Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Обещственное движение в 30-40-е гг. XIX в.

Читайте также:
  1. C. Движение информации и ее трансформация от исходной в командную
  2. Автоматизированных систем управления воздушным движением.
  3. Аппаратура связи и передачи данных автоматизированных систем управления воздушным движением.
  4. Белое движение: идеология и практика.
  5. Белорусское национальное движение в начале 20 века.
  6. Более простой вид обобщений - движение от частного к известному общему, подвести частный случай под общее правило
  7. Влияет на теплообмен и движение воздуха.
  8. Вопрос 1. Международное движение капиталов
  9. Вопрос 25. Общественное движение России в середине XIX в.
  10. Вопрос 26. Общественное движение во второй половине XIX в.

Казалось, что беспощадная расправа с декабристами хотя бы на время должна была заглушить всякие попытки выражения свободомыслия. Однако оппозиция «духа» не прекращалась и в самые мрачные времена. Увлечение идеями немецкой философии (Кант, Шеллинг, Гегель) способствовало воспитанию в молодых людях самостоятельности мышления. В конце 20-х гг. XIX в. прогрессивное московское студенчество группировалось вокруг двух кружков: Н.В. Станкевича и А.И. Герцена. В литературно-философский кружок Станкевича тогда входили многие будущие общественные и политические деятели – К.С. и И.С. Аксаковы, М.А. Бакунин, В.Г. Белинский, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, М.Н. Катков, Ю.Ф. Самарин. Кружок Герцена считал себя прямым продолжателем дела декабристов. П.Я.Чаадаев за публикацию «Философических писем» по приказу Николая I был объявлен сумасшедшим и отдан под надзор полиции.

Вызовом существующему режиму в 30—40-е гг. XIX в. была публицистическая и литературная деятельность западников и славянофилов. Именно в это время в подцензурной литературе расцветает эзопов язык, когда через отвлеченные философские и литературоведческие дискуссии до понимающего читателя доводился протест против крепостничества, современного бюрократическо-полицейского строя. Дискутируя друг с другом, западники и славянофилы обсуждали прошлое и будущее России. Славянофилы противопоставляли Россию и Запад, отстаивали особый путь России, идеализировали допетровскую Русь. Западники доказывали несостоятельность особого пути России и признавали общность путей развития России и Запада. Крупным общественным явлением в 1840-е гг. была литературная критика В.Г. Белинского. В Санкт-Петербурге приобрели большую известность «пятницы» на квартире М.В. Буташевича-Петрашевского, где активно обсуждались экономические, философские проблемы и критиковалась российская действительность. Сам Петрашевский исповедовал идеи социализма. У него сложилась концепция подготовки революции: сначала пропаганда, затем создание тайной политической организации и, наконец, революционное восстание. Однако к практической деятельности петрашевцы перейти не успели. В апреле 1849 г. активные члены кружка были арестованы. В 1853 г. Герцен основал в Лондоне «Вольную русскую типографию» и начал издавать альманах «Полярная звезда», а затем газету «Колокол», нелегально распространявшуюся и имевшую исключительный успех у русской интеллигенции. Основной тезис этих изданий – требование ликвидировать в России крепостное право.




Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 100 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2025 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав