Читайте также: |
|
Тема – ОРФОЭПИЯ
1. Подберите слова-примеры навсе 6 ритмических моделей:
1 модель — односложные слова (ночь)
2 модель — двусложные слова с ударением на первом слоге (карта)
3 модель — двусложные слова с ударением на втором слоге (река)
4 модель — трёхсложные слова с ударением на первом слоге (станция)
5 модель — трёхсложные слова с ударением на втором слоге (геолог)
6 модель — трёхсложные слова с ударением на третьем слоге (колобок)
Постарайтесь, чтобы в ударных слогах встречались все существующие в русском языке гласные: у, о, а, э, и, ы; ю, ё, я, е. Используйте самые разнообразные слова (разные части речи, грамматические формы...)
Сделайте орфоэпический разбор всех слов:
Сверху, над словом, обозначайте «тоническую силу» гласного.
Снизу отмечайте случаи, когда произношение не соответствует написанию
Не отмечайте очевидные вещи: с делал, жени т ьба, хле б без дополнительных усилий произносятся как з делал, жени д ьба, хле п; сч астье – как щ астье, ле стн ица – как ле сн ица, жи знь – как жы знь и т.д., и т.п.
Особенное внимание обращайте на:
· предударные гласные; а в предударной позиции и в начале слов стоит отмечать, даже если в слове так и пишется — «а» (н а шёл, ст а кан, а н а нас)
· особенности произношения слов иностранного происхождения (ради о, ж ю ри, варьет е)
· Мягким знаком над словом обозначайте неочевидную на первый взгляд необходимость смягчения соответствующего согласного (Пе рь мь)
· Подчёркивайте то, что требует особенного внимания, аккуратного произношения:
– возможность потери мягкости конечных согласных (се мь, морко вь),
– обязательное удвоение согласных (вв олю, по дд ать, с с еном),
– опасность «тсякания» (шес ть, юнос ть, т ень),
– возможное выпадение, «съедание» звуков в конце (жиз нь, грус ть...), середине (то ль ко, бу д ет, по й дём) и начале слов (вс тать),
– окончания (особенно прилагательных) типа -ые, -ие, -ая, -ое, -ия (зелёненьк ие, прав ая, огромн ое, селен ие, демократ ия),
– случаи, когда не нужно путать е и ё (сос ё нка, бл ё клый, новорожд ё нный, аф е ра, гренад е р)
– случаи, когда могут возникнуть трудности с постановкой ударения (включ и́ м, жалюз и́, щав е́ ль)
и другие вещи, которые кажутся вам требующими внимания.
2. Тренируйте произношение слов, соблюдая правила орфоэпии, следя за одноударностью.
· Используйте умения, приобретённые на занятиях по речевой технике — фонационное дыхание, свободное звучание, активную артикуляцию.
· В упражнениях нужно несколько утрировать, укрупнять все звуки. Избегайте торопливого, «стреляющего» произношения; помните, что ударение — это, скорее, не «удар», а «укрупнение» звука. Успевайте полностью «отвалить» нижнюю челюсть при произнесении предударных а; контролируйте свободу нижней челюсти и при произнесении предпредударных и заударных гласных, особенно — звука, обозначаемого нами ъ (иначе он будет звучать очень нарочито, искусственно). Обращайте внимание на внятное произнесение всех звуков. «Посмакуйте» звуки, попробуйте их «на вкус»! Слушайте себя!
· Следите за вертикалью, не позволяйте губам «разъезжаться» в стороны (избегая таким образом вульгарного, «белого» звука). Тренируйте «мужскую» интонацию, не допускайте снятия с дыхания («съедания») окончаний слов.
3. Выберите пару-тройку очень коротких отрывков (одно-два предложения) из русской классической литературы и сделайте их орфоэпический разбор.
Обращайте внимание на сочетания предлогов и других служебных слов со знаменательными словами (они обычно сливаются в одно слово; предлоги иногда имеют свойство «перетягивать» на себя ударение — по́ два, и́з лесу), старорусские союзы, окончания прилагательных, составные слова (второе, побочное ударение в которых выражается в подчёркнуто «письменном» произнесении соответствующего гласного)...
Тренируйте произнесение этих маленьких отрывков, руководствуясь изложенными выше принципами.
Кроме подчёркнуто грамотного произношения, потренируйте собранность фразы — произносите её «как одно длинное слово» с одним ударением; сразу приучайтесь не «спотыкаться» на запятых — запомните, что этот знак препинания не требует перерыва в речи! Помните, что даже если ударное слово находится не в конце фразы, заударный «хвостик» нельзя снимать с дыхания — фраза как «длинное слово» подчиняется тем же законам, что и «просто слово».
Следите за тем, чтобы при «собирании» фразы не пострадало соблюдение правил орфоэпии, и нижняя челюсть так же легко «отваливалась» при произнесении звука а!
И помните, что «собранная» фраза не означает «произнесённая быстро» или «суетливо»!
Полезно записывать себя на диктофон (или другое звукозаписывающее устройство) — при прослушивании записи многое вам станет гораздо понятнее.
Стоит послушать записи выдающихся мастеров художественно слова — Владимира Яхонтова, Дмитрия Журавлёва, Сергея Юрского, Игоря Ильинского, Александра Филиппенко, Аллы Демидовой, Михаила Козакова... Слушайте их внимательно, погружайтесь в стихию настоящей русской речи, которой эти мастера владели и владеют в совершенстве!
Контрольная работа по «Словесному действию» №2
Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 30 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |