Читайте также: |
|
Русская архитектура первых трех десятилетий XIX века связана со стилем ампир, завершенным развитием классицизма. Ампир как и классицизм, ориентировался на декоративность, монументальность и должен быть как бы олицетворенностью могущего государства. Этот стиль проявился в творчестве архитектора А.Д. Захарова (1761-1811), А.Н. Воронихина (1750-1814), К.И. Росси (1775-1849), В.П. Стасова (1769-1848).
Характерная черта зодчества того времени - создание крупных архитектурных ансамблей, что особо проявлялось в Петербурге, многие квартиры, многие квартиры, которые поражают удивительной гармонией и единством. По проекту Захарова было возведено Адмиралтейство. На Невском проспекте Воронихиным построен Казанский собор, по проекту А.А. Монферрана (1786-1858) создан Исаакиевский собор.
После пожара 1882 года вновь была отстроена Москва в традициях классицизма и ампира. Архитектурным сооружениям Москвы того времени были свойственны черты лиризма, интеллигентности, простоты и ухода.
Но затем на смену классицизму и ампиру пришли различные эклектические течения, в том числе русско-византийский стиль. [Маркова А.Н-c.239]
В архитектуре 30--50-х годов господствует стиль позднего классицизма, но в нем нарастают черты казенного холода и абстракции. Сооружения этого времени отличаются нарушением прежнего гармонического соотношения форм и в ряде случаев перегружены декоративным убранством. В скульптуре заметно усиливаются бытовые черты. В наиболее значительных монументах - памятниках Кутузову и Барклаю де Толли Б.И. Орловского и в изваяниях. П.К. Клодта (фигуры коней на Аничковом мосту) -- сказывается желание сочетать классическую строгость и монументальность с новыми приемами реалистической характеристики образа.
Задачам изображения окружающей будничной русской жизни, не получавшим настоящего отклика у мастеров исторической живописи, отвечало развитие бытового жанра, а также сатирической графики. Проникнутые живым сочувствием, а иногда и большой горечью сцены народной жизни встречаются в акварелях и рисунках Т.Г. Шевченко, картинах ряда учеников А.Г. Венецианова. К концу 30-х годов выступает группа рисовальщиков, иллюстрирующих произведения писателей так называемой натуральной школы. [Березовая, 292c.]
В середине 40-х годов складывается глубоко демократическое по своему содержанию искусство Павла Андреевича Федотова (1815--1852), знаменующее новый этап в развитии бытового жанра. Рисуя быт чиновников, купцов, обедневших, хотя и не потерявших своих претензий дворян, Фёдотов делал достоянием искусства образы и темы, ранее не затрагивавшиеся жанровой живописью. Он показывал чванство и тупость чиновников, наивное самодовольство и хитрость толстосумов-купцов, безнадежную пустоту существования офицерства в провинции в эпоху николаевской реакции, горькую участь своего собрата-художника. Он сумел с меткой наблюдательностью при помощи красноречивых деталей охарактеризовать обстановку, типичное жизненное окружение фигур, развернуть сложное, подчас драматическое действие, с сатирической остротой изобразить характеры, поведение людей. Тонким психологизмом отличались и написанные им небольшие интимные портреты. Показывая уродство и темные стороны социальной жизни, творчество Федотова, созвучное современному ему направлению русской литературы, закладывало основы критического реализма в живописи.
Музыка
Традиции русской музыкальной культуры сложились к концу XVIII века. Композиторы А.А, Алябьев (1787-1851), А.Е. Варламов (1801-1848), А.Л. Гурилев (1803-1858), Н.А. Витов (1800-1875) в первой половине XIX века создали замечательные произведения камерного жанра. Представитель романтического направления в музыке А.Н. Верстовский (1799-1862) создал оперу «Аскольдова могила», пользующаяся и поныне большой популярностью. Основоположником русской классической музыке был М.И. Глинка (1804-1857). По значению вклада в развитии музыкальной культуре Глинка занимает место равное Пушкину в литературе. Он заложил основы двух главных направлений отечественной оперной классики: народные музыкальные драмы и оперы, сказки эпического жанра. Его стиль был истинно русским в мелодическом звучании и выражении дум, чаяний и миропонимания народа.
Творчество Глинки - великолепное начало классического периода русской музыки. Историческая заслуга Глинки заключается, прежде всего, в глубоком понимании задач народности и реализма. В своем искусстве он выразил коренные черты русского национального характера, лучшие стремления, думы и чаяния своего народа. Творчески усвоив передовые достижения западноевропейской культуры, он сумел стать великим национальным художником, певцом своей родины. Народная песня явилась для него не только творческим материалом, но и основой музыкального мышления, определившей характерные черты классического «глинкинского» стиля. Сущность эстетики Глинки выражена в его известных словах: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем».[ Георгиева Т.С-c.311]
Глинка ярко проявил себя и в области камерной лирики. Его романсам присущи типичные черты его стиля: пластичность и ясность широкой, распевной мелодии, законченность и стройность композиции. В своем стремлении к художественному совершенству формы Глинка сближается с Пушкиным. Поэтическая мысль находит у него неповторимо прекрасное, стройное, ясное выражение. Подобно Пушкину, Глинка может быть назван «поэтом действительности» (Белинский). В русское музыкальное искусство он внес высокое, подлинно реалистическое содержание, огромную силу художественного обобщения.
Младшим современником М.И. Глинки был А.С. Даргомыжский (1812-1869). В первой его опере «Эсмеральда» (по роману В. Гюго «Собор парижской богоматери») проявились романтические черты, свойственные раннему периоду творчества. Вслед за Глинкой он укреплял реализм в русской музыке и первым создал народно-бытовую музыкальную драму-оперу «Русалка», в которой образ мельника отравил сочувствие к «маленькому» человеку.
Новаторские искания Даргомыжского находят свое наибольшее выражение в его последней опере «Каменный гость» на сюжет драмы Пушкина. Сохранив целиком весь пушкинский текст, композитор строит оперу на основе сплошного речитатива, без разделения на законченные части, и подчиняет вокальные партии принципам речевой выразительности, гибкого интонирования стиха. Даргомыжский сознательно отказывается от традиционных форм оперы - ансамблей и арий, превращает ее в психологическую музыкальную драму. Русская опера не пошла по пути «Каменного гостя». Однако новаторские принципы Даргомыжского сыграли важную роль, обогатив оперную музыку новыми средствами гибкого, выразительного речитатива.
Таким образом, в русской музыкальном искусстве к середине столетия утвердились русские реалистические традиции, стало все больше осознаваться растущее значение русской культуры, и передовые и художественные образы огромного звучания влились в мировую культуру.
Девятнадцатый век - блестящая пора в истории русской музыки. [Маркова, с 96.]
Под воздействием событий Отечественной войны 1812 г. широкое отражение получила героико-патриотическая тема, воплощенная в творчестве С.А. Дегтярева, автора первой русской оратории «Минин и Пожарский», Д.Н. Кашина, С.И. Давыдова, И.А. Козловского. На основе народных мелодий вырастает богатая и многообразная песенная лирика, глубоко выразившая мир чувств простого человека. Создаются «русские песни» в народном духе, бытовые романсы, баллады.
В 60-х годах русская музыка вступает в полосу своей зрелости и всестороннего расцвета. В новых исторических условиях пореформенной России наступает подъем музыкально-общественной жизни. Усилиями выдающихся музыкантов-просветителей - М.А. Балакирева, А.Г. и Н.Г. Рубинштейнов -- создаются музыкальные организации нового типа, первые русские консерватории. В трудах крупнейших ученых-искусствоведов В. В. Стасова и А.Н. Серова закладываются прочные основы классического русского музыкознания.
Идейно-художественные принципы глинкинской школы находят плодотворное развитие в творчестве великих композиторов нового поколения: Чайковского, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова. Их деятельность, начавшаяся в 60-х годах, ознаменовала высший подъем русской музыки, кульминацию ее исторического пути уже в следующий период.
Заключение
Я считаю, что ни один из предшествующих периодов русской истории не знал такого бурного расцвета культуры, как XIX век, начавшийся с творчества гениального Пушкина. Феноменальный взлет духовной культуры России означал достижения высочайших вершин в литературе, музыке, живописи, истории и философии. Это позволяет назвать XIX век «золотым веком» русской культуры, которая приобрела всемирное значение. В развитии культуры XIX века выделяют два этапа. Первый охватывает время с начала столетия до 1861 года. В этот период культурные достижения были сосредоточены в дворянской среде, именно этот класс был носителем культуры. В образном и культурном уровне между привилегированными сословиями и трудовым народом существовал огромный разрыв. К тому же культурная жизнь России была полноценна лишь в столицах, а в провинции и окраинах находились в культурном застое. Второй этап охватывает 60-80-е гг. XIX века. Это время развития капитализма, потребовавшее решение теоретических и практических задач образования и науки. Особое место в конце XIX века заняла литература. Развиваясь по различным направлениям (равно как и другие виды искусства), ведущим из которых был критический реализм. Она отличилась гуманизмом, подлинной народностью, социальной заостренностью, вниманием к нелегкой судьбе «маленького человека», что было созвучно настроениями частного российского общества. Поэтому произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Толстого составили золотой фонд мировой литературы прошлого.
Итак, XIX в. явился временем окончательного формирования русской национальной культуры и русской нации как общности людей, складывающейся в процессе развития капиталистических отношений. Гуманистические представления воплотились во всех направлениях русской культуры, обозначив внесословную ценность личности как доминанту. Социальные преобразования и патриотический подъем изменили духовный облик населения, его быт, условия жизни, рост культурных потребностей. Россия вышла в мировое культурное сообщество с неоспоримым преимуществом, собственной национальной культур. [Буланова-Топоркова -385c.]
Список используемой литературы
1. Березовая Л.Г. Берлекова Н.П. История русской культуры
часть 2002.- 396с.
. Березовая Л.Г. Берлекова Н.П. История русской культуры 2 часть 2002. - 383с.
. Буланова-Топоркова М. В. Культурология для технических вузов. Серия К90 «Учебник для технических вузов». Ростов н/Д: «Феникс», 2001. - 448с.
. Георгиева Т.С. История русской культуры 1998. - 356с.
. Маркова А.Н. Учебник по культурологи. -М: Дрофа,1998. - 469с.
Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 37 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |