Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Цели и задачи. Эпиграфика – вспомогательная дисциплина, изучающая надписи на твердом материале

Читайте также:
  1. E) задачи на вычисление боковой поверхности геометрических фигур
  2. E)задачина вычисление боковой поверхности геометрических фигур 1 страница
  3. E)задачина вычисление боковой поверхности геометрических фигур 2 страница
  4. E)задачина вычисление боковой поверхности геометрических фигур 3 страница
  5. E)задачина вычисление боковой поверхности геометрических фигур 4 страница
  6. I Задачи научно-исследовательской деятельности учащихся.
  7. I Цели и задачи изучения дисциплины
  8. I этап. Постановка задачи
  9. I. Диагностика: понятие, цели, задачи, требования, параметры
  10. I. ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

Эпиграфика – вспомогательная дисциплина, изучающая надписи на твердом материале. Иногда – и на ткани, как на материале, не предназначенном для обычного письма. Эпиграфика не занимается надписями на монетах и печатях (это – нумизматика и сфрагистика / сигиллография).

Твердый материал плохо подходит для записей длинных текстов, но надпись на нем, как правило, создается в расчете на очень длинное существование. Составители кодексов рассчитывали, что они будут жить веками. Исключения встречаются в обеих группах текстов. Графиити на глиняном сосуде или документ особой важности (литературный труд).

Текст, записанный на мягком материале, зачастую подлежит копированию. Много зависит и от того, какой материал являлся нормальным для письма в том или ином обществе. В республиканском Риме на холсте записывались постановления сената, анналы и т.д. В СВ такое не практиковалось. Записи на тканях – нечто исключительное, принципиально отличное от записи на пергаменте или бумаге. Их отличают эпиграфисты.

Тексты на бересте. Это был обычный материал в северной Руси, поэтому берестяные грамоты сегодня не относятся к числу надписей, изучаемых эпиграфикой, как это было бы с надписями на бересте из любой другой страны. В Норвегии, например, писали на гладко обструганных деревянных палочках и дощечках, по форме и содержанию это ближайший аналог текстов на бересте.

Это разграничение условное. Рунология – изучение любых текстов. Упор тут делается не на материал, а на буквы.

Немалую роль в определении границ играет форма текста. Материал сильно влияет на манеру письма и расположение текста. Написание знаков на пергаменте и камня будет различаться. Резец, долото, кисть отличаются от пера и стило, сказываются на форме начертания букв и цифр. Соседство текста с изображением тоже изменяет информационный потенциал источника.

Эпиграфика выросла из палеографии, но отпочковалась от нее давно и является самостоятельной.

Эпиграфика не самая известная и не самая важная из вспомогательных дисциплин медиевистики. В советской исторической энциклопедии о ней вообще толком ничего нет. Эта ситуация разительно отличается от той, в какой оказывается античная эпиграфика. Это – главный источник пополнения текстов для антиковедения.

Такое положение объясняется различиями двух историографических традиций. Кроме того, надписи занимают принципиально отличное место в сумме источников, сохранившихся по древности и СВ. Из древности не сохранился ни один архив (исключение – Египет), ни одна библиотека, ни один музей. В итоге надписи играют очень важную роль, сообщают незаменимую информацию. Медиевист же очень редко ссылается на эпиграфический текст.

СВ намного лучше обеспечено источниками. Основная масса их даже не выявлена еще. Поэтому надписи обычно – лишь дополнение. Исключение – те страны и эпохи, которые не богаты текстами. Скандинавия, кельтский мир в раннее СВ.

Дело в самом месте, которое занимают надписи в античной и СВ культуре. И Греция, и Рим были отмечены значительно более высоким уровнем распространения грамотности, чем общество СВ. Так было до Возрождения. Даже в эпоху Возрождения только в некоторых регионах (северная и средняя Италия, Нидерланды, Англия) уровень грамотности был сопоставим с тем, который был в Риме в эпоху принципата. В италийских виллах (villa turbana, вилла с городскими удобствами) даже рабы, как правило, были грамотными.

В СВ грамотность была уделом очень немногих, преимущественно – клириков. Поэтому было меньше людей, способных создать или прочитать надпись.

Античные надписи были предназначены в основном согражданам. СВ надписи обращены по большей части к богу. Некоторые были сделаны таким образом, что никто не мог их прочитать, даже если был грамотным. Например, надписи, расположенные на порталах соборов и башен, стоящий снизу человек не мог их прочитать. Надписи в Крыму на генуэзских стенах, которые можно прочитать только с моря. Надписи на задней стороне алтарей и пьедесталов статуй, установленных в глубоких нишах храмов. Туда не мог зайти ни один прихожанин. Или на внутренних стенках саркофагов, врытых в землю.

В Риме высекались документы кадастрации, служились официальными уведомлениями. Официальная документация СВ была на бумаге и не была предназначена для глаз подданных.

Применительно к раннему СВ надписи – один из очень немногих резервов пополнения базы источников. Среди них есть и уникальные свидетельства – Тьмутараканский камень.

Надписи нередко сопровождают изображения. Чаще всего – это просто указания, какой библейский персонаж изображен. Но иногда это целые комплексы текстов с пояснениями и расшифровкой символического смысла. Надпись на переносном алтаре из сокровищницы церкви в Зигбурге (создан ок. 1180 г.).

Но ценность представляют любые надписи, даже состоящие из нескольких букв.

Объект анализа – как отдельно взятая надпись, так и целые группы.

Если с какого-то района много эпитафий, возможна статистика. Ясно, что в некоторые эпохи там был указан возраст. В традиционных письменных источников такого нет.

Датировка памятников затруднена тем, что прямых указаний на время создания почти нет. Написание букв и фраз в надписях и в текстах на пергаменте и бумаге очень сильно отличается. В случае с граффити это усугубляется и тем, что авторы были представителями самых разных слоев общества. В силу этого внешний облик может значительно отличается от эпиграфических текстов, созданных профессионалами или высокообразованными людьми. Именно благодаря этому они часто запечатлевают особенности говоров.

Эпиграфисты настаивают на важности работы с надписями в подлиннике или очень качественными копиями. Это – эстампаж (слепок) или голографическое изображение. Иногда же подлинник не сохраняется, есть только не очень качественная копия.

1653 г. в Турне обнаружен склад. Почти все они в 1831 г. из национальной библиотеки Франции были похищены. Среди них было кольцо с надписью «Childerice regis». Многие важнейшие исторические надписи погибли или исчезли в XX в. Так было на Балканах в период войн. Например, Балшенская надпись, содержащая точную дату крещения Болгарии. Этот текст сохранился только благодаря копиям начала XX в.

Начиная с XVII в. копии, как правило, надежные. Историки эпохи эрудитов воспроизводили даже рисунок надписи. Информационные потери в этом случае связаны именно с невозможностью использования палеографического значения надписи.

Эпиграфика изучает и те надписи, которые сохранились в составе СВ хроник.

Сборники надписей (эпитафии) создавались с V в до н.э. Силлогии. Фрагмент одного из них, содержащий 14 надписей из Рима, Ровенны и Трира (последняя – XIV в.) оказался в коллекции Жозефа Скалигера (умер в 1609 г.). В СВ создавались списки надписей, посвященные определенному святому. Паломники, приезжавшие в Рим, копировали тамошние надписи.

Рукопись из швейцарского монастыря Айнзидель (прим. 800 г.), где фигурируют 80 надписей из Рима. Составление Силлогии было до X в. В дальнейшем копировали старые перечни или отдельные надписи. Эта традиция возобновляется в эпоху Возрождения.

1494 г. – итальянец Сабино преподнес Карлу VIII Валуа собрание 240 римских надписей.

1489 г. – в Венеции издание кодекса Ровенны. Первое издание. Немцы в это время проявляли наибольший интерес к надписям.

1534 г. – в Ингольштадте первое издание надписей «почти всего мира» (римского). Первый праобраз современных эпиграфических сводов. Составители не разделяли античные и СВ надписи. Упор на античные. Большинство сохранились только благодаря антикварам. Из 14 надписей Скалигера уцелела лишь одна. В современных изданиях очень большая часть надписей собраны по неизвестному принципу.

XVI в. – начало коллекционирования надписей. На народных языках. Первый – английский антиквар Джон Лелонд. В XVII в. появляются качественные своды СВ надписей Гегельберга, Майнца и т.д. Примерно к этому же времени в рамках изучения СВ старины появляются первые опубликованные собрания надписей Франции. Предпочтения у эпитафий, позволявших уточнить хронологию. Тексты надписей встречаются и в ряде сочинений СВ. Например, надписи с побережья Красного моря и Нубии. Встречаются в путеводителях паломников Сантьяго, в ряде хроник, биографий. Эйнхард – эпитафия Карла Великого. Ничего из этого не сохранилось живьем.

Некоторые авторы любили это дело. Арделий Гвидалий (англо-нормандский хронист, который оставил наиболее полный рассказ о завоевании Англии Вильгельмом) приводит аж 30 надписей в своей хронике.

Интерес представляют и глухие сообщения о надписях, не сопровождаемые текстом. Титмор Мерзбургский. На изваяниях языческих богов полабских славян были вырезаны их имена.

Интересовались по большей частью эпитафиями, т.к. они содержали биографические сведения знаменитых людей прошлого. Но старые надписи мало кто умел читать (исключая античные римские надписи). Рауль Глобер, французский хронист XI в. Писал о голодовках и людоедстве. Его приглашали в разные обители читать.

Рукописи сохранили посвещения на алтарях, в крестах, в криптах. Некоторые нарративные тексты сообщают надписи на колоколах. Античные надписи на публичных зданиях и стелах. Законы XII таблиц, увы, не привлекли ни одного СВ автора. В XIV в. ими заинтересовались гуманисты, но текст уже не читался.

Систематическое изучение СВ надписей началось заметно позднее, чем изучение надписей античных. Сначала СВ эпиграфика была частью дипломатики. Едва ли не первое изложение предмета как особого – 1750 г., трактат «новое значение дипломатики». Тассен.

На первых порах ученые интересовались ранними СВ надписями, часто издавали их вместе с античными христианскими надписями. Христианские надписи Галлии по VIII в. Собрания с более поздники надписями появились позднее, в Германии.

1968 г. – при университете Пуатье был создан единый национальный центр по изучению и публикации СВ надписей. Издает надписи VIII-XIII вв.

Оба издания остались незавершенными. Единственное законченное издание – издание СВ надписей Швейцарии, 5 томов. Вышло в Фрибурге. 1977-1997 гг.

В ряде стран аналогичные издания вообще в самом начале пути. В России – всем неинтересно.

Как правило работают с локальными и региональными эпиграфическими изданиями и со специальными журналами, публикующими материалы новых находок. Регулярно печатаются обзоры новых находок.

Поздние СВ надписи с XIII в. изучены хуже. Надписи на народных языках – хуже, чем латинские. Наименее изучены граффити. Есть исключения региональные, например – Русь.

Материал надписей. Самый разный, но не повсеместно. Так, СВ Русь не знала надписей, вырезанных на камне. Их нет даже на стенах соборов. Возможно, что-то не сохранилось. Вероятно – всего лишь последствием того, что на Руси вообще мало работали с камнем. Существовали аналоги западных каменных хартий (грамоты, увековеченные на плитах и стенах). Но на Руси это – граффити, а не вырезанная надпись. В Скандинавии практически не было надписей на керамике. Иногда наличие или отсутствие того или иного типа надписей – результат исторического развития.

В большинстве стран Европы очень сильно пострадали еврейские надписи.

Испания VI-VIII в. в Авиле, Саламанке, Сеговии (там, где добывали черный сланец) счета, документы, бытовые и учебные записи делались на кезарах (грифельных пластинках). Видимо, из-за нехватки обычного писчего материала. Плюс в это время в Европе много писали на папирусе, а Испания – довольно изолированная страна.

Во многих странах Европе черновые и неофициальные записи делали на восковых табличках. В Риме на них тренировались ученики, делались подсчеты, бытовые записи. Бенедиктинский устав предписывал монаху не расставаться с восковой табличкой. Такие таблички были в ходу в СВ школах и университетах. Тексты лишь для кратковременного использования. Они сохранились в небольшом количестве благодаря особым естественным условиям (в болотах Ирландии, или в стоках нечистот). Некоторое количество уцелевших документов французского казначейства от Людовика IX до Филиппа IV.

В древности и СВ писали также на дереве, в т.ч. и чернилами. Об этом свидетельствует один из самых больших эпиграфических комплексов – таблички Амбертини.

Изучение внешнего облика надписей. Изучение места, где она находится или найдена. Если надпись монументальная и дожила до наших дней в том самом месте, куда предназначалась (потолок, стена, пол) – это круто. В целом относится к надписях на дорогих парадных артефактах. Но нередко надпись хранится не там, где находилась изначально. Бывало, что перемещались на огромное расстояние даже плиты с надписью. Если надпись в музее или частной коллекции, надо выяснить, как и откуда она туда попала. Если предмет обнаружен случайно, о первоначальном происхождении можно судить по косвенному признаку.

В СВ была охота за старым мрамором, который с юга перевозили на сотни километров, разоряя сплошь и рядом могильники, или вынимая плиту из руин некоего здания. Иногда их использовали заново на месте. В Нарбонне было очень много эпитафий. Их пустили в конце раннего СВ на городские стены. Когда эти стены разобрали, был создан музей античной эпиграфики. Там – около 2000 плит с древними надписями. Это – вторичное использование.

Изучение материала, на котором сделана надпись. Плита с эпитафией папе Адриану I, которую написал Алкуин по заказу Карла Великого. Анализ камня показал, что он происходит с севера Анжу. Таким образом, эпитафия – памятник северофранцузской культуры, хотя находится в Риме.

В СВ практиковалась перевозка больших каменных плит. Об этом упоминается даже в агиографических памятниках.

Даже в тех случаях, когда артефакт не покидал родину, анализ может дать дополнительные сведения о его происхождении. Информацию может дать и изучение техники, с помощью которой сделана надпись.

Надписи на дереве, камне, кости – углубления в твердом материале. Но есть и надписи, буквы которых возвышаются. В первом случае – вид резца (долото), которым вырезали надпись. Намного реже материал процарапывали. Изредка надпись на камне наносилась краской (такие случаи есть в Англии, еще в конце англо-саксаонской эпохи). Сложнее – с надписями на металле. В древности ювелиры выдавливали надпись и изображение изнутри (чеканка). В СВ выдавливали изображение снаружи (гравировка). В обоих случаях поверхность предварительно размельчали.

Практиковалось нанесение полосок металла образующих букв на пластину (перегородочная техника). С римских времен кое-где изготовлялась техника изготовления надписей с помощью муляжей из глины.

Анализ качества выполнения. Анализ внешнего облика выполнения. Более-менее парадные надписи в СВ оформлялись особо. Часто заключены в рамку.

Поминальные кресты, как и некоторые другие сложные поверхности (округлые части внутри церковных помещений), сами создают рамки для надписи. Или надпись обрамляется изображениями. Некоторые надписи разлинованы. Строчка отделяется одна от другой одной или двумя линиями.

Большое значение имеет анализ самого письма. Материал более разнообразный и сложный, нежели с рукописями. Некоторые механически копировали данный текст и иногда делали ошибки. Особенно – пиктские надписи. Среди грамотных было мало тех, для кого написание текстов было ремеслом.

Место создания надписи как правило совпадет с местом ее сооружения (монументальные). Датировка надписей – проблема.

Подавляющее большинство СВ надписей никак не датировано. Это касается и граффити, и тех надписей, которые делались на заказ мастерами. Гораздо чаще – надписи на порталах. Многое зависит от местной культурной традиции. Полностью лишены дат органические и рунические надписи. Даты присутствуют примерно на 30% вестготских надписей, и практически никогда – на надписях из Уэльса и Ирландии, где они появляются уже в позднее СВ вследствие английского влияния. На болгарских надписях наличие дат – обычное дело. В Сербии дат нет ни на надписях, ни в документах.

В ряде случаях именно надпись – важный источник для изучения истории летоисчисления.

В раннее СВ в ходу были разные системы летоисчисления. Опираясь на датированные надписи можно заключить, что на западе Италии от счета по римским консулам отказались лишь в VII в. В самых поздних документах отсчет от последнего консула Флавия Базилия младшего в 547 г. Или от возобновления в 566 г. института консульства. За пределами западной Италии во Вьенне считали также. В Арле, Лионе или Трире это манера менее популярна. Иногда о причинах предпочтения можно только гадать.

Индикт (счет по 15летним отрезкам) в СВ был популярен в Италии, Германии (использовался еще в XIII в.) и южной Галлии. С конца V в. и у вестготов, и у франков годы датируются по годам правления монархов. В VII-VIII вв. – и у англосаксов.

В отличие от грамот, где этот счет встречается очень часто, во Франции он редок. В Риме счет по годам понтификата зафиксирован с 1077 г. (с Григория VII). Но здесь уже с 759 г. могли датировать просто «временем господина папы такого-то».

532 г. – римским монахом Дионисием предложен счет от Р.Х. Раньше всего восприняли в Италии. В римских надписях в VIII в. – отражение, но лишь в начале X в. (при Иоанне X) перешли. В Англии этот счет привнесен с VIII в. Но в документах и надписях зафиксирован не ранее IX в.

Германия – более пестрая картина. В целом оно распространилось лишь в позднекаролингскую эпоху. XI в. – Венгрия, Скандинавия, Шотландия, Уэльс.

Византия с конца VII – начала VIII в. – счет от сотворения мира (от Адама). Чаще всего – 5508 лет от Р.Х. Становится общепризнанным в X в. Вытеснило более древнюю систему датировки (региональную и локальную) и счет по консулом (отменен Львом VI Философом – VIII-IX вв.).

В эпоху Палеологов счет по индиктам все менее популярен. Распространяется летоисчисление от Р.Х.

В других православных странах надписи – от сотворения мира, но даты могли быть разными. В Болгарии – 5504 г. Нередко – тоже счет по индиктам.

На западе начало года – 1 января (Юлианская традиция). 1 марта – самый таинственный счет (народная традиция, в т.ч. на Руси). Считали от 25 марта (Благовещения). В Византии долго держались эры акциума (борьба между Августом и Антонием), начало года – 1 сентября.

Счет по месяцам в Галлии – с начала VI в. Общая тенденция – постепенное вытеснение римского календаря.

С XIV в. даже в Риме древний календарь почти вышел из употребления.

Каролингское возрождение и Возрождение – старались архаизировать.

В православном мире события в пределах года датировали по месяцам и числам с упоминанием дней недели.

Церковный календарь. Французские надписи – 89 святых.


 

05.10




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 106 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав