Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Этапы работы над песней. Подготовка учителя к работе над песней.

Читайте также:
  1. D. Требования к структуре и оформлению курсовой работы.
  2. E. Образование, профессиональная подготовка и трудовая деятельность
  3. E. Порядок защиты курсовой работы.
  4. I ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
  5. I Принцип работы клавиатур
  6. I этап — Предстерилизационная подготовка.
  7. I. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учителя информатики
  8. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
  9. I. Общие рекомендациик написанию курсовой работы
  10. I. Основные задачи и направления работы библиотеки

Общие приёмы разучивания песни.

Работа над школьной песней – процесс многоплановый. Главное требование к певческому репертуару – его высокая художественность, доступность для исполнения учащихся. Освоение певческого репертуара в классе должно быть тщательно продумано учителем. Намечая песню для разучивания он должен провести большую и трудоёмкую предварительную работу: выявить эмоционально-смысловое содержание песни, поставить учебно-воспитательные задачи, определить трудности, которые могут возникнуть при разучивании песни, наметить методы и приёмы в работе, составить её исполнительский план, а также подобрать распевки на материале песни. Анализируя песню, учитель должен учитывать певческие возможности учеников, их интересы, выявляет трудности и определяет пути их преодоления. Всё это – подготовительная работа учителя музыки.

Учитель в школе ставит не только учебные задачи – научить петь, брать дыхание, формировать звук, петь интонационно верно в небольшом диапазоне, преимущественно с поступенным движением, связно, тянуть звук, но и педагогические – научить детей петь выразительно, развивать у них музыкальный слух и память, прививать любовь к музыке и пению.

Вокальные навыки формируются комплексно. Выделив педагогические задачи, учитель на основании анализа музыкальных и певческих возможностей школьников формирует последовательно учебные задачи. Ориентиром правильности поставленных задач является отношение к певческой деятельности.

Способы разучивания школьной песни различны, можно установить лишь последовательность главнейших моментов этого процесса:

- краткое вступительное слово педагога;

- исполнение (показ) песни учителем;

- беседа с детьми о песне, анализ текста и музыки;

- разучивание мелодии;

- исполнительский план песни в создание музыкального образа;

- концертное исполнение песни;

И так, разучиванию песни предшествует вступительное слово учителя или беседа с учащимися с целью создать соответствующий эмоциональный настрой, активизировать воображение школьников. В кратком вступительном слове учителю следует сообщить название песни, рассказать о том, кто её сочинил. В зависимости от характера песни необходимо сказать несколько слов о её содержании. Пояснения должны быть очень краткими и образными, тогда они достигнут своей цели.

Далее следует показ произведения, он непременно должен быть выразительным. Показ песни может быть: исполнение самим учителем, подготовленными одним или несколькими хорошо поющими учениками, прослушивание грамзаписи, которую можно дать после исполнения учителя. Если показывают два варианта исполнения, дети могут их сравнить. Во время прослушивания песни должна быть тишина и не должно быть посторонних впечатлений. Песня должна быть исполнена учителем полностью, наизусть.

Важным моментом в работе над песней является беседа о ней. Она должна строиться с учётом возрастных особенностей учащихся и предполагает знакомство с другими сочинениями авторов музыки и поэтического текста песни, разбор эмоционально-смыслового содержания песни, использование наглядности, обращение к воображению детей. В ходе беседы определяется характер песни, наиболее яркие выразительные средства, которые использовал композитор для создания музыкального образа. Поэтому беседа о песне имеет большое воспитательное и образовательное значение. Всё это подготавливает учащихся к разучиванию песни и выявляет, насколько глубоко они поняли произведение.

Разучивание песни на уроке обычно начинается её повторным исполнением учителем. Главное требование к разучиваниюсоблюдение принципа единства художественного и технического. Главной задачей является раскрытие образа песни и подчинения ему вокально-технических приёмов исполнения. Главная цель – это эстетическое воспитание детей средствами музыкального искусства. Известные педагоги-музыканты Ю.Алиев и Н.Орлова отмечали: «Разучивание песни на уроке – процесс музыкально-художественный, где сочетаются буквально с первого момента эмоциональность и логика, сознательность и художественность. При этом задача художественного раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приёмы исполнения».

Обычно песня разучивается по частям – отдельными фразами, фрагментами, имеющими относительную законченность. При этом желательно использовать нотную запись, которая, как известно, помогает более быстрому усвоению мелодии.

Общими приёмами разучивания песни являются:

- показ учителем отдельных фраз и пояснения к их исполнению (обращает внимание на характер звуковедения, объясняет непонятные слова);

- выстраивание первого звука, с которого начинается фраза;

- разучивание мелодии в рабочем темпе, активным звуком при плавном звуковедении.

В процессе разучивания песни осуществляется работа над чистотой интонирования мелодии, правильным воспроизведением её ритмического рисунка. Перед каждым повторением фразы необходимо давать ученикам конкретное задание и активизировать слух детей на его результат, что способствует развитию слухового самоконтроля. Затем куплет исполняется полностью. Важно уделять внимание и осмыслению текста как важного средства создания музыкального образа. Поэтому выявляются логические вершины в тексте, проводится работа над его ясным и чётким произношением.

После запоминания песни необходимо продумать с учащимися её исполнительский план, чтобы передать развитие музыкального образа.

Свои особенности имеет разучивание песни с младшими школьниками. С первоклассниками песню обычно разучивают на слух. При разучивании песни используется метод наглядности (изображение на доске направления движения мелодии, показ её рукой и т.д.).

Методика разучивания не может быть одинаковой для всех песен. Её диктуют особенности каждой песни. Но есть и общие правила с которыми мы познакомились.

В процессе разучивания песен учитель развивает музыкальные, творческие способности учащихся, формирует их вокально-хоровые навыки и умения, необходимые для передачи музыкального образа. В заключение отметим ещё раз, что хоровое пение – самый доступный вид коллективного исполнительства. Приобщение школьников к певческой деятельности является важным условием формирования их музыкальной культуры.

Краткий план разучивания песни.

1.Подготовка учителя к уроку: проводит тщательный разбор её идейно-художественной основы, содержания, образы, продумывает трудные места, намечает методы и приёмы работы.

2.Содержание и характер вступительного слова. Использование смежных видов искусства, наглядности, словаря эстетических эмоций. Раскрыть основное содержание песни, рассказать об авторах песни.

3. Показ (исполнение) песни. Исполняет сам учитель или использует грамзапись. Исполняется весь текст песни. Во время прослушивания должна быть тишина. Песня должна быть исполнена ярко, эмоционально.

4.Анализ текста и музыки. Беседа учителя об отношении учащихся к произведению, их впечатлений об услышанной песне. Характер песни, какие средства музыкальной выразительности помогли созданию данного характера (движение мелодии, ритм, темп, динамика, регистры), использовать наглядный материал, словарь эстетических эмоций. Вопросы и ответы направлять на раскрытие темы урока.

5.Разучивание песни. Методика разучивания не может быть одинаковой для всех песен, но следует руководствоваться общими приёмами разучивания.

6.Применение различных методов и приёмов (активизация внимания).

7.Работа над техническими трудностями.

8.Исполнительский план в создание музыкального образа.

9.Концертное исполнение песни.




Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 476 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав