Читайте также:
|
|
Философскую антропологию отличает одна общая и весьма сильная установка — любовь к человеку. Она обеспокоена не просто сохранением условий его бытия, а тем, чтобы это было благополучное бытие. Поэтому в ней уделяется большое внимание вопросам медицины и здоровья.
Каковы принципы отношения философской антропологии к медицинским проблемам? Среди современных философов-антропологов очень многие имеют высшее медицинское образование. Преимущественно это психиатры и педиатры. Кроме того, все они имеют прекрасную биологическую подготовку. Врачи начинают заниматься философией тогда, когда им тесно в рамках своей профессиональной деятельности, когда она ставит перед ними вопросы, на которые у медицины нет ответов. Поэтому неудивительно, что философская антропология возникла еще и как объясняющая теория медицины.
Исходным пунктом отношения к медицинской проблематике и философской антропологии является констатация онтологической
тождественности физиологических и психических процессов. Физиологическое и психическое — лишь две стороны одного и того же жизненного процесса. Отсюда задача медиков — выяснить, насколько одно и то же поведение организма может быть вызвано или изменено, с одной стороны, внешними физико-химическими раздражениями, ас другой стороны — психическими стимулами (внушение, гипноз, всякого рода психотерапия, изменения социальной среды), от которых, по мнению М. Шелера, зависит гораздо больше, чем думают.
В философской антропологии учитываются (но считаются неполными, односторонними) как западная техницистская традиция в медицине — путь к человеку через тело, так и противоположная, восточная традиция — путь к человеку через душу. Проблема в том, чтобы найти «золотую середину». И все-таки в своих медицинских экскурсах представители философской антропологии чаще основываются на том факте, что у человека основная доля ассимиляционного материала идет на нервную систему, а у животных — на другие органы.
Из чего складывается специфика медицинских представлений о человеке? Из следующих положений:
1. Человек является основным предметом медицинского знания.
2. Знания о человеке в медицине складываются опытно-эмпирическим путем.
3. Цель медицины — практическая деятельность, поэтому она востребует из других наук только те данные о человеке, которые обеспечивают успех этой деятельности.
4. Западная традиция в медицине, в русле которой проводится обучение в наших вузах, ориентирована на операции с организмом, более того — с отдельными органами и системами.
5. Каждая медицинская система имеет своим предметом не человека в целом, а отдельные части, системы, структуры.
Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 27 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |