Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Государство Ильханов

Читайте также:
  1. A) унитарное государство
  2. Lt;question>. Что такое правовое государство?
  3. Lt;variant>. государство, которое не признает господствующей ни одну религию, равно относится ко всем существующим, допускает существование различных религий
  4. Q]3:1: Как называлось раннефеодальное государство тюркских племен?
  5. А) система общеобязательных правил поведения установленных государством
  6. А) собственно-политические (государство, политические партии и движения, оказывающие активное воздействие на политику);
  7. А37. В обществе с рыночной экономикой государство воздействует на экономическую жизнь через
  8. Билет №6. Государство: понятие, признаки, функции.
  9. Взаимоотношения Кабарды и Горских (балкарских) обществ с Русским государством в XVII в.
  10. Взаимоотношения между Московским государством и Сибирским ханством в XVI веке (до похода Ермака).

В 1219--1220 г. монгольскиз орды, предводительствуемые Чингиз-ханом, завоевали Среднюю Азию. В 1253 г. начался новый поход монголов под предводительством внука Чингиз-хана Хулагу-хана (1256--1265) на Иран и Ирак. Одним из главных препятствий на пути монголов было государство "ассасинов" в горах Северного Ирана. Это государство было основано в 1090 г. шиитом-исмаи-литом Хасаном Саббахом, выражавшим интересы иранских феодалов. Хасан Саббах организовал "орден" преданных ему террористов -- фида'и, наводивших ужас на сельджукских султанов, багдадских халифов и европейских крестоносцев; последние и дали им название "ассасины", вошедшее во многие европейские языки со значением "убийцы",-- от персидского слова хашишин -- "любители хашиша", так как считалось, что фида'и опьянялись хашишем. Ассасины наводили ужас на многие страны региона, а после появления в Средней Азии монголов стали бороться и с ними. Хулагу-хан взял столицу ассасинов Аламут в 1256 г.

Существенную роль в сдаче Аламута монголам сыграл выдающийся астроном XIII века Насир ад-Дин ат-Туси (1201--1274), уроженец Туса в Хорасане пли Саве в Джибале. В возрасте около 30 лет, уже будучи известным астрономом, математиком и философом, ат-Туси попадает в государство ассасинов, сначала в Сертахт, где он в 1235 г. пишет свою знаменитую "Насирову мораль" (Ахлак-и Насири), а затем в Аламут, где в 1242 г. заканчивает комментарии к философскому труду Ибн Сины "Указания и предостережения". В 1248 г. ат-Туси заканчивает очень популярный математический труд "Изложение Евклида" (Тахрир Уклидис), астрономический труд "Изложение Альмагеста" (Тахрир ал-Маджисти) и целую серию аналогичных изложений различных трудов Евклида, Архимеда, Феодосия, Менелая и других античных математиков и астрономов. Во время осады Аламута монголами ат-Туси возглавляет заговор, в результате которого Аламут в 1256 г. сдается монголам, а сам ат-Туси становится придворным астрологом и советником Хулагу-хана.

Мы уже упоминали, что когда Хулагу-хан задумал поход на Багдад, его главный астролог Хусам ад-Дин ас-Салар предсказывал неудачу этого похода. Однако ат-Туси предсказал Хулагу-хану удачу и во время осады Багдада вел с халифом переговоры о сдаче. Взятие Багдада Хулагу-ханом положило конец Багдадскому халифату. После взятия Багдада ат-Туси стал главным астрологом Хулагу-хана, а ас-Салар в 1262 г. был казнен за свое "багдадское пророчество". В это время ат-Туси поставил перед Хулагу-ханом вопрос о строительстве обсерватории, но расходы на это показались Хулагу-хану чрезмерно большими. Тогда ат-Туси предложил Хулагу-хану во время ночевки его войска в горах спустить с горы медный таз. Таз, падая, произвел большой шум и панику среди войска, и ат-Туси сказал Хулагу-хану: "Мы знаем причину этого шума, а войска не знают; мы спокойны, а они волнуются; также если мы будем знать причины небесных явлений, мы будем спокойны на земле" [46, с. 32]. Эти слова убедили Хулагу-хана, и он отпустил на строительство обсерватории 20 тысяч динаров. Обсерватория была построена в столице Хулагу-хана Мараге в Южном Азербайджане. Хулагу-хан по просьбе ат-Туси распорядился всех ученых, которые попадали в руки его воинов, не убивать, а привозить в Марагу, туда же монголы свозили все попавшие в их руки рукописи и астрономические приборы. В результате в Мараге возникла мощная обсерватория, которая была первой астрономической обсерваторией в полном смысле этого слова; она была расположена в нескольких внушительных зданиях и располагала обширной библиотекой. Помимо доставленных сюда астрономических инструментов из других городов, были построены новые инструменты, изготовлением которых руководил Му`аййад ад-Дин ал-`Урди ад-Димашки из Дамаска. В числе инструментов обсерватории был стенной квадрант, армиллярные сферы и инструмент с двумя квадрантами для одновременного измерения горизонтальных координат двух светил. Ал-`Урди описал эти инструменты в "Трактате р способе астрономических наблюдений, о том, что необходимо для знания этого и действия с этим из методов, ведущих к познанию возвращений планет" (Рисала фи кайфиййа ал-арсад ва ма йухтадж ила `илмихи ва `амалихи мин ат-турук ал-муаддиййа ила ма`рифа `аудат ел-кавакиб) [47] (см. также [46, с. 199--211]). Марагинская обсерватория оказала исключительное влияние на обсерватории многих стран Востока, в том числе на обсерваторию в Ханбалыке (ныне Пекин) (об этом было рассказано ранее в ИАИ [48], см. также [46, с. 212-241]). Здесь работали философ Наджм ад-Дин ал-Катиби ал-Казвини (ум. в 1277), христианский епископ, философ и астроном Абу-л-Фарадж Йуханна ибн ал-`Ибри (1226--1286), известный в Европе под именем Бар Хебреус, автор многих трудов на арабском и сирийском языках, в том числе сирийского руководства по астрономии и географии "Вознесение духа" (Суллака Хаунанайа), уроженец Магриба математик Мухйи ад-Дин ал-Магриби (ум. ок. 1290), упоминавшийся нами ал-`Урди, математик и астроном Шамс ад-Дин ас-Самарканди, выдающийся астроном Кутб ад-Дин аш-Ширази и многие другие.

В Марагинской обсерватории ат-Туси уже при сыне Хулагу-хана Абака-хане (1265--1282), закончил "Ильханский зидж" (Зидж-и Илхапи) на персидском языке, названный в честь правителей династии Хулагу-хана, называвших себя илъханами -- "подчиняющимися великому хану" -- непосредственному преемнику Чингиз-хана, правящему в Монголии и Китае. Здесь же ат-Туси написал по-арабски "Памятку по науке астрономии" (Тазкира фи `илм ал-хай'а), а также персидскую версию этого трактата "Му`инов трактат по науке астрономии" (ар-Рисала ал-Му`иниййа фи `илм ал-хай'а), "Двадцать глав о познании астролябии" (Бист баб дар ма-`рифат-и астурлаб), "Тридцать разделов о познании календаря" (Си фасл дар ма`рифат-и таквим) (последние два сочинения также написаны на персидском языке). Ат-Туси написал также большое число сочинений по математике, из которых отметим неоднократно упоминавшийся нами тесно связанный с задачами астрономии "Трактат о полном четырехстороннике" [49], настоящее название которого -- "Снятие покровов с тайн фигуры секущих" (Кашф ал-кина` `ан асрар аш-шакл ал-кита`), но логике и по теологии. "Фигура секущих", о которой говорится в названии упомянутого математического трактата,-- полный четырехсторонник; теорема об этой фигуре, также называемая по-арабски шакл ал-кита'-, -- теорема Менелая, применявшаяся Птолемеем для решения ряда задач сферической астрономии. Трактат ат-Туси -- один из первых трактатов, специально посвященных сферической тригонометрии, в которой доказываются как теоремы сферической тригонометрии, основанные на "фигуре секущих", так и "освобождающие" от теоремы об этой фигуре (теорема синусов). Трактат был написан по-персидски во время пребывания ат-Туси у ассасинов и по-арабски, в несколько сокращенном виде, в Мараге в 1260 г. В трактате упоминается трактат ас-Салара по этому же вопросу, причем в персидской версии почтительно, а в арабской -- уничижительно, что, по-видимому, было связано с борьбой ат-Туси против ас-Сала-ра при дворе Хулагу-хана. Весьма возможно, что ат-Туси многое заимствовал из трактата ас-Салара; то же, по-видимому, относится к зиджу ат-Туси и "Шахскому зиджу" ас-Салара, о котором Ф. Вейдлер, пользовавшийся в своей "Истории астрономии" (1741) недоступными нам ныне восточными источниками, писал: "Aшшахи [т. о. Зидж аш-шахи] -- таблицы, написанные на персидском языке, сокращением которых являются Ильханские таблицы" [50, с. 222]. Сравнивая же "Ильханский зидж" ат-Туси с его сохранившимися предшественниками, следует отметить значительно большую точность таблиц "Ильханского зиджа" по сравнению с предыдущими зиджами: например в зидже ат-Туси таблицы синусов и тангенсов даны впервые через 1 минуту с шестью шестидесятеричными знаками, исключительно полны и точны здесь таблицы долгот и широт городов, многие таблицы этого зиджа были заимствованы авторами последующих зиджсй вплоть до Улугбека.

Особенно новаторским было изложение движения Луны и планет в "Памятке по науке астрономии" ат-Туси. Здесь прежде всего ат-Туси доказывает теорему о том, что если некоторый круг катится изнутри по окружности круга вдвое большего диаметра, вращаясь вокруг своего центра с угловой скоростью, вдвое большей угловой скорости его качения, то произвольная точка малого круга, перемещаясь от того положения, когда она была точкой касания, будет совершать прямолинейное движение вдоль одного из диаметров большого круга. Тем самым прямолинейное движение получается с помощью сложения двух круговых. Движение Луны ат-Туси объясняет с помощью шести сфер -- сферы эпицикла, концентричной с ней "охватывающей сферы", "малой сферы", диаметр которой равен эксцентриситету орбиты Луны, т. е. расстоянию центра ее деферента от "центра мира", "большой сферы" вдвое большего диаметра, "сферы деферента", охватывающей все эти сферы, и "наклонной сферы", объясняющей движение Луны по широте, причем "малая сфера" катится по "большой сфере" в соответствии с условием теоремы. Аналогичным образом, но с соответственными изменениями, объясняются и движения планет. Наиболее интересным здесь является отказ от античной точки зрения о том, что небесные тела движутся только по круговым траекториям, а земные -- только по прямолинейным. Теорема ат-Туси впоследствии применялась многими астрономами, в том числе Коперником (см. [51, с. 268-273]).

Кутб ад-Дин аш-Ширази (1236-1311) был сыном ширазского врача, под руководством которого он изучал медицину. Приехав в Марагу, он стал изучать математику и астрономию под руководством ат-Туси и вскоре стал самым сильным из его учеников. Возросший авторитет и влияние аш-Ширази оказались не по вкусу его учителю, и отношения между ними обострились, что вынудило аш-Ширази покинуть Марагу. Работая врачом и судьей в разных городах Ирана и Малой Азии, он не терял связи с ильханами и после удачного выполнения дипломатического поручения Аргун-хана (1284--1291) в Египте аш-Ширази в 1297 г. вернулся в государство ильханов, столицу которого Махмуд Газан-хан (1295--1304) перенес в Тебриз. Здесь аш-Ширази возглавил обсерваторию, ставшую преемницей Марагинской обсерватории ат-Туси. В Тебризской обсерватории работали крупный математик и астроном Низам ад-Дин ал-Хасан ан-Найсабури и оптик Камал ад-Дин ал-Фариси. Важнейшим трудом аш-Ширази был энциклопедический трактат "Жемчужина короны для украшения Дибаджа" (Дурра ат-тадж ли гурра ад-Дибадж), посвященная эмиру Дибаджу, сыну правителя Гиляна. Этот труд был составлен по образцу "Книги исцеления" Ибн Сины и содержал изложения "Начал" Евклида и "Альмагеста" Птолемея. Важнейшими чисто астрономическими трудами аш-Ширази являются "Предел постижения в познании небесных сфер" (Нихайа ал-идрак фи дирайа ал-афлак) и "Шахский подарок по астрономии" (ат-Тухфа аш-шахиййа фи-л-хай'а). Отметим также весьма популярные комментарии аш-Ширази к "Мудрости озарения" (Хикма ал-ишрак) Шит-хаб ад-Дина ас-Сухраварди (1154--1191). Астрономические трактаты аш-Ширази построены по тому же плаву, что и "Памятка" ат-Туси, но отличаются от нее тем, что здесь предлагаются новые схемы движений планет; трактаты не повторяют друг друга, схемы движений планет в них различны -- возможно, что аш-Ширази остался недоволен своими схемами движений в первом трактате и предложил новые схемы во втором. Несомненно, что исследования аш-Ширази в этом направлении были стимулированы "Памяткой" ат-Туси, однако аш-Ширази отказывается от применения теоремы ат-Туси о сложении двух вращательных движений, представляя движения планет своеобразными шарнирными механизмами (см. [51, с. 273-277]).

Низам ад-Дин ал-Хасан ал-Найсабури был автором весьма популярного "Солнечного трактата по арифметике" (ар-Рисала аш-шамсиййа фи-л-хисаб), "Раскрытия истин Ильхапского зиджа" (Кашф ал-хакаик Зидж Илхани) --лучших комментариев к этому зиджу, а также комментариев к другим трудам Насир ад-Дина ат-Туси -- "Изложению Альмагеста", "Памятке", "Двадцати главам" и "Тридцати разделам", ему принадлежат также "`Ала [ад-Динов] зидж" (Зидж ал-`Ала'и) и трактат об альмукантаратном квадранте (об этих квадрантах см. [52, с. 196]).

При Газан-хане, хане Улджайту (1304--1317) и султане Абу Са'иде (1317--1335) работал Шамс ад-Дин Мухаммед ал-Вабканви, автор "Уточненного султанского зиджа по принципам ильханских наблюдений" (аз-Зидж ал-мухаккак ас-султани `ала усул ар-расад ал-Илхани). Ал-Вабканви сообщает о своих наблюдениях планет в 1286, 1305 и 1306 гг. В работе над "Уточненным султанским зиджем" участвовал также ал-Хасан ас-Самнани (ум. в 1348), автор "Разъяснения Ильханского зиджа" (Таудих-и Зидж-и Илхани).

Магриб

Из астрономов Магриба, т. е. Марокко, Туниса и Алжира, упомянем прежде всего марроканца ал-Хасана ал-Марракиши (ум. 1262) из Марракеша. Ал-Марракиши был автором "Книги собрания начал и результатов, охватывающей все трактаты и построение" (Китаб джами` ал-мабади ва-л-гайат аш-шамил ли джами` ар-расаил ва-л-вад`иййат), представляющей собой подлинную энциклопедию по всем вопросам, связанным с изготовлением и пользованием астрономическими инструментами. Первая часть этого труда опубликована вместе с французским переводом Ж. Ж. Седийо его сыном Л. А. Седийо [53], вторая часть кратко изложена в "Мемуаре об астрономических инструментах" Л. А. Седийо [54]. Книга ал-Марракиши состоит из четырех частей. В 1-й части приводятся необходимые сведения из математики и астрономии, 2-я часть посвящена построению астрономических инструментов, 3-я часть -- действиям с этими инструментами, 4-я часть -- задачам по математической географии, решаемым с помощью арифметики, геометрии и алгебры. Называя свою книгу "охватывающей все трактаты", ал-Марракиши имел в виду, что в его книге изложена большая часть книги ал-Бируни "Исчерпание всех возможных способов построения астролябии", изложено сочинение аз-Заркали об астролябии аз-заркала, сочинение Шараф ад-Дина ат-Туси о "линейной астролябии" и целый ряд других сочинений об астрономических инструментах. Здесь описаны измерительные инструменты -- "винты", "цилиндры", "конусы", "копыта", "ноги саранчи" и другие, различные виды солнечных часов, "сферические инструменты" -- небесные глобусы и сферические астролябии, "инструменты, основанные па проектировании сферы на плоскость",-- различные виды астролябий, описанных ал-Бируни, астролябии аз-заркала, разновидность астролябии аз-заркала -- астролябия аш-шиказиййа и "линейная астролябия" Шараф ад-Дина ат-Туси и, наконец, "наблюдательные инструменты" -- армиллярные сферы, трикветры, квадрант Птолемея, "Фахриев секстант" ал-Худжанди, инструменты типа планетария для определения затмений и инструменты для наблюдения новолуний.

Из поздних астрономов Магриба отметим Мухаммеда ар-Рудани (1627--1683), уроженца Таруданта (Марокко), работавшего во всех трех странах Магриба, Египте, Сирии, Аравии и Турции. Ар-Гудани был автором ряда трактатов об астролябиях и астрономических наблюдениях, но наиболее интересен его трактат об изобретенном им "универсальном инструменте" -- "Утоляющий жажду трактат об универсальном инструменте" (ан-Наки`а `ала-л-ала ал-джами`а), недавно изданный с французским переводом Ш.Пелла [55] (см. также [56]). Инструмент, изобретенный ар-Рудани, представляет собой комбинацию сферической астролябии с земным глобусом. Подобно сферической астролябии этот инструмент обладает шарообразным тимпаном, на котором изображены горизонт и альмукантараты, а также несколько вертикалов, и "пауком" в виде резной сферы, надевающейся на тимпан; на "пауке", как обычно, изображены эклиптика со знаками зодиака и наиболее яркие звезды. Альмукантараты заполняют одну четверть поверхности шарообразного тимпана, на другой четверти этой поверхности изображена "обитаемая четверть Земли" с важнейшими' городами; на тимпане помещены также градуированные линии для определения синусе в и тангенсов, играющие ту же роль, что "синус-квадранты" и "квадранты теней" на спинках обычных астролябий, и для определения времени важнейших молитв, а также зари и сумерек. Роли алидады обычной астролябии играют два диоптра на внешней сфере. "Универсальный инструмент" ар-Рудани, как и "универсальная астролябия" аз-заркала, пригоден для любых широт: на его шарообразном тимпане имеется несколько отверстий, соответствующих различным широтам.

При наблюдениях на какой-либо широте инструмент подвешивается за соответствующее отверстие, которое играет роль полюса мира, и круг, полярный по отношению к этому полюсу, пересекает круг, изображающий горизонт, под углом 90° -- f, где f -- широта местности. С помощью инструмента ар-Рудани можно решать те же задачи, что и с помощью обычной астролябии, а также ряд аналогичных задач, связанных не с небесной сферой, а с земным шаром.


Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 14 | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2021 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав