Читайте также:
|
|
Гуманистическая психология – третье и самое новое направление в психологии – предлагает радикально противоположную бихевиоризму и психоанализу точку зрения на человека и человеческую природу.
Гуманистические психологи (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс) считают, что человек от природы хорош и способен к самосовершен-ствованию. Сама сущность человека, по их мнению, постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности, если только общество и окружение активно не мешают этому процессу.
Гуманистическое направление в психологии исходит из того, что люди – активные, творцы собственной жизни, обладающие свободой выбирать свой стиль жизни. Авторы книги «Теории личности» Л. Хьелл и Д. Зиглер попытались обобщить то общее, что роднит и объединяет таких различных психологов, как Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и другие.
Одним из важнейших принципов гуманистической психологии является экзистенциалистский взгляд на человека:
· каждый человек живет как «сущий в мире», осознанно и болезненно постигая наше существование и смерть. Каждый из нас ответствен за то, кто мы и чем становимся. «Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам»;
· каждому из нас брошен вызов – мы все стоим перед задачей наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире, и тогда «жизнь есть то, что мы из нее Делаем»;
· только, сами люди, брошенные в водоворот жизни, ответственны за выбор, который они делают. Свобода выбора не гарантирует, что выбор будет безупречным и мудрым.
Психологи гуманитарного направления подчеркивают, что каждый человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опыта («Я и есть мой выбор»).
Гуманистическая психология основывается на концепции становления. Человек всегда находится в процессе становления. Следовательно, поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей и социальных побуждений.
Люди, отказывающиеся от становления, отказываются расти и отрицают, что в них самих заложены все возможности полноценного человеческого существования.
Избегать свободы и ответственности за свой выбор, значит, быть неподлинным, вести себя предательски и жить в отчаянии, безнадежности.
Психологи гуманистического направления утверждают, что единственная реальность, известная кому-либо, – это реальность субъективная, или личная, но не объективная. Это феноменологическое, или «здесь и сейчас» направление. Они подчеркивают важность субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человека. «Ничто не заменит опыт, совершенно ничто», – утверждает А. Маслоу. Чтобы изучить поведение, надо постичь внутренний мир, субъективный опыт. Иными словами, субъективный опыт – ключ к поведению, только субъективные переживания ответственны за опыт.
Человека необходимо рассматривать как целостную личность. Иной подход, считают психологи-гуманисты, менее продуктивен.
Лекция 4. Сознание и самосознание.
Сознание как форма отражения человеком действительности. Определение сознания. Основные признаки сознания. Психологические характеристики сознания человека. Концепция о высших психических функциях Л.С. Выготского. (1 час).
Западная психология в XX веке исследовала сознание, основываясь на методологии В. Дильтея (1833-1911 гг.). Он представлял сознание как существующую в переживании внутреннюю реальность, состоящую из представлений, образов и волевых действий, объединенных в целое. Этот подход вошел в историю науки как понимающая и объяснительная психология.
Соотношение сознания и бессознательного впервые было изучено в рамках теории и практики психоанализа. З. Фрейд (1856-1939 гг.) предложил структурную модель психики, основываясь на принципе иерархии. Главную роль в функционировании – динамике и генерировании внутренней психической энергии он отводил бессознательному.
Это проявление душевной жизни человека привлекало внимание ученых еще в XVIII веке в связи с интересом к деятельности мозга. Г. Лейбниц (1646-1716 гг.)трактовал бессознательное как низший психи-ческий уровень, лежащий за порогом сознания. Материалистическое объяснение феномена бессознательного содержится в трудах Д.Гартли ( 1705-1757 гг.), он связывал данный слой психики с нервной системой. Творческое объяснение можно найти у И. Канта: бессознательное - это источник созидания нового, почва интуиции.
В конце XIX века изучение бессознательного как отдельного уровня психики проходило в рамках деятельности врачей-психиатров, практикующих гипноз. Учитель З. Фрейда Ж. Шарко (1825-1893 гг.)в результате большого клинического опыта установил, что бессознательная психическая деятельность не только отличается от сознательной, но и может носить патогенный (болезненный) характер, и при этом не осознаваться пациентом.
Имея достаточную теоретическую базу и опыт ученика Ж. Шарко, З.Фрейд, обобщая данные, полученные от своих пациентов, утвердил в науке психоаналитическую модель структуры личности, где бессознательному отводилась главная роль. Он рассматривал несколько уровней взаимодействия сознания и бессознательного.
То поле, где граница между сознанием и бессознательным прозрачна, и содержание бессознательного легко может перейти в сознание, Фрейд называл предсознательное. Неосознанные переживания, воспоминания, ярко и эмоционально окрашенные, которые осознаются при помощи техники психоанализа, представляют подсознательное содержание психики.
Недоступные сознанию ценностные установки, ориентации, глубинные мотивы и переживания, составляющие энергетическое ядро личности, в психоаналитической модели объединяются в понятие бессознательное.
Вклад в изучение проблемы сознания и бессознательного внесла грузинская школа, созданная психологом Д.Н. Узнадзе (1886-1950 гг.). Исследования этой школы проходили в рамках схемы «стимул – сознательное переживание», где важную роль играла установка как внутреннее состояние, подготавливающее человека к восприятию событий. Установка определялась как целостное бессознательное состояние субъекта, выражающее его готовность совершать действие в определенном направлении.
В результате изучения психологами природы установок в науке утвердилось понятие автоматизма как бессознательного регулятора, обеспечивающего автоматическое выполнение осуществляемых действий или операций.
Современная психология дифференцирует соотношение сознания и бессознательного по параметрам как внутренних переживаний, так и по поведенческим реакциям и психофизиологическим показателям. Традиционный интерес ученых вызывают состояния сна и бодрствования, а также измененные состояния сознания (ИСС), во время которых происходят качественные изменения в психике.
Основатель трансперсональной психологии Станислав Гроф (род. 1932 г.), исследуя психические феномены ИСС на протяжении многих лет, пришел к выводу, что они являются наиболее подходящим полем для успешной психотерапии, изменения жизненного пути индивида, раскрытия его творческого потенциала. В основе этих процессов – актуализация духовных сил.
Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 45 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |