Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Общая характеристика русской философии

Читайте также:
  1. a. Общая итоговая оценка воздействия
  2. Amp;Сравнительная характеристика различных методов оценки стоимости
  3. I. Доказывание, понятие и общая характеристика
  4. I. Общая информация
  5. I. Общая информация
  6. I. ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ. ВВЕДЕНИЕ.
  7. I. Предпосылки формирования философии НВ.
  8. I. Специфика русской философии
  9. II. 4. РЕАБИЛИТАЦИЯ ФИЛОСОФИИ
  10. II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИЗНИ
  1. Дворянство – основная группа феодалов.

Постепенно приобретает права:

а) передачи поместий по наследству;

б) покупки вотчин.

Происходит слияние вотчины и поместья в единую – условную - форму землевладения.

 

 

4. Церковь – усиливает своё политическое влияние.

1589 год – в России учреждено патриаршество, и русская церковь перестала зависеть от Византии, приобрела самостоятельность.

Царь проводит политику компромиссов по отношению к церкви.

 

II. Крестьяне.

1581 год – Указ о заповедных летах: наложил временную «заповедь» (запрет) на право осеннего ухода крестьян от феодала.

1597 год – Указ об «урочных летах»: о сыске беглых крестьян, ушедших не ранее, чем 5 лет назад.

1649 год – Соборное Уложение полностью отменило «урочные лета», т.е. зафиксировало завершение процесса полного и окончательного закрепощения крестьян.

Прикрепление крестьян к земле и личности феодала было оформлено как наследственное и потомственное состояние.

 

III. Городское население.

Появляется общее название – «посадские люди».

Чёткое разделение на «верхи» и «низы»:

- «верхи» - «гости» (крупные купцы), члены гостиной и суконной сотен (цеховых объединений купечества);

освобождались от посадского тягла (платежа прямой государевой подати, стрелецкой, ямской и некоторых других податей);

- «низы» - жители «чёрных» слобод – мелкие ремесленники и торговцы.

 

 

2 вопрос. Система органов власти и управления

 

1. Глава государства – царь: законодательная, исполнительная, судебная функции.

.

2. Боярская Дума – постоянно действовавший орган при царе: решала с царём все основные вопросы. В годы опричнины её роль была незначительной.

3. Земские Соборы (с середины 16 века) – новый высший орган государственной власти, через который царь получил возможность широко привлечь к власти дворянство и городское население.

 

Состав Земских Соборов:

- верхняя палата: царь; представители Боярской Думы; «освящённый Собор» – духовенство

не избиралась, а назначалась в силу занимаемых должностей, т.е. входили автоматически

- нижняя палата: дворяне; верхушка посада

выбиралась, но нормы представительства от различных сословий не были чётко определены.

Большую часть Земских Соборов составляли дворяне.

 

Органы центрального управления – приказы. Cм.

предыдущую

Органы местного управления – губные и земские избы. тему.

 

Начало 17 века - появление воевод – представителей правительственной власти на местах; функции – административная, военная, судебная, полицейская.

 

 

3 вопрос. Развитие права.

 

Соборное Уложение 1649 года – основной источник права этого времени; первый печатный кодекс России, определивший правовую cистему Российского государства на многие последующие десятилетия.

Состоит из 25 глав, 967 статей.

 

Гражданско-правовые отношения

I. Подробно определяет формы феодального землевледения:

1) государственные земли;

2) вотчины – наследственные владения:

а) родовые;

б) выслуженные (жалованные);

в) купленные;

3) поместья – пожизненные владения.

 

Соборное Уложение разрешило производить обмен поместий на вотчины – происходит слияние вотчинного и поместного землевладений.

 

II. Договорное право

 

1. Обязательства по договорам обеспечиваются не личностью, а имуществом ответчика.

2. Ответственность по договорам не индивидуальная: друг за друга отвечают супруги, родители, дети.

3. Долги по договорам переходят по наследству.

4. По договорам займа установлен срок давности – 15 лет.

5. Крупные сделки (на землю, дворы и т.д.) обязательно оформляются «крепостью» – письменно, официальным лицом, в присутствии двух свидетелей, с регистрацией в специальном учреждении.

 

III. Семейное право

 

1. Юридически законным признаётся только брак, заключённый в церкви.

2. Обязательно согласие родителей на брак.

3. Браки крепостных крестьян заключаются только с разрешения владельцев.

4. Установлен брачный возраст: для мужчин – 15 лет, для женщин – 12 лет.

5. Предусматривается общность имущества супругов.

 

 

Уголовное право

Основные черты:

 

1. В Соборном Уложении нет общего определения понятия преступления.

Под ним понимается нарушение царской воли, закона. Сохраняется понятие “лихое дело”.

2. Субъектами преступлений признаются представители всех сословий.

3. Появляются новые институты уголовного права: понятия умышленных и неумышленных преступлений; подробное определение видов соучастия; понятие рецидива; различие между покушением и оконченным преступлением.

 

Виды преступлений:

 

1. Против веры (религии) – богохульство, нарушение порядка в церкви и т.д.

2. Государственные:

а) выступление против основ государственной власти (измена, заговор, бунт);

б) против личности царя (посягательство на жизнь и здоровье царя, оскорбление монарха).

3. Против порядка управления – подделка печатей; фальшивомонетничество и др.

4. Воинские преступления – измена военнослужащего, побег с поля боя, дезертирство.

5. Против судебной власти – лжеприсяга, лжесвидетельство.

6. Против личности – убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, оскорблений словом и действием.

7. Против имущества – кража, грабёж и т.д.

8. Против нравственности – сводничество, нарушение семейных устоев.

 

Виды наказаний:

 

1. Смертная казнь: простая – повешение, отрубание головы, утопление (за убийство, неоднократную кражу); квалифицированная – четвертование, сожжение, залитие горла раскалённым металлом, закапывание в землю живьём (за религиозные, государственные преступления, против порядка управления).

2. Телесные наказания (за преступления против веры, нравственности, имущества):

а) членовредительные – отсечение руки, носа, ушей; клеймение;

б) болезненные – битьё кнутом, палкой.

3. Т юремное заключение.

4. Впервые официально зафиксирована в общегосударственном своде правовых норм:

- ссылка на окраины страны;

5. Штрафы – применялись меньше.

 

Формы судебного процесса:

 

1. Состязательная (суд) – применялась только для рассмотрения имущественных споров и мелких уголовных дел.

2. Розыскная (инквизиционная или сыск) – применялась наиболее широко; по большинству уголовных дел, особенно – по государственным и религиозным преступлениям.

 

Литература и источники:

 

1. Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного. – М., 1982.

2. Исаев И.А. История государства и права России. – М., 2011.

3. История государства и права России/ Под. ред. Титова Ю.П. – М., 2010.

4. Маньков А.Г. Уложение 1649 года – кодекс феодального права России. – Л., 1980.

5. Отечественное законодательство XI – XX веков: Пособие для семинаров. Ч.1: XI – XIX века / О.И.Чистяков, ред. – М., 2009.

6. Памятники русского права. - Вып. 6. – М., 1957.

7. Развитие русского права в XV – первой половине XVII вв. – М., 1986.

8. Рогов В.А. История уголовного права, террора и репрессий в русском государстве XV - XVII вв.: монография. – М., 1995.

9. Российское законодательство X - XX веков. Том 3. – М., 1985.

10. Тихомиров М.Н., Епифанов П.П. Соборное Уложение 1649 года. – М., 1961.

11. Хрестоматия по истории государства и права России. Под ред. Титова Ю.П. – М., 2008.

12. Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI – XVII вв. – М., 1978.

Общая характеристика русской философии

 

1. Русская философия — феномен мировой философской мыс­ли. Ее феноменальность заключается в том, что русская фило­софия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находи­лась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

Характерными чертами русской философии являются:

• сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

• специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публици­стика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политиче­ской несвободой и жесткой цензурой);

• целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

• большая роль проблем морали и нравственности;

• конкретность;

• широкое распространение в массах, понятность простому народу.

Основы предмета русской философии составляли:

• проблема человека;

• космизм (восприятие космоса как единого целостного орга­низма);

• проблемы морали и нравственности;

• проблемы выбора исторического пути развития России -между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);

• проблема власти;

• проблема государства;

• проблема социальной справедливости (данной проблемой "пропитан" значительный пласт русской философии);

• проблема идеального общества;

• проблема будущего.

Можно выделить следующие основные этапы русской философии:

период зарождения древнерусской философии и раннехри­стианской философии Руси;

• философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского госу­дарства (Московской Руси и России);

• философия XVIII в.;

• философия XIX в.;

• русская и советская философия XX в.

2. Период зарождения древнерусской философии и раннехристи­анской философии Руси относится к IX - XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства - Киев­ской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания).

Основными темами ранней русской философии были:

• моральные и нравственные ценности;

• объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством;

• государство;

• право;

• природа.

Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются:

• Иларион (основное произведение - "Слове о Законе и Бла­годати", в котором популяризируется и анализируется хри­стианство, его роль в настоящем и будущем Руси);

• Владимир Мономах (основное произведение — "Поучение", своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы

добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы);

• Климент Смолятич (основное произведение — "Послание пресвитеру Фоме", главная тема философии — проблемы ра­зума, познания);

• Филипп Пустынник (основное произведение — "Плач", за­трагивающее проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).

3. Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и в философии приходит­ся на XIII - XVII вв.

Главными темами, характерными для данного периода фило­софии, являлись:

• сохранение русской духовности;

• христианство;

• борьба за освобождение;

• устройство государства;

• познание.

Среди видных философов данного периода:

• Сергий Радонежский (XIV в. - философ-богослов, основ­ными идеалами которого были сила и могущество, универ­сальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига;

• Философий (XVI в.) — также занимался вопросами христи­анского богословия, отстаивал идею преемственности хри­стианства ("Москва - Третий Рим") по линии Рим - Кон­стантинополь — Москва;

• Максимилиана Грек (1475 - 1556) - отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целя­ми которых видел заботу о народе и справедливость;

• Андрей Курбский (1528 - 1583) - был идеологом оппозици­онной социально-политической философии, выступал за ог­раничение деспотизма царской власти, свободу, право, со­словно-представительную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным;

• Нил Сорский, Вассиан Патрикеев - выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами так назы­ваемого движения "нестяжателей" (боролись против "иосиф­лян" — сторонников сохранения прежних церковных устоев);

• Аввакум и Никон - также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон — за реформу обрядов и

возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной, Аввакум — за сохранение старых обрядов;

• Юрий Крижанич (XVII в.) - выступал против схоластики и ее распространения в русской теологии; во-первых, занимался вопросами гносеологии (познания); во-вторых, выдвинул ра­циональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога.




Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 24 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Подорвана экономическая основа старой феодальной знати.| История первобытного общества

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.014 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав