Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Предмет и задачи экспертизы

Читайте также:
  1. E) задачи на вычисление боковой поверхности геометрических фигур
  2. E)задачина вычисление боковой поверхности геометрических фигур 1 страница
  3. E)задачина вычисление боковой поверхности геометрических фигур 2 страница
  4. E)задачина вычисление боковой поверхности геометрических фигур 3 страница
  5. E)задачина вычисление боковой поверхности геометрических фигур 4 страница
  6. I Задачи научно-исследовательской деятельности учащихся.
  7. I Цели и задачи изучения дисциплины
  8. I этап. Постановка задачи
  9. I. Диагностика: понятие, цели, задачи, требования, параметры
  10. I. ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

Предметом криминалистической экспертизы волокнистых материалов и изделий из них является установление на основе специальных экспертных познаний фактов, свидетельствующих о связи с расследуемым событием происшествия конкретных объектов волокнистой природы или их остатков.

Задачи, решаемые при этом, достаточно многообразны. В процессе обнаружения и исследования отдельных волокон, предположительно оставленных одеждой преступника (при преодолении им преграды, в ТС (транспортных средствах), на одежде другого лица и т.п.), получают информацию о том, каким путем преступник проник к месту происшествия, как ему удалось скрыться с места происшествия, с какими объектами контактировала одежда преступника.

С помощью экспертизы может быть установлен ФКВ (факт контактного взаимодействия) двух комплектов одежды.

Наличие на одежде подозреваемого микрочастиц волокон, однородных с волокнами, входящими в состав тканей предметов одежды потерпевшего (с учетом их видового и цветового разнообразия), а также локализации этих волокон могут быть использованы для опровержения версии подозреваемого, подтверждения показаний потерпевшего и т.д.

Предметом экспертизы является также ФКВ орудий преступления или деталей ТС с предметами одежды потерпевшего. Здесь задача решается комплексно, с использованием данных, полученных при экспертном исследовании следов, отображающих поверхность следообразующих объектов, следов нефтепродуктов (НП) и ГСМ (горюче-смазочных веществ), ЛКП (лакокрасочных покрытий), почвенных наслоений.

На месте происшествия нередко остаются части (детали) одежды (кусочки ткани, пуговицы, нитки) или отдельные предметы одежды (перчатки, шнурок, пояс и т.п.). Задача судебно-экспертного исследования в таких случаях состоит в установлении принадлежности частей единому целому: предмета одежды ее комплекту (перчатки — одной паре перчаток, пояса — куртке, кусочка ткани — индивидуально-определенному ее отрезу (куску), пуговицы с отрывом нити пришива — конкретному изделию).

Текстильные материалы часто используются преступниками в качестве упаковочных средств при сокрытии веще­ственных доказательств (различные ткани, мешковина, покрывала), которые могут их изобличить; крученые и плетеные изделия (веревки, шпагаты, шнурки) используются в качестве средств удушения жертвы, для закрепления груза при утоплении и т.п. В случае обнаружения такие волокнистые материалы следует направлять на экспертизу вместе со сравнительными образцами, изъятыми у подозреваемых.

Преступники в целях сокрытия следов преступления нередко сжигают одетый труп или одежду жертвы в кострах, печах, топках. Результаты экспертного исследования золы и других сожженных остатков помогают следователю в установлении личности потерпевшего, иных существенных обстоятельств.

В настоящее время с помощью криминалистической экспертизы волокнистых материалов можно установить:

• родовую и общую родовую (групповую) принадлежность микрочастиц текстильных волокон, частей нитей, тканей, трикотажа и других объектов волокнистой природы;

• локализацию обнаруженных на предметах-носителях микрочастиц текстильных волокон и соответствие ее ситуа­ции (процессу) расследуемого события;

• ФКВ комплектов одежды по следам (микроследам) текстильных волокон и загрязнений на одежде;

• ФКВ комплекта одежды с орудием убийства (нож и др.) или ТС по микроследам текстильных волокон в совокупности с другими микроследами (смазка, частицы ЛКП металло­изделия), а также по следам-отображениям поверхности каких-либо предметов;

• первоначальный вид и целевое назначение предметов одежды или иных объектов волокнистой природы по их остаткам от сожжения;

• целое (конкретный кусок ткани, предмет одежды) по его частям (фрагмент ткани, пуговица с нитками), комплект одежды по отдельным предметам (принадлежность пояса куртке);

• тождество предметов одежды (пары варежек, носков) по совокупности материалов (волокна, нити, красители), эксплуатационных признаков и посторонних наслоений (загрязнений).

На разрешение экспертизы также могут ставиться задачи о способе изготовления (промышленный или кустарный), причинах и условиях (механическое, термическое, химичес­кое) повреждения текстильного материала или одежды и об общем источнике происхождения объектов.

В постановлении (определении) о назначении экспертизы важна не только точность формулировки вопросов, но и последовательность их постановки.

В соответствии с современными возможностями экспертизы на ее разрешение целесообразно ставить такие вопросы:

• имеются ли на... (указывается объект-носитель) наслоения посторонних микрочастиц волокон; если да, то: не имеют ли они общей родовой (групповой) принадлежности к волокнам, входящим в состав предметов одежды... (указываются предметы) подозреваемого или потерпевшего[1];

• если на предметах одежды подозреваемого или потерпевшего имеются следы взаимодействия в виде наслоений микрочастиц текстильных волокон общей родовой (групповой) принадлежности, то: не находились ли комплекты одежды... (указываются предметы одежды и их принадлежность конкретным лицам) в контактном взаимодействии;

• если на объекте-носителе неволокнистой природы (ору­дии преступления, ТС, преграде) и предметах одежды... (указывается принадлежность конкретному лицу) имеются сле­ды взаимодействия соответственно в виде наслоений микрочастиц текстильных волокон и иных материалов (древесины, металла, ЛКП, смазки и т.п.) общей родовой (групповой) принадлежности, то: не находились ли эти объекты в контактном взаимодействии;

• составляли ли ранее единое целое искомый по делу элемент обстановки и часть (предмет, вещь), обнаруженная... (указывается место или принадлежность);

• имеются ли в золе из... (указывается место изъятия) остатки от сожжения текстильных материалов, швейных изделий, фрагментов предметов одежды; если да, то: каковы их родовая принадлежность и целевое назначение; имеет ли материал, остатки от сожжения которого представлены на исследование, общую родовую принадлежность к материалу сравнительного образца?

Возможна также постановка вопросов о локализации наслоений микрочастиц волокон на каком-либо объекте и ее соответствии ситуации расследуемого события, о едином источнике происхождения волокнистых материалов по месту изготовления, хранения.

Не рекомендуется ставить неопределенные задачи в форме установления «одинаковости», «сходства», «тождественности» объектов волокнистой природы по структуре либо химическому составу, поскольку при использовании результатов таких исследований в доказывании возникают трудности, связанные с тем, что эксперт, исходя из своих специальных познаний, обязан уточнить задание у следователя путем заявления ходатайства.

Нецелесообразна постановка вопроса: «Имеются ли на... (указывается объект) микрочастицы волокон от одежды подозреваемого X.?». Такой вопрос подразумевает решение задачи отождествления конкретного (индивидуально-определенного) предмета одежды по отделенному от него волокну (его микрочастице). В настоящее время данная задача не решается экспертным путем. Ответ эксперта о том, что установить принадлежность обнаруженных на объекте микрочастиц волокон именно к одежде подозреваемого лица не представляется возможным, не приносит никакой пользы, а вывод о единой групповой принадлежности волокон может быть использован как доказательство.

На современном уровне развития экспертизы волокнистых материалов не может быть решена задача по установлению конкретного источника происхождения по технологии изготовления — предприятия-изготовителя объектов волокнистой природы, поскольку не имеется информации о технологических показателях на конкретные виды продукции, выпускаемые как на предприятиях нашей страны, так и на предприятиях ближнего и дальнего зарубежья. По этой же причине не может быть решена задача о конкретном целевом назначении ряда объектов волокнистой природы.

Не рекомендуется ставить вопрос о ФКВ в отношении: комплектов одежды, которые носили длительный период времени после события происшествия, подвергавшихся стирке, химической чистке; предметов одежды, сильно загрязненных кровью и другими выделениями человека, почвенными наслоениями, покрытых плесенью; комплектов одежды, когда неизвестен факт, в какой одежде находился подозреваемый в момент совершения преступления; комплектов одежды, однородных по цвету или волокнистому составу (например, спецодежды, военной одежды); предметов нижнего белья из белого хлопка и вискозы с постельными принадлежностями (простыня, наволочка, пододеяльник).

Следует признать нецелесообразным и направление на экспертизу предметов обуви, которые носили длительный период времени (более суток) после события происшествия, мыли или чистили, т.к. при этом имевшиеся на них микрочастицы волокон утрачиваются и приобретаются новые.

Не рекомендуется назначать также экспертизы по обнаружению взаимопереходящих волокон по уголовным делам, связанным с групповыми драками, убийствами лиц без определенного места жительства, а также в тех случаях, когда потерпевшими и подозреваемыми являются совместно проживающие родственники, лица постоянно посещающие места совместного распития спиртных напитков или притоны наркоманов.

На современном уровне развития экспертизы по частицам (микрочастицам) волокон, обнаруживаемых в значительном количестве на любом предмете одежды, практически не удается решить вопрос о том, какому предмету одежды принадлежала каждая из разновидностей волокон. Это объясняется рядом причин. Во-первых, волокна-наслоения на одежде образуются в ре­зультате многочисленных случайных соприкосновений с различными предметами одежды и другими объектами волокнистой природы. В процессе таких контактов на одежду переходят не все разновидности волокон, входящих в состав материала контактирующего предмета. Во-вторых, практически нет возможности установить последовательность попадания микрочастиц волокон на исследуемую одежду до изучаемого события, в процессе и после него. В связи с этим в отсутствие подозреваемого и его одежды назначать экспертизу по установлению родовой (групповой) принадлежности посторонних микрочастиц волокон на предметах одежды потерпевшего не имеет смысла. Не удается долго хранить изъятые волокна в виде микропрепаратов в водной и водно-глицериновой среде. Они относительно быстро приходят в негодность для дальнейшего сравнительного исследования (когда появится одежда подозреваемого)[2].

Волокнистые материалы и изделия из них могут быть объектами разных родов экспертиз: судебных трасологических, биологических, медицинских, товароведческих, инже­нерно-технологических, пожарно-технических. Однако вопросы классификационного характера (установление конкретной родовой и групповой принадлежности), задачи идентификации (установление целого по его частям, установление общей родовой и групповой принадлежности, отождествление конкретного объекта волокнистой природы), диагностические и ситуационные задачи (установление ФКВ) относятся к компетенции криминалистической экспертизы объектов волокнистой природы.




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 31 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав