Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Багдадский халифат

Читайте также:
  1. Арабский халифат
  2. Арабский халифат и культурные контакты раннего средневековья
  3. Искусство халифата Аббасидов
  4. Искусство халифата Омейядов
  5. Медицина в арабоязычных халифатах.
  6. Медицина в арабских халифатах и странах Средней Азии.

Используя настенные карты и карты атласа, дайте сравнительную характеристику экономико-географического положения двух регионов России по следующему плану:

1) Размеры территории.

2) Виды географического положения этих регионов (центральное или периферийное, приморское или внутриконтинентальное, приграничное или внутреннее).

3) Расположение регионов на карте России.

4) С какими регионами и странами и где граничат?

5) Какие отношения сложились с этими странами? Велика ли роль пограничных стран в объеме экспорта и импорта региона или России в целом?

6) Наличие вооруженных конфликтов или «горячих точек» на границах регионов.

7) Какими морями каких океанов и где омываются?

8) Особенности географического положения.

9) Положение регионов относительно транспортных путей.

10) Вывод об экономико-географическом положении регионов.

 

Багдадский халифат

Вклад народов стран ислама в развитие астрономии трудно переоценить. Достаточно сказать, что большинство названий звезд, применяемых астрономами, представляют собой искаженные арабские названия; из арабского же языка, бывшего основным языком науки в странах ислама, заимствованы и такие астрономические термины, как зенит, азимут, альмукантараты и алидада, а некоторые термины, как, например, астролябия или название сочинения Птолемея "Альмагест" пришли к нам через арабов и применяются нами в форме, близкой к арабской (астурлаб, ал-Маджисти). Заимствованные нами арабские названия звезд также подразделяются на староарабские названия, данные звездам арабскими кочевниками в доисламскую эпоху, и переводы на арабский названий звезд созвездий Птолемея. К первым относятся Цельбальрай (b Змееносца) -- от калб ар-ра'й -- "собака Пастуха" (Пастухом арабы называли звезду a Змееносца), Алькаид и Бенетнаш -- два названия звезды hБольшой Медведицы -- от ал-каид банат на'ш -- Предводитель дочерей погребальных носилок" (арабы представляли созвездие Большой Медведицы в виде погребальной процессии, в которой перед гробом идут плакальщицы -- "дочери погребальных носилок" во главе с предводителем), Вега (aЛиры) -- от ан-наср ал-ваки' -- "Падающий орел", Садальмелек (a Водолея) -- от са'д ал-мулк -- "счастье государства", ко вторым -- Дубхе, Мерак, Фекда и Мегрец -- a, b, g и d Большой Медведицы -- от дубб -- "медведь", марак-- "брюхо", фахз -- "бедро" и маграз -- "начало хвоста", Рас Альгете (a Геркулеса) -- от ра'с алджаси -- "голова Коленопреклоненного", Альтаир и Денеб (a Лебедя) -- от ат-таир -- "птица" и занаб -- "хвост", Алголъ (b Персея) -- от ал-гул -- "чудовище" (эта звезда находится на месте отрубленной головы Медузы Горгоны, которую держит за волосы Персей), Менкалинан (b Возничего) -- от манкаб зи-л-`анан -- "плечо Обладающего поводьями", Рас Альхаге (aЗмееносца) -- от ра'с ал-хав-ва -- "голова Змееносца", Унук Элъхайя (aЗмеи) -- от 'унк ал-хиййа -- "шея Змеи", Алъферрац (dПегаса) -- от ал-фарас -- "конь" (полное арабское название этой звезды -- сирра ал-фарас -- "Пуп Коня"), Денебола (b Льва) -- от занаб ал-асад -- "хвост Льва", Акраб (b Скорпиона) -- от акраб -- "Скорпион", Фомальгаут (a Южной Рыбы) -- от фумм ал-хут -- "рот Рыбы", Бетелъгейзе, Ригель и Мантака (a, b и d Ориона) -- от байт ал-джауза -- "подмышка Великана", риджл -- "нога" и минтака -- "пояс"; Ахернар (aЭридана) -- от ахир ан-нахр -- "конец Реки".

В течение первых столетий после арабского завоевания территорий, вошедших в состав арабского халифата, ученые завоеванных стран могли работать только в столице халифата Багдаде и в Дамаске, который был столицей халифата до Багдада. В Багдаде при дворе халифа ал-Мансура (754--775) работал автор одного из первых арабских зиджей (астрономических таблиц) и один из первых конструкторов астролябий в странах ислама Ибрахим ал-Фазари (ум. 777). Его "Зидж по годам арабов" (аз-Зидж `ала сипи ал-`араб) не дошел до нас, но цитируется во многих трудах ал-Бируни. При дворе халифа ал-Мансура работал также Иа`куб ибн Тарик (ум. ок. 796), автор "Зиджа, извлеченного из Сипдхинда" (аз-Зидж ал-махлул мин ас-Синдхинд) -- обработки индийских астрономических таблиц -- сиддхант (название Синдхинд происходит от слова сиддханта и слова Хинд -- "Индия") и "Строения небесных сфер" (Таркиб ал-аф-лак) -- оба эти сочинения также не сохранились, но сохранилось значительное число цитат из них в различных трудах ал-Бируни и других авторов. При дворе халифов ал-Мансура и Харуна ар-Рашида (766--809) работал Машаллах (ум. ок. 815), известный в Европе под именем Месахалла, руководивший измерениями при основании Багдада в 762 г., автор "Книги о построении астролябий и действиях с ними" (Китаб сан`а ал-астурлабатва-л-`амал биха; ее средневековый латинский перевод был издан вместе с английским переводом Э. Гунтером [1]),а также ряда астрологических cочинений.

Особенно оживилась астрономическая деятельность при халифе ал-Ма`муне (813--833). В это время проводятся наблюдения в обсерватории Каниса в квартале Шамасийя в Багдаде и в монастыре Дайр Мурраи на горе Касиюн около Дамаска. Название Каниса -- "капище идолопоклонников" указывает на то, что первоначально эта обсерватория находилась при языческом храме, по-види-кому, при храме звездопоклонников-сабиев. В Канисе работали Йахйа ибн Аби Мансур (ум. ок. 830), перс, до принятия ислама носивший имя Бизист сын Фирузана, а также Санад ибн `Али и уроженцы Средней Азии ал-`Аббас ал-Джаухари из Джаухара близ Фараба (ныне холм Гаухартюбе в южном Казахстане) и Халид ал-Марварруди из Марварруда на р. Мургаб (ныне Меручак в северном Афганистане); Санад ибн `Али и ал-Марварруди работали также в монастыре Дайр Мурран, где астрономические наблюдения также были традиционными и проводились еще в языческие времена. Указанные четыре астронома совместно написали "Ма`мунов зидж, подвергнутый проверке" (аз-Зидж ал-Ма`муни ли-л-мумтахан), а также производили измерение длины 1° земного меридиана в пустыне Синджар. Санад ибн `Али произвел также попытку определения окружности Земли с помощью измерения понижения Солнца в момент его захода с высокой горы во время похода ал-Ма`муна на Византию (это измерение подробно описано ал-Бируни, повторившим его во время его пребывания в Индии) [2, с. 215-217]. Ал-Бируни отмечает также наблюдения осеннего равноденствия Йахйей ибн Аби Мансуром в Багдаде в 830 г. и ал Марварруди в Дамаске в 833 г. [2, с. 267].

При дворе ал-Ма`муна и его преемников работали также уроженцы Средней Азии Мухаммед ал-Хорезми (ок. 783-ок. 850) из Хорезма, Ахмад ал-Марвази (ок. 770-ок. 870) из Мерва, известный под именем Хабаш ал-Ха-сиб, и Ахмад ал-Фаргани из Ферганы. Одно из имен ал-Хорезми-- ал-Маджуси -- указывает на его происхождение из зороастрийских жрецов-"магов" (арабское "маджус" происходит от того же греческого слова "магос", что и наше слово "маг"). Ал-Хорезми знаменит тем, что он первый познакомил арабов с индийской позиционной системой счисления и "арабскими цифрами", которые арабы называют "индийскими" (латинская форма его имени ал-Хорезми Algorithmus, первоначально служив шая в Европе названием арифметики с помощью "арабских цифр", впоследствии превратилась в термин "алгоритм"), а также тем, что он был автором первого арабского руководства по алгебре, самое название которой происходит от применявшегося им термина ал-джабр ва-л-мукабала. То, что арабов познакомил с индийскими цифрами хорезмиец, -- не случайно: в первые столетия н. э. в Средней Азии был широко распространен буддизм, причем зороастрийское духовенство находилось под значительным влиянием буддизма, поэтому "магам" были известны многие достижения индийской науки. Ал-Хорезми был автором "Зиджа ал-Хорезми" (Зидж ал-Хваризми), средневековый латинский перевод которого был опубликован Г. Зутером, а английский перевод текстовой части -- О. Нейгебауером [3] (арабский текст зиджа не сохранился), и "Книги о действиях с астролябиями" (Китаб ал-'амал би-л-астурлабат), изданной в немецком переводе И. Франком [4]; эти два сочинения ал-Хорезми известны читателям ИАИ [5]. Заметим здесь, что хотя в основном "Зидж ал-Хорезми" является обработкой "Брах-ма-спхута-сиддханты" Брахмагупты, многие данные в нем приведены на начало персидской эры Йездигерда и, наряду с арабскими названиями планет, в таблицах уравнений планет этого зиджа приведены персидские названия Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна -- Анахит и Бедухт, Бахрам, Хормузд и Бирджис, Кейван. В [5, с. 216] было сказано, что в разделах 41-42 "Книги о действиях с астролябиями" был описан "специальный циркуль для определения мусульманских молитв". Этот инструмент заслуживает краткой характеристики: он представляет собой одновременно циркуль и гномон солнечных часов. Ножки этого циркуля имеют квадратное сечение, в одном направлении они делятся на 12 "пальцев", а в другом направлении на их плоской поверхности написаны таблицы длин теней гномона для начал молитв зухр и 'аср (полуденной и послеполуденной) для 12 месяцев, обозначаемых знаками зодиака. Для определения времени молитвы циркуль складывается и втыкается в землю на ровном месте, т. е. превращается в гномон, далее отмечается тень этого гномона, которая измеряется с помощью того же циркуля и сравнивается со значениями в таблице, написанной на циркуле: если тень имеет длину, указанную в таблице, это -- время молитвы, если тень отличается от табличной, следует подождать, пока она не совпадет с ней.

Астролябии и солнечным часам посвящены два трактата ал-Хорезми, недавно обнаруженные в стамбульской библиотека Айя София: "Остроумные мысли из действий Мухаммеда ибн Мусы ал-Хорезми -- определение азимута с помощью астролябии" (Зараиф мин `амал Мухаммад ибн Муса ал-Хваризми -- ма`рифа ас-самт би-л-астур-лаб) и "Построение часов на плоскости солнечных часов" (`Амал ас-са`ат фи басит ар-рухама). В первом трактате решается одна из задач "Книги о действиях с астролябиями", а также задача определения линии меридиана с помощью астролябии; в конце трактата излагается деление обитаемой части Земли на семь "климатов" и приводится таблица полуденных высот Солнца для широт 7 климатов и дня вступления Солнца в каждый из знаков зодиака. Во втором трактате излагается способ построения часовых линий на плоскостях солнечных часов и приводятся таблицы для полярных координат ("азимута" и "[длины] тени") для начала каждого знака зодиака в г. Багдаде через каждые 10 минут и более краткие таблицы для г. Самарры-- новой столицы халифов, основанной в 836 г. К трактату приложены два чертежа, на которых изображены часовые линии, являющиеся отрезками прямых линий, и линии, описываемые концом тени гномона в течение суток, имеющие вид дуг гипербол (для дней равноденствий -- прямолинейных отрезков), -- для г. Багдада и для земного экватора.

Сохранилась также латинская обработка Петруса Анфульсуса сочинения ал-Хорезми, названного в одной рукописи "Книгой введения в астрономическое искусство", а в другой "Книгой введения в квадривиум". Рукопись состоит из 5 "книг", первые три из которых являются обработкой "Книги об индийском счете" ал-Хорезми (по-видимому, они заменяют меньшую по размеру арифметическую книгу первоначального трактата), 4-я называется "Книгой о музыкальных и геометрических отношениях", а 5-я -- "Книгой о временах и движениях". В 4-й книге дается классификация, числовых отношений, применяющихся в теории музыки, а также даются геометрические определения (в частности, классификация линий на прямые, круглые и "извилистые") и формулируются некоторые геометрические теоремы (в частности, для числа p приводится значение 22/7 и "более верное" 100.5). 5-я книга начинается с хронологического раздела, в котором приведены правила перехода от мусульманского календаря к еврейскому и обратно и таблица количеств лет, месяцев и дней от начал календарных эр до даты написания латинской рукописи. В таблице указаны "эра потопа" (Калиюга), Навуходоносора, "Александра" (Селевкидская), "испанская" (эра путешествия), "Воплощения Христа", "египтян" (Диоклетиана), "арабов" (хиджры) и "персов" (Йездигерда). (Согласно этой таблице латинская рукопись была написана в 1116 г.) Далее указываются, помимо земного шара, 7 сфер планет, "девятая сфера" -- сфера неподвижных звезд и "десятая негладкая высшая сфера", определяющая суточное движение небосвода; слово "негладкая" указывает на то, что эта "сфера" предполагается имеющей вид многогранника, возможно, что здесь имеется в виду правильный додекаэдр, форму которого Платон приписывал "миру в целом" (форму остальных правильных многогранников он приписывал атомам огня, воздуха, воды и земли). Далее в "Книге введения" излагается движение Солнца, Луны и пяти планет с помощью эксцентрических деферентов и эпициклов и указывается суточное продвижение светил по деферентам и эпициклам. В конце книги приводится объяснение прецессии с помощью "трепидации" с чертежом, а также излагается "соответствие" между планетами и частями человеческого организма и между четырьмя элементами и четырьмя "соками" организма (определяющими темпераменты людей), лежащее в основе астрологического учения о влиянии небесных тел на земные события.

Хабаш ал-Хасиб был автором нескольких зиджей, в одном из которых он предложил итерационный алгоритм для решения трансцендентного уравнения t = q - m sin q относительно q, заново открытый впоследствии Кеплером, а также "Книги о расстояниях и телах" (Китаб ал-аб`ад ва-л-аджрам) о расстояниях между небесными телами и их объемами, "Книги о построении астролябии" (Китаб `амал ал-астурлаб), "Книги о солнечных часах и гномонах" (Китаб ар-рухаим ва-л-макайис) и др.

Ал-Фаргани был автором весьма популярной "Книги об элементах науки о звездах" (Китаб фи усул `илм ан-нуджум), известной также под названием "Тридцать разделов" (ал-Фусул ас-саласин) и несколькими другими названиями, а также "Книги о построении астролябии" (Китаб фи сан`а ал-астурлаб). Первая из этих книг была переведена на латынь в средневековой Европе, где ее автор был известен под именем Alfraganus; эта книга была издана с латинским переводом Я. Голиусом [6]. В "Элементах науки о звездах" наряду с изложением материала "Альмагеста" Птолемея изложено также учение Птолемея о массивных сферах по его "Планетным гипотезам". Оба труда ал-Фаргани знакомы читателям ИАИ [7].

В Багдаде и Самарре работали также три брата Бану Муса--Мухаммад, Ахмад и ал-Хасан, сыновья Мусы ибн Шакира, в молодости разбойника в Хорасане, а позже приближенного халифа ал-Ма`муна. Старший брат Мухаммад (ум. 872) занимался преимущественно астрономией, Ахмад -- механикой, а ал-Хасан -- геометрией. Широко известны их совместные "Книги познания измерения, плоских и сферических фигур" (Китаб ма`рифа мисаха ал-ашкал ал-басита ва-л-курийа) и "Книга механики" (Китаб ал-хийал). Ал-Бируни упоминает астрономические измерения братьев Бану Муса в Багдаде "в их доме на мосту" и в Самарре [2, с. 127-128, 268]. Мухаммад ибн Муса был автором "Трактата о движении первой небесной сферы" (Китаб харака ал-фалак ал-ула) и других астрономических сочинений.

Учеником братьев Бану Муса был Сабит ибн Корра (836-901). Ибн Корра был сабием и хотя, став известным астрономом, математиком и врачом, он работал при дворе багдадского халифа Му`тадида (892-902), он до конца жизни оставался верным своей религии и не перешел в ислам. Мы уже упоминали, что сабии были звездопоклонниками -- потомками древне-вавилонских жрецов, в религии которых звезды играли очень важную роль, и при каждом вавилонском храме имелся зиккурат -- астрономическая обсерватория, имевшая форму ступенчатой пирамиды. В эллинистическую эпоху сабии усвоили греческий язык и носили греческие имена (один из предков Ибн Корры носил имя Марин сын Телемана). Родным языком Ибн Корры был сирийский, но он свободно владел греческим и арабским языками. Ибн Корра родился в главном городе сабиев Харране (поэтому его часто называли ал-Харрани ас-Саби). Зная несколько языков, юный Ибн Корра был менялой в родном городе. Проезжая через Харран, Мухаммад ибн Муса ибн Шакир был поражен его знанием языков и пригласил его в Багдад, где под руководством Мухаммеда и его братьев Ибн Корра стал крупным ученым. В то же время Ибн Корра был вождем общины сабиев в Ираке и значительно укрепил его влияние. Ибн Корра был автором работ по многим разделам математики и внес важный вклад в развитие теории чисел, алгебры, геометрии, сферической тригонометрии и инфинитезимальных методов. Ибн Корра был автором обработки "Альмагеста" Птолемея. В "Книге о часовых приборах, называемых солнечными часами" (Ки-таб фи алат ас-са`ат аллати тусамма рухамат) излагается теория солнечных часов при различном положении их плоскостей -- как горизонтальном, так и вертикальном и наклонном, для всех видов часов решается задача нахождения высоты и азимута Солнца по его склонению, широте местности и часовому углу или аналогичные задачи. В "Книге о замедлении и ускорении движения Солнца по эклиптике в соответствии с ее расположением по отношению к эксцентрическому кругу" (Китаб фи ибта` ал-харака фи- фалак ал-бурудж ва сур `атиха би ха-саб ал-мавади` аллати йакуну фихи мин ал-фалак ал-харидж ал-марказ) изучается неравномерное видимое движение Солнца. Для объяснения этой неравномерности Птолемей предположил, что Солнце движется равномерно не по эклиптике, а по кругу, эксцентричному по отношению к ней. Ибн Корра находит точки максимума и минимума видимого движения и те точки, в которых истинная скорость движения равна средней скорости по всей эклиптике. Движению Солнца посвящена и "Книга о солнечном годе по наблюдению" (Китаб фи сана аш-шамс би-р-расад), где на основании анализа вавилонских, древнегреческих, эллинистических и багдадских наблюдений движения Солнца определяется длина сидерического года; в отличие от Птолемея, считавшего апогей эксцентрично-го^круга неподвижным, Ибн Корра считает, что этот апогей движется, и притом движение апогея жестко связано с изменением наклона эклиптики к небесному экватору. Механизму этих двух движений! посвящен трактат Ибн Корры "О движении восьмой сферы" (Фи харака ал-фалак ас-самин), где эти движения связываются с движением сферы неподвижных звезд. Здесь подробно излагается "гипотеза трепидации", встречавшаяся нам в "Книге введений" ал-Хорезми с той разницей, что в латинской обработке трактата ал-Хорезми сфера неподвижных звезд считается девятой, а у Ибн Корры эта сфера называется восьмой. В написанной Ибн Коррой "Книге о вычислении видимости новой Луны" (Китаб фи хисаб ру`йа ал-ахил-ла) находятся (с помощью тригонометрических вычислений, при точном вычислении -- с помощью сферической тригонометрии, при приближенном -- с помощью плоской тригонометрии) условия видимости новой Луны.

Астрономией занимались и сын Ибн Корры Синан ибн Сабит (ум. 942) и внук Ибрахим ибн Синан (908-946). В отличие от Ибн Корры, его сыну и внуку пришлось принять ислам, а когда было обнаружено, что они продолжают соблюдать сабейские обряды, они подверглись гонениям. Синан был автором написанной в духе старосирийской и староарабской астрономии "Книги об анва`" (Китаб ал-анва`), многократно цитировавшейся в "Хронологии" ал-Бируни [8, с. 264--285] (анва` -- метеорологические явления, связанные с восхождениями определенных звезд), Ибрахим был автором "Книги о движениях Солнца" (Китаб фи харакат аш-шамс), "Книги об инструментах [основанных на] тенях" (Китаб фи алат ал-азлал) и "Книги о целях Алмагеста" (Китаб фи аград ал-Маджисти).

Был сабием (обращенным в ислам) и автор "Сабейско-го зиджа" (аз-Зидж ас-Саби`) Мухаммед ибн Джабир ал-Баттани (ок. 850-929), уроженец Харрана, работавший в Багдаде и ар-Ракке, где он руководил астрономической) обсерваторией. Зидж ал-Баттани был издан с латинским переводом К. Наллино [9]. Зидж ал-Баттани содержит много уточнений данных Птолемея.

Астрономией занимались также работавшие в Багдадском халифате философы-энциклопедисты Абу Йусуф Йа`куб ал-Кинди (ум. ок. 873), уроженец Басры, происходивший из арабского племени Кинда и известный как "философ арабов" (ал-файласуф ал-`араб), и Абу Наср Мухаммад ал-Фараби (ок. 870--950), уроженец Фараба при впадении Арыси в Сыр-Дарью в нынешнем южном Казахстане, происходивший из тюркской военной аристократии. Ал-Кинди и ал-Фараби были основоположниками восточного аристотелизма и авторами сочинений по многим наукам. Ал-Кинди был автором астрономической "Книги о величайшем искусстве" (Китаб фи сина`а ал-`узма), "Трактата о конечности тела мира" (Рисала фи танахи джирм ал-`алам), изданного в английском переводе Н. Решером и X. Хачадуряном [10], "Трактата о небесных явлениях" (Рисала фи захират ал-фалак), "Трактата об определении расстояния центра Луны от Земли" (Рисала фи истихрадж бу`д марказ ал-камар мин ал-ард) и др. Ал-Фараби был автором огромного, не дошедшего до нас полностью энциклопедического труда "Второе учение" (ат-Та`лим ас-сани), с которым связано его прозвище "Второй учитель" (ал-Му`аллим ас-сани) (первым учителем называли Аристотеля, "Метафизику" которого часто называли "Первой философией"); сокращенной переработкой этого труда является "Книга исцеления" Ибн Сины. Астрономическая часть этого труда сохранилась под названием "Комментарии к "Альмагесту" (Шарх ал-Маджисти), русский перевод первой половины этого труда издан Дж. ад-Даббахом и А. Кубесовым [11]. Отметим также направленный против астрологии "Трактат о достоверном и недостоверном в приговорах звезд" (Рисала фи ма йасихху ва ма ла йасихху мин ахкам ан-нуджум) [12, с. 277-321].


Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 17 | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2021 год. (0.023 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав