Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Периодизация искусства Древней Греции. Архитектура. Храм. Типы храмов. Ордер типы ордера.

Читайте также:
  1. XX век и новые формы европейского искусства
  2. А Общность Великой Расы входит в Общность Древней Расы. Понятна да - вот эта многомерность?
  3. А Общность Великой Расы входит в Общность Древней Расы. Понятна да - вот эта многомерность?
  4. А) Приходный кассовый ордер.
  5. Актуализация изучения теоретических основ и истории регионального музыкального и изобразительного искусства.
  6. Анатомия и медицина древней Греции и Рима, их представители (Гиппократ, Аристотель, Гален).
  7. Античный мир и древнейшие народы на территории России и сопредельных регионов.
  8. Архитектура как вид искусства
  9. Архитектура.
  10. Архитектура. Новые архитектурные элементы. Свод, Арка. Развитие реалистического отражения мира.

Переодизация: 1) Гомеровский — 11-8 в. до н. э.; 2) Архаический — 7-6 в. до н. э.; 3) Классический — 5-4 в. до н. э.; 4) Эллинитический — 4-1в. до н. э.

Храм — здание, посвященное божеству и служащее местом поклонения, жертвоприношения и молитвы. Храмовая архитектура отличается большим разнообразием, в зависимости от природных условий страны, свойств строительных материалов, характера народа, формы религиозных верований.

Типы храмов: 1) Храм в антах — выступы продольных стен здания, ограждающие вход. Наиболее часто встречаются в древнегреческих храмах. 2) Простиль — тип античного храма, простиль — прямоугольное в плане, как правило, небольшое здание с одним рядом колонн на главном фасаде. 3) Амфипростиль — тип древнегреческого прямоугольного в плане храма, имеющего колонные портики на торцовых фасадах. Лишённые декора продольные стены Амфипростиля обычно сооружались из гладких каменных блоков. 4) Периптор — прямоугольное в плане здание, с четырёх сторон обрамленное колоннадой, расстояние от которой до стен наоса (главное помещение (святилище) античного храма, где находилось скульптурное изображение божества) равно одному интерколумнию (пролёт между рядом стоящими колоннами в ордерной архитектуре). Внутри Периптор обычно состоял из пронаоса и наоса (латинское целла), позади наоса часто устраивался опистодом (закрытое помещение в западной части древнегреческого храма, имеющее выход на западный фасад и отделённое стеной от наоса). Опистод часто служил государственным казнохранилищем). Периптор сложился к началу 7 в. до н. э. и был наиболее распространённым типом храма в эпоху архаики и классики Внешние формы Периптера часто использовались архитекторами классицизма. 5) Псевдопвриптор. В Псевдоперипторе Интерполумнии наружной колоннады на боковых и заднем фасадах закрыты стеной, из которой колонны выступают наполовину своего диаметра. Псевдоперипторы были распространены в Древнем Риме. 6) Диптер — тип древнегреческого храма, в котором прямоугольное в плане помещение окружено по внешнему периметру 2 рядами колонн. 7) Псевдодиптер. Отличается от диптера отсутствием второго (внутреннего) ряда колонн наружной колоннады. В Псевдодиптере расстояние от колоннады до стен наоса равно примерно двум интерколумниям. 8) Моноптер — тип античного храма без целлы, круглого в плане, без стен, крыша которого поддерживалась кольцевым рядом колонн. 9) Толос — круглая в плане, обычно монументальная, культовая постройка — гробница или храм.

Ордер — вид архитектурной композиции, художественно переработавшей стоечно-балочную конструкцию и имеющей определенный состав, форму и взаиморасположение элементов. В классической архитектуре различают Ордера: дорический, ионический, коринфский (греческие) и их модификации - тосканский, композитный или сложный (римские).

Дорический можно считать основным в развитии греческой архитектуры. Характеризуется приземистыми, сужающимися кверху колоннами, установленными на основании (стилобате), покрытыми каннелюрами.

Ионический ордер отличался от дорического пропорциями, а также количеством и сложностью деталей. Он имел прямые колонны и венчался капителью, по форме напоминавшей рога барана (волюты). Дорический и ионический ордера широко применялись во все эпохи существования Древней Греции и при строительстве жилых построек или небольших галерей, и при возведении больших по протяжённости храмов.

Коринфский ордер появился позднее двух предыдущих и во многом напоминал ионический. Отличие заключалось в капители, имеющей форму колокола и украшенной стилизованными листьями аканфа.

13. Комплекс Афинского акрополя. Особенности композиции. Центральный вход Пропилеи. Храм Ники Аптерос. Статуя Афины Промахос. Парфенон – главный храм акрополя. Скульптурные украшения храма, фризы, раскраска. Храм Эрехтейон – главное святилище Акрополя. Театр Диониса.

В основе ансамбля акрополя — свободная планировка, сочетающая элементы симметрии и асимметрии, последовательно разворачивающая перед зрителем ряд архитектурных панорам. Общее руководство застройкой Афинского акрополя при Перикле осуществлял Фидий (древнегреческий скульптор середины 5 в. до н.э).

Среди работ Фидия наиболее прославлена колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос, воздвигнутая около 460 до н.э. на афинском Акрополе в память побед над персами.

Наилучшее представление о творчестве Фидия дает скульптурное убранство Парфенона в Афинах, выполненное под руководством и, вероятно, при личном участии мастера. Скульптура Парфенона отличается необычайным богатством ритмов и композиционных приемов, мягкой моделировкой, виртуозно использующей эффекты светотени, и вместе с тем внутренней цельностью пластических масс.

Пропилеи являлись парадным входом (437-432 до н.э., архитектор Мнесикл), образованным портиками и колоннадами, расположенными симметрично оси движения. Пропилеи характерны для архитектуры Древней Греции. Позже Пропилеи почти не строились.

Парфенон — главное сооружение Акрополя (447-436 до н.э., архитекторы Иктин и Калликрат, скульптурное убранство создано к 431 до н.э., мастерами круга Фидия). Парфенон – храм богини Афины Парфенос в Афинах. Он представляет собой мраморный дорический, в его наосе, окруженном с трёх сторон двухъярусной колоннадой, находилась хрисоэлефантинная статуя Афины работы Фидия. С запада к наосу примыкала сокровищница, где хранилась казна Афинского морского союза. Парфенон отличается исключительной соразмерностью частей, синтезом дорического и ионического ордеров, ясной величественностью и глубокой человечностью архитектурных и скульптурных образов.

Эрехтейон — (421—406 до н.э.), храм Афины и Посейдона-Эрехтея на Акрополе в Афинах, выдающийся памятник древнегреческой архитектуры. Имеет асимметричную пространственную композицию, включает ряд помещений, два портика в ионическом ордере, знаменитый портик кариатид. Благодаря изяществу и изысканности композиции и отдельных деталей, скромный по размерам. Эрейхтеон играет важную роль в ансамбле Акрополя, контрастируя с более простым и строгим Парфеноном.

Театр Диониса — античное театральное здание в городе Афины. Театр был построен в V в. до н. э. и был деревянным. Около 326-325 гг. до н.э. театр был реконструирован: деревянная сцена и ряды сидений были заменены на мраморные. Каменные сидения размещались в 67 рядов, достигая основания Акрополя. Театр теперь вмещал до 17 тыс. зрителей, что в то время составляло около половины афинских граждан. Ввиду огромных размеров театр был лишён кровельных перекрытий, и поэтому актёры, хор и зрители располагались под открытым небом, а сценическое действие происходило при естественном освещении.

Живопись. Искусство вазописи. Особенности орнаметических росписей. Развитие понятия о геометрическом стиле. Чернофигурная и краснофигурная вазопись, техника нанесения рисунка, наиболее популярные сюжеты.

Сосуды, возникшие до IX века до н. а обычно покрывались орнаментами в виде простейших фигур: кругов, треугольников, квадратов, ромбов. С течением времени узоры на сосудах усложнялись, разнообразными становились их формы. В конце IX – начале VIII века до н. э появились вазы со сплошным заполнением поверхности орнаментами. Принцип повтора, свойственный ранним ступеням развития искусства разных народов, выступает и у греков в керамических росписях, вазописцы использовали, в частности, повтор в изображении животных и птиц.

В конце VIII века до н. э в греческом обществе формировались новые вкусы и интересы. Упро-щенные, условные геометрические изображения перестали удовлетворять: в рисунках на вазах художники VII века до н.э. начали обильно вводить растительные мотивы и сюжетные сцены. В VII веке формы ваз становятся разнообразнее, но заметно тяготение к округлости контуров. Подобное же нарастание сочности объемов происходило в скульптуре и в архитектуре. Усложнялась и техника нанесения рисунков не вазы VII века, богаче становилась палитра художника. Кроме черного лака использовались белая краска, пурпур разных тонов и для обозначения деталей – процарапывание.

В вазописи рубежа VII-VI веков художественный образ начинает приобретать конкретность реальных контуров. Возрос интерес к сюжетным изображениям, появилось стремление к точной передаче образов реального мира. Оттеснение декоративности и выдвижение сюжетного начала приводит также и к цветовому упрощению. Выступающий на оранжевом фоне глины контур фигуры заливается черным лаком, все реже к концу VI века используются пурпур и белая краска.

В вазописи выделяется два течения – изначально чернофигурная, в которой мелкие детали процарапывались, и краснофигурная, возникшая позднее.

В истории развития греческой вазописи отмечается такая последовательность:

Субмикенская вазопись. опирающаяся на позднемикенскую традицию (1-я половина XI в. до н. э.; орнамент состоит из кругов, волнистых линий, треугольников); геометрический стиль (IX-VIII вв. до н.э.: горизонтальные полосы ритмичных линейных узоров и геометризованных изображений, четко выявляющие тектонику вазы); "ковровый стиль" (VII в. до н.э.; полихромные изображения животных и фантастических существ в сочетании с раститель-ным узором}. В VI в. до н.э. в Аттике расцветает чернофигурный стиль (фигуры, нанесенные черным лаком, на желтоватом или красноватом фоне глины; выполненные белой и пурпуровой краской детали одежды, орнамента и т.д.), с его чистотой контурных пиний, обобщенностью черных плоских силуэтов, изображаемые сцены главным образом мифологические. Главные мастера: Клитий, Эксекий, Амасис.

Около 630 до н. э. совершается переход к краснофигурной вазописи, (черный фон и фигуры цвета глины; присуще обилие жанровых и мифологических сцен), которая позволила более детально прорисовывать формы, намечать объемы с помощью внутренних линий.

Краснофигурная вазопись, «строгого стиля» отличается четкостью и изяществом рисунка при сохранении известной жесткости и угловатости форм; ведущие мастера: Ефроний, Дурис.

15. Скульптура. Коры и куросы периода архаики. Скульптурные фигуры «Архаических Аполлонов». Повторяемость поз и отсутствие индивидуализации образов. Женские фигуры кор – воплощение, изысканности и утонченности.

Куросы отличаются строгой фронтальностью композиции, суммарностью трактовки форм человеческого тела; лица их оживлены т. н. архаической улыбкой. Они изображали молодых людей, стоящих в фронтальной позе, с левой ногой, выдвинутой вперед. Руки тесно прижаты к телу — к бедрам, прямо вытянуты вдоль туловища, и пальцы согнуты (хотя есть и несколько статуй, одна из рук которых согнута в локте, протягивая приношение). Куросы демонстрируют практически идеальную симметрию во всех анатомических частях тела, сведенных к простым геометрическим формам.

Самые ранние куросы изготавливались из дерева и поэтому не сохранились. Но в VII в. до н. э. греки научились у древних египтян искусству обработки камня металлическими инструментами, и начали высекать куросов из горных пород. Причем в отличие от своих предшественников они использовали уже не медь и бронзу, а железо, поэтому могли резать лучше. К концу VI в. до н. э. куросам начали придавать более расслабленные позы, и их прически стали больше походить на моду материковой Греции. Размер куросов стал увеличиваться, по мере богатения греков и роста их навыков при работе с мрамором. Некоторые из них стали в три или даже в четыре раза превышать человеческий рост. Куросы служили для двух целей. В храмах они были знаком вотивных обещаний видных эллинов, чему свидетельство — надписи, которые часто встречаются на их постаментах. Кроме того, их также устанавливали на кладбищах, чтобы обозначить могилы знатных граждан. На кладбищах эти куросы изображали покойных, как греческий идеал маскулинности. В самый ранний период, вероятно, куросам приписывались магические способности, и они могли быть вместилищем даймона богов (традиция, сохранившаяся и в последующее время).

Кора — изображение женщины (всегда молодой), в статичной позе, одетой в традиционную греческую одежду, с архаической улыбкой на устах.

Коры практически всегда изображались стоящими во весь рост, с одной ногой слегка выдвинутой вперед (с сомкнутыми ногами — редко), и с одной рукой, придерживающей одежды таким образом, чтобы не наступить на них в движении. Свободная рука часто держала приношение тому богу или богине, которому они были посвящены. Одеяния кор составляли как и ионический хитон, так и более плотный пеплос (большинство аттических статуй). Иногда пеплос надевался поверх хитона. Скульпторы находили большое наслаждение, создавая складками тканей ритмические мотивы, показывая, как они драпируются на полностью скрытом человеческим теле, а также создавая орнаментальную канву одежды, которая либо высекалась в мраморе, либо расписывалась поверх него красками. Большинство кор выполнены в человеческий рост, или немногим меньше его. Тип статуи развивался исходя из тех же технических методов и пропорций, что и куросы. Правда, в случае кор человеческая анатомия скрыта под драпировками и не так важна. Зато взамен этого линии тканей, окутывая гладкие формы, свободно текут, создавая безмятежное, практически гипнотическое настроение, которое вдобавок дополняется мирным выражением лица и статичной позой. Как правило, корпус выполнялся из одного куска камня, а руки приставлялись отдельно.

Как и куросы, коры создавались и с вотивными, и с мемориальными целями: богатые донаторы посвящали их как подарок божествам, значительно реже — чтобы отмечать надгробие членов семьи. Во многих случаях на базах статуй (иногда на их одеждах) высекалась короткая надпись, озвучивающая предназначение статуи, имена патрона и скульптора. Согласно большинству современных интерпретаций археологических свидетельств, коры никогда не являлись изображением какого-либо божества.

16. Скульптурные каноны Поликлета и Мирона. «Дорифор» Поликлета и «Дискобол» Мирона.

Мирон большую часть своей жизни работал в Афинах, расцвет его творчества падает на вторую четверть V века до н. э.

Среди его произведений наибольшей известностью пользовалась статуя «Дискобол», исполненная между 460 и 450 годами до н. э. Она прославляет победителя атлетических состязаний. Сжав диск в правой руке, обнаженный юноша наклонился вперед. Рука с диском отведена назад до предела. Кажется, через мгновение атлет распрямится и брошенный с огромной силой диск полетит на далекое расстояние. Все тело юноши пронизано захватившим его движением.

Впились в землю пальцы правой ноги, которая служит опорой телу, резко обозначились напряженные мускулы, и, словно тугой лук, согнуты руки. Новаторство Мирона заключалось в том, что он одним из первых мастеров греческого искусства сумел передать в скульптуре ощущение движения. В позе «Дискобола» как бы слиты несколько последовательных движений: размах, мгновенная остановка перед броском и намек на сам бросок. Эта поза не является точным повторением какого-то одного момента в движении атлета. Правдивое впечатление движения в искусстве Мирона складывается благодаря единству простых и легко воспринимаемых жестов, которые передают различные моменты реально движущейся фигуры.

Фигура «Дискобола» передает огромное внутреннее напряжение, которое сдержано внешними формами скульптуры, упругими замкнутыми линиями, очерчивающими ее силуэт. В образе атлета Мирон раскрывает способность человека к активному действию.

Если Мирона увлекала проблема правдивого и убедительного изображения движения, то скульптор Поликлет ставил в своем творчестве иные цели. Создавая статуи спокойно стоящих атлетов, скульптор стремился найти идеально правильные пропорции, на основе которых может быть построено человеческое тело в скульптуре. Поликлет математически точно рассчитал размеры всех частей тела и их соотношение между собой. За единицу измерения он принял рост человека. По отношению к росту голова составляла одну седьмую часть, лицо и кисть руки — одну десятую, ступня — одну шестую. Скульптор написал теоретический трактат под названием «Канон» (что значит «правило»), где изложил свои мысли о наиболее гармоничных пропорциях человеческой фигуры, как бы установленных для нее самой природой.

Свой идеал атлета-гражданина Поликлет воплотил в бронзовой скульптуре юноши с копьем. Могучий обнаженный атлет — Дорифор («Копьеносец») — изображен в сполопной и величественной позе. Он держит в руке копье, которое лежит на левом плече, и слетка повернув голову, смотрит в даль. Кажется, что юноша толькочто нагнул вперед и остановился. Безукоризненное совершенство «Дорифора» сделало его в глазах греков непревзойденным образцом человеческой красоты. Воспроизведения этой скульптуры стояли во многих городах Древней Эллады, в тех местах, где юноши занимались гимнастическими упражнениями. До наших дней «Дорифор», самое великое произведение скульптора Поликлета, остается одним из прекраснейших изображений человека в мировом искусстве.

Скульптурные творения Скопаса и Праксителя. Стремление передаче энергичных действий и мира чувств человека. Художественное высочайшее мастерство и виртуозная техника обработки мрамора в произведениях Скопаса. Статуя Менады.

Пракситель — древнегреческий скульптор, родился в Афинах ок. 390 до н.э. Его произведения, выполнены в основном в мраморе, известны главным образом по римским копиям и свидетельствам античных авторов. Наилучшее представление о стиле Праксителя дает статуя Гермес с младенцем Дионисом. Мастеру удалось усовершенствовать трактовку мотива человека с ребенком на руках: движения обеих рук Гермеса композиционно связаны с младенцем. Позы героев еще больше удалились от скованной выпрямленности, наблюдаемой у более ранних мастеров. Раскраска статуй у Праксителя преследовала не только декоративный эффект: он считал ее чрезвычайно важным делом и поручал известным художникам своего времени, например Никию из Афин и др. Скопас — древнегреческий скульптор и архитектор IV в. до н. э. Представитель поздней классики. Первое известное произведение Скопаса — храм Афины Алеи в Тегее, на Пелопоннесе, который надо было возвести заново, поскольку прежний сгорел в 395 до н.э. Проект имеет интересное решение: необычно стройные дорические колонны по периметру и коринфские полуколонны внутри целлы. На восточном фронтоне была изображена охота на Калидонского вепря, на западном - поединок местного героя Телефа с Ахиллом; на метопах воспроизводились сцены из мифа о Телефе. Сохранились головы Геракла, воины, охотники и вепрь, а также фрагменты мужских статуй и женский торс, вероятно Аталанты. Скопас входил в группу из четырех скульпторов (и, возможно, был среди них старшим), которым вдова Мавсола Артемисия поручила создание скульптурной части Мавзолея (одного из семи чудес света) в Галикарнасе, усыпальницы своего мужа. Он был завершен ок. 351 до н.э. Скопасу принадлежат скульптуры восточной стороны, для плит восточного фриза характерен тот же стиль, что и для статуй из Тегеи. Присущая произведениям Скопаса страстность достигается прежде всего с помощью новой трактовки глаз: они глубоко посажены и окружены тяжелыми складками век. Живость движений и смелые положения тел выражают напряженную энергию и демонстрируют изобретательность мастера.

Самой прославленной среди несохранившихся скульптур Скопаса была «Менада» – статуэтка девушки, спутницы бога Диониса, несущейся в неистовом танце. Тело танцовщицы словно закручено в спираль, её голова запрокинута, одежды развеваются, открывая прекрасное тело. В искусстве Скопаса впервые нашли выражение взволнованность чувств, драматический пафос, бурное движение, – всё то, чего раньше не знала греческая скульпура. Работы Скопаса оказали значительное воздействие на скульпторов эпохи эллинизма.

18. Пракситель — певец женской красоты. Афродита Книдская. «Отдыхающей сатир».

Пракситель родился около 390 г. до н.э. Афинянин, происходил из семьи художников. Отец и дед были скульпторами, как и впоследствии сыновья Праксителя.

Уже в первых его произведениях ярко проявилась его художественная индивидуальность. Еще в ранний период своего творчества Пракситель обращается к воплощению в своем искусстве женской красоты. В период между 364-350 годами до н.э. он создал статую обнаженной Афродиты, приобретенную городом Книдом.

Статуя Афродиты Книдской вызывает волнующие чувства. Она более человечна и одухотворена. Богиня изображена совершенно обнаженной. Грация движений, певучий плавный внутренний ритм усиливают впечатление гибкости и стройности ее зрелого прекрасно развитого тела. На лице богини блуждает легкая мечтательная улыбка. Мягкие длинные волосы дополняют прелестный облик Афродиты. Устойчивость статуи создавала большая гидрия с наброшенной на нее одеждой богини. Пракситель стал первым скульптор, максимально реалистично изобразивший обнаженную женщину. Впоследствии многие скульпторы изображали богиню в подобной позе. Афродита Праксителя стала так популярна, что дала начало особому типу в женской скульптуре: типу Афродиты Книдской (к этому типу принадлежит, например, Венера Милосская).

«Отдахающий сатир» был представлен Праксителем в виде обнаженного юноши, на звериную сущность которого намекают острые уши, почти скрытые пышной прической, и чуть раскосые глаза. Сатир, отдыхая, стоит в томной позе, опираясь не столько на левую ногу, сколько на пень, который придает фигуре устойчивость. Радость чувственного бытия, любование юностью и красотой, наслаждение как цель жизни — вот то, что лежало в основе философии гедонизма, которая в IV в. до н.э. распространилась среди части греческого общества, восхищавшейся ясной гармонией прекрасных образов Праксителя.

19. Лисипп и Леохар – мастер поздней классики. Фигуры богов, мифологические персонажи, могучие атлеты и суровые олимпийцы. Голова Александра Македонского, «Геракл, борющийся со львом». Статуя Аполлона Бельведерского.

Лисипп — древнегреческий скульптор IV в. до н. э. Крупнейший представитель поздней классики. Родился в Сикионе. Был придворным художником Александра Македонского.

В отличие от спокойной гармонической уравновешенности статуй Поликлета, Лисипп изображал фигуры в сложных, неустойчивых, как бы мгновенно уловленных многоплановых движениях. Его главная работа — статуя «Апоксиомен» (изображает атлета, очищающего тело скребком после борьбы; римская копия, Ватиканские собрания), внутренне напряжённая по композиции, является одним из первых произведений античной скульптуры, рассчитанным на круговой обзор. Среди наиболее прославленных работ Лисиппа: колоссальная статуя Зевса в Таренте, статуя Гелиоса на колеснице на острове Родос, многочисленные изображения Геракла и его подвигов, неоднократно копировавшиеся в древности. Лисипп создавал также монументальные группы (например, конных дружинников Александра Македонского, павших в битве при Гранике), одним из первых в античном искусстве обратился к искусству портрета. Созданный им идеализированный портрет Александра воплотил стремление к раскрытию сложной, напряжённой внутренней жизни человека.

Леохар — древнегреческий скульптор середины IV в. до н. э. Представитель академического направления в искусстве поздней классики. Будучи афинянином, работал не только в Афинах, но и в Олимпии, Дельфах, Галикарнасе. Изваял из золота и слоновой кости несколько портретных статуй членов семьи македонского царя, был, подобно Лисиппу, придворным мастером его сына Александра Македонского. В основном создавал изображения богов и мифологические сцены (как, например, известная статуя Геракла, борящегося со львом).

Расцвет искусства Леохара относится к 350—320 годам до н. э. В это время он отлил очень популярную в древности группу, изображавшую прекрасного юношу Ганимеда, которого уносит на Олимп посланный Зевсом орел, а также статую Аполлона, получившую мировую известность по именем «Аполлона Бельведерского» (название от ватиканского дворца Бельведер, где выставлена статуя. В статуе Аполлона Бельведерского, лучшем произведении Леохара, дошедшем до нас в римской копии, пленяет не только совершенство образа, но и мастерство техники исполнения. Статуя, открытая в эпоху Возрождения, долгое время считалась лучшим произведением античности и воспета в многочисленных стихах и описаниях.

20. Скульптура эллинизма. Новизна тем, трагическая и экспрессивная трактовка классических сюжетов и образов. «Ника Самоофракийская». Скульптурная группа «Лаокоон с сыновьями» Агесандра, Афинодора и Полидора. Героическая борьба человека с роковыми обстоятельствами как основа сюжета.

В период эллинизма гражданственный пафос и архитектоническая ясность классической скульптуры сменяются драматической патетикой, бурными контрастами света и тени; образ обретает заметно большую степень индивидуализации.

Статуя богини победы Ники (Париж, Лувр) была воздвигнута на острове Самофрака около 190 г. до н.э. в память о победе, одержанной над флотом сирийского царя. Высеченная из мрамора, фигура богини стояла на высокой отвесной скале над морем, ее пьедестал изображал нос боевого корабля. Могучая и величавая Ника в развивающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед. Сквозь тонкий прозрачный хитон просвечивает ее прекрасная фигура, которая поражает зрителя великолепной пластикой упругого и сильного тела. Уверенный шаг богини и гордый взмах орлиных крыльев рождают чувство радостной и торжествующей победы.

«Лаокоон и его сыновья» — скульптурная группа в ватиканском музее Пия-Климента, изображающая смертельную борьбу легендарного троянского жреца Лаокоона и его сыновей со змеями. Скульптура работы Агесандра Родосского и его сыновей Полидора и Афинодора является лишь мраморной копией второй половины I века до н. э. Оригинал был выполнен в бронзе в 200 г. до н. э. в г. Пергаме и не сохранился.

Сюжет Лаокоона почерпнут из сказаний о Троянской войне. Скульптура изображает отчаянные напрасные усилия героя высвободиться из тисков чудовищ, которые плотными кольцами обвили тела трех жертв, сдавливая их и кусая. Бесполезность борьбы и необратимость гибели очевидны.




Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 61 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав