Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Лекция 2. 1. Художественная литература как вид искусства.

Читайте также:
  1. Амплитудная селекция
  2. Беседа как метод обучения детей дошкольного возраста диалогической речи (лекция).
  3. Вводная лекция
  4. Вопрос 1.Лекция.
  5. Воскресная лекция Шрилы Радханатхи Свами в Киеве о Бхакти Тиртхе Свами
  6. Временная селекция
  7. Вступительная лекция.
  8. Вступительная лекция.
  9. Дәріс (лекция), зертханалық және зертханалық сабақтар жоспары
  10. Дәріс (лекция), практикалық және зертханалық сабақтар жоспары

 

План

1. Художественная литература как вид искусства.

2. Связь исторических и социальных условий с развитием литературы.

3. Парадигма литературного процесса.

4. Средства художественной выразительности.

5. Специальные изобразительные средства языка.

 

Литература — это, в любом случае, вид искусства. Искусство – вид духовного освоения действительности общественным человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя. Художественное произведение есть результат (продукт) художественного творчества. Оно в чувственно-материальной форме воплощает духовно-содержательный замысел художника и является основным хранителем и источником информации в сфере художественной культуры.

Общие свойства искусства находят специфическое проявление в разных его видах, которые в разное время подразделяли то на изобразительные (эпический и драматический род литературы, живопись, скульптура и пантомима) и экспрессивные (лирический род литературы, музыка, хореография, архитектура); то на пространственные и временны́е и т.д. Современная их классификация предполагает разделение классических видов искусств, на пространственные (архитектура), временны́е (литература), изобразительные (живопись, графика скульптура); экспрессивные (музыка), презентативные (театр, кино); в последнее время появилось множество искусств, обладающих синтетическим характером.

ЛИТЕРАТУРА 1. Вся совокупность письменных и печатных произведений того или другого народа, эпохи или всего человечества в целом; письменность, в отличие от устной словесности. Древнерусская литература.

2. Совокупность художественных словесных произведений. Западноевропейская литература. Советская литература. Литература 20-го века.

3. Совокупность печатных произведений, относящихся к какой-нибудь отрасли знания (·книж.). Историческая литература.

Сочинения, относящиеся к какому-нибудь отдельному изучаемому вопросу (·книж.). Указать литературу предмета. Литература по русскому языку. О Пушкине существует обширная литература.

Что же такое художественная литература?

Общим понятием «художественная литература» определяются различные виды словесного творчества: собственно художественная литература или, как ее называли прежде, изящная словесность; беллетристика; публицистика; научно-художественная литература; литературная критика; некоторые виды мемуарной литературы и т. п. Различия между ними зависят главным образом от того, для чего и как в них используется художественный образ.

Художественная литература — литература как вид искусства. К художественной литературе относятся: 1) авторские тексты, в том числе и анонимные; 2) письменные тексты и не относятся устные; 3) тексты, материалом которых являются исключительно слова человеческого языка, и не относятся тексты синтетические и синкретические; 4) тексты, сами по себе имеющие социальное значение (или рассчитанные на то, чтобы таковое иметь). Это значит, что не рассматриваются как литература частная и служебная переписка, личные дневники, школьные сочинения и т. п.

Литература традиционно играла важную роль в жизни общества: она с детства воспитывала, помогая выработать такие важные этические категории, как добро и зло, радость, красота и боль. Именно благодаря книгам у ребенка формировался первый опыт социальной жизни, расширялся кругозор. В более зрелом возрасте произведения художественной литературы являлись источником знаний о реалиях жизни, которых еще не довелось пережить, знаний о других странах, народах. Для взрослого человека книга зачастую была другом, иногда советчиком в сложной ситуации, иногда способом переключиться от сложной жизненной проблемы. Заметьте, я говорю все это в прошедшем времени, поскольку в современном мире все поменялось, в том числе, к сожалению, и роль литературы. Об этом мы поговорим на заключительных занятиях.

С понятием роли литературы тесно связано и понятие ее функций — т. е. основных задач, которые она выполняет:

1. Утешительно–компенсаторная функция.

2. Познавательная функция.

3. Эстетическая функция.

4. Коммуникативная.

5. Художественно–концептуальная функция.

6. Функция предвосхищения.

7. Воспитательная функция.

8. Внушающая функция.

9. Общественно-преобразующая функция.

10. Гедонистическая функция.

Если рассмотреть каждую из функций отдельно, можно легко понять, что чего и откуда возникали произведения художественной литературы, в чем заключается природа литературы. Авторы, которые берутся за перо, стремятся к разному. Некоторые хотят выразить себя, выразить собственную точку зрения, свой взгляд на мир, и слова представляются им наиболее подходящей формой. Другие пытаются запечатлеть собственный опыт, чтобы передать его другим людям. Иные при помощи художественных образов стремятся воздействовать на читателя. Каждый из этих мотивов играл определяющую роль в развитии всей художественной литературы в разные периоды ее существования.

Все виды искусства духовно обогащают и облагораживают человека, сообщают ему много различных знаний и эмоций. Вне человека и его эмоций искусства нет и быть не может. Предметом искусства, а значит, и литературы, является человек, его внутренняя и внешняя жизнь и все, что так или иначе связано с ним. Отсюда в литературном произведении можно выделить индивидуально важные, а также всеобщие проблемы; сугубо национальные, а также глобальные, мировые. На каком-то одном конкретном примере автор может рассмотреть ситуацию, которая является общей для все, а все это благодаря художественному образу, без которого невозможно существование литературы и всего искусства в целом.

Говоря об условности художественного произведения, мы подразумеваем то, что обычно книга не есть документальная запись какого-то события из жизни автора или какого-то знакомого ему человека. Хотя, надо признаться, так было не всегда. Например, герои литературы Средневековья были реальными историческим личностями – как король Артур в немецком героическом эпосе. А некоторые исторические события легли в основу произведений художественной литературы: «Война и мир», «Севастопольские рассказы» Л. Толстого. С развитием литературы и культуры авторы научились отделять реальность и вымысел, из настоящей жизни брались наиболее типические черты, которые далее воплощались в каких-то собирательных образах или типичных ситуациях. Поэтому когда мы читаем произведения художественной литературы не следует забывать, что перед нами всегда вымысел, всегда только отражение жизни, но не сама жизнь.

В свою очередь, в некоторые периоды развития культуры книги определяли реальность. Было модно одеваться так, как были одеты персонажи популярных произведений, читающие люди повторяли мысли героев понравившихся произведений.

Искусство – это мышление художественными образами, поэтому образность является общим существенным признаком всех видов искусства. Художественный образ – это специфический для искусства способ отражения, воспроизведения жизни, ее обобщение с позиции эстетического идеала художника в живой, конкретно-чувственной форме.

Художественный образ является особым, присущим только искусству способом освоения и преобразования действительности. В художественном образе неразрывно слиты объективно-познавательное и субъективно-творческое начала. При этом надо помнить, что мир художественного произведения — это всего вымышленный мир. Это авторское восприятие реально существующей жизни, т. е. индивидуально-личностная оценка. Мир литературного произведения не есть мир реальный, но связь между ними непосредственная: без настоящей жизни не существует и литературы. Кроме того, субъективный характер книге сообщает и личность читателя. Если научный труд является истинным, объективным вне зависимости от личных качеств, уровня знаний и личного мнения любого читателя, то произведение художественной литературы существует исключительно в собственном восприятии читателя.

Литературу недаром называют зеркалом жизни. В книге всегда можно найти отражение проблем, явлений и фактов реальной действительности, иногда произведения даже предвосхищают некоторые события истории. Литература отражает состояние общественной мысли, понимание людьми закономерностей жизни, как это было, например, зафиксировано в произведениях античного мира; произведения, например, просветителей в 18 в. становились орудием просвещения, а в 19 в. - рупором идей передовой интеллигенции; литература абсурда, появившаяся в середине 20 в., запечатлела общее настроение людей, которые не понимали, что есть мир, зачем они живут, для них мир был так же абсурден, как и произведения, которые они создавали. Таким образом, литература существует в теснейшей связи с реальным миром, и поэтому она всегда имеет схожие тенденция развития, как и остальные виды искусств.

Литература – явление сложное в том отношении, что является одновременно и фактом социальным, и фактом сугубо индивидуальным. С одной стороны, как я уже говорила, художественное произведение – это отражение исторических событий, а с другой – исключительно субъективный авторский взгляд на эти самые исторические события. Отсюда возникает тесная связь литературы и истории. Интересно еще одно наблюдение: иногда литература помогает расшифровать исторические реалии, иногда имена определенных исторических лиц, как это происходило, например, с «Евгением Онегиным».

Если мы говорим о литературе как о социальном институте, то важно подчеркнуть ее общественную значимость. Выполняя три основных социальных функции, книги развлекают читателя, являются средством общения, а также источником информации. В разное время эти функции по-разному проявлялись в художественных текстах, но присутствовали в них обязательно. На сегодняшний момент из всех трех функций наиболее представлена первая — т. е. развлекательная.

Когда мы рассматриваем литературу от ее возникновения и до сегодняшнего дня, мы говорим об историческом развитии литературы, или, выражаясь иначе, о мировом литературном процессе. МЛП – это системные изменения содержания, формы и проблематики художественных изменений, обусловленные историческими и социальными условиями.

Когда мы говорим о развитии мировой литературы, мы обычно выделяем четыре больших этапа и называем их Древностью, Средневековьем, Новым и Новейшим временем. Этапы эти, конечно, сопряжены с определенными социально-историческими формациями - рабовладельческой, феодальной, капиталистической, социалистической, но при этом все литературные системы всегда находятся в движении: конец одного большого этапа вливается в начало другого; начало нового этапа вытекает из последней стадии предыдущего.

Мы будем изучать историю литературы по таким основным этапам:

1. Литература античности.

2. Средневековая литература.

3. Эпоха Возрождения.

4. 17 век.

5. Эпоха Просвещения.

6. Романтизм.

7. Реализм.

8. Рубеж веков.

9. Модернизм.

10. Постмодернизм.

Это деление достаточно условное, разнохарактерное по сути, но наиболее простое для систематизации. Понятно, что смена литературной эпохи происходила вместе со значительными историческими и социальными изменениями. Так, например, падение Римской империи, переселение варварских племен явилось первейшей причиной эволюции литературы от античности к Средневековью. На кризисное мировосприятие авторов рубежа 19 и 20 вв. повлияла острая политическая обстановка в мире, предчувствие мировой войны, угроза атомной атаки и т. д.

Сами перечисленные стадии развития литературы можно объединить по ряду признаков. Так, для древней и средневековой литературы характерны распространенность произведений с внехудожественными функциями (религиозно-культовой и ритуальной, информативной и деловой и т. п.); широкое бытование анонимности; преобладание устного словесного творчества над письменностью, которая прибегала более к записям устных преданий и ранее созданных текстов, нежели к «сочинительству». Важной чертой древних и средневековых литератур являлась также неустойчивость текстов, наличие в них причудливых сплавов «своего» и «чужого», а вследствие этого — «размытость» границ между оригинальной и переводной письменностью.

В Новое же время литература эмансипируется в качестве явления собственно художественного; письменность становится доминирующей формой словесного искусства; активизируется открытое индивидуальное авторство; литературное развитие обретает гораздо больший динамизм.

Для понимания литературы — как истории ее развития, так и содержательной стороны — необходимо разобраться в некоторых терминах литературоведения. Вы с ними частично знакомы еще со школы, какие-то будут новыми для вас, но они безусловно нужны для человека, который считает себя образованным специалистом в сфере культуры и искусства.

Литературное направление - совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок и школ, их программно-эстетических установок, используемых средств. В борьбе и смене направлений наиболее отчетливо выражаются закономерности литературного процесса. Принято выделять следующие литературные направления: классицизм, сентиментализм, натурализм, романтизм, символизм, реализм.

В отличие от понятия «литературное направление», понятие «литературный стиль» не связано с непременной принадлежностью разных произведений к одному движению; для отнесения сочинений различных авторов к одному литературному стилю не обязательно, чтобы эти писатели были солидарны в своих художественных взглядах, поэтому понятие «литературный стиль» шире понятия «литературное направление».

Литературное течение - совокупность творческих личностей, для которых характерны идейно-художественная близость и программно-эстетическое единство. Иначе, литературное течение - это разновидность литературного направления. Например, применительно к русскому романтизму говорят о "философском", "психологическом" и "гражданском" течении. В русском реализме некоторые выделяют "психологическое" и "социологическое" течение. В модернизме выделяют такие течения, как футуризм, имажизм, унанимимз и т. д.

В отличие от течения, которое далеко не всегда оформлено манифестами, декларациями и другими документами, где отражены основные его принципы, литературная школа практически обязательно характеризуется такими выступлениями. В ней важно не только наличие общих художественных принципов, разделяемых писателями, но и теоретическое осознание ими своей принадлежности к школе.

Многие объединения литераторов, именуемые школами, названы так по месту своего существования, хотя сходство художественных принципов писателей таких объединений может быть и не столь очевидным. Например, «озёрная школа», названная в честь места, где она сложилась (северо-запад Англии, озерный край), состояла из поэтов романтиков, далеко не во всем согласных друг с другом.

Художественное произведение литературы - сложное структурное образование, состоящее из нескольких элементов, но при этом являющееся неделимым целым. В литературном анализе часто и закономерно используется понятие «система». Произведение рассматривают как системное единство. Систему в эстетике и литературной науке понимают как внутренне организованную совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, т. е. некое множество в их связях и отношениях. Число элементов структуры в сегодняшней науке не определено. Бесспорными считаются четыре основных структурных элемента: идейное (или идейно-тематическое) содержание, образная система, композиция, язык. Условно, для удобства осмысления произведений, можно выделить уровни содержания и формы. Но это не будет значить, что в произведении они существуют сами по себе. Ни один уровень, как и элемент, невозможен вне системы.

К уровням содержания относятся: тема, идея, проблема, фабула, образы произведения. К уровням формы относятся: ритм, звукоорганизация, морфология, лексика, синтаксис, сюжет, жанр, композиция, изобразительно-выразительные средства языка.

Как уже было сказано, написание художественного произведения и его чтение — процесс очень субъективный, который усложняется еще и множественной оценкой каждого конкретного читателя. Но как явление общественное, как факт культуры литература нуждается в систематизации, в упорядочении. Для этого были подобраны специальные средства — типы анализа литературного текста.

Анализ — это научный метод, расчленяющий сложноорганизованное целое на части, выделяющий в нем некоторые стороны, элементы, а также связи между ними и познающий каждую часть относительно самостоятельно. В литературоведении применяется анализ всех компонентов, перечисленных нами как элементы произведения. Также применяются такие методы анализа, как интерпретация, контекстуальный анализ, биографический анализ и т. д.

Когда мы говорим о специфике произведения художественной литературы, нельзя упускать из виду такие важные понятия, как род и жанр. Система родов литературы была сформирована еще в античной Греции и используется в литературоведении до сих пор.

Конфликт в художественном произведении — противоречие, образующее сюжет, формирующее систему образов, концепцию мира, человека и искусства, особенности жанра, выражающееся в композиции, накладывающее отпечаток на речь и способы описания героев. Обычно в произведениях (особенно в крупных формах) присутствуют несколько конфликтов, образующих систему конфликтов. По характеру пафоса конфликты могут быть трагическими, комическими, драматическими, лирическими, сатирическими, юмористическими и т. д., участвуя в оформлении соответствующих жанров. По сюжетному разрешению конфликты в литературных произведениях бывают природными, социальными, психологическими, философскими.

Точки развития конфликта (завязка, кульминация, развязка) определили соответствующие элементы сюжета и композиции.

Чаще всего сюжет выступает как система событий в произведении. Сюжет – последовательность событий и действий, заключенная в произведении событийная цепь. Фабула – схема сюжета, выпрямленный сюжет. Фабулы в различных произведениях могут быть весьма схожими между собой, сюжет же всегда неповторим.

Элементы сюжета: экспозиция – начальная часть произведения, выполняющая информативную функцию. Конфликт еще не намечен, происходит подготовка к нему. Завязка – момент, когда возникает или обнаруживается конфликт. Развитие действия – это ряд эпизодов, в которых герои стремятся разрешить конфликт, но тот приобретает все большую напряженность. Кульминация – момент наивысшего напряжения, когда конфликт максимально развит и становится ясно, что противоречия существовать в прежнем виде не могут и требуют немедленного разрешения. Развязка – когда конфликт исчерпывается.

КОМПОЗИЦИЯ – построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов и изобразительных приемов произведения, создающих художественное целое в соответствии с авторским замыслом.

К элементам композиции литературного произведения относятся эпиграфы, посвящения, прологи, эпилоги, части, главы, акты, явления, сцены, предисловия и послесловия, диалоги, монологи, эпизоды, вставные рассказы и эпизоды, письма, песни; все художественные описания - портреты, пейзажи, интерьеры - также являются композиционными элементами. Создавая произведение, автор сам выбирает принципы компоновки, "сборки" этих элементов, их последовательности и взаимодействия, используя при этом особые композиционные приемы. Вот несколько основных приемов создания композиции произведения:

1) последовательная, представляющая собой логическое рассуждение, переход от одной мысли к другой и последующий вывод в финале произведения;

2) действие произведения может начаться с конца событий, а последующие эпизоды восстановят временной ход действия и разъяснят причины происходящего; такая композиция называется обратной;

2) автор использует композицию обрамления, или кольцевую, при которой автор использует, например, повтор строф (последняя повторяет первую), художественных описаний (произведение начинается и заканчивается пейзажем или интерьером), события начала и финала происходят в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же герои и т. д.:

 

Ю. Поляков «ЧП районного масштаба»

«Это уже я зря…» – хотел подумать охотник, но в голове что то скрипнуло, рот наполнился соленой водой, а тело сделалось до дурноты легким и беспомощным. Через мгновение, выброшенный на поверхность, он увидел вокруг окаменевшую и накренившуюся зыбь моря. Вверху, на фоне безоблачного, цвета густой грозовой тучи неба сияло зеленое с кровавым ободком солнце. И еще человек почувствовал, что больше не умеет плавать…

 

...Он встал навстречу вошедшим, шагнул из за стола и увидел вокруг окаменевшую и накренившуюся зыбь моря. Вверху, на фоне безоблачного, цвета густой грозовой тучи неба сияло зеленое с кровавым ободком солнце. И еще человек на мгновенье почувствовал, что больше не умеет плавать…

 

3) автор использует прием ретроспекции, то есть возвращения действия в прошлое, когда закладывались причины происходящего в настоящий момент повествования.

В литературных произведениях неизменно присутствуют и, как правило, попадают в центр внимания читателей образы людей, а в отдельных случаях — их подобий: очеловеченных животных, растений и вещей. Этот образ называется персонажем. В качестве синонимичных данному термину ныне бытуют словосочетания «литературный герой» и «действующее лицо». Однако эти выражения несут в себе и дополнительные значения: слово «герой» подчеркивает позитивную роль, яркость, необычность, исключительность изображаемого человека, а словосочетание действующее лицо» — тот факт, что персонаж проявляет себя преимущественно в совершении поступков. Персонаж — это либо плод чистого вымысла писателя либо результат домысливания облика реально существовавшего человека.

 

Произведения художественной литературы, естественно, отличаются по языку, которым они написаны. Язык художественной литературы - наиболее полное и яркое проявление литературного и общенародного языка. В нем широко представлены все структурные стороны языка – словарный состав, грамматический строй, стилистическая структура, включающая не только стилистические средства языка, но и целые фрагменты различных функциональных стилей. Язык художественной литературы оказывается шире литературного языка, так как может включать в себя и внелитературные языковые средства – диалектизмы, жаргонизмы, профессиональную лексику и т. п.

Язык художественной литературы имеет две основные разновидности – прозаическую и стихотворную речь. Проза – это естественная форма организованной человеческой речи. Стихотворная речь подчиняется собственным законам. Главное в ее структуре – особая ритмическая организация.

Употребление слова, выражения, фразы в переносном смысле называется тропом. Тропы основаны на внутреннем сближении, соотнесении двух явлений, из которых одно поясняет, уточняет другое. Тропы часто встречаются в разговорной речи, некоторые из них становятся настолько привычными, что как бы утрачивают свой переносный смысл (съел тарелку, потерял голову, бежит река, идет дождь, ножки стола). В художественной речи тропы раскрывают наиболее ярко и точно самую существенную черту изображаемого предмета или явления, усиливая тем самым выразительность речь.

 

Лекция 2




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 60 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.013 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав