Читайте также:
|
|
Средние века | Новое время |
Теоцентризм | Антропоцентризм |
Отрицание телесности→аскетизм | Воспевание телесности |
Догматизм | Антидогматизм |
Авторитарность сознания | Антиавторитарность |
Наука развивается по аналогии | Наука обращается к логике, к опыту, к эмпирически доказуемым фактам |
НКМ - Геоцентризм | НКМ – гелеоцентризм |
Схоластичность (школьность знания) | Антисхоластичность (отрицание школьного знания) |
Эсхатологичность | Ориентация на «золотой век сейчас» |
Т.е. характерными чертами новоевропейской философии и культуры:
ü Рационализм в самом широком понимании. Культура НВ ставит РАЗУМ исключительно высоко. Выдвигается своеобразный КУЛЬТ РАЗУМА – уверенность в безграничных возможностях науки. Для разума нет никаких ограничений (в ср.в. – есть!).
Основой этого понимания является уверенность в рациональности всего сущего – всей вселенной и каждой отельной ее части. В основе всего сущего (Универсума) лежат разумные НЕИЗМЕННЫЕ принципы. И хотя мир изменчив и многообразен, в этом можно усмотреть нечто неизменное и универсальное.
Помимо принципов наиболее общего характера есть еще и принципы частные→ это то, что называется научными законами. → исходя из этого постулата определяется
↓
ü Научность -Методологическая обоснованность науки. Наука НВ – феномен особого рода. Гл – вопрос о достоверности знания. Очевидно, что если разум представляется гл инструментом познания реальности, то в основу науки ложиться рациональная достоверность (т.е. то, что может быть помыслимо непротиворечиво, обладает большей степенью достоверности.)
ü Своеобразное понимание культуры. – характерно понимание культура как «2й природы». Культура понимается как построение новой природы, сделанной самим человеком.
v Созидательный принцип новой культуры
↓
v Ориентация на все новое, на накопление мат и дух продуктов сверх необходимого; на технические нововведения.
v Ориентация на переделку природы и создание на этой основе особого мира – продукта человеческого творчества.
v Ориентация на активность человека, его созидательной мощи по отношению к миру.
ü Критическое отношение к предшествующим эпохам, а именно средневековья- оно рассматривается как эпоха мрака и суеверия. Однако это не означало, что достижения ср. веков выпадали из Новоевропейской культуры. Кроме того, КО означало еще и самокритику.
ü Тесная связь с Просвещением. Просвещение – особое идейное и культурное течение, оформившееся в Зап Евр в к.17-18вв. его крупнейшими представителями принято называть Дж. Локка, Ш-Л Монтескье, Д. Дидро, Вольтера, Ж-Ж- Руссо, Гольбах, Гердер и др. Просветители видели радикальное средство совершенствования общества и человека и распространении знаний, науки, в просвещении и правильном воспитании человека. В основе их мировоззрения лежала убежденность в разумности мироздания, а сл-но – в возможности построения общества в соответствии с разумными принципами воспитания «разумного» человека.
v Для них характерно представление о «радикальном добре» в человеческй природе – т.е. человек по своей природе добр, а его пороки связаны исключительно с несовершенством общества, неблагоприятным воздействием общественной среды или недостатками воспитания.
v В основе просветительской парадигмы – разделение всего общества на:
1) просвещенную элиту и
2). Непросвещенную массу, народ, которому они сочувствовали и направляли свои усилия на его воспитание и просвещение.
v Характерна установка на преобразование общества согласно научно-обоснованному проекту.
v И хотя «поздние просветители» убеждались в том, что общество, народ, плохо поддаются просветительскому и воспитательному воздействию, они допускали применения насилия в целях улучшения общественной жизни.
v Безусловной заслугой просветителей является как никогда высоко поднятый престиж науки и образования.
Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 196 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |