Читайте также:
|
|
ПРАВО НАРОДОВ (перегринское право) (jus gentium) — в Древнем Риме правовая система, сложившаяся при разрешении споров между иностранцами (перегринами) и римлянами, но так и оставшаяся частью единого римского правового комплекса(с) Большой юридический словарь.
Согласно римскому праву, отношения римлян к иностранному государству зависели от того, имелся ли между Римом и этим государством договор о дружбе. При отсутствии такого договора люди или товары, шедшие из чужой страны в страну римлян, и точно так же люди и товары, шедшие из страны римлян в чужую страну, не пользовались какой бы то ни было правовой защитой. Если имелся договор о дружбе (amicitia), о гостеприимстве (hospitium) или о союзе (foedus), отношения были иные. Лица и товары, прибывавшие из одной страны в другую, находились тогда под защитой закона. С течением времени в Рим стало прибывать так много иностранцев, что возникла целая система права, касавшаяся этих иностранцев и их отношений с римскими гражданами - jus gentium. Она серьезно отличалась от jus civile (гражданского права, касавшегося взаимоотношений граждан Рима друг с другом). Для применения норм этого права был назначен особый магистрат по делам иностранцев, возглавляемый претором (praetor peregrinus). Данная система формировалась на основе не только римского права, но и законов и обычаев других народов, став впоследствии солидным источником римского права. Всё большую роль в судопроизводстве стали играть преторы.
В 212 году был издан Эдикт Каракаллы (или «Антонинов указ»), давший римское гражданство всем жителям империи. Jus gentium фактически потеряло свою функцию, однако все необходимые нормы «права народов» уже были перенесены в римское право.
На закате Римской империи вокруг неё не осталось прочных централизованных государств, а все международные отношения сводились к отражению набегов варваров. Как следствие, «право народов» отошло на второй план, и использовались лишь немногие его нормы. Эта ситуация сохранилась и после падения Рима в 476 г., поскольку новые варварские королевства не обладали должным уровнем развития, а в условиях постоянной войны за превосходство в Европе международному право не было места.
Необходимость в международном праве не возникала до тех пор, пока окончательно не образовалось множество независимых государств. Начала ощущаться нужда в правовых нормах для регулирования международных отношений между этими суверенными государствами. Почву для развития принципов будущего международного права подготовило, помимо всех прочих факторов, Возрождение. На римском наследии выросла итальянская дипломатическая школа, европейские мыслители изучали сохранившиеся в Византии рукописи, в т.ч. «Свод Юстиниана». Особо необходимо отметить труд немецкого ученого Лейбница «Codex juris gentium diplomaticus».
В общем и целом, вклад Римского государства в современное международное право колоссален. Именно в Риме родились его основные принципы: справедливости (aequitas), доброй совести (bonae fidei) и проч. На протяжении всей дальнейшей истории всегда вступал в ход casus belli (повод для войны), заставлявший европейскую дипломатию развиваться.
Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 318 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |