Читайте также:
|
|
Евангелие от Луки располагает материал так же, как и другие синоптические Евангелия, но оно содержит много нового по сравнению с ними. В нем есть описания рождения Иоанна Крестителя (1:5-25, 57-80), рождения Иисуса (1:26-56) и некоторых событий Его детства (2:1-52), родословие Иисуса, прослеженное до Адама (3:23-38). рассказ о благовествовании В Назарете (4:16-30). особый рассказ о призвании Петра (5:8-10), шесть чудес, не упоминаемых в других Евангелиях (5:1-11: 7:11-17: 13:10-17: 14:1-6; 17:11-19; 22:19-51). девятнадцать притч (7:11-43: 10:30-37 11:5-8: 12:13-21: 12:35-40: 12:41-48: 13:6-9; 14:7-11: 14:16-24; 14:28-30: 14:31-32; 15:8-10: 15:11-32; 16:1-13; 16:19-31: 17:7-10; 18:1-8; 18:9-1 I: 19:11-27). описание обращения Закхея (19:1-10), насмешки Ирода над Иисусом (23:8-12). описание явления Иисуса двум ученикам по дороге в Эммаус (24:13-35). Все это присутствует только в Евангелии от Луки.
Евангелие от Луки представляет Иисуса как члена человеческого общества, как Совершенного Человека, явившего Собой пример совершенной жизни, живущего силой Святого Духа. Это понятие начинает раскрываться уже в начале, когда ангел, возвестивший пастухам о Его рождении, говорит, что родился "Спаситель, Который есть Христос Господь"(Лк 2:11). В этой фразе говорится о назначении — миссии Иисуса Христа как Помазанника Божия.
Во вступлении (1:1-4) к своему повествованию Лука сообщает, что написал его, чтобы дать своему читателю письменное заверение в том, в чем тот уже наставлен. Глагол "наставлен" обычно употребляется в Новом Завете, когда речь идет о достаточно основательном изложении какой-то вести или учения в противоположность случайному сообщению. Вероятно, Лука хотел дать Феофилу достоверное основание для правильного понимания учения, с которым тот был уже знаком.Поэтому, очевидно, Лука стремится особенно точно передавать все факты (1:3). Он старается излагать все в таком порядке, чтобы повествование оставило глубокий след в уме и сердце читателя.
Второй раздел (1:5–80), повествующий о подготовке к приходу Спасителя, содержит сведения, отсутствующие в других Евангелиях. Матфей сообщает, что Иисус родился от Девы, но его рассказ ведется как бы с позиции Иосифа. Лука больше говорит о Марии. Ни у Матфея, ни у Марка ничего не говорится о рождении Иоанна Крестителя.
Третий раздел, (2-4:13) рассказывающий о Рождестве и подготовке к служению Спасителя, как бы включает Иисуса в историю человечества. Искушение Иисуса в пустыне описано почти так же, как у Матфея, только в ином порядке, при этом особое внимание обращено на то, что дьявол сам прекратил искушать Его (4:13). Возможно, евангелист хочет показать, что Иисус столкнулся со всеми искушениями, с которыми приходится сталкиваться человеку.
Четвертая часть (4:14-9-50) начинается с проповеди Иисуса в Назарете, и содержит основные моменты Его общественного служения: призвание апостолов, избрание 12, проповедь на «Ровном месте» (5-6) и т. д. Христос говорит о цели Своего служения, ссылаясь на пророка Исайю (4:18). Сведения о Христе, содержащиеся в этой части, совпадают с аналогичными местами других Евангелий, но изложены с большей подробностью.
Пятый раздел (9:51-22) уникален. Он характерен только для Луки, За исключением небольших отрывков, почти весь текст между стихами 9:51 и 18:30 отсутствует у других евангелистов. Это относится, прежде всего, к притчам о милосердном самарянине (10:28-37), безумном богаче (12:13-21), бесплодной смоковнице (13:6-9), местах на брачном пире (14:7-14), великом пире (14:15-24). потерянной драхме (15:8-10), блудном сыне (15:11-32), неверном управителе (16:1-13), богаче и Лазаре (16:19-31), фарисее и мытаре (18:9-14). Все эти притчи собраны здесь отнюдь не случайно. Они иллюстрируют смысл миссии Христа. Каждая притча или рассказ о событии из жизни Иисуса используется Лукой для раскрытия сути этой миссии перед языческими читателями.
События Крестных страданий Христа, образующие шестой раздел, (22-23) описаны Лукой почти так же. как в других синоптических Евангелиях. Порядок событий на тайной вечере (22:19-23), утешение Иисусом Симона Петра (22:31-32), появление кровавого нота (22:43-44), код событий в доме Каиафы (22:63-71). суд Ирода (23:4-16), обращение Иисуса и иерусалимским женщинам (23:27-31). покаяние разбойника (23:39-13) делают повествование более живописным, но не изменяют его сути. Лука подчеркивает человеческое страдание Христа и Его человеческое сочувствие к другим людям. Евангелист показывает, как Сын Человеческий добровольно пошел на смерть ради послушания Отцу.
Седьмой раздел (24) - подробное и живое описание событий, связанных с Воскресением, отличает эту часть Евангелия от Луки. Его рассказ особенно убедителен и реалистичен. Только Лука описывает явление Христа ученикам, идущим в Эммаус. Реальность смерти Иисуса, отчаяние учеников. Его неожиданное появление перед ними. Его толкование Писаний в отношении Себя Самого, Его духовное обличение их неверия — все это является убедительным доказательством того, что на земле произошло нечто новое и необычное. Заключительные слова Евангелия связывают описанные в нем исторические события с истиной учения. Они показывают, что только через Христа возможно покаяние и прощение грехов.
Предание говорит, что Лука был художником и писал картины для первых христианских общин. Насколько достоверны эти сведения, неизвестно, но несомненно, что он был художником слова. Его евангельское повествование — самое совершенное с литературной точки зрения. Переданные Лукой речи Иисуса особенно точны и выразительны. Словарь евангелиста богат и разнообразен. Евангелие от Луки включает в себя четыре замечательных гимна, которые и в наше время поются в церкви. Это — "Величит душа моя Господа..." (1:46-55) — песнь Марии, когда та посетила Елизавету; "Благословен Господь Бог Израилев..." (1:67-79) — гимн Захарии на рождение Иоанна Крестителя; "Слава в вышних Богу..." (1:14) — пение ангелов при рождении Христа; "Ныне отпущаеши..." (2:28-32) — молитва Симеона, встретившего младенца Христа.
Евангелие от Луки является преимущественно историческим повествованием. Ни один автор не дает таких точных ссылок на происходившие в то время исторические события, как это делает Лука (1:5; 2:1; 3:1-2). Никто не пытается дать жизнеописание Иисуса в такой полноте — от рождения до смерти, хотя некоторые периоды жизни не описываются подробно. Повествование лишено каких-либо признаков провинциальности. Взгляд Луки — общечеловеческий, а не взгляд иудея, язычника, эллина, варвара, раба, свободного и т.п. Он беспристрастен в лучшем значении этого слова. Однако его повествование — вовсе не скучное перечисление событий. Это живая интерпретация жизни Христа как единого целою, сделанная по вдохновению Святого Духа. Сэр Уильям Рамсей писал: "Слова Луки можно подвергать испытанию больше, чем слова любого другого историка. Они выдерживают самую строгую проверку и самую серьезную критику, если, конечно, критик знает свой предмет и не выходит за границы справедливости и научной объективности".
Евангелие от Луки и Деяния Апостолов были написаны как свидетельство начала и роста Церкви, а потому должны были быть историческими по своему характеру.
Важное место в третьем Евангелии занимает вероучение. Будучи миссионером и проповедником и сопровождая Павла в его путешествиях, Лука не мог не понимать важности доктринального учения и его правильного изложения. Хотя он не делает специальных богословских экскурсов, очевиден его интерес к богословским проблемам. Иисус Христос, признанный Сыном Божьим и ангелами (1:35), и демонами (4:41), и Самим Отцом (9:35), представлен у Луки как Бог и как человек одновременно. Важное место занимает у Луки учение о спасении. Центральная фраза книги — "Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее" (19:10). Смысл спасения иллюстрируется многими притчами, особенно в пятнадцатой главе. Слово "оправдание", которое часто использует апостол Павел, несколько раз встречается и в Евангелии от Луки, хотя не всегда в том же самом смысле. Но в одном месте — в притче о мытаре и фарисее (18:14) — оно используется именно для того, чтобы показать духовное положение человека в глазах Бога. Как и другие Евангелия, Евангелие от Луки закладывает основания для богословия, а не развивает его. Однако в нем достаточно ясно очерчены такие элементы учения как Богочеловеческая природа Христа, сущность и значение покаяния, спасения, греха, оправдания и искупления.
Особое место уделяет Лука учению о Святом Духе. Он пишет о нем больше, чем Матфей и Марк вместе взятые. Силой Святого Духа были исполнены для своего служения все главные действующие лица повествования: Иоанн Креститель (1:15), Мария (1:35), Елисавета (1:41). Захария (1:67). Симеон (2:25-26) и Сам Господь Иисус (4:1). Христос жил Святым Духом всю Свою жизнь. Он был зачат от Духа (1:35). крещен Духом (3:22), приведен Духом в пустыню для испытания (4:1), наполнен силою Духа для служения (4:14-18). радовался в Духе (10:21) и ожидал, что ученики завершат Его дело силою Святого Духа (24:49). В книге Деяний эта тема развита еще дальше в описании природы и объема работы Духа Святого в Церкви.
В этом Евангелии особое внимание уделяется некоторым классам людей. Лука много говорит о женщинах. Слово "женщина" или "жена"' встречается у него 43 раза, между тем как у Марка и Матфея вместе взятых — только 49. Лука гораздо подробнее, чем Матфей, пишет о Марии — Матери Иисуса. Елисавета, мать Иоанна (1:5,6,39-45,57). пророчица Анна (2:36-38), группа женщин, ходивших вместе с учениками Христа (8:2-3), женщины, оплакивавшие Его казнь (23:27-28) и те, которые были у креста и у гроба, (23:55-56; 24:1-11) — всем им Лука уделяет немало внимания.
На детей он тоже обращает внимание больше, чем это было принято в то время. Рождению и младенчеству Иисуса и Иоанна он уделяет три главы. Трижды Лука рассказывает о чудесах, совершенных Иисусом над детьми (7:12; 8:42; 9:38).
В описании Луки Иисус предстает защитником слабых и угнетенных. Семь притч показывают контраст между бедностью и богатством или говорят о материальной нужде (7:41-43; 11:5-8; 12:13-21; 15:810; 16:1-13; 16:19-13; 18:1-8). Все ЭТИ притчи приводятся только Лукой. Изображение богатых в них не содержит похвалы, но и не может быть понято как осуждение богатства самого по себе. Хотя сам Лука принадлежал к высшему слою среднего класса, он, очевидно, много общался с бедными и хорошо понимал их проблемы.
Следует сказать о Луке как о писателе. Многие притчи Иисуса в воспроизведении Луки достойны внимания не только благодаря своему духовному содержанию, но и благодаря красоте и выразительности языка. Притча о блудном сыне (гл. 15) представляет собой замечательный рассказ, написанный с исключительным мастерством. Стиль этого рассказа на греческом языке — чудо сочетания простоты и выразительности. Никто, кроме Луки, не описал так точно и деликатно рождение Иисуса. Описание встречи двух учеников с воскресшим Иисусом на дороге в Эммаус поражает своей простотой и убедительностью, сжато выражая всю историю воскресения, передает самую суть учения о Нем. Чтение Евангелия от Луки может доставить исключительную радость и как образец прекрасной литературы.
Евангелие от Луки упоминает о некоторых людях, отсутствующих в повествованиях Матфея и Марка. Захария с женой Елисаветой, Симеон, Анна, Закхей и Клеопа не упоминаются больше нигде, однако каждый из них описан довольно ярко. Персонажи притч в изображении Луки почти так же реальны и так же точно описаны, как персонажи исторические.
Очень точно раскрыты характеры терпеливого и любящего отца и двух его сыновей — одного своевольного и безответственного и другого заносчивого и упрямого (15:11-32); самарянина, не пожалевшего ни сил, ни денег ради незнакомого еврея (10:30-37); богача, ослепленного собственным богатством (12:13-21); корыстолюбивого управителя, наживающегося за чужой счет (16:1-13); гордого фарисея, молящегося напоказ (18:9-14). Все эти персонажи очень естественны и жизненны. Таких людей наверняка и Иисус, и Его слушатели не раз видели вокруг себя.
Общий эффект от чтения Евангелия от Луки именно таков, на который сам автор указывает в самом начале. Благодаря реализму и точности повествования, Иисус предстает подлинно исторической богочеловеческой Личностью. Весть о том, что "Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее" (Лк 19:10) очень хорошо раскрыта Лукой. В его книге описан Сын Человеческий, живший среди людей и ради людей.
Лекция 8. Административная ответственность
Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 35 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |