работы и конфессиональных институтов в социальном воспитании подрастающего поколения намного сложнее, чем кажутся на первый взгляд.

До недавнего времени школьная теория и практика воспитания трактовали религию как специфическую форму общественного сознания, искажённое, фантастическое восприятие мира. Обязательной частью педагогического процесса было атеистическое воспитание, которое стало важным компонентом системы формирования личности каждого ребёнка.

Усиление интереса к религии – характерный признак нашего времени. В учебных заведениях, в системе здравоохранения, исполнения наказаний можно встретить представителей разных конфессий, где они организовывают религиозные лекции, устраивают презентации книг, встречи с духовными лицами.

Религиозное образование обобщает разнообразные явления истории и культуры народа, придаёт им глубокий моральный смысл. Поэтому ознакомление с религиозным наследием даёт возможность осветить новые грани национальной истории и культуры. Решение проблемы изучения истории религии в школе может решаться благодаря деятельности факультативов. Главная цель их деятельности – повышение мировоззренческой культуры учеников, выработка у них умения разбираться в сложных религиозных процессах как прошлого, так и современности; определение того места, которое занимает религия как социальное явление в культуре и духовной жизни народов мира. Появление новых форм взаимодействия религиозных организаций с институтом социальной помощи связано с переосмыслением роли религиозного образования в социальном воспитании. Оно целесообразно и необходимо в связи с тем, что общее гуманное содержание религиозных учений соответствует тенденциям гуманизации и демократизации нашего общества.

Изучение истории религии имеет большое практическое значение. Религия в современном мире влияет на сознание и поведение широких слоёв населения, особенно подрастающего поколения. Неумение отличить одну конфессию от другой, незнание сути её вероучения приводит к тому, что в духовную жизнь человека приходит религия асоциальной направленности (например, Белое Братство и пр.).

В системах религиозного характера есть немало средств для осуществления духовного насилия над личностью ребёнка. Характерным для религиозного воспитания является то, что его влияние начинает формировать сознание ребёнка в верующих семьях с раннего возраста. Система релиозного переживания и поведения развивается на основах бессознательного и подсознательного. Ребёнку преподносят Библию и Евангелие как истину в последней инстанции, приобщают его к системе внушения и угнетения. Ребёнок начинает бояться Божьей кары. Он становится не просто верующим, а духовным рабом религиозной психологии. Под влиянием внушённых религиозных действий молодой человек испытывает постоянную потребность в молитве – медитации, слушании проповедей, исповеди, соблюдении религиозных обрядов.

На освоении общезначимых человеческих ценностей, морального отношения к миру влияет забота, которую ребёнок ощущает в раннем возрасте. Если крепкая связь с родителями не сформировалась в первые годы жизни и не сохраняется потом, ребёнок осваивает ценности совсем другого содержания. Недостатки раннего эмоционального становления сказываются и на формировании наблюдающего способа жизни, ограниченности поля сознания, чувств, потребностей, стремлений, жизненных ценностей. Особенно эти недостатки семейного и социального воспитания проявляются в духовной жизни молодёжи. Именно она становится жертвой асоциальных религиозных организаций.

По инициативе духовных наставников Белого Братства много школьников бросали дома, учёбу, становились равнодушными к родителям, физично ослабевали, чувствовали себя запуганными. Они замыкались в своём внутреннем мире, подчинялись другой личности, были склонными к совершению опасных действий (Аум Сенрикё). В науке эти проявления квалифицируются как «состояния изменённого сознания». Они являются последствием управления и самоуправления личностью человека, манипулирования его эмоционально-волевой сферой. Наиболее благоприятным для этого оказывается подростковый и юношеский возраст.

Изменённое состояние сознания, характерное для членов Белого Братства, – результат «нирваны» – состояния полного безразличия, частичной остановки любой психической деятельности. Пути её достижения:

1) психофизиологические правы самоистязания, сосредоточенной медитации, задержки дыхания;

2) самопожертвование, в результате чего достигается особое состояние, в котором у человека нет собственных желаний, и он с лёгкостью выполняет волю других людей.

Религиозное влияние ББ осуществлялся при помощи психологического управления, эмоционального по своей природе. Его цель – нейтрализация высшего уровня сознания, способности к анализу, синтезу, обобщению информации. Вместо этого культивируется речевое внушение. Главный приём – эмоциональное потрясение. Следствием таких действий является самопреобразование человека, изменение его жизненных ценностей, отказ от прошлого.

Распространение новых культов обусловлено, главным образом, двумя обстоятельствами: резким ростом социальных проблем, вызванных высокими темпами научно-технического прогресса и неспособностью старых религий обеспечить иллюзорную компенсацию незащищённости от жизненных проблем. В сознании подрастающих поколений старые верования дискредитировали себя как поддерживающие существующий порядок, поэтому они обращаются к нетрадиционным культам.

Нетрадиционными называют религиозные течения, которые были распространены в 60-70-х гг. в тех странах, для которых были нехарактерными (США, Канада, Великобритания, бывший СССР). Их можно разделить на две группы:

1. Те, что произошли на основе индуизма и буддизма (кришнаиты, дзен-буддисты, Международное общество трансцендентальной медитации);

2. Те, что продолжают традиции христианства (секта Сен Муна, Движение Иисуса и пр.).

Примером нетрадиционных культов, распространившихся в последнее время в молодёжной среде, является кришнаитство. Культ кришнаитов опирается на индийский канон «Бхагавадгита», в основе которого лежит вера в бога Кришну. Секта возникла в Индии, но потом значительно распространилась в США и Западной Европе. Центральный догмат секты – кришнаитское сознание, как высшая духованя реальность, трансцендетное бытие в образе божественного лица Кришны. Цель человеческого существования – полное отчуждение от земного существования человека, направленность всех мыслей и чувств на служение богу Кришне. Сознание Кришны достигается при помощи аскетичного способа жизни и безграничного, до вхождения в экстаз, повторения так называемых мантр, которые прославляют Кришну.

К психическим заболеваниям можно отнести и увлечение дзен-буддизмом, исторической родиной которого является Китай.

Слово №дзен» обозначает «сосредоточенное наблюдение», т.е. медитация. В отличие от остальных форм буддизма тут придерживаются следующих правил:

§ особой формы передачи учения (непосредственно от сердца к сердцу);

§ независимости языка, книг, любых письменных знаков;

§ непосредственного контакта с духовной сущностью человека;

§ познания совершенства Будды при помощи обращения к внутреннему миру человека.

Методы учения в дзен-буддизме иррациональны, часто непонятны, абсурдны, не имеют малейшего смысла. Считается, что таким образом ученик может освободить свой разум от пут. Просветление достигается размышлениями об абсурдных загадках, изречениях. По мнению проповедников дзен, эти методы позволяют человеку выйти на новые рубежи сознания, более совершенного, чем сознание обычного человека. Это направленная медитация.

Эффективность социальной работы в преодолении разрушительного влияния на личность, осуществляемого асоциальными религиозными течениями, зависит от выбора форм, методов и средств коррекционно-профилактической работы. Социальное воспитание молодёжи, находящейся под влиянием асоциальных религиозных учений, должно строиться на морали сотрудничества. Это означает, что на смену механизмам внешнего подкрепления должны придти механизмы сопереживания, совместных действий, рефлексивно-волевые механизмы, которые обращены, в первую очередь, к самосознанию, к разумному, творческому отношению к общественным нормам и ценностям.

Центром профилактической работы социального работника становится интеллектуальное развитие человека, независимость мышления, самостоятельность оценок, свобода выбора жизненных позиций. В процессе заинтересованного обмена мыслями, доказательствами, аргументами и фактами, при помощи научного образования, искусства, научного анализа церковно-религиозной культуры, без тени внушения, давления, и насилия следует формировать взгляды молодёжи на жизнь.

Особое значение при нейтрализации асоциального религиозного влияния имеет социальная работа с семьёй. Успех работы зависит от мастерского объединения индивидуальных и групповых форм работы.

Главным в коррекционной работе с субъектами с изменённым состоянием сознания и теми, кто только начал ощущать асоциальное религиозное влияние, является создание у них новых нравственно-ценностных переживаний, связанных с истиной, красотой и добром. Субъекты с изменённым состоянием сознания больше всего противостоят воспитательному воздействию, поэтому важно не давать им моральную норму в готовом виде. Она должна быть результатом сложной совместной деятельности социального работника и личности.


 

Тема: СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Развитие взглядов на проблемы социально-досуговой деятельности.

2. Социальная политика в отношении свободного времени как фактор гармонизации общественнх отношений.

3. Практика социальной работы и здоровый образ жизни человека.

 

Практика социальной работы многообразна. Она обусловлена знанием различных теоретических подходов в процессе воздействия как на жизненное пространство клиента, так и на его жизненные силы. Основной чертой, характеризующей социальную работу как особое явление общественной жизни, как специфическую общественную деятельность во всех ее вариантах, является формирование, осуществление и реабилитация жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности. Именно поэтому культурно-досуговая деятельность занимает одно из важных мест в практическом труде современных социальных работников и социальных педагогов. В ней находят свое отражение цели и функции государственной социальной политики в области культуры и досуга, определяются пути, методы и средства их реализации в условиях современных тенденций развития общества.

Понятие социально-досуговая деятельность имеет комплексный характер, выражающийся в его связях с понятиями и идеями таких наук, как философия, социология, история, педагогика, психология, экономика и др.

Социально-культурная деятельность, выделяясь из ряда других видов человеческой деятельности, имеет свои характерные черты:

§ она осуществляется в свободное (досуговое) время;

§ отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой как одного человека, так и различных социальных групп;

§ обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями;

§ характеризуется многообразием видов на базе различных интересов взрослых, молодежи и детей;

§ отличается глубокой личностной направленностью;

§ носит гуманистический, культурологический и развивающий характер.

В социально-досуговой деятельности выделяют два вида ценностных характеристик: положительную (направленную на позитивные цели) и отрицательную (наносящую вред индивидууму или обществу в целом).

Анализ сущности социально-досуговой деятельности отражает наличие взаимодействия в ней различных элементов, определяющих ее своеобразные уровни, которые можно классифицировать следующим образом:

§ творческий — преобладание творческих моментов в деятельности;

§ репродуктивно-творческий — открытие человеком того нового для себя, что объективно не является новым;

§ репродуктивный — простое воспроизведение готовых, отработанных ранее обществом форм, вещей, способов и т.д.

Социально-досуговая деятельность тесно связана с понятием «свободное время».

Как только для людей, живущих в обществе, перестала быть актуальной проблема использования всей совокупной рабочей силы для обеспечения жизненных потребностей (и всего совокупного времени, в течение которого они могли бы тратить физические и нервные силы, не разрушая при этом естественную способность регенерации своих биологических систем), возник общественный прибавочный продукт в форме свободных товаров или свободного времени. Об этом неоднократно упоминал К.Маркс, который определял свободное время как время досуга или время для более возвышенной деятельности, которая позволяет развернуться сущностным силам человека с целью наслаждения, но не производства жизненно необходимых товаров.

Свободное от работы время. Определяемое таким образом общественное и политико-экономическое понятие свободного времени как общественно свободного времени для реализации внутренних сил и приятного препровождения следует отличать от формального определения свободного времени, которое преобладает в дискуссиях новейшего времени (или, как его еще обозначают, полярное рабочему времени понятие свободного времени). Анализ разделения времени труда и остального времени в процессе наемного труда делает возможным однозначную дифференциацию рабочего времени и свободного времени для больших групп общества. Разделение между профессиональным (ориентированным на выполнение определенных должностных обязанностей) употреблением времени и свободным временем для раскрытия личностных возможностей, проводимое в рудиментарной форме всеми философскими системами, начиная от античности, эпохи Реформации и до философии Просвещения, конкретизируется массовой реализацией более не связанного с определенным сословием наемного труда на широкой основе бюджета времени человека.

С возникновением «социального вопроса» и рабочего движения свободное от работы время наемного рабочего становится уже общественной (а не только философской) проблемой двойственного характера: с одной стороны, это борьба за сокращение рабочего дня; с другой — обеспокоенность употреблением свободного времени.

Свободное от работы время не идентично свободному времени, ведь, кроме процесса труда, существует необходимость восстановления работоспособности. Сюда относятся физическая и психологическая регенерация рабочей силы: питание, самогигиена, сон, спорт, забота о здоровье, а также нейтрализация все увеличивающихся психологических нагрузок в процессе труда (однако и неработающие люди также должны компенсировать физические и психологические нагрузки, возникающие в процессе повседневной жизни). В психологической регенерации играют значительную роль как спокойное времяпрепровождение (например, телевизор), так и общение с другими людьми. Семья, воспитание детей, любовь составляют не только важную часть необходимых для обеспечения психологического здоровья межличностных отношений, но являются биологическим способом сохранения и гарантий восстановления работоспособности. Социализация, образование также относятся к составным компонентам репродукции. Но и время, употребленное на общественно-политическую деятельность, необходимо для обеспечения индивидуальной работоспособности, хотя эта необходимость и выступает как косвенная.

Некоторые зарубежные исследователи свободного времени пользуются более тонкими определениями и говорят о брутто-нетто свободного времени, различая «частичное свободное время» и «вторичную работу». Другие исследователи классифицируют весь бюджет времени (включая «рабочее время»): «определяющее (основное) время» (работа, образование), связанное с моральными и обычными обязательствами, «обязательное время» (семейная жизнь, регенерация) и единственно свободное, находящееся в личном распоряжении время, — «время отдыха». Законодательство рассматривает свободное от работы время прежде всего с точки зрения необходимой регенерации (например, право на отпуск).

Сегодня трудно даже представить, что работающее население использует свое свободное время исключительно для репродукции и регенерации рабочих сил. Остается еще свободное время для раскрытия своих творческих возможностей и удовольствий. Но есть ли для этого возможности в обществе, вот что является важным вопросом.

Справедливой критике подвергается теория свободного времени за то, что она игнорирует тот факт, что только 44% населения заняты трудовой деятельностью (и действительно могут противопоставлять рабочее и нерабочее время). Если же исходить из целостного понимания времени жизни, то понятие «свободное время», обычное при делении времени на рабочее и нерабочее, вообще теряет смысл. Теоретически еще можно провести различие между продуктивным, репродуктивным и ориентированным на развитие временем; между обязательно определяемым и свободным временем, употребляемым на развитие социальных отношений, физических, мануальных, духовных и эстетических возможностей и т.д. Однако ни одно из этих разделений не содержит критерия различия между рабочим и свободным временем. Жизнедеятельность (или, используя ценностный аспект, развитие сущностных человеческих сил), связанная с более или менее интенсивным применением сил, реализуется в различных областях, которые можно установить только формально. Это и наблюдается в теориях, фетишизирующих индивидуальное свободное время в свободном времени в целом. Свободное время относится к центральным ценностям человека, поэтому особо место занимает вопрос о ценностной ориентации досуга. При этом сегодня необходимо учитывать прогрессирующую динамику производства, экологическую опасность существования и жизнедеятельности, влияние новых средств информации, растущее количество возможностей организации свободного времени (коммерциализация, давление потребления). Все это сопровождается значительным изменением жизненных ценностей, которое характеризуется стремлением к оригинальности, проявлением индивидуальности, устремленностью к самостоятельным решениям и на основе собственной компетентности. Досуг тоже выступает в качестве источника изменения и преобразования ценностей. Жизнедеятельность и развитие, однако, являются продуктом не изолированного, а общественного человека, для которого разделение труда и социальная организация связаны с их последствиями, т.е. свободное время оказывается средством счастливой жизни, а не самоцелью.

Таким образом, свободное время — это то время, которое работающие и неработающие люди не посвящают деятельности, связанной с профессиональным, образовательным и обязательным развитием своих сущностных сил, но активному, ориентированному на получение удовольствий и счастье времяпрепровождению.

В последнее время многие исследователи уделяют особое внимание социально ущемленным группам населения. Социальное положение, положение в семье и жизненном цикле являются определяющими аспектами сокращения свободного времени. Кумулятивная нехватка свободного времени особенно отчетливо проявляется у работающих женщин, имеющих детей, сказывается в чувстве неудовлетворенности у молодых замужних женщин.

Стиль поведения, область интересов, хобби и выбор культурных занятий формируются и развиваются преимущественно в юном возрасте. Так, интересы свободного времени пенсионеров во многом определяются их хобби в 19-летнем возрасте, хотя и не все интересы сохранялись и развивались в течение их взрослой жизни. Образование также не является совсем независимым от социального положения. Профессия, доход, свободное время в большинстве случаев связано с возможностью образования. Некоторые исследователи считали решающим фактором свободного времени трудовую судьбу индивидуума. Однако последние исследования признали эту взаимосвязь весьма относительной.

Сравнительно мало исследованы другие общественно-специфические типовые факторы. К ним относятся предложения (в том числе и коммерческие) товаров и услуг. Рынок создает новые потребности не автономно, а способствуя развитию существующей и формированию будущей структуры потребностей. Анализ материальной структуры рынков свободного времени и сделанные на его основе выводы представляются важными для выработки соответствующих программ, впрочем, как и сравнение динамики государственных, коммерческих и общественно-полезных бесплатных предложений. Большое значение для бюджета времени имеют средства массовой информации, и не только в количественном отношении, но и тем, что они, вследствие специфики формы своих предложений, структурируют использование свободного времени и развивают структуру потребностей.

Цели социальной политики свободного времени. Регулируемая социальная политика свободного времени возникла, когда рабочие получили возможность употреблять свое свободное время не только на репродукцию собственной рабочей силы. По причинам политического характера и с целью развития рабочей силы была предпринята попытка вызвать у работающего населения заинтересованность неполитическими и безопасными способами проведения свободного времени, ограничив таким образом право этих членов общества как на индивидуальное развитие, так и на возможность коллективного действия.

Традиционное культурно-критическое направление в исследованиях свободного времени, которое разрабатывало в основном регулирующие тенденции, изучало важные аспекты, касающиеся злоупотреблений и вредных привычек, подтверждающих существование ущемленных структур и указанных прав. Этому направлению противостоят достаточно поверхностные концепции, согласно которым массам необходимо предоставить возможность нерегулируемого свободного времяпрепровождения, что на деле означает передачу свободного времени основного населения в ведение рынка и других возможных влияний. При этом устанавливается разграничение между «культурой для элиты» и «свободное время, ни к чему не обязывающего типа для масс».

Содержание политики свободного времени. Общественные действия в области свободного времени, т.е. управление свободным временем, касаются различных аспектов. Прежде всего должны быть созданы условия для репродукции и регенерации сил человека (спортплощадки, оборудование инфраструктур, гуманизация рабочей обстановки с целью сокращения нагрузок на рабочем месте и т.д.). Требование внимания к проблеме свободного времени лежат в том же русле, что отношение к культурной политике в соответствии с характером социального правового демократического государства. Развитие физических, интеллектуальных, социальных и эмоциональных сил и возможностей в сфере услуг свободного времени, что не только служит регенерации, но и является частью формирования стиля жизни, относится к программным пунктам культурной и досуговой политики, которые должны рассматриваться как единое целое.

Растущее значение сфер культуры и досуга признается сегодня политиками всех направлений. Практически все понимают роль ценностей свободного времени для развития городов и регионов. Поддержка учреждений культуры и досуга объясняется тем, что с их помощью можно повысить ценности свободного времени того или иного города. Действительно, это способствует привлечению в определенный город или регион квалифицированной рабочей силы, росту промышленности, торговли, улучшению баланса перемещений населения и повышению финансового положения местности. Если развитие систем услуг, культуры и досуга будет зависеть только от рыночной конкуренции, то, прежде всего, будут ущемлены интересы жителей финансово слабых регионов; во-вторых, будут удовлетворяться интересы только той части населения, которая проживает в производственных районах. Понятно, что это обречет неразвитые районы на отток из них молодежи, т. е. на дальнейшее состояние застоя и ослабления.

В условиях сложной социальной структуры, все более многообразных требований и растущих запросов к здоровому и удовлетворяющему личность образу жизни проблемы свободного времени должны своевременно решаться. Следует осознать и необходимость восстановления тех учреждений (спортивных, кружковых и т.д.), которые имелись ранее в обществе, наряду с «природными» зонами отдыха. Сегодня весь этот комплекс должен быть пересмотрен и планово представлен.

При планировании политики культуры и досуга существует тенденция возлагать основную нагрузку на местные и инфраструктурно ориентированные учреждения досуга. В связи с этим даже говорят об «инфраструктурной ловушке». Односторонне соотнесенная с определенными пространственными рамками точка зрения на политику досуга обесценивает социальные и воспитующие возможности свободного времени, как и вообще нематериальной инфраструктуры свободного времени. К области политики свободного времени относится также планирование общественного бюджета времени, например: разделение труда как инструмент рынка труда и политики образования или планирование ритмов труда и отпусков как мероприятия по регулированию запросов и передвижений.

Эффективность политики свободного времени. Некоторые ученые указывают на то, что основой для решения проблем свободного времени выступает та же общественная деятельность, которая необходима для функционирования вообще всей демократической общественной системы. Так, участие населения и отдельных индивидуумов в политике и самоуправлении и активное формирование достойного образа жизни в значительной степени связано со свободным от работы временем. Чем выше развитие демократической системы, тем больше времени уделяется именно этим видам деятельности. Качественная и действенная политика свободного времени необходима также и для решения долгосрочных общественных проблем. Если исследование направлено на изучение отношения свободного времени к социальному результату, где, с одной стороны, четко прослеживается влияние свободного времени на область личной жизни, и, с другой стороны, на интерес людей к общественным проблемам (что является необходимым условием функционирования демократической политической системы), то вывод о важности культурно-досуговой политики оказывается неизбежным.

Не менее важным представляется сделать систему расходящихся ценностей в коммерческой и общественной сферах (например, конкуренция и готовность к злоупотреблениям в противоположность партнерству и экономическому использованию сил и средств) предметом контроля и соответствующих решительных мер. Если этого не произойдет, то в системе потребностей появятся те же диспропорции, что и в системе использования территорий: сферы деятельности, сулящие выгоду, развиваются интенсивно, однако обычные сферы оттесняются на край и приходят в упадок. Но и в том случае, если различными сторонами достигнуто соглашение относительно качественного аспекта развития свободного времени и тем самым осознана необходимость в структуре потребностей, возникает еще более важный вопрос, чьими интересами и каким содержанием это развитие будет определяться. Сам факт планирования не означает управления людьми и первостепенной ориентации на интересы большинства населения реализации при участии социально ущемленных слоев. Тем самым цели раскрытия творческих возможностей и отдыха отодвигаются на задний план ориентированным на получение прибыли и развитие конкуренции производством. И в связи с этим правомерны требования социальных работников, педагогов-специалистов в области свободного времени и педагогов автономии свободного времени, касающиеся автономии проблем свободного времени относительно других общественных проблем.

Речь идет не о создании изолированного поля свободного времени, а об интегрированной культурно-досуговой политике, которая способна открыть возможность для всестороннего всеобъемлющего культурного развития всего населения и помогает создать условия, при которых деятельность общественных индивидуумов направлена на освоение природы и развитие общественного жизненного процесса посредством осознанных, скоординированных действий, с целью раскрытия человеческих жизненных возможностей-

В связи с этим несомненную важность приобретает вопрос о соотношении культурной и социальной политики государства, которое носит двойственный характер: цели культурной политики определяются их социальным характером, поскольку культура практически представлена во всех делах общества. Но и общество, со своей стороны, заинтересовано в росте культурного потенциала, повышении социального статуса учреждений сферы досуга.

В настоящее время в Украине происходит дальнейшее развитие системы принципов социально-культурной деятельности, обусловленное общими процессами, происходящими в обществе. Наиболее важными из принципов указанной системы являются:

1. принцип приоритета общечеловеческих интересов в процессе освоения духовных и нравственных ценностей;

2. принцип всеобщего массового культуротворчества, самоорганизации, самоутверждения личности как доминирующего признака;

3. принцип гуманизации содержания и всего воспитательного потенциала, их всеобъемлющего подчинения интересам, потребностям, установкам личности;

4. принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций, инноваций;

5. принцип общественно-государственного соуправления социально-культурной деятельностью, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики в социально-досуговой сфере.

Формирование здорового образа жизни как важнейшая превентивная задача социальной работы. Понятие здорового образа жизни включает в себя рационально организованный, физиологически оптимальный труд, нравственно-гигиеническое воспитание, выполнение правил и требований рационального питания, личной гигиены и психогигиены, активный двигательный режим и систематические занятия физической культурой, эффективное закаливание, продуманную организацию досуга, отказ от вредных привычек.

Таким образом, в здоровом образе жизни объединяется все, что способствует выполнению индивидуумом тех или иных общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для организма условиях. Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, как формируются навыки здорового образа жизни в юности, во многом зависит, насколько раскроется потенциал личности в будущем. Этим определяется деятельность социального работника и социального педагога в воспитании культуры здоровья, которая строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и взрослых. При этом особое внимание уделяется следующим возрастным этапам: дошкольному, подростковому и юношескому, для которых характерно интенсивное развитие организма. Анализ результатов комплексных мероприятий по формированию и реализации здорового образа жизни в ряде стран позволяет выделить основные направления деятельности социальных педагогов:

1. рациональный режим труда (учебы) и отдыха, основанный на индивидуальных биоритмологических особенностях;

2. оптимальная и систематическая физическая активность;

3. эффективное научно обоснованное закаливание;

4. комплекс психогигиенических и психопрофилактических воздействий;

5. учет влияния на здоровье окружающей среды;

6. вред и польза самолечения;

7. аргументированная и действенная профилактика вредных для здоровья факторов.

В настоящее время возрастает роль территориального подхода в развитии сферы досуга и социокультурной среды, развитие роли местного самоуправления в решении проблем организации свободного времени. Многим органам самоуправления на местах с огромным трудом все-таки удалось сохранить материальную базу культурных и спортивных учреждений, действует сеть учреждений внеклассной работы, художественные и музыкальные школы, школы искусств, территориальные клубы образования и досуга детей и взрослых. Центры социального обслуживания населения согласно Положению осуществляют культурное обслуживание пенсионеров и инвалидов, организацию их отдыха, привлечение их к посильной трудовой деятельности, поддержание активного образа жизни. В них выделяются помещения для клубной работы, библиотек и мастерских. Следует отметить особую роль в организации досуга и формировании здорового образа жизни территориальных Центров социальной помощи семье и детям. Они проводят индивидуальную работу с подростками и молодежью по предупреждению вредных привычек и избавлению от них, организуют работу дневного пребывания детей и матерей, создают общества и клубы взаимопомощи жителей на обслуживаемой территории, организуют семейные и детские праздники, соревнования и конкурсы.

С течением времени главным местом проведения культурно-досуговой деятельности и социального воспитания детей и подростков, а также взрослого населения становятся клубы по месту жительства. Они максимально приближены к месту проживания, доступны и открыты для свободного посещения, в них создается атмосфера тепла и уюта, где можно занять свой досуг, встретиться с друзьями. Для многих детей из неблагополучных семей такие клубы становятся вторым домом, местом, где несовершеннолетние в процессе проведения общих мероприятий приобретают опыт позитивного социального взросления и социальной ответственности.

Клубы по месту жительства организуют целенаправленный процесс совместной, многопрофильной, культурно-досуговой деятельности детей и подростков. В ее процессе несовершеннолетние получают возможность проявлять и реализовывать полезные инициативы, приобретают навыки организации своего досуга и свободного времени своих друзей, получают опыт социального партнерства со старшим поколением, добровольного участия в делах по улучшению окружающей жизни. Большинство инициатив по работе с детьми и молодежью развиваются именно в клубах и центрах по месту жительства. Многие общественные объединения, некоммерческие организации и негосударственные учреждения по проведению социально-культурной работы стали создаваться при этих клубах8.

Деятельность социальных служб по организации культурной и информационной деятельности для молодежи имеет большое значение в развитии активности молодежи как социальной силы. Рост подростковой преступности говорит о том, что молодые люди недополучают примеров положительного поведения и организованного досуга. Многие авторы9 высказывают тревогу относительно формирования молодежных субкультур, которые характеризуются сегодня не столько как реальные молодежные сообщества, сколько в качестве целей маркетинговой концепции молодежи, когда самореализация молодежи в значительной степени происходит в навязанных формах, источником которых не всегда является молодежный интерес. Поэтому сегодняшняя социально-культурная деятельность определяется более высокими требованиями к развлекательности досуга:

1. досуг должен доставлять радость и удовольствие, развивать социальные отношения (семья, друзья, сообщества), открывать возможность коммуникации, развлечения, общения;

2. досуг должен способствовать реализации общественной заинтересованности, демократических инициатив, участия в общественной жизни;

3. досуг должен содействовать развитию собственной инициативы, самоопределения, а также воспитанию открытости.

При этом педагогические действия расцениваются как партнерская помощь в приобретении самостоятельности, для развития которой необходимо выступать с предложениями и подготавливать соответствующую аргументацию для их обоснования. Помощь социального педагога оказывается здесь особенно важной, чтобы молодежь могла успешно справляться с различного рода деятельностью при все большей самостоятельности в постановке цели, ее реализации, в организации социальных процессов, отношений и сотрудничества. Основными методами при этом выступают консультации, информация, ориентация, просвещение, а также поощрение, подбадривание, стимулирование, проявление инициативы и социально-коммуникативных и индивидуальных действий.

Социальная работа в системе культурно-досуговой деятельности формируется на основе различных теоретических подходов и призвана оказывать влияние на структуру жизненного пространства клиента и его жизненные силы. Являясь специфическим видом общественной деятельности, социально-культурная деятельность характеризуется тем, что она осуществляется в свободное время, является добровольной, отличается активностью индивидуума или группы людей, обусловлена национально-этническими особенностями и традициями, отличается многообразием и глубокой личностной направленностью, носит гуманистический и развивающий характер.

Одним из определяющих понятий социально-досуговой деятельности является термин «свободное время», носящий общественный и политико-экономический характер и определяемый как общественно свободное время для реализации внутренних сил и приятного препровождения. Свободное время относится к центральным ценностям человека, а досуг рассматривается в качестве источника изменения и преобразования ценностей. При этом свободное время является не только самоцелью, но и средством к более счастливой жизни.

Недостаток свободного времени, неумение его организовать особенно отчетливо ощущается у социально-незащищенных слоев населения. Кроме того, с развитием рыночных отношений в Украине происходит все большая коммерциализация предложений в культурно-досуговой сфере. Именно поэтому социальная работа в этой области становится все более востребованной, становясь составляющей частью реализации государственной политики свободного времени.

 




Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 27 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.031 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав