Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Фатимидский Египет

Читайте также:
  1. Билет 18. Египет в период среднего царства: социально-экономическое развитие
  2. Билет 20. Египет в период Нового царства: социально-экономические отношения
  3. Глава 3. ИЗ ТЬМЫ ЕГИПЕТСКОЙ
  4. Додинастический период в египетском искусстве, его значение
  5. Египетская архитектура в эпоху Древнего Царства. Заупокойный комплекс фараона Джосера в некрополе Саккары
  6. Египетская архитектура в эпоху Среднего Царства (21 в. — начало 19 в. до н.э.). Заупокойный комплекс Ментухотепа II в Деир-эль-Бахари
  7. Египетское изобразительное искусство эпохи Древнего Царства. Развитие типа заупокойной статуи.
  8. Египетское искусство в период Раннего Царства
  9. Египетское искусство в познеамарнский период. Памятники из гробницы Тутанхамона.
  10. Египетское искусство в эпоху Среднего Царства. Царские статуи XI-XII династии, произведения рельефного искусства, мелкая пластика и прикладное искусство

Фатимиды, считавшие, себя потомками дочери пророка Фатимы и ее мужа халифа `Али ибн Абу Талиба, возглавившие первоначально шиитское направление в исламе (ши`а `Али -- "партия `Али") захватили первоначально Северо-Западную - Африку в начале X в., а в 969 г.-- Египет, где рядом со старой арабской столицей Фустатом они построили новую столицу Каир (ал- Кахира -- "Победоносная"). Не подчиняясь багдадским халифам, Фатимиды объявили себя "истинными халифами". При дворе халифов ал-`Азиза (975--996) и ал-Хакима (996--1021) работал Абу-л-Хасан `Али ибн Йунис ас-Садафи (ок. 950--1009), организатор и руководитель Каирской -астрономической обсерватории и автор посвященного халифу ал-Хакиму "Большого ал-Хакимова зид-жа" (аз-Зидж ал-кабир ал-Хакимк). Введение и первые 6 глав этого зиджа были изданы с французским переводом Ж. Ж. Коссеном де Персевалем [19], остальные главы были изданы в переводе Ж. Ж. Седийо Ж. Б. Деламбром [20, с. 125--156]. Зидж Ибн Юниса состоит из 81 главы, он содержит обзор и критику "ал-Ма'мунова зиджа, подвергнутого проверке", "Сабейского зиджа" ал-Баттани и других зиджей его предшественников и результаты наблюдений Ибн Юниса в его обсерватории.

При халифе ал-Хакиме и его преемниках в Каире paботал знаменитый ученый-энциклопедист Абу `Али ал-Хасан ибн ал-Хайсам (965--1039). Уроженец Басры, он был вазиром в родном горо, е, но любовь к науке побудила его оставить эту должности. Его "Книга оптики" (Китаб ал-маназир) была известна в Западной Европе под названием "Сокровище оптики"; благодаря этому труду Ибн ал-Хайсам, известный в Европе под именем Алъхазен, получил прозвание "отец оптики". Его трактаты о зажигательных зеркалах известны читателям ИАИ [21]. Хорошо известны и его математические труды. Ибн ал-Хайсам составил проект регулирования вод Нила с помощью плотины южнее Асуана, в связи с чем был приглашен халифом ал-Хакимом в Каир, однако на месте Ибн ал-Хайсам убедился в невыполнимости этого проекта при технических средствах того времени (подобный проект был осуществлен только в XX в. при содействии СССР), после чего ал-Хаким разгневался на него и подверг домашнему аресту, и для спасения жизни Ибн ал-Хайсам симулировал сумасшествие до самой смерти ал-Хакима. Ибн ал-Хайсам был автором "Книги о форме мира" (Китаб фи хай' а ал-`алам), изданной в немецком переводе К. Колем [22], где развивается излагавшаяся ал-Фаргани и ал-Хазином идея о массивных эфирных орбитах планет, "Книги о свете светил" (Китаб фи-д-дау' ал-кавакиб) [23, ч. 1], "Книги о свете Луны" (Макала фи-д-дау' ал-камар) [23, ч. 8], "Книги о форме затмений" (Китаб фи-с-сувар ал-кусуф) -- одного из первых исследований о камере-обскуре, "Речи о разрешении сомнений о сложном движении" (Каул фи халл шукук харака ал-илтифаф), в которой подвергается критике теория движения планет Птолемея, "Книга о сомнениях по поводу Птолемея" (Макала фи-ш-шукук `ала Битлимйус), "Книги о движении Луны" (Китаб фи харака ал-камар), "Книги о сущности следов, видимых на поверхности Луны" (Макала фи маиййа ал-асар аллази йузхиру фи ваджх ал-камар), изданной в немецком переводе К. Шоем [24], "Книги о форме движений каждой из семи планет" (Макала фи хай'а харакат кулл вахид мин ал-кавакиб саб`а), недавно обнаруженной в Куйбышеве [25] и др.

В X-XI вв. в состав государства Фатимидов входила Сицилия, отвоеванная у византийцев в IX в. Аглабидами, владевшими Тунисом и Алжиром. Уроженцами Сицилии были поэт, геометр и астроном Мухаммад ас-Сикилли и астроном 'Абдаллах ас-Сикилли, автор "Трактата о коническом-инструменте для познания времен крика [муэз-зина]" (Рисала фи-л-мукхула ли ма`рифа авкат ас-сай-ха) -- об инструменте для определения времени и, в частности, времени мусульманских молитв. Оба ученых жили в XII в., когда Сицилия была уже во власти норманнов. Следует отметить, что при дворе норманнского короля Сицилии Рожера II (1112--1154), воспитывавшегося арабскими учителями и с детства знавшего арабский язык, работали знаменитый арабский географ Мухаммад ал-Идриси (1100--1165), посвятивший ему свой географический трактат "Отрада истомленного в странствии по горизонтам" (Нузха ал-муштак фи ихтирак ал-афак), известный также под названием "Книга Рожера" (ал-Китаб ал-Руджжари), и другие арабские ученые, поэтому Мухаммад и `Абдаллах ас-Сикилли, места работы которых источники не указывают, могли работать и в Сицилии.

Хорезм

Мы уже упоминали уроженца Хорезма ал-Хорезми, работавшего в Багдаде. Астрономические исследования в Хорезме имели давние традиции, исследование раскопок астрономической обсерватории IV в. в хорезмском памятнике VI в. Кой-Крылган-кала известно читателям ИАИ [26]. В X в. астрономические исследования в Хорезме возобновляются, их проводит двоюродный брат последнего хорезмшаха из династии Бану `Ирак (`Иракидов), царствовавшей в столице Хорезма Кяте (ныне г. Бируни Кара-Калпакской АССР) с доисламских времен, Абу Наср Мансур ибн `Ирак (ум. 1036). Астрономическое творчество Ибн `Ирака также знакомо читателям ИАИ [27]. Ибн `Ирак был автором посвященного хорезмшаху "Шахского Альмагеста" (ал-Маджисти аш-шахи) -- обработки "Альмагеста" Птолемея, "Книги азимутов" (Китаб ас-сумут), "Математического воспитания" (Тахзиб ат-та`алим), "Книги о шарообразности неба" (Китаб фи куриййа ас-сама') [28, ч.9], "Трактата об исправлении упущений Абу Джа`фара ал-Хазина в Зидже тимпанов" (Рисала фи тасхих ма вака`а ли Аби Джа`фар ал-Хазин мин ас-сахв фи Зидж ас-сафаих) [28, ч. 3], "Трактата о таблицах минут" (Рисала фи джадвал ад-дакаик) [28, ч. 5] и др.

Учеником Ибн `Ирака был крупнейший астроном мусульманского средневековья, знаменитый ученый-энциклопедист, уроженец Кята, носящего ныне его имя, Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад ал-Бируни (973-1048).

Многим астрономическим трудам ал-Бирунй посвящены специальные статьи в ИАИ: [29] -- о "Геодезии" -- "Книге определения границ для уточнения расстояний между поселениями" (Китаб тахдид нихайат ал-амакин ли таских масафат ал-масакин); [2], [30] -- о "Каноне Мас`уда об астрономии и звездах" (ал-Канун ал-Мас`уди фи-л-хай'а ва-н-нуджум); [13], [31] -- об "Индии" -- "Книге, содержащей разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых" (Китаб фи тахрир ма ли-л-Хинд мин макала макбула фи-л-`акл ау марзула); [32], [33] -- о "Науке о звездах" -- "Книге вразумления в начатках науки о звездах" (Китаб ат-тафхим ли аваил сина`а ат-танджим); [34], [35] -- о "Гномонике" -- "Книге об обособлении всего сказанного по вопросу о тенях" (Китаб фи ифрад ал-ма-кал фи амр ал-азлал); [36], [16, с. 171-178] -- об "Астролябиях" -- "Книге исчерпания возможных способов конструирования астролябий" (Китаб ал-исти`аб ал-вуджух ал-мумкина фи сан'а ал-астурлаб). Мы упоминали также "Хронологию" -- "Памятники, оставшиеся от минувших поколений" (ал-Асар ал-бакиййа мин ал-курун ал-халий-йа) [8] (раздел "Хронологии" о движении Солнца знаком читателям ИАИ [37]).

Ал-Бируни учился и первоначально работал в Кяте, после взятия в 995 г. Кята эмиром Гурганджа и переноса столицы Хорезма в Гургандж ал-Бируни едет в Рей, где работает у ал-Худжанди, затем он работает в Гургане при дворе Шамс ал-Ма`али Кабуса, которому он около 1000 г. посвящает "Хронологию", затем возвращается в Хорезм и работает в Гургандже при дворе хорезмшахов `Али (997--1009) и Ма'муна II. После завоевания в 1017 г. Хорезма Махмудом Газневи он вынужден переехать в столицу Газневидов Газну (ныне Газни в Афганистане), где работает при дворе Махмуда (998--1030) и его сына Мас`уда (1031--1041), которому он посвятил "Канон Мас`уда" и, после разгрома в 1040 г. империи Газневидов сельджуками, при дворе Маудуда (1041--1050), сына Мас`уда, в небольшом княжестве, оставшемся от этой империи. Ал-Бируни участвовал в походах Махмуда Газневи в Индию, где прожил несколько лет и собрал материал для своей "Индии". Из всех перечисленных трудов ал-Бируни раньше всех написаны "Астролябии", упоминающиеся в "Хронологии", "Геодезия" написана в Газне в 1025 г., "Наука о звездах" закончена в 1030 г., "Канон Мас`уда" в 1036 г. При дворе Маудуда написаны известные труды ал-Бируни "Минералогия" и "Фармакогнозия". Крупнейший из астрономических трудов ал-Бируни--"Канон Мас`уда", являющийся подлинной энциклопедией всех вопросов, относящихся к астрономии. План этого сочинения близок к стандартному плану арабских зиджей, но в отличие от них здесь приведены подробные экспериментальные и математические доказательства всех излагаемых положений; ряд положений своих предшественников, например предположение Сабита ибн Корры о связи движения апогея Солнца с прецессией, ал-Бируни опровергает, во многих вопросах приходит к новым выводам. В "Каноне Мас`уда" ал-Бируни остается на птолемеевой точке зрения о неподвижности Земли, считая, что гипотеза о движении Земли математически равноправна с гипотезой о ее неподвижности, но противоречит физическим фактам. В "Астролябиях" он обращает внимание на то, что "челнообразная астролябия", которую показывал ему ас-Сиджизи, основана на предположении о неподвижности небесного и движении Земли; о котором он писал в "Индии": "Выдающиеся астрономы древности и современности... пытались отрицать вращательное движение Земли. И мы думаем, что мы не на словах, а по сути стали выше этих ученых в решении вопроса о движении Земли в нашей книге "Мифтах`илм ал-хай'а" [32, с. 255]. В трактатах ал-Бируни часто ссылается на свои астрономические наблюдения, как в Кяте и Гургандже, так и в Газне и различных местах Индии.

После пребывания в составе империй Газневидов и Сельджуков Хорезм становится вновь независимым в XII в., а в начале XIII в. он становится центром империи, простирающейся от Индии до Малой Азии. В это время здесь работает Махмуд ал-Чагмини (ум. 1221), уроженец селения Чагмин в Хорезме. Его "Краткое изложение астрономии" (ал-Мулаххас фи-л-хай'а), изданное в немецком переводе Г. Рудловым и А. Хоххеймом
[38], было очень популярно в Средней Азии и Иране. Трактат состоял из введения об элементах и эфире и двух книг--"О небесных сферах" и "О Земле"; в первой из этих книг излагалось, вслед за ал-Фаргани, ал-Хазином и Ибн ал-Хайсамом учение о массивных эфирных орбитах планет. Год смерти ал-Чагмини совпадает с годом завоевания Хорезма монголами, и весьма возможно, что ал-Чагмини был одной из жертв этого завоевания.

При дворе хорезмшаха 'Ала ад-Дина Мухаммеда (1200-1220) работал Хусам ад-Дин `Али ас-Салар аш-Ша'ми (ум. 1262), уроженец Сирии (Ша`м). Ас- Салар был автором посвященного хорезмшаху "Шахского зид-жа" (Зидж-и шахи), написанного по-персидски. Когда хорезмшах начал поход на Багдад, ас-Салар пытался отговорить его от этого, говоря, что халиф -- священная личность, и рассматривал разгром Хорезма ордами Чингиз-хана как божью кару за это святотатство. Видимо, поэтому после победы Чиигиз-хаиа ас-Салар становится астрологом монгольского великого хана, который назначил его главным астрологом внука Чипгиз-хапа Хулагу-хана перед его походом на Персию. Впоследствии, когда Хула-гу-хан задумал поход на Багдад, ас-Салар пытался его отговорить. Ас-Салар был автором трактата о параллельных линиях и сочинения по сферической тригонометрии, цитировавшегося Насир ад-Дином ат-Туси (об отношениях которого с ас-Саларом мы расскажем ниже) в его "Трактате о полном четырехстороннике".

В Хорезме родился также 'Али-Шах ал-Хорезми ал-Бухари (1226--1300), работавший в Бухаре, автор "Хо-резмшахского зиджа" (Зидж-и и Хорезмшахи), комментариев к "Ильханскому зиджу" Насир ад-Дина ат-Туси и трактата "Деревья и плоды" (Ашджар ва асмар), содержащего изложение основ астрономии и астрологии.




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 38 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав