Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Вопрос 3. Города-государства Древнего Шумера в первой половине III тыс. до н.э.

Читайте также:
  1. I Перечень вопросов к изучению
  2. II. Список теоретических вопросов к экзамену
  3. II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА.
  4. III. Список практических вопросов к экзамену
  5. T6. А теперь я бы хотел(а), чтобы Вы оценили Ваше последнее посещение магазина … (МАГАЗИН ИЗ ВОПРОСА Q7) по каждой из перечисленных характеристик, используя шкалу на карточке.
  6. V. ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ В ТВОРЧЕСТВЕ ДЕЯТЕЛЕЙ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ ХIХ - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
  7. VI. Примерные вопросу к зачету /экзамену/ по логике.
  8. VII. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ
  9. А) Историю древнего мира следует изучать, т.к. она помогает понять настоящее.
  10. А) перечень вопросов

В 5-4 тыс. до н.э. в Южной Мессопотамии появился народ шумеров, с именем которых связано создание первой цивилизации, возможно самой древней из известных в науке. В 4 тыс. до н.э. здесь появились первые города – государства. Одним из древнейших городов стал Урук, с культурой и социальной структурой которого можно ознакомиться как на основе данных археологии, так и на базе древнейших памятников шумерской пиктографической письменности (начертанные на глиняных табличках документы хозяйственной отчетности).

Система администрации в Уруке была тесно связана с культом бога неба Ана, выступавшего, видимо, в функции связующего единства коллектива. Храм в честь Ана был общественным и хозяйственным центром Урука, а жрецы храма исполняли функции управителей во главе с верховным жрецом, главой протогосударства. Археологические слои, датируемые рубежом IV–III тысячелетий до н.э. (Урук, Джемдет‑Наср), свидетельствуют, что ранние протогосударства Двуречья были знакомы с достаточно сложным ирригационным хозяйством, которое поддерживалось в рабочем состоянии усилиями всего населения во главе со жрецами.

Храм, выстроенный из обожженного кирпича, был не только крупнейшей постройкой и монументальным центром, но одновременно и общественным складом, и амбаром, где размещались все запасы, все общественное достояние коллектива, в который уже включалось и некоторое количество пленных иноземцев, использовавшихся для обслуживания текущих нужд храма. Храм был также центром ремесленного производства, включая и металлургию бронзы.

Жрецы‑администраторы, ремесленники, хранители храмового имущества, писцы, слуги и даже рабы из числа пленников – все они жили за счет избыточного продукта общинников, но при этом каждый из них вносил свою долю в совокупный общественный труд и продукт коллектива в целом. Реципрокный обмен продуктами и деятельностью, равно как и централизованная редистрибуция коллективного избыточного продукта и труда (включая продукт ремесленников, труд администраторов и обслуживающего персонала) лежали в основе нормального существования ранних протогосударств Шумера. Собственно, именно для строгого учета и регулирования все усложнявшихся норм и форм взаимоотношений и велась детальная хозяйственная отчетность, вызвавшая к жизни письменные документы, этот важный элемент складывавшегося древнейшего очага мировой цивилизации.

Протогосударства древнего Двуречья развивались быстро и энергично. Росло количество населения и совершенствовались трудовые навыки, обогащалась культура труда, следствием чего было увеличение количества освоенных и обеспеченных ирригационными устройствами полей. Резко возрастали запасы получаемого с этих полей зерна, причем избыток его после удовлетворения текущих нужд оторванных от производства пищи работников все чаще использовался в качестве своего рода валюты: специальные служители храмов, тамкары, отправлялись на груженных зерном судах в далекие экспедиции, включая и морские, с целью выменять зерно на столь необходимые в скудных полезными ископаемыми районах Южного Двуречья металлы, камень, строительный лес и т.п. Эти дорогие предметы далекого импорта использовались как для нужд производства, так и в сфере постепенно увеличивавшегося престижного потребления верхов, включая строительство храмов и домов‑дворцов, изготовление украшений, изысканной одежды.

С ростом протогосударств усложнялась и их внутренняя структура. Если вначале храм был центром хозяйства и разросшейся общины либо группы соседних общин, каждая из которых в лице своих представителей принимала участие в обработке земли храма, продукт с которой шел на сакральные (совместные всеобщинные ритуалы с обильным жертвоприношением) и страховые нужды коллектива и на содержание немногочисленной еще группы оторванных от производства пищи людей, то теперь ситуация изменилась. Видимо, уже со второй трети III тысячелетия до н.э. в большинстве протогосударств (Урук, Киш, Ур, Лагаш и др.) население исчислялось десятками тысяч, а количество общинных деревень – многими десятками. Практически это значило, что избыточный труд и продукт общинников – даже при условии значительного роста храмовых земель и храмового хозяйства – уже не мог быть реализован с достаточной полнотой и эффективностью вне самих общинных полей и поселений, которые могли отстоять от храма на десятки километров. Поэтому происходило отделение общинных полей от полей храма. Общинники обрабатывали свои земли и выплачивали ренту‑налог, тогда как в обработке храмовой земли они переставали принимать участие, что, впрочем, не исключало их участия в общественных работах, на строительстве каналов, дамб, храмовых или дворцовых сооружений, дорог и т.п. с обеспечением их питанием и выдачей необходимых орудий труда из храмовых амбаров и складов.

Наиболее наглядно это видно на примере структуры храмовых земель храма богини Бау (Бабы) в Лагаше в XXV–XXIV вв. до н.э., когда это протогосударство завоевало и подчинило себе ряд соседних и в его состав было включено несколько храмовых комплексов. Обычные общинники при обработке земли храма Бау практически не использовались. Вся земля храма была поделена на три части. Первая по‑прежнему оставалась храмовой; ее обрабатывал персонал храма из числа бывших иноплеменников и иных стоявших вне общин лиц, а урожай предназначался для сакральных нужд, торгового обмена, страховых и экстраординальных выдач. Вторая в виде служебных наделов раздавалась рабочему персоналу и служащим храма, включая ремесленников, – в качестве платы за их труд. Наконец, третья часть в форме наделов предназначалась для передачи их любому желающему и нуждающемуся в качестве аренды с весьма умеренной арендной платой (1/6 – 1/8 урожая).

Отделение храмового хозяйства от общинного и превращение его в особую сферу экономики, в государственное хозяйство, сыграло важную роль в укреплении экономических, а затем и политических позиций жреческой администрации во главе с энси. Опираясь на такого рода хозяйства, энси все определеннее отдалялся от коллектива общинников, приобретал в их глазах сакральные признаки отмеченного покровительством богов правителя и в качестве верховного связующего единства становился во главе заметно возраставшего бюрократического аппарата, оказывался высшим и основным субъектом власти‑собственности и централизованной редистрибуции. Вначале выборная, должность энси со временем все очевиднее приобретала тенденцию превратиться в наследственную, что и стало нормой после объединения всего Шумера Саргоном Аккадским в XXIV в. до н.э.

Период шумерской истории до этого объединения принято именовать раннединастическим. Это была эпоха ожесточенной борьбы соседних протогосударств за политическую гегемонию, а их правителей – за усиление и укрепление своей власти, расширение и распространение ее за счет соседей. Войско каждого из таких протогосударств обычно состояло из небольшого отряда тяжеловооруженных воинов; вспомогательной силой были примитивные колесницы на сплошных колесах, запряженные, видимо, онаграми либо ослами и приспособленные для метания дротиков.

Вначале, в XXVIII–XXVII вв. до н.э., успех был на стороне Киша, правители которого первыми приняли титул лугаля, стремясь тем самым подчеркнуть свое первенство среди остальных. Затем возвысился Урук, имя правителя которого, Гильгамеша, впоследствии вошло в легенду и оказалось в центре шумерского эпоса. Урук при Гильгамеше подчинил себе, хотя и еще очень непрочно, ряд соседей – Лагаш, Ниппур и др. В XXV в. верховенства и титула лугаля добились правители Ура, чьи царские гробницы, раскопанные английским археологом Л. Вулли, были наполнены богатыми украшениями, драгоценностями, повозками и десятками сопогребенных, призванных сопровождать на тот свет повелителя. На рубеже XXV–XXIV вв. на авансцену шумерской истории вышел Лагаш, где начала править династия основанная Ур-Нанше. Наивысшее могущество Лагаш достиг при его внуке Эанатуме, который подчинил почти весь Шумер, включая ряд крупных центров – Киш, Урук, Ларсу и др., что привело к усилению его военного и политического могущества. При Лугальанде политика дальнейшей централизации власти и связанных с этим злоупотреблений вызвала резкое недовольство населения. В результате восстания – едва ли не первого из зафиксированных историей – Лугальанда был низложен, а к власти пришел Уруинимгина, проведший ряд реформ, сущность которых сводилась к восстановлению нарушенной нормы, отмене либо уменьшению поборов с населения, увеличению выдач работникам храма. Видимо, эти вынужденные реформы содействовали ослаблению централизованной администрации Лагаша, что вскоре и привело к завоеванию его удачливым правителем Уммы Лугальзагеси, создавшим объединенное Шумерское государство, правда, просуществовавшее очень недолго.

В XXIV в. в государстве возрастает роль «энси», которые становятся верховными жрецами бога Лагаша Нингирсу. подобный процесс слияния двух должностей не только усилило власть правителя, но и отдалив его распоряжение богатое храмовое хозяйство. На жречество были возложены натуральные и денежные налоги, а оно усилило нажим на общинников и ремесленников, подняв плату за выполнение различных церемоний и ритуалов. Государство также увеличило налоги и повинности трудового населения, поставив под контроль его деятельность и доходы. Экономический гнет дополнился произволом служителей правителя, а также отменной старых обрядов.

В Лагаше создалась крайне напряженная обстановка и произошел государственный переворот, в ходе которого был низложен «энси» Луганальда и к власти пришел его родственник Уруинимгина.

За период своего 6-летнего правления Уруинимгина провел реформы, удовлетворявшие те социальные слои, которые поставили его у власти. Были отменены взносы с высшего жреческого персонала, увеличено натуральное довольствие и гарантированы права зависимых храмовых работников, храмовому хозяйству возвращена самостоятельность. Некоторые уступки были сделаны трудовым слоям населения: уменьшена плата за совершение религиозных обрядов, отменены некоторые налоги с ремесленников, уменьшена ирригационная повинность для различных категорий населения. Эти реформы были записаны, что было одним из первых письменных фиксаций правовых норм.

Но одновременно усиливалась и Умма – древний и сильный противник Лагаша, которая в правление Лугальзагеси обрела власть почти над всем Шумером. Социальные противоречия в Лагаше способствовали его успехам: поход уммийцев привел к разорения Лагаша, его храмов, населения. В результате Лугальзагеси удалось на четверть века создать объединение шумерких городов-государств со столицей, видимо в Уруке, которое рухнуло только под натиском более сильного централизованного государства - Аккады, возникшего к северу от Шумера.

 

Вопрос 4. Аккадское царство в XXIV-XXII вв. до н.э.Основателем Аккадского царства стал Саргон ( Шарумкен), имя которого переводится как «царь истинен». Предполагается, что он был человеком не царского и даже не аристократического происхождения. Он не называет имени своего отца, а легенды, окружавшие его имя, и более поздние документы называют Саргона, то садовником, то приемным сыном водоноса, то слугой правителя Киша. Властью Саргон овладел в результате дворцового переворота, воспользовавшись разгромом кишского правителя в войне с Лугальзагеси.

Подчинив Киш, Упи-Акшак и другие северные города, новый царь приянл все высшие титула – «лугаль Киша», «лугаль страны», а также «лугаль Аккады» - новой столицы которую он построил между Тигром и Ефратом и которая дала имя всему государству.

Следующим этапом в завоевательной политике Саргона была война с Лугальзагеси и его союзниками, завершившаяся его победой над 50 правителями. Однако и после этого некторые крупные шумерские города ( такие как Ур,Умма, Лагаш) продолжали противостоять аккадскому завоевателю, и лишь после 34 битв Саргон смог омыть свое победоносной оружие в водах Персидского залива.

С покорением Аккады Шумеры предприняли ряд успешных походов в северо-западном направлении: Мари, Эбла и другие территории были покарены вплоть до « Кедрового леса» и «Серебренных гор» т.е до горного хребта Аммани и Тавра. А в конце правления Саргона под власть Аккада попала и страна под названием Субарту ( Северная Месопотамия). Совершались набеги за восточные пределы долины Тигра и Ефрата – в Элам.

Итогом 55-летнего правления Саргона(2316-2261) было объединение под властью одного правителя всей Месопотамии и создание крупнейшей по тем временам державы с центром в Аккаде. Образование единого централизованного государства имело серьезные последствия для экономики, и прежде всего для главной отрасли – хозяйства –земледелия. Создание крупной ирригационной сети в масштабах всей Южной и Средней Месопотамии, строительство дорого и гаваней, введение общегосударственной системы мер и весов, военная реформа( постоянная армия 5400-5500 человек) привели к развитию в государстве товарно-денежных отношений, морской, речной и сухопутной торговли( с островами и побережьями Персидского залива, Индией, кочевниками западных степей и горцами Элама).

Утверждение единовластия царя-деспота проходило в борьбе с родовой аристократией опиравшейся на советы старейшин. С другой стороны, формировалась социальная опора царской власти – служилая знать, чиновничество, частично жречество. Храмовое хозяйство во временя Саргонидов переходит в руки правителя, жречеству даются дополнительные льготы и материальные блага, особое внимание уделяется традиционным культам в Уре и Ниппуре. В свою очередь, жрецы прославляют царя, создают благоприятную легендарную традицию, объясняющую его возвышение и покровительство богини Иштар. Опорой царя становится и новая служилая знать, составляющая царскую бюрократию. Ее представители( чиновники и писцы) , ставятся во главе некоторых районов Месопотамии, заменяя прежних наследственных «энси». Община переживает процесс имущественного расслоения. Наряду с зажиточными общинниками, занявшими видные посты в местном самоуправлении, появляются неимущие и безземельные, уделом которых становится работа по найму. Если в начале завоеваний Саргон опирался на общинников, что увеличило их политическую роль, обогащало за счет добычи, то в дальнейшем он создает армию, давая войнам за службу земельные наделы из фонда царской земли. В ходе войн за счет пленных возросло количество рабов в царском, храмовом и частновладельческих хозяйствах.

Итогом политического развития Аккады ( 24-23 вв до н.э) явилось возникновение деспотии, представленной мощной властью царя( «шаррум»). Однако созданная Саргоном держава и деспотическая власть столкнулись с рядом затруднений. Уже в конце его царства началось брожение среди «старейшин» (родовой аристократии), вспыхнул мятеж в войске и отпали некоторые области( Субарту) и города( Вавило и другие).

Приемник Саргона - Римуш предпринял решительные меры, направленные на уничтожение сепаратизма родовой аристократии Шумера. были организованы три похода против мятежных правителей городов, сопровождавшиеся жестокими битвами и расправами. Особенно важным был третий поход против сильной коалиции городов – Уммы, Адабы, лагаша. Их «энси» были убиты или пленены, было перебито только в Умме и Дере около 13000 человек.

При таком размахе карательных операций и шаткости внутриполитического положения организоватьвоенные походы в чужеземные страны было затруднительно, к тому же некоторые из них( например, Эбла) резко усилились, и Римуш ограничился лишь 2 походами на Элан.

Во внутренней политике Римуш, как и Саргон, пытался заручиться поддержкой жречества, принося обильные дары храмам Ниппура, Лагаша, Ура. Но противоборствующая сторона оказалась сильнее, и вследствие заговора царь погиб от руки приблеженных, убивших его каменными печатями. Брату Римуша – Миништуша также прищлось подавить ряд восстаний.

Наряду с этим он совершил два похода в Элам. Один из походов был предпринят по морю к восточному побережью Персидского залива.

В целях укрепления царской власти Миништуш вводит налоги с храмового хозяйства,расширяет царский земельный фонд, скупая общинные земли, что закладывает основуы системы царских хозяйств. В тоже время он ищет поддержки у жрецов, увеличивая размер наделов и количества рабов у храмового персонала, принося храмам богатые дары, освобождая некоторых из них от налоговой повинности.

После насильственной смерти и этого царя в Аккаде воцаряется знаменитый Нарам – Суэн( 2236-2200). Подавив очередную вспышку недовольства внутри государства, он принимает меры, которые укрепляют его деспотическую власть. Вместо прежних наследственных «энси» из числа аристократии он сажает в ряде городов своих сыновей, представителей царской бюрократии, и низводит «энси» до положения чиновников. Опора на жречество становится ведущей линией его внутренней политики. Он и его сыновья- наместники возводят храмы, члены царской семьи входят в состав храмового персонала, жрецам даются многочисленные льготы. В ответ жречество соглашается признать Нарам – суэна «богом Аккада», детерменатив божества становится перед именем царя.

Внешняя политика Нарам- Суэна отличается большой активностью. Имея в виду, в частности, развитие торговли, он предпринимает экспедиции в дальние страны – в Маган(Восточная Аравия) и к рубежам Мелуххи ( Северо – Западная Индия), откуда в Месопотамию везут порфир, стеатит, лес, золотой песок и др. наряду с этим он организует успешные походы на северо – запад, где наносит решающий удар царству Эбла, на север – в Субарту и верховья Тигра, на восток в Элам и страны побережья Персидского залива, в горы Загрос. Его победы зафиксированы в многочисленных надписях, найденных в верховьях Тигра и Сузах. На сузской «стеле Нарам – Суэна» являющейся выдающимся произведением искусства , запечатлен триумф царя в войне с лиллубеями. Титул «царь 4-ех стран света» торжественно увенчал внешнеполитические успехи аккадского царя.

Однако последние годы правления Нарам-Суэна были омрачены конфликтами с частью жречества, недовольной введением царского культа, а также голодом, охватившим страну, разрушением ирригационной сети, которые, вероятно, были следствием вторжения в Месопотамию горных племен кутиев (гутиев).

Некогда могущественное Аккадское царство с трудом отбивалось от степных кочевников с запада, набегов эламитов с востока и все более глубокого проникновения кутиев в Месопотамию.

На рубеже XXII–XXI вв. власть кутиев пала, и во главе нового «царства Шумера и Аккада» стали представители очередной, третьей, династии Ура

 

Билет 12. НОВОВАВИЛОНСКОЕ ЦАРСТВО

В IX в. до н.э. на территорию Вавилонии пришли полукочевые племена халдеев. Некоторое время они вели привычный для себя образ жизни, занимались скотоводством и земледелием. Впоследствии они не толькопо селились в южных городах Двуречья, переняли культуру и религию вавилонян, но и заняли господствующее положение в вавилонском обществе. Представители этого народа стали царями городов-государств, которые боролись за первенство в Двуречье.

Однако ТиглатпаласарIII, царь мощной Ассирии, в 729 г. до н.э. разгромил халдеев. 120 тыс.человек было взято в и плен. ТиглатпаласарIII провозгласил себя вавилонским царем. И халдеи не смирились и продолжали упорную борьбу против ассирийцев, поднимая по одному восстанию.

В 689 г. до н.э. ассирийский царь Синахериб снова разрушил Вавилон. Для борьбы с Ассирией жители Вавилонии объединились с бывшими своими врагами, а теперь врагами Ассирии — арамеями, жителями Элама. Эту борьбу возглавил халдейский царь Набопаласар (625-605 гг до н.э.). Победив, он взялся за восстановление государства со столицей в Вавилоне. Правление Набопаласара считают началом Нововавилонскогоцарства (625-539 гг до н.э.)

 

Особенности Нововавилонского царства:

· Граждане принимали участие в культе при местном храме, а также в храмовых праздниках и трапезах и имели право на получение определенной доли из храмовых доходов. Все эти люди жили в городах и владели землей в городе или прилегающей к нему сельской округе, на территорию которой распространялась власть народного собрания.

· В рассматриваемое время население Вавилонии в этническом отношении было довольно пестрым. Страна была наводнена халдейскими и арамейскими племенами, жившими бок о бок со старым местным населением. Кроме того, в Вавилонии жило много чужеземцев. Часто чужеземцы размещались значительными группами в определенных районах.

· Однако чужеземцы были лишены гражданских прав, поскольку они не владели землей в пределах городского общинного фонда, и поэтому не могли стать членами народного собрания. Но в тех случаях, когда они размещались компактно в определенных районах, такие люди могли создать собственную организацию местного самоуправления.

· Наконец, кроме граждан и свободных без гражданских прав существовали различные группы зависимого населения, особую прослойку которого составляли рабы. Естественно, все эти люди не имели никаких гражданских прав.

· В решении важных дел народное собрание подчинялось царским судьям, получало от них различные предписания и обязано было снабжать последних необходимой информацией. Царские суды выносили решения по наиболее важным делам. В частности, их ведению подлежали дела об убийстве, не говоря уже о заговорах и мятежах.

· Высшей судебной инстанцией считался царь. Но он не имел абсолютной власти и не мог произвольно захватить имущество своих подданных или лишить их жизни. Индивидуум в частной жизни был предоставлен самому себе, и центральная власть не вмешивалась в его семейную жизнь. Он мог свободно передвигаться в пределах государства, совершая деловые и торговые поездки, а также ездить на заработки.

· Семья в основном оставалась моногамной, и мужчина, который брал вторую жену, обычно должен был уплатить довольно высокий штраф в пользу первой, если только она не была бездетной.

· Женщина пользовалась сравнительно большой независимостью, могла иметь свое имущество, распоряжаться им свободно (дарить, продавать, обменивать, отдавать в аренду и т.д.).

· В нововавилонское время продолжали переписывать и изучать Законы Хаммурапи, о чем свидетельствуют их многочисленные копии, составленные в I тысячелетии до х.э. По крайней мере одна из статей этих законов, предписывающая тридцатикратное возмещение украденного храмового и дворцового имущества, продолжала действовать и в это время.


Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 24 | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2021 год. (0.029 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав